Рассказала, что использование интерактивной доски на уроках у обучающегося надолго остается в памяти, в отличие от традиционных методов демонстрации наглядности. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски , а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Современные аспекты использования информационно – коммуникационных
технологий в образовательном процессе
Повышение ИКТ – компетентности, освоение возможностей использования
интерактивной доски на уроках
Хазиева Гузель Хамитовна
Учитель начальных классов
МОБУ СОШ №13
г.Нефтекамск
1 2013г.
Содержание
Введение
1.Цель проекта
2.Задачи проекта
3.Обосонвание необходимости проекта
4.Идея проекта
5.Тип проекта
6.Статус проекта
7.Методы и способы проекта
8.Продукт проекта
9.Участники проекта
10.Срок исполнения проекта
I. Содержание проекта
1.Предроектная подготовка
2.Организация деятельности
3.Этап реализации проекта
4.Рефлексивный этап
II. Ожидаемые результаты
III. Материальнотехническое оснащение, информационное
обеспечение
Заключение
Литература
3
3
3
34
4
4
4
4
4
4
4
56
69
10
11
12
13
14
15
2 Введение
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный
ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в
информационной культуре — он должен стать координатором
информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями,
чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно
стать определяющим в работе каждого учителя. Сегодня в традиционную
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в
схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в
школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей
информатизации образования является использование информационных
технологий в образовательных дисциплинах.
Цель проекта – оптимизация образовательного процесса через
использование возможностей интерактивной доски.
Задачи проекта:
формировать практические навыки применения интерактивной доски на
разных этапах урока, уроках различных предметных дисциплин;
использовать в образовательном процессе современные образовательные
информационные технологии;
добиваться достижения личностных, предметных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы общего
образования с использованием средств информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ);
развивать качества личности учащихся, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики.
3 Обоснование необходимости проекта: Интерактивные технологии
активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально
раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и
работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации
школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и
ученика: доска, мел, ручка, тетрадь сегодня эти традиционные
инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска.
Работая с интерактивной доской на уроке математики имеем такие
возможности: проведение устного счета; постепенная подача информации;
заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях
при помощи цифровых чернил маркером; взаимодействие с объектами,
двигая буквы, цифры, слова или картинки; возможность вернуться к
сделанным записям; комбинирование кадров из готовой коллекции
изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны
линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат,
линейки и т.д.).
Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет
символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают,
остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к
раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем
игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором
можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного
не позволяет обычная школьная доска.
Идея проекта: мы решили создать электронные тренажеры по предметам.
Тип проекта: практико ориентированный
Статус проекта: социально – значимый
Методы и способы проекта:
исследовательско – поисковый и др.
объяснительно – иллюстративный,
4 Продукт проекта: электронные тренажеры.
Участники проекта: ученики, учитель
Срок исполнения проекта: сентябрь 2013 – май 2014
I. Содержание проекта
1.Предроектная подготовка
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое
место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования,
позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным,
динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые
«шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».
Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю
новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания
содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную
активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа.
Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной
доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захваты
вающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной
техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на
занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео и
справочные материалы, при анализе текстов схемы и данные электронных
словарей по русскому языку. Это позволяет реализовать принципы
наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя
интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в
электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие
мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся,
находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение позволяет не
только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их
в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно
5 просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это
при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет
проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить
типичные и повторяющиеся ошибки.
2.Организация деятельности
В работе я активно использую две программы: «Презентация Power
Point» и «ACTIVstudio». Использование возможностей интерактивной
доски значительно расширяет стандартные методы обучения практически
на всех этапах урока.
Попробую проиллюстрировать это на примерах из своего опыта
работы.
Итак, метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков
учащихся. Он позволяет мне организовать разнообразные формы
проверки знаний, умений и навыков учащихся, используя различные
инструменты интерактивной доски:
Инструмент свободного перемещения объекта
при
распределительном диктанте,
работе с деформированным текстом,
выполнении заданий по развитию речи, когда учащиеся, используя его,
свободно перемещают слова, словосочетания, предложения или абзацы,
выполняя тем самым
поставленные перед ними учебные задачи.
Положительным является: значительное сокращение времени на
выполнение данных видов работ, увеличение объёма полученной
информации, повышение мотивации к обучению;
Пульт для выбора ответа – при проведении тестовых заданий. Этот
уникальный инструмент позволяет учащимся выбрать номер правильного
ответа. Каждый пульт имеет и индивидуальный номер, позволяющий
получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно,
результат выводится на экран. Тестовые задания провожу после изучения
6 каждого блока тем. Положительным является: возможность мгновенного
выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей
работы по их ликвидации.
Инструмент шторка – прикрывает выполненное готовое задание.
Обычно использую на этапе самостоятельной работы учащихся. Это и
вставление изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения
разнообразных видов грамматических разборов: морфологического,
синтаксического, фонетического, морфемного. Положительным считаю
при использовании данного инструмента интерактивной доски то, что
возможна организация самопроверки учащимися, работа в парах –
взаимопроверка и опять же – экономия времени урока.
Маркер, а так же инструмент пера – для синтаксического разбора
предложений, исправления ошибок, выделения нужной информации.
Использование различных цветов маркера позволяет мне и учащимся
мгновенно увидеть ошибку. Делаем это с помощью определённой
цветовой гаммы. Положительным моментом выделяю здесь то, что, во
вовторых,
первых, задействована зрительная память учащихся,
активизируется внимание детей, втретьих, повышается интерес к
изучаемому материалу.
Обязательным инструментом в плане грамотной организации учебной
деятельности считаю инструмент интерактивной доски таймер – для
выполнения заданий, ограниченных по времени. Примером могут служить
задания разного вида самостоятельной работы, временной промежуток их
выполнения приучает детей работать организованно, в темпе, без потери
времени урока. В качестве положительного выделяю здесь воспитание у
учащихся умение правильно организовывать свой учебный труд, что
положительно сказывается и на их работе в группе продлённого дня при
выполнении домашнего задания.
7 Сканер относительно считаю инструментом интерактивной доски. С
его помощью сканирую и вывожу на экран работы учащихся из тетрадей.
Обычно использую этот приём при проверке домашнего задания. Ученик
объясняет выполнение упражнения. При необходимости я или другие
ученики исправляем допущенные ошибки, комментируем выполнение
задания. Преимущество данного приёма вижу в том, что на сканирование
работы затрачивается менее минуты, остальное время используем
непосредственно на выполнение дополнительных заданий к домашнему
весь коллектив класса,
упражнению, в работу сразу задействуется
развивается орфографическая зоркость у детей, умение увидеть
орфографическую и пунктуационные ошибки.
Следующий метод, на котором я хотела заострить ваше внимание
объяснительноиллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по
развитию речи при написании творческих работ. Возможности
использования интерактивной доски при этом колоссальные.
Вопервых, использование иллюстраций при подготовке к написанию
сочинения позволяет мне сфокусировать внимание аудитории, как
правило, иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не
благодаря режиму
очень чёткого изображения,
масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увели
вовторых,
чив его, втретьих, проведение словарной работы по лексическому
значению незнакомых или малознакомых слов, через воздействие не
только на слуховую, но и зрительную память.
Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как
экрана, видео и музыкального фрагментов, художественного чтения
актёрамипрофессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что
сказывается в дальнейшем на написании ими творческой работы. Для
категории моих учащихся это очень важно.
8 К объяснительноиллюстративному методу отношу и работу с
таблицами, схемами, карточкамизаданиями различного вида. Я могу
комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими
примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.
Положительное вижу в том, что и таблицы, и карточки, и схемы
можно подготовить до начала урока, дополнить их по необходимости в
ходе урока и самое главное – сохранить в памяти комплекса, создав тем
самым банк электронных материалов, систематизировав его различным
направлениям.
Таким образом, за время работы с интерактивной доской хочу
отметить, что значительно повысился интерес учащихся к предмету,
возросла их положительная мотивация. Кроме того учащиеся могут
самостоятельно выполнять творческие дополнительные задания, используя
возможности персонального компьютера.
А также с началом использования интерактивной доски я увидела,
что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а
главное – продуктивными. И результат не заставил себя ждать.
9 3.Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
разработка этапов проектной деятельности;
разработка перспективного планирования работы с интерактивной доской;
создание предметноразвивающей среды;
Основной этап:
создается предметноразвивающая среда (приобретается интерактивная
доска);
проводятся различные формы работы с детьми с использованием
интерактивной доски.
Итоговый этап:
разработаны примерные конспекты игр, занятий;
созданы электронные тренажеры по предметам.
10 4.Рефлексивный этап
Прежде чем создавать интерактивные тренажеры по предметам, было
проведен эксперимент среди учащихся 4 класса. Одним ученикам дали
тестовую работу письменную, а другим на компьютере. После анализа
работ выяснилось, что 65% учеников намного лучше справились с
контрольной и тестовой работой интерактивно, чем выполняя ее письменно.
Тогда мы решили создать интерактивные тренажеры и игры по различным
предметам. После создания электронных интерактивных тренажеров по
русскому языку, математике, к мероприятию ученик года «Своя игра» и
применяя их на различных уроках, уровень успеваемости повысился.
Тренажеры помогают поднять уровень знаний и сформировать у учащихся
интерес к предмету, обеспечивают эффективную тренировку учеников в
решении типовых задач, уравнений, примеров в устном и письменном счете
по математике. Любой из тренажеров можно модернизировать (изменить
данные) и использовать с 1 по 4 класс. Тренажеры созданы в игровой
форме, что способствует активизации деятельности учащихся, развитию их
эмоциональной сферы. Создавая тренажеры, мы старались вложить в них
какуюто смысловую познавательную нагрузку.
11 II. Ожидаемые результаты
Создана система работы с интерактивной доской, направленная на развитие
у ребенка самых важных составляющих творческого мышления:
продуктивность мышления способность вырабатывать максимально
большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию;
оригинальность мышления – способность выдвигать новые
неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;
гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые
стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи.
Для осуществления проекта созданы электронные тренажеры по предметам.
Проведены открытые занятия с интерактивной доской.
12 III. Материальнотехническое оснащение,
информационное обеспечение
Интерактивная доска; интерактивный беспроводной (проводной)
планшет; интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в
себе функции монитора и цифрового планшета; систему интерактивного
опроса; программное обеспечение, компьютер, принтер, веб камера
13 Заключение
Обратившись к данным современной психологии, мы выяснили, что
вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если
использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до
65%. Таким образом, именно яркий, выразительный, динамичный,
вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в
активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целостного
образа изучаемой ребёнком информации. Использование интерактивной
доски как раз и предоставляет нам такие возможности. То, что ученик
видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и
визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. В отличие от
традиционных методов демонстрации наглядности, интерактивная доска
позволяет увидеть действие. Учащиеся мысленно могут совершить это
действие вместе с объектом, «прожить» его, «прочувствовать», что
помогает
способствует более качественному усвоению знаний,
14 разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а
также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра.
Объединение текстовой, графической, аудиовидеоинформации при
помощи интерактивной доски, а также использование анимации
способствует повышению качества преподносимой на уроке информации.
Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое
внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается
познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом
успешного урока.
Список литературы
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.
Москва., 1994.
2. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и
ТОГИС. Москва., 2006.
3.
Никишина И.В.
Инновационные педагогические технологии//
Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения
учащихся, Волгоград, 2006;
15
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Повышение ИКТ - компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.