Повышение профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе самообразования
Оценка 5

Повышение профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе самообразования

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
28.06.2023
Повышение профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе самообразования
Новый социальный заказ общества проявляется в виде требований к квалификации педагогов дошкольного образования, сформулированных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики органом государственной власти в области трудовых отношений. Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Тем не менее, проведенные исследования представили, что не все педагоги в равной мере готовы к введению стандартов и развитию детей по новым технологиям. Понятно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом [6]. В представление «профессионализм» укладываются не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности, но и личностная возможность педагога, система его профессиональных ценностей, его взгляды, указания, в единстве дающие качественные образовательные плоды.
Проект Яцко М.Н..docx

Рег. №__, дата____

 

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»

 

Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Повышение профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе самообразования

 

 

Выполнил:

Заместитель заведующего по образовательной деятельности,

МОУ «Бендерский детский сад №28»

Яцко Мальвина Николаевна

слушатель ДПОП ПК

«Заведующий, заместитель заведующего по образовательной деятельности организаций   дошкольного образования» с 26.09 по 07.10.2022 года

 

Руководитель-рецензент

старший преподаватель кафедры ДиНО

Накул Валентина Евгеньевна

Допущен к защите: «___»_____2022г.

_______________________________

подпись руководителя-рецензента

 

 

 

 

 

Тирасполь, 2022 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Теоретические основы повышения профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе самообразования………………………………………………………………… 5

    1.1 Самообразование как форма методической работы, обеспечивающая повышение профессиональной компетентности педагогов ОДО……………………………………………………………….5

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МОУ «Бендерский детский сад №28» в процессе самообразования……………… 10

2.1 Проектирование процесса самообразования в МОУ «Бендерский детский сад №28»……………………………...…………..…………….. 10

Заключение……………………………………………………………………… 19

Список литературы………………………………………………………………20

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вследствие введения ГОС ПМР и изменений в Законе ПМР «Об образовании» (статья 18), дошкольное образование является уровнем общего образования, усиливается процесс модернизации системы образования. Необходимое условие ее модернизации – повышение профессионального уровня педагогов, ориентация на профессионалов нового уровня: инициативных, творческих, самодостаточных. Сегодня педагоги становятся непосредственными участниками инновационного развития образовательных организаций, именно на их плечи ложится вся ответственность реализации задуманных государством преобразований.

           Новый социальный заказ общества проявляется в виде требований к квалификации педагогов дошкольного образования, сформулированных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики органом государственной власти в области трудовых отношений.

          Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей. Тем не менее, проведенные исследования представили, что не все педагоги в равной мере готовы к введению стандартов и развитию детей по новым технологиям. Понятно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, которые обладают высоким профессионализмом [6]. В представление «профессионализм» укладываются не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности, но и личностная возможность педагога, система его профессиональных ценностей, его взгляды, указания, в единстве дающие качественные образовательные плоды.

Исследованию вопроса профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации посвящены работы многих авторов. В специальной литературе обширно обсуждаются разные подходы к деятельности дошкольной организации.

         Особенности развития профессиональной компетентности в процессе самообразования стали предметом изучения таких авторов, как М.Г. Ермолаева, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др. 

            Актуальность темы проекта обусловлена недостаточным практическим обоснованием проектирования самообразования педагогов как условия повышения их профессиональной компетентности и все возрастающими требованиями социальной практики в компетентных работниках.

Цель проекта: теоретическое обоснование и практическая разработка и реализация комплекса мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов в процессе   самообразования.

Согласно цели проекта обозначены следующие задачи:

1.                 Изучить особенности, выявить уровни профессиональной компетентности и самообразования педагогов ОДО.

2.                 Разработать  и реализовать (апробировать) комплекс мероприятий по самообразованию педагогов, содержание и формы которых направленны на развитие профессиональной компетентности педагогов ОДО.

Объект: профессиональная компетентность педагогов организации дошкольного образования.

Предмет: содержание и формы самообразования педагогов, обеспечивающие развитие профессиональных компетенций педагогов организации дошкольного образования. 

Результат проекта: разработать план мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности педагогов ОДО в процессе их самообразования.

1.                 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ

 

1.1.          Самообразование как форма методической работы, обеспечивающая повышение профессиональной компетентности педагогов ОДО

Согласно Единому квалификационному справочнику, термин «профессиональная компетентность» обуславливается как «качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии» [5].  

Термин «профессиональная компетентность» стал употребляться с девяностых годов двадцатого века, а затем возникает в качестве предмета изучения многих педагогов, таких как Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Т.И. Руднева, Г.Н. Стайнов. В их работах компетентность является синонимом профессионализма или определяется одним из его компонентов.  

Компетентность - это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, которые разрешают благополучно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [9]. 

Применение данного тезиса для характеристики профессиональной деятельности воспитателей послужило основанием для разработки его структуры и сущности в психолого-педагогической науке, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

   Понятия «профессиональной компетентности» воспитателей детского сада

Фамилия ученого

Сущность понятия

 

И.Н. Асаева

заданное общественное требование к способности и готовности воспитателя по осуществлению обобщенных способов действий (образованных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте), нужных для осуществления профессиональной

деятельности по развитию детей дошкольного возраста в ДОО;

 

Л.Н. Атмахова

 интегральная характеристика, содержащая когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты, устанавливаемая готовностью и способностью педагога дошкольного образования реализовать в непосредственной деятельности профессиональное педагогические функции;

 

 базовый     уровень     и     критерий     качества      профессиональной

А.А. Майер

подготовки педагога дошкольного образования к труду, моделирующей единое развитие личности и деятельности педагога дошкольного образования во взаимодействии с предметом (культурой) и объектом труда (ребенком) в структуре мотивационно-психологической, теоретической, технологической и результативной готовности;

Т.А. Сваталова

совокупность видов компетентностей: методической, оценочной, организаторской, коммуникативной. В их состав входят «ключевые» компетенции, необходимые педагогу дошкольного образования для результативного осуществления профессиональных функций.

 

Рассмотрение данной таблицы подтверждает то, что ученые -исследователи устанавливают содержание и структуру профессиональной компетентности воспитателя детского сада, выделяя её составляющие компоненты. 

Например, Л.Н. Атмахова определяет деятельностный, когнитивный и профессионально-личностный компоненты. 

И.Н. Асаева же рассматривает профессиональную компетентность воспитателя через комплекс способов действий, основанных на знаниях, умениях, ценностных отношениях, опыте. 

А.А. Майер [8] выделяет в структуре профессиональной компетентности воспитателей несколько видов готовности: 

-                психологическая компетентность с точки зрения мотивационно -ценностного и эмоционально-оценочного отношения к педагогической действительности;

-                теоретическая компетентность - совокупность знаний о педагогических фактах, принципах, закономерностях, целях, содержании и технологиях; 

-                - технологическая готовность - целостность умений, способов и творческого осуществления педагогической деятельности;

-                результативная готовность - способность находить продуктивность и результативность своей профессиональной деятельности и развития в целом. 

Т.А. Сваталова рассматривает структуру профессиональной компетентности воспитателей через совокупность её видов и выделяет методическую, оценочную, организаторскую, коммуникативную компетентности [14].

Самообразование рассматривалось исследователями - педагогами Е.Н. Волковым, С.Т. Шацким, М.М. Рубинштейном, В.А. Сластёниным,

Г.М. Коджаспировой, Т.П. Колодяжной, К.Ю. Белой и другими.  

Самообразование - получение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя [12].

В.Я. Ляудис считает, что самообразование  - это достижение личностью такой степени работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической деятельности, обуславливающего развитие педагогических качеств, взглядов, а также инициативности поведения [10]. 

Под самообразованием подразумевают специально созданную, регулярную познавательную деятельность, которая сосредоточена на достижение определенных личностно и социально существенных образовательных целей.

Значение самообразования определяется в удовлетворении познавательной инициативности, растущей потребности педагога в самореализации путем постоянного образования. Сущность его заключается в освоении техникой и культурой умственного труда, умении справляться с проблемами, совершенствоваться самостоятельно.

Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой порождает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса [1]. 

Самообразование – это самостоятельная деятельность, но, как точно замечает Л.Т. Львова, «учитывая трудности и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в этом процессе, целесообразно организовывать его в системе методической работы ДОУ» [7]. Причина этого еще и в том, что педагоги должны двигаться «в нужном направлении», поэтому именно проектирование методической работы задает направления для самообразования.

           Сложность этого вида деятельности для педагогов организации дошкольного образования «обусловливает необходимость оказания им методической помощи и поддержки, необходимость руководства самообразованием педагогов ДОУ» [12].

Таким образом, показатели действенности педагогического самообразования - это, прежде всего, качественный воспитательно - образовательный процесс и профессионально-квалификационный рост педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОДО В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

 

2.1.     Проектирование процесса самообразования в МОУ «Бендерский детский сад №28»

Изучение характеристик профессиональной компетентности и самообразования педагогов проводилось на базе МОУ «Бендерский детский сад №28».

В ОДО функционирует 8 групп:

Всего в организации образования -155 детей.

Организация педагогического процесса обеспечивается следующими специалистами:

-воспитатели возрастных групп – 12;

-воспитатель-методист по физической культуре – 1;

-воспитатель-методист по изобразительной деятельности – 1;

-музыкальный руководитель –1;

-воспитатель – методист по приоритетному направлению – 1;

- учитель молдавского языка -1;

Кадровый потенциал:

С высшим педагогическим профильным образованием – 11 человек (65%), со средним специальным дошкольным образованием – 5 человек               (29%), без педагогического образования –  1 человек  (6%) - студент  ГОУ СПО «БПК»

В организации дошкольного образования 13 педагогов (81%) аттестованы на соответствующие квалификационные категории: на I квалификационную категорию – 7 человек (41%), на II квалификационную категорию – 5 человек (29%), 5 педагогов (30%) не подлежат аттестации по объективным причинам (4 чел. - пед. стаж менее 3-х лет в ОДО, 1 - соответствие должности).

Анализ стажа педагогической деятельности показал, что 47%                         (8 человек) составляют педагоги со стажем более 15 лет, от 10 до 15 лет –                             12% (2 человека), от 5 до 10 лет – 18%  (3 человека), до 3-х лет – 23% (4 человека). 

Возрастной состав педагогов ОДО следующий: до 30 лет – 30%                     (5 педагогов); от 30 до 50  лет – 47% (8 педагогов); от 50 до 60 лет – 23%             (4 педагога).

Процесс самообразования воспитателей проходил по следующим этапам. Первый этап - диагностический, предусматривал формирование потребности в самообразовании, создание определенного настроя на самостоятельную работу, осознании необходимости в получении знаний; анализ профессиональных затруднений и интересов.

           На данном этапе был проведен мониторинг профессиональных компетенций педагогов МОУ «Бендерский детский сад №28».

          - Анализ профессиональной компетентности воспитателей детского сада проводился с помощью методики Т.А. Сваталовой (Приложение 1).

Цель: выявить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Анкетирование «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» по Н.В. Немовой (Приложение 2).

Для определения эффективности процесса самообразования педагогов ОДО использовался метод опроса Н.Н. Гладышевой, А.А. Бойко «Оценка эффективности работы по самообразованию» (Приложение 3).            

 Педагогам предлагается оценить себя по четырнадцати критериям, характеризующим наличие базовых знаний и умений, умения выбрать источник информации и формы самообразования, умение планировать свою деятельность, осуществлять самооценку.

      Анализ устного опроса, а также проведенных диагностик показал, что у воспитателей нет видимых затруднений при выборе темы работы по самообразованию, целеполагания. Темы самообразования воспитателей сочетаются с годовыми задачами дошкольной организации, личными затруднениями воспитателей. Лишь 47% воспитателей осваивают учебную и научно-методическую литературу, знакомятся с последними достижениями в педагогической науке. Сложности возникают при разработке плана действий, продуманности содержания, форм работы по этапам. У 29% воспитателей нет мотивации к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Не владеют знаниями о самообразовательной деятельности. Затрудняются при определении цели, перспектив, задач профессиональной деятельности. В своей профессиональной деятельности не используют современные педагогические технологии, не умеют анализировать и проектировать свою профессиональную деятельность. Не умеют находить перспективы, вносить и диагностировать этапы самообразовательной деятельности.

          Затем были выявлены три группы воспитателей для организации индивидуального маршрута по самообразованию. Первая из них, педагоги с педагогическим образованием, со стажем работы более пятнадцати лет; вторая группа - педагоги, проработавшие в дошкольной организации от пяти до пятнадцати лет; третья группа - молодые воспитатели. 

            Далее на этом же этапе с учетом выявленных затруднений и желания воспитателя работать над той или иной проблемой, в помощь воспитателям было предложено познакомиться с примерным планированием этапов работы над темой самообразования (Приложение 5), памяткой по самообразованию (Приложение 6).        

На втором этапе планировалась работа по самообразованию: постановка воспитателем проблемы, выбор цели и задач работы, формулирование самообразовательной темы, построение логики своих действий. Педагогам рекомендовалось заполнить индивидуальный план по самообразованию (Приложение 4), выстроить, таким образом, траекторию своего саморазвития.

Третий этап - теоретический, на котором воспитатели знакомились с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме; с передовым педагогическим опытом, выборочно изучали материалы по проблеме.

Четвертый этап - практический, во время которого происходила адаптация теоретического материала к практике; апробирование выбранных методов работы; изготовление пособий, наглядного и дидактического материала, организация и проведение практической работы с воспитанниками, мониторинг. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. 

Пятый этап – анализ и подведение итогов, на нем воспитатели в процессе дальнейшей деятельности использовали свой собственный опыт, а также занимались его распространением, т.е. созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки); апробацией, отслеживанием результативности. Этот этап предусматривает практические выходы: отчет педагогов о ходе самообразования, проведение открытых занятий, различных мероприятий, мастер-классы для коллег.

Для успешной реализации работы педагогов по самообразованию был составлен план мероприятий.

   Таблица 2

Мероприятия по организации самообразования педагогов ОДО

Этапы

Мероприятия

Ожидаемый результат

Диагностический этап

 - Мониторинг «Уровня профессиональных компетенций педагогов ОДО».

 - Анкетирование «Выявление факторов

 стимулирующих и препятствующих

 развитию педагогов».

 - Диагностика «Оценка эффективности работы по самообразованию»  (Н.Н. Гладышева, А.А. Бойко).  

Выявить уровень профессиональных компетенций воспитателей, факторов препятствующих развитию педагогов, оценить эффективность работы по самообразованию.

 

Организационный этап

- Определение тематики самообразования воспитателей и созданию опыта

 - Семинар – практикум: «Самообразование педагога. Советы по организации работы»: (изучение разделов плана по самообразованию, этапы работы, структура оформления опыта работы).

 - Консультация

«Планирование воспитательно – образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ГОС ДО» 

Организация последовательной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы воспитателей по самообразованию.

Умение планировать работу по самообразованию; накапливать и систематизировать практический материал по теме самообразования.

Теоретический этап

- Круглый стол «Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ГОС ДО: актуальные вопросы»

- Тематическая выставка «В помощь педагогам, занимающимся самообразованием» (изучение нормативной, научно- методической литературы).

- Тематические стенды «Советы коллег»,

 «Лучшее от педагога коллективу!»

 

 

Повышение уровня теоретической подготовки воспитателей.  

 

Совершенствование умения работать с  научно – методической литературой.

 Пополнение «копилки знаний» эффективными приемами работы с родителями воспитанников.

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.  

Практический этап

- Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений на педагогических советах.

- Участие воспитателей в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических письменных консультаций, 

альбомов, газет и др. 

- Участие педагогов в мероприятиях городских методических объединений. 

- Педагогическая гостиная - обзор воспитателями новинок методической литературы

- Деловая игра «Копилка идей»

Расширение представлений воспитателей о возможных формах и методах работы с дошкольниками

Аналитический этап

-                  Открытый просмотр образовательной деятельности

-                  Организация выставки работ детей и воспитателей

-                  Оформление передового

педагогического опыта

Способствовать раскрытию творческого потенциала воспитателей

              

При реализации данного плана использовались такие формы методической работы как коллективные и индивидуальные консультации, круглый стол, деловая игра, семинар - практикум, обобщение и распространение опыта работы (методические объединения, педагогические гостиные). Использованные формы работы были ориентированы на развитие самостоятельной познавательной активности воспитателей, расширение знаний о нормативной, научной и методической литературе, переосмысление содержания и методов работы в соответствии ГОС ДО ПМР.

Педагогам была предоставлена возможность участия в мероприятии, направленном на решении проблемы, касающейся конкретно той или иной группы педагогов. Молодым воспитателям были предложены консультации «Самообразование педагогов ОДО», «Планирование воспитательно – образовательной работы с детьми в соответствии с требованиями ГОС», задачами которых являлись ознакомление с теоретическими основами самообразования и овладение умениями планировать свою деятельность в соответствии с ГОС ДО ПМР. Также молодым педагогам советовали ознакомиться с методическими рекомендациями по теме самообразования, специальной научно-методической литературой, посетить открытые просмотры образовательной деятельности коллег. Для молодых педагогов проходил круглый стол на тему «Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ГОС ДО ПМР», задачи которого заключались в овладении знаниями специфики дошкольного образования, умениями организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников. 

Участие в педагогической гостиной, во время совместного обсуждения, позволило обеспечить высокую степень активности и ответственности педагогов за общий результат и создать комфортную обстановку для развития личностных качеств воспитателей: инициативности, самостоятельности. 

Педагоги с большим стажем работы охотно делились своим опытом работы: приглашали молодых специалистов посещать открытые показы образовательной деятельности внутри детского сада, подготавливали доклады на педагогических советах, участвовали в работе консультационного пункта для родителей воспитанников. Участвуя в презентации опыта работы, воспитатели изучали опыт других в данной области, осуществляли оценку своей деятельности, планировали пути для дальнейшего её совершенствования. 

Воспитателям было предложено поучаствовать в деловой игре «Копилка идей», в которой были использованы проблемные методы организации воспитательно-образовательного процесса, что дает возможность изученную технологию применять в работе со своими воспитанниками. 

Основные формы работы на методических объединениях (электронная презентация, сообщение из опыта работы, практикумы, видео просмотр деятельности с дошкольниками) способствовали развитию интереса к современным технологиям, актуализировали опыт педагогов, предоставляли возможность оценить уровень продуктивности образовательного процесса с использованием технологий. Обобщая накопленный опыт участия в профессиональных интернет - конкурсах, воспитатели использовали большой арсенал средств: чтение научной литературы и периодики. Также опытные педагоги участвовали в общении с коллегами в рамках городских методических объединений, где обменивались методическими разработками, изучали и оставляли комментарии к различной методической продукции (пособия, проекты, просмотр видео конспектов занятий и др.) в онлайн, получать обратную связь. 

Проводимая методическая работа, на наш взгляд, способствует формированию мотивационных установок воспитателей, готовности к саморазвитию в области изучения и использования современных педагогических технологий; выполнение практических заданий, направленных на актуализацию знаний, обеспечивает формирование образовательного компонента профессиональной компетентности воспитателей. Активное участие воспитателей в деловой игре, семинаре, в решении проблемных ситуаций способствовало формированию организационно-педагогических и организационно-технических умений, составляющих технологический компонент профессиональной компетентности воспитателей дошкольной организации. Принимая участие в методических мероприятиях, профессиональных конкурсах, обобщая и представляя передовой опыт работы на педагогических советах, воспитатели получают возможность самостоятельно выстраивать путь своего личностного и профессионального развития. 

Проведение методической работы по самообразованию воспитателей позволило, во-первых, формировать потребность к саморазвитию, во-вторых, реализовать потенциал каждого конкретного педагога ОДО, в-третьих, знакомиться с нововведениями и применять новые технологии в собственной практике. Таким образом, разработанный план методических мероприятий способствовал созданию оптимальных условий для развития профессиональной компетентности педагогов организации дошкольного образования в процессе их самообразования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день усиленно осуществляется модернизация образования. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь» [8].

Мысль о непрерывном образовании и самообразовании для современного воспитателя является актуальной. Личное побуждение, творчество, активность, самостоятельность типичны деятельности профессионала. Однако многие воспитатели, понимая идею и назначение профессионального педагогического самообразования, самосовершенствования, не владеют методикой этой деятельности или не ощущают в ней потребности. Это и обусловило актуальность данной темы. 

          Целью проекта являлось повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе их самообразования.

         В ходе проекта был разработан план мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности педагогов ОДО в процессе их самообразования. Он включал в себя несколько этапов работы: диагностический, организационный, теоретический, практический, аналитический. Всего за период реализации плана использовались разнообразные формы работы: консультации, беседы, круглый стол, семинар – практикум, деловая игра и другие.

Анализ эффективности проведенной работы показал, что уровень профессиональной компетентности педагогов в процессе их самообразования повысился. Цель проекта достигнута.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.             Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы [Текст] / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 1998. 

2.             Белая, К. Ю. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 2. 

3.             Болта Г.Н. Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/417088/ (дата обращения 27.09.2022)

4.             Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текст] / В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич.- М.: Новая школа, 1995. 124 с. 

5.             Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" [Электронный ресурс] / Режим доступа https://poiskpmr.ru/blog/edinyj-kvalifikacionnyj-spravochnik-b271

6.             Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Т. В. Кротова. – М., 2005. – 18 с. 75 

7.             Львова, Л. Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ [Текст] Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя. – 2008. – №

11. – С.34-38. 

8.             Майер, А. А. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

[Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / А. А. Майер. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 220 c. 91  

9.             Максимова, Л. И. Компетентностный подход в системе подготовки педагогов дошкольного образования [Текст] / Л.И. Максимова // Научно -методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 426–430. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95370.htm.

10.        Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова.- М.: Просвещение, 1993.

11.        Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений [Текст] С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАО.

Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1993.

12.        Проблема профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики. Материалы краевой научно-практической конференции; сост. Л. А. Романова [и др.] – Барнаул, 2009. – 224 с.

13.        Сваталова, Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышения квалификации [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Т.А. Сваталова. – Челябинск, 2009. – 24 с. 

14.        Сваталова, Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов [Текст] / Т. А. Сваталова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №1.

15.        Закон ПМР «Об образовании» Текущая редакция от 30.07.22 [Электронный ресурс] // http://www.vspmr.org/legislation/laws/zakonodateljnie-akti-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-v-sfere-obrazovaniya-kuljturi-sporta-molodejnoy-politiki-sredstv-massovoy-informatsii-a-takje-v-sfere-realizatsii-politicheskih-prav-i-svobod-grajdan/zakon-pridnestrovskoy-moldavskoy-respubliki-ob-obrazovanii.html

15. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов [Текст] / О. А. Хохлова // Справочник старшего воспитателя.

- 2010. - №3.- С.4

                          Карта мониторинга                                                                  Приложение 1

профессиональных компетенций педагога ДОО

ФИО педагога __________________________________

0 баллов – педагог не владеет соответствующими ЗУН;

1 балл – педагог владеет ими частично;

2 балла - педагог владеет ими на среднем уровне;

3 балла - педагог владеет ими на достаточном уровне

4 балла - педагог владеет ими на высоком уровне

Компетенции

показатели

баллы

педагог

ЗЗ по ОД

1.Компетенция в ведении образовательного процесса

 

  • Способность учитывать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

 

 

  • Способность учитывать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

 

 

  • Способность учитывать особенности образовательной и парциальных программ.

 

 

  • Способность учитывать  цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания дошкольников.

 

 

  • Способность проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс

 

 

Способность  грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка

 

 

  • Способность проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов.

 

 

Способность  организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно- манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей

 

 

  • Способность планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ГОС дошкольного образования

 

 

  • Способность результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

 

 

  • Способность планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

 

 

  • Способность грамотно использовать  современные образовательные технологии

 

 

  • Способность организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

 

 

  • Способность создавать условия для поддержания инициативы как целеполагание и волевое усилие, творческой, коммуникативной, познавательной инициативы воспитанников.

 

 

  • Способность реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий –60-39 баллов
  • Средний -  38-17 баллов
  • Низкий –16 - 0 баллов

 

 

2.Методологическая (методическая) компетентность.

Способность понимать различные подходы к образованию и выбору методов.

 

 

Способность иметь собственную педагогическую позицию, осознавать свой опыт на уровне теории.

 

 

Способность владеть различными методами обучения, знанием дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знанием психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

 

 

Способность владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

 

  • Способность расширять содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности в рамках разработки и реализации авторских образовательных программ

 

 

  • Способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 24-16 баллов
  • Средний -  15-8 баллов
  • Низкий – 7- 0 баллов

 

 

3.Компетентность в организации воспитательной работы.

  • Способность организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера).

 

 

  • Способность моделировать отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов.

 

 

  • Способность проявлять уважение к мыслям и суждениям каждого ребенка.

 

 

  • Способность обеспечивать усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

 

 

  • Способность формировать у воспитанников информативные, действенные представления о своей семье, сообществе детей и взрослых в организации

 

 

  • Способность наблюдать самостоятельную деятельность детей, анализировать ее с точки зрения становления у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, оценивать уровень эффективности педагогических воздействий

 

 

  • Способность наблюдать, анализировать и оценивать деятельность детей с точки зрения форсированности основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе, оценивать уровень педагогических воздействий

 

 

  • Способность наблюдать деятельность детей, анализировать ее с точки зрения позитивных установок различным видам труда и творчества, оценивать уровень педагогических воздействий

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 32-21 баллов
  • Средний -  20-10 баллов
  • Низкий – 9- 0 баллов

 

 

4.Компетентность в создании предметно-пространственной среды и организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

  • Способность создавать психологически комфортную и безопасную, содержательно- насыщенную, доступную, зонированную, полифункциональную, адаптированную, вариативную, трансформируемую образовательную среду.
  •  

 

 

  • Способность обеспечивать безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья,

 

 

  • Способность поддерживать эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

 

 

  • Способность учитывать при организации предметной среды закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 

 

 

  • Способность создавать предметно- пространственную развивающую среду для развития у детей игровой, познавательной, двигательной, исследовательской и творческая активности в соответствии с образовательными областями

 

 

  • Способность систематически проводить анализ состояния предметно- пространственной развивающей среды с целью приведения в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 24-16 баллов
  • Средний -  15-8 баллов
  • Низкий – 7- 0 баллов

 

 

5.Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

  • Способность владеть технологиями исследования, методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

 

 

  • Способность владеть средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы.

 

 

Способность организовывать собственную педагогическую деятельность, ориентированную на индивидуальные особенности ребенка.

 

 

Способность определять индивидуальные цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 16-11 баллов
  • Средний -  10-4 баллов
  • Низкий – 3- 0 баллов

 

 

6.Компетентность в установлении контактов с родителями

Способность владеть основными документами о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям.

 

 

Способность создавать условия для социализации детей.

 

 

Способность владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

 

 

Способность организовать сотрудничество родителей по проблемам воспитания, образования и развития детей в рамках реализации целей и задач образовательных областей

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 16-11 баллов
  • Средний -  10-4 баллов
  • Низкий – 3- 0 баллов

 

 

7. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников.

  • Способность владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

 

 

  • Способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

 

 

 Способность создавать и использовать в воспитательно- образовательном процессе собственных простейших и имеющихся программных продуктов, образовательных сайтов. 

 

 

Способность применять новые технологические решения в воспитательно- образовательном процессе: телеконференции, цифровые, интерактивные доски и др. 

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 16-11 баллов
  • Средний -  10-4 баллов
  • Низкий – 3- 0 баллов
  •  

 

 

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

  • Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.

 

 

Способность обеспечивать постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности.

 

 

  • Способность осуществлять непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечит потребность к постоянному саморазвитию.

 

 

  • Способность владеть механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.

 

 

Способность выбирать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста

 

 

Способность владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 24-16 баллов
  • Средний -  15-8 баллов
  • Низкий – 7- 0 баллов

 

 

9.Креативная компетентность педагога (исследовательская).

  • Способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач.

 

 

  • Способность к позитивному отношению к новым идеям, стремлению реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации.

 

 

  • Способность проявлять компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

 

 

  • Способность владеть комплексом умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации изучаемого материала.

 

 

  • Способность планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций.

 

 

Итого баллов по группе умений

 

 

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 20-14 баллов
  • Средний -  13-6 баллов
  • Низкий – 5- 0 баллов

 

 

10. Коммуникативная компетентность.

 

  • Способность осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие во время образовательного процесса.

 

 

Способность практического владения приемами общения, позволяющие осуществлять направленное результативное взаимодействие «ребенок – воспитатель – родитель».

 

 

  • Способность сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом.

 

 

  • Способность владение грамотностью устной и письменной речи, ораторским искусством.

 

 

  • Способность публично представлять результаты своей работы, отбирать оптимальные методы и формы самопрезентации.

 

 

Способность выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определенных социально значимых целей.

 

 

  • Способность объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

 

 

  • Способность  проявлять экстраверсию и эмпатию.

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 32-21 баллов
  • Средний -  20-10 баллов
  • Низкий – 9- 0 баллов

 

 

11.Регулятивная компетентность.

 

  • Способность управлять своим поведением и деятельностью, контролировать свои эмоции.

 

 

  • Способность адекватно оценивать результаты собственного труда.

 

 

  • Способность к саморегуляции.

 

 

  • Способность к рефлексии, стрессоустойчивостью.

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 16-11 баллов
  • Средний -  10-4 баллов
  • Низкий – 3- 0 баллов

 

 

12.Социальная компетентность.

  • Способность выстраивать и управлять взаимоотношениями с детьми дошкольного возраста, их родителями, коллегами.

 

 

 

  • Способность работать в команде педагогов

 

 

  • Способность анализировать ситуацию, действовать в соответствии с общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений..

 

 

Способность владеть различными социальными ролями.

 

 

Итого баллов по группе умений

  •  

 

 

Уровень по данной группе умений

  • Высокий – 16-11 баллов
  • Средний -  10-4 баллов
  • Низкий – 3- 0 баллов

 

 

Итого баллов

 

 

 

Уровень

  • Высокий – 296-187 баллов
  • Средний -  186-76 баллов

Низкий – 75- 0 баллов

 

 

                                                                                                       Приложение 2

 

Анкета
"Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов"
(по Н.В. Немовой)

Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:

  • 5 – да (препятствуют или стимулируют);
  • 4 – скорее да, чем нет;
  • 3 – да и нет;
  • 2 – скорее нет;
  • 1 – нет.

Факторы, препятствующие профессиональному развитию педагогов

Препятствующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Собственная инерция

 

 

 

 

 

Разочарование из-за прежних неудач

 

 

 

 

 

Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей

 

 

 

 

 

Недоброжелательность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему

 

 

 

 

 

Состояние здоровья

 

 

 

 

 

Нехватка времени

 

 

 

 

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 Факторы, стимулирующие профессиональное развитие педагогов

Стимулирующие факторы

Оценка

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Методическая работа в ДОУ

 

 

 

 

 

Обучение на курсах

 

 

 

 

 

Пример и влияние коллег

 

 

 

 

 

Пример и влияние руководителей

 

 

 

 

 

Организация труда в ДОУ

 

 

 

 

 

Внимание к этой проблеме руководителей

 

 

 

 

 

Доверие

 

 

 

 

 

Самообразование

 

 

 

 

 

Интерес к работе

 

 

 

 

 

Возрастающая ответственность

 

 

 

 

 

Возможность получения признания в коллективе

 

 

 

 

 

Средний балл:

 

 

 

 

 

 

Приложение 3  

Ф.И.О. педагога: _____________________________________________

Должность: _________________________________________________

Образование: ________________________________________________

Дата начала работы над темой самообразования: __________________

Предполагаемая дата окончания работы:__________________________

Таблица 3

Оценка эффективности работы по самообразованию

(Н.Н.Гладышева, А.А.Бойко)

№ п/ п

Критерии для оценивания

Оценка эффективности

Самооце

нка, самоана лиз педагога

Оценка, комментар

ии,

рекоменда ции

1

Выбор направления работы по самообразованию:

- Ознакомление с новыми нормативными документами в области дошкольного образования;

-Изучение     учебной          и          научно-методической литературы;

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

-Изучение     новых программ       и             педагогических технологий;

-Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

-Повышение общекультурного уровня 

 

 

2

Выбор            темы   работы           по             самообразованию, актуальность темы

 

 

3

Полнота сочетания темы самообразования с годовыми задачами ДОО, личными затруднениями педагога

 

 

4

Цель работы по самообразованию

 

 

5

Четкость формулировок (темы, цели, задач, основных вопросов и т.д.)

 

 

6

Разработка и содержание плана действий (этапы, сроки)

 

 

 

Полнота и конкретность плана

Продуманность содержания, видов, форм работы по этапам

 

 

7

Информационно-аналитический этап (вводноознакомительный); прохождение курсов повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научнометодической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных и т.д.

 

 

8

Практический этап (научно-исследовательская работа по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы; знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педагогического процесса, методологии воспитания и обучения детей; разработка и практическая апробация образовательных технологий; создание собственных методических пособий, внедрение в практику, распространение опыта работы)

 

 

9

Наличие и качество творческого сотрудничества педагога с различными социальными институтами в процессе работы над темой самообразования

 

 

 

Прогнозируемый результат (обобщенный педагогический опыт, рабочая программа, методические рекомендации, статья в газете,

выступления на конференции и т.д.)

 

 

10

Полученный результат

 

 

11

Теоретическая и практическая значимость для педагога конечного результата работы по

самообразованию

 

 

 

Оценка эффективности – производится по 3 - балльной системе:

3 балла - высокий уровень эффективности работы по самообразованию;

2 - балла - средний уровень;

1 - балл - низкий уровень;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Индивидуальный план самообразования

 

(ФИО) _________________________________________________

(образовательная организация) ____________________________

(сроки работы над темой) _________________________________

Таблица 4                           

 

Сведения о педагоге ОДО

Должность

Педагогический стаж

Категория

Дата,             тема

последних курсов

 

Дата предполагаемой аттестации:

 

 

 

 

 

 

 

Тема: .........

Основные вопросы, намеченные на изучение: ……..

1.  Изучение научной литературы по выбранной теме;

2.  Апробация основных научных достижений по выбранной теме;

3.  Внедрение в процесс обучения современных пед. технологий и др.

Цель: …

Задачи: …

Формы самообразования:….

Ожидаемые результаты самореализации: …

Информационные источники по теме самообразования: …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Таблица 5

Индивидуальная карта самообразования

Этап

 

Содержание

Сроки

Форма результатов

Диагностический

 

Анализ педагогической деятельности; знакомство с

рекомендациями по организации самостоятельной работы;

определение темы; сбор библиографии по данной теме;

постановка целей и задач.

 

Форма анализа, план работы над темой.

 

 

 

Обучающий

Изучение                       психолого-

педагогической, научной и методической литературы; подбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране.

 

Доклад, конспект, заметки. Формирование картотеки по теме.

Практический

 

 

 

 

 

Адаптация теоретического материала к конкретно ситуации; апробирование на практике

выбранных    методов          работы; мониторинг, анкетирование.

Изучение литературы.

 

Заметки, доклад

 

Внедренческий

Создание собственных наработок в русле выбранной темы

 опорой на теоретический материал; апробация,

коррекция, отслеживание результативности, рекомендации.

 

 

Доклад,           открытые мероприятия, занятия и др.

Обобщающий

Систематизация материала по теме, обобщение,

оформление в виде творческой работы (портфолио).

Мониторинг, анкетирование.

 

Мониторинг, рекомендации для коллег. Выбор формы представления результатов. 

 

 

Приложение 6

Таблица 6

Памятка по самообразованию                                             

Трудности

Шаги преодоления

Не могу определиться с темой самообразования -

-Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

-Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МП ПМР, конвенции, целевые программы, а также статистические данные

При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

Подбор литературы: 

-Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. 

-Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме?  -Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? 

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы -Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме. 

-Включите современные взгляды на проблему. 

-Используйте опыт работы педагогов

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный

материал

-По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. 

-Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы 

записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной   мысли или выделяйте главное для себя условными символами. 

-Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. 

-Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

-Составьте план или схему полученных при изучении материалов. 

-Представьте,            «проиграйте»            возможные     ситуации           и варианты практических действий.

Получен обширный информационный материал

Ответьте на вопросы: -Какие основные идеи изложены в пособии? -Что мне известно по данной теме

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рег. №__, дата____ Министерство просвещения

Рег. №__, дата____ Министерство просвещения

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Вследствие введения

ВВЕДЕНИЕ Вследствие введения

Исследованию вопроса профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации посвящены работы многих авторов

Исследованию вопроса профессионального становления педагога в процессе повышения квалификации посвящены работы многих авторов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Применение данного тезиса для характеристики профессиональной деятельности воспитателей послужило основанием для разработки его структуры и сущности в психолого-педагогической науке, что отражено в таблице 1

Применение данного тезиса для характеристики профессиональной деятельности воспитателей послужило основанием для разработки его структуры и сущности в психолого-педагогической науке, что отражено в таблице 1

Например, Л.Н. Атмахова определяет деятельностный, когнитивный и профессионально-личностный компоненты

Например, Л.Н. Атмахова определяет деятельностный, когнитивный и профессионально-личностный компоненты

В.Я. Ляудис считает, что самообразование - это достижение личностью такой степени работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической…

В.Я. Ляудис считает, что самообразование - это достижение личностью такой степени работы над собой, педагогической компетентности, профессионального мастерства и других форм отношений в процессе педагогической…

ДОУ» [12]. Таким образом, показатели действенности педагогического самообразования - это, прежде всего, качественный воспитательно - образовательный процесс и профессионально-квалификационный рост педагога

ДОУ» [12]. Таким образом, показатели действенности педагогического самообразования - это, прежде всего, качественный воспитательно - образовательный процесс и профессионально-квалификационный рост педагога

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Анализ стажа педагогической деятельности показал, что 47% (8 человек) составляют педагоги со стажем более 15 лет, от 10 до 15 лет – 12% (2 человека),…

Анализ стажа педагогической деятельности показал, что 47% (8 человек) составляют педагоги со стажем более 15 лет, от 10 до 15 лет – 12% (2 человека),…

Лишь 47% воспитателей осваивают учебную и научно-методическую литературу, знакомятся с последними достижениями в педагогической науке

Лишь 47% воспитателей осваивают учебную и научно-методическую литературу, знакомятся с последними достижениями в педагогической науке

Четвертый этап - практический, во время которого происходила адаптация теоретического материала к практике; апробирование выбранных методов работы; изготовление пособий, наглядного и дидактического материала, организация и…

Четвертый этап - практический, во время которого происходила адаптация теоретического материала к практике; апробирование выбранных методов работы; изготовление пособий, наглядного и дидактического материала, организация и…

Н.Н. Гладышева, А.А. Бойко).

Н.Н. Гладышева, А.А. Бойко).

Практический этап - Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений на педагогических советах

Практический этап - Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений на педагогических советах

ГОС», задачами которых являлись ознакомление с теоретическими основами самообразования и овладение умениями планировать свою деятельность в соответствии с

ГОС», задачами которых являлись ознакомление с теоретическими основами самообразования и овладение умениями планировать свою деятельность в соответствии с

Основные формы работы на методических объединениях (электронная презентация, сообщение из опыта работы, практикумы, видео просмотр деятельности с дошкольниками) способствовали развитию интереса к современным технологиям, актуализировали…

Основные формы работы на методических объединениях (электронная презентация, сообщение из опыта работы, практикумы, видео просмотр деятельности с дошкольниками) способствовали развитию интереса к современным технологиям, актуализировали…

Проведение методической работы по самообразованию воспитателей позволило, во-первых, формировать потребность к саморазвитию, во-вторых, реализовать потенциал каждого конкретного педагога

Проведение методической работы по самообразованию воспитателей позволило, во-первых, формировать потребность к саморазвитию, во-вторых, реализовать потенциал каждого конкретного педагога

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день усиленно осуществляется модернизация образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На сегодняшний день усиленно осуществляется модернизация образования

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Концепт». – 2015. – Т. 26. – С

Концепт». – 2015. – Т. 26. – С

Карта мониторинга

Карта мониторинга

Способность создавать условия для поддержания инициативы как целеполагание и волевое усилие, творческой, коммуникативной, познавательной инициативы воспитанников

Способность создавать условия для поддержания инициативы как целеполагание и волевое усилие, творческой, коммуникативной, познавательной инициативы воспитанников

Способность организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера)

Способность организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера)

Способность организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера)

Способность организовывать взаимодействие детей в процессе разных видов деятельности, признавая за детьми права выбора (деятельности, партнера)

Уровень по данной группе умений

Уровень по данной группе умений

Уровень по данной группе умений

Уровень по данной группе умений

Уровень по данной группе умений

Уровень по данной группе умений

Приложение 2 Анкета "Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов" (по

Приложение 2 Анкета "Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов" (по

Приложение 3 Ф.И.О. педагога: _____________________________________________

Приложение 3 Ф.И.О. педагога: _____________________________________________

Информационно-аналитический этап (вводноознакомительный); прохождение курсов повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научнометодической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно-ориентированного…

Информационно-аналитический этап (вводноознакомительный); прохождение курсов повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научнометодической литературы, детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения и осуществление проблемно-ориентированного…

Приложение 4 Индивидуальный план самообразования (ФИО) _________________________________________________ (образовательная организация) ____________________________ (сроки работы над темой) _________________________________

Приложение 4 Индивидуальный план самообразования (ФИО) _________________________________________________ (образовательная организация) ____________________________ (сроки работы над темой) _________________________________

Приложение 5 Таблица 5 Индивидуальная карта самообразования

Приложение 5 Таблица 5 Индивидуальная карта самообразования

Приложение 6 Таблица 6 Памятка по самообразованию

Приложение 6 Таблица 6 Памятка по самообразованию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023