Повышение уровня мотивации на уроках.
“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций ”.
Л.С. Выготский
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы:
Наблюдается тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса, у школьников начиная с 5 класса.
Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Цель: Повышение мотивации и качества знаний обучающихся с помощью активных методов обучения.
Задачи:
Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации.
Значимость мотивов неодинаковая, одни мотивы побуждают деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, другие сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов, то есть мотивы- стимулы. Значимость мотивов меняется в зависимости от деятельности. Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые.
Внутренняя мотивация - положительная: интересен изучаемый предмет, интересны занятия по предметам, интересен метод преподавания, интересен преподаватель, но предмет не интересен, осознается, что знания и умения нужны в будущем, стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса, доверие учителя, хорошее настроение, уверенность в своих силах.
Внутренняя мотивация – отрицательная: месть, власть.
Внешняя мотивация – положительная: стремление получить положительную отметку; одобрение учителя; одобрение учащихся; родителей; симпатию учителя; стремление превзойти других; соперничество. Внешняя мотивация - отрицательная: стремление избежать глупой оценки; стремление избежать наказание учителя; стремление избежать критики
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.
1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.
2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.
3. Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов. Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и педагогу, и ребенку.
4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, дети, имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.
5. Учитель и ученик должен работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.
6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.
Методы стимулирования мотивации.
1. Создание проблемной ситуации
2. Элементы игровой технологии
3. Творческие работы
4. Метод проектов и др.
Этап 2. Работа в группах «Мозговой штурм» (7 минут)
Проблема:
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?
1 Группа Педагоги
2 группа Ученики
3 группа Родители.
Каждая группа вывешивает свои наработки на доску.(Ладошки «Мы голосуем ЗА»)
Анкетирование
Анкетирование проводилось среди учащихся школы с 5- 11 класс по следующим вопросам анкеты
1. Какой вид деятельности на уроках Вам нравиться?
2. Что на уроке вызывает у Вас интерес?
3. Когда вы с удовольствием идете на урок?
На уроке географии я использую технологию «ЛЭпбук»
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.