Повышение педагогической культуры родителей посредством декоративно-прикладного творчества.
В современных условиях семья является важнейшим общественным
институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни
человека, так и для социального, экономического культурного развития общества.
Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать
специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых
поколений.
Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее
готовности к своей воспитательной функции, об уровне педагогической культуры
родителей как главных воспитателей ребенка. Проблема повышения психолого-
педагогической культуры родителей всегда волновала выдающихся педагогов.
В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как
Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.Н. Острогорский, И.Г. Песталоцци,
К.Д, Ушинский, ставятся вопросы: о культуре семейных отношений; о
главенствующей роли родителей в формировании личности ребенка; о влиянии –
семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в
плане самообразования и расширения теоретических знаний в области семейного
воспитания, что говорит о том, что проблемы семьи и семейного воспитания
является традиционным для отечественной и мировой педагогики.
Современные ученые приходят к единому мнению о том, что основой
совершенствования семейного воспитания является работа по повышению
педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает
подготовка, главным образом, отцов и матерей, включающая целенаправленное
психолого-педагогическое научное просвещение. Вместе с тем уровень
психолого-педагогической культуры основной массы родителей остается
невысоким.
В такой ситуации актуальным оказывается вопрос о том, какие
общественные институты готовы взять на себя основную тяжесть по
формированию педагогической культуры родителей.
Традиционно школа рассматривается как основной орган работы с родителями,
упор, в которой преимущественно делается на повышение уровня педагогических
знаний родителей. Однако следует отметить, что заложенные в 20 годы XX века
основы родительского всеобуча, в настоящий момент не полностью удовлетворяют
потребностям сегодняшнего дня. Кризис: традиционной системы образования,
незаконченный на данный момент процесс ее реформирования ведут к тому, что
работа, ведущаяся в детских садах и школах, проходит формально, бессистемно и не
удовлетворяет имеющихся на сегодняшний день потребностей. В данных условиях
система дополнительного образования детей выступает наиболее приемлемым
звеном системы образования России для формирования педагогической культуры
родителей. Так В.П. Голованов отмечает, что «...дополнительному образованию
детей принадлежит социально-педагогическая миссия воссоединения и
сотрудничества общественного и семейного воспитания детей».
Занимаясь в объединениях дополнительного образования ребенок знакомится с
основными видами декоративно-прикладного искусства.
назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение
качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер.
Вместе с тем это деятельность художественно-декоративная, так как она
всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета.
Утилитарное и художественное начала взаимосвязаны и дополняют друг
друга. Художественная образность вещи делает ее приятной для применения.
Утилитарное начало подчеркивает жизненность художественной отделки
предмета.
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров-
гжельские чайники, хохломские миски, полховско- майданские тарарушки,
берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как
утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения,
отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как
сельского, так и городского жилья.
Не случайно большой популярностью пользуются выставки мастеров народных
промыслов. Народное творчество как искусство, создающее предметный мир,
живет в двух ипостасях - материальной культуры и культуры духовной. В наши
дни главными стали духовная и эстетическая — «праздничная» — функция
народного искусства, оно переживает новый этап — словно заново открывается
нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающего в
себе многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека
труда.
Вся воспитательно-образовательная работа в нашем центре осуществляется
не только на занятиях в объединениях декоративно-прикладной
направленности таких как «Керамика», «Красота своими руками», «Вышивка»,
«Выжигание», «Бисероплетение», «Волшебный лоскуток», но и в играх, труде,
на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Декоративно-прикладная деятельность осуществляется в самых разнообразных
формах и редко укладывается в предназначенное для занятий время.
Зачастую дети, освоив какой-либо прием на занятии в объединении, хотят
показать дома родителям чему они научились. Ребенок самостоятельно
изготавливает поделку дома, привлекая к своему творчеству родителей,
заинтересовывает их тем или иным видом декоративно- прикладного искусства.
В итоге совместной деятельности создаются поделки, которые дети с
удовольствием преподносят в подарок друзьям, подругам, бабушкам,
дедушкам, знакомым и родственникам, отчего дети испытывают огромную
радость, а родители гордость за своих детей.
Родители, заинтересованные в эстетическом развитии своего ребенка зачастую
сами начинают увлекаться тем или иным видом декоративно- прикладной
деятельности, что побуждает их пополнять свои знания в данной области, стать
помощником и наставником в творческом развитии своего ребенка. Возникает
некий творческий тандем, в котором ребенок, видя интерес со стороны родителя
начинает с еще большим интересом заниматься в объединении, как губка,
впитывая новые знания, развивая свой творческий потенциал, совершенствуя
свои умения и навыки.
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей можно
считать клубы семейно-выходного дня, которые проводятся в нашем центре раз
в месяц. Помимо развлекательно-игровой программы предусмотрены занятия
детей в объединениях центра, которые часто посещают и их родители.
Видя, как их ребенок с увлечением занимается в объединении, родители
зачастую проявляют интерес к декоративно- прикладному творчеству и сами
включаются в работу, помогая ребенку изготовить тот или иной элемент его
будущей работы, наступает момент сотворчества родителя и ребенка, что очень
важно для повышения педагогического культуры родителей, здесь важен скорее
не результат, а сам процесс как таковой сотрудничество родителей и детей
Также в центре часто организуются экскурсии для детей совместно с
родителями, в городской музей и другие эстетические центры города, где дети и
родители познают все многообразие различных видов декоративно- прикладного
искусства России и родного края.
Посещение родителями выставок детских работ, организуемых у нас в центре
стало доброй традицией нашего центра. Посещая такие выставки, родители
узнают много нового о интересах и предпочтениях своих детей. Перед ними
открывается новый мир- мир самовыражения через творчество внутреннего мира
их ребенка. Это позволяет родителям лучше понять своих детей и выбрать
оптимально верный подход к воспитанию своего ребенка.
В результате совместной целенаправленной работы педагогов и родителей
дети достигают неплохих результатов, что подтверждают следующие показатели:
Диплом лауреата городского конкурса художественного и декоративно-
прикладного творчества детей с ограниченными возможностями «Поделись
частичкой доброты» 2006г. в номинации работа с кожей получила Зиннурова
Гузель; 2 место завоевала работа Садриевой Альбины в городском конкурсе
декоративно-прикладного творчества в 2007г.; В этом же конкурсе работа
Васильева Алексея завоевала первое место; Дипломом второй степени была
отмечена работа Васильева Алексея на первом республиканском конкурсе
декоративно-прикладного творчества «Рукотворный мир» в 2007г.
В заключении хочется отметить, что повышение педагогической культуры
родителей является актуальной задачей современного общества. В ее реализации
могут участвовать не только традиционные педагогические структуры,
но и система дополнительного образования, которая выступает наиболее
приемлемым звеном системы образования России для формирования
педагогической культуры родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.