Тема : « Повышение уровня мотивации учащихся на уроках физики через различные способы деятельности»
Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.
Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Активизация учебного процесса и мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит, прежде всего, о создании положительно-эмоционального отношения у школьника к предмету, к себе и к своей деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально -дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.
1.Технология "создания" обучающимися нового знания на уроке
Цель: организовать системно-деятельностное обучение по принципу поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, т.е. по принципу «открытия» ими научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.
Виды деятельности, которые можно использовать на уроке физики при получении различных категорий знаний (категории прописаны в ФГОС ООО):
Основные категории знаний |
Деятельность, адекватная знанию данного категории |
Понятие о физическом теле |
Создание понятия о физическом теле. Распознавание реальных объектов, соответствующих понятию «тело». Создание объектов, соответствующих понятию. |
Понятие о физическом явлении |
Создание понятия о физическом явлении. Распознавание явления в конкретных ситуациях (КС). Воспроизведение явления в КС. |
Понятие о физической величине |
Создание понятия о физической величине. Определение значения физической величины в КС. Воспроизведение КС с заданным значением физической величины. |
Физический закон |
Установление физического закона. Нахождение значений величин, входящих в закон, в КС. Объяснение и предсказание поведения объектов КС. Воспроизведение КС, подчиняющихся закону. |
Научный факт |
Установление научного факта. Распознавание КС, соответствующих научному факту. Воспроизведение КС, соответствующих научному факту. |
Физическая теория |
Создание физической теории. Объяснение известных явлений, законов. Предсказание новых объектов, явлений, законов. Объяснение и предсказание поведения объектов в КС (качественные задачи). Нахождение величин, характеризующих явление в КС (расчетные задачи). |
Измерительные приборы и технические устройства |
Разработка (ремонт) измерительного прибора или технического устройства. Измерение величин в КС или эксплуатация технического устройства. |
Таблица 1. Виды деятельности при открытии нового знания по физике.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Приемы и методы:
на этапе создания понятия:
-рисование чего-либо,
-проблемный опыт,
-интересный факт,
-пословица и поговорка,
-ассоциативный ряд,
-незаконченная фраза,
-вопросительные слова…
на этапе распознавания понятия:
-кластер,
-обратный кластер,
-неработающий прибор,
-синквейн,
-оформление графических схем,
-букет полезных советов,
-сводная таблица,
-задача без вопросов,
-составление плана изучения понятия,
-физический эксперимент,
-минипроект…
на этапе воспроизведения понятия:
-«верно-неверно»,
-составление инструкции,
-сводная таблица,
-презентация,
-эссе,
-творческое домашнее задание…
Ожидаемый результат: формирование предметных результатов обучения физике: первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
Перспективы развития: разработка системы упражнений, заданий для успешного освоения программы по физике.
2.Технология систематизации знаний в процессе решения задач.
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения закономерностей к физическим явлениям, протекающим в различных конкретных условиях, а главное – систематизации основных категорий знаний. Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления. Решение задач - это один из методов познания взаимосвязи законов природы.
Цель применения технологии: систематизировать учебный материал с помощью физических задач.
Задачи технологии: сформировать умение применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознать связь теории с практикой.
Функции технологии:
образование мышления и деятельности,
это средство, инструмент воспроизводства мышления и деятельности в условиях обучения,
это объект изучения и исследования.
Требования к подбору задач: задачи должны приглашать к размышлению, наблюдению, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству в его разных видах.
Вопросительные слова в задачах:
«Ваше мнение?»,
«Как вы думаете?»,
«Каким будет Ваше предложение?»,
«Что предпринять?», «Как объяснить?»,
«Если произойдет, как поступить?»,
«Какую идею вы выдвинете?»,
«Согласны вы с тем, что…?»,
Особенности технологии: создание «особого» типа мыслительных операций: из приведенного ниже рисунка четко видны взаимные переходы «знак» (знаковая система) – «объект (явление) природы», причем, в ходе работы с задачей происходит изменение знаковых систем (переформулировка требования, изменение языка задания и др.). В этих отношениях и переходах и реализуется (выражается) мышление. Со знаками надо работать на доске и в тетрадях, с объектами лучше экспериментировать.
Классификация задач:
Виды задач |
Вид деятельности при решении задач. |
Задачи-вопросы. |
Объяснить то или иное физическое явление или пересказать, как оно будет протекать в определенных условиях. |
Задачи-рисунки |
Устно дать ответ на вопрос или изобразить новый рисунок, являющийся ответом на вопрос задачи. |
Количественные задачи. |
Ответить на поставленный вопрос с помощью вычислений. |
Графические задачи. |
Графически выразить функциональную зависимость между величинами. |
Текстовые задачи. |
Объяснить явления и процессы, наблюдаемые в повседневной жизни, в текстах с историческим содержанием. |
Тестирование. |
Выбрать правильный ответ из нескольких предложенных, на основе законов,или на уточнении признаков нового понятия, установлении его связи с другими понятиями. |
Таблица 2. Виды деятельности при решении задач.
Планируемые результаты:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах, приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Перспективы развития: продолжение составления сборников развивающих задач по разным разделам физики.
3.Технология мини-проектов
Автор активно использует технологию мини- проектов на своих уроках, начиная с 7 класса, когда учащиеся только начинают заниматься физикой.
Цель технологии мини-проектов: повысить мотивацию к изучению физики, обучить приемам самостоятельной деятельности.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Временные затраты: от нескольких минут до целого урока. Мини-проект может быть домашним заданием.
Виды мини-проектов:
информационно-практические;
практико-исследовательские;
исследовательские;
технические.
В начале 7 класса проекты носят информационный характер, но содержательная часть обязательно о том, что окружает ребенка, поэтому проект носит название информационно- практический. Далее проекты носят частично- исследовательский характер. Особый интерес у учащихся вызывают технические проекты, где надо изготовить прибор, модель, приспособление.
Оформление проектного продукта: таблица, фотовыставка, коллаж, модель…. Нет необходимости требовать на этом этапе от учащихся четкого оформления проекта на бумаге (цели, задачи, этапы работы, вывод…), т.к. это требует большого количества времени. Устно этапы работы над проектом обговариваются.
Оценивание мини-проектных работ: критерии оценивания обговариваются заранее.
Ожидаемые результаты применения технологии мини-проектов на уроке физики:
Это самостоятельная работа по подготовке проекта.
Выбор интересующего направления работы в процессе создания готового продукта.
Частично-поисковая или исследовательская деятельность.
Самовыражение учащегося через творческий подход в реализации проекта.
Перспективы развития: дальнейшее накопление различных видов мини-проектов для основной и старшей школы, совершенствование системы оценивания мини-проектов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.