Повышение ИКТ - компетентности
Оценка 4.6

Повышение ИКТ - компетентности

Оценка 4.6
Научные работы
doc
классное руководство
Взрослым
30.03.2019
Повышение ИКТ - компетентности
Рассказала, что использование интерактивной доски на уроках у обучающегося надолго остается в памяти, в отличие от традиционных методов демонстрации наглядности. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски , а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение.doc
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №13  Современные аспекты использования информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе Повышение ИКТ – компетентности, освоение возможностей использования интерактивной доски на уроках Хазиева Гузель Хамитовна  Учитель начальных классов МОБУ СОШ №13 г.Нефтекамск 1 2013г. Содержание Введение 1.Цель проекта  2.Задачи проекта 3.Обосонвание необходимости проекта 4.Идея проекта 5.Тип проекта 6.Статус проекта 7.Методы и способы проекта 8.Продукт проекта 9.Участники проекта 10.Срок исполнения проекта I. Содержание проекта 1.Предроектная подготовка 2.Организация деятельности 3.Этап реализации проекта 4.Рефлексивный этап II. Ожидаемые результаты III. Материально­техническое оснащение, информационное  обеспечение Заключение Литература 3 3 3 3­4 4 4 4 4 4 4 4  5­6 6­9 10 11 12 13 14 15 2 Введение XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный  ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в  информационной культуре — он должен стать координатором  информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть  современными методиками и новыми образовательными технологиями,  чтобы общаться на одном языке с ребёнком.   информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно  стать определяющим в работе каждого учителя. Сегодня в традиционную  Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в  школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей  информатизации образования является использование информационных  технологий в образовательных дисциплинах. Цель   проекта  –   оптимизация   образовательного   процесса   через использование возможностей интерактивной доски. Задачи проекта:   формировать   практические   навыки   применения   интерактивной   доски   на разных этапах урока, уроках различных предметных дисциплин;  использовать   в   образовательном   процессе   современные   образовательные информационные технологии;  добиваться   достижения   личностных,   предметных   и   метапредметных результатов   освоения   основной   образовательной   программы   общего образования с использованием средств информационно­коммуникационных технологий (ИКТ);  развивать   качества   личности   учащихся,   отвечающих   требованиям информационного общества, инновационной экономики. 3 Обоснование необходимости проекта: Интерактивные технологии  активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально  раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и  работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации  школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь ­ сегодня эти традиционные  инструменты предстают в новом исполнении как интерактивная доска. Работая с интерактивной доской на уроке математики  имеем такие  возможности: проведение устного счета;  постепенная подача информации;  заполнение пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях  при помощи цифровых чернил маркером;  взаимодействие с объектами,  двигая буквы, цифры, слова или картинки;  возможность вернуться к  сделанным записям; комбинирование кадров из готовой коллекции  изображений  (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны  линованной бумаги,  подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.). Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет  символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают,  остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к  раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем  игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором  можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного  не позволяет обычная школьная доска.  Идея проекта: мы решили создать электронные тренажеры по предметам. Тип проекта: практико ­ ориентированный Статус проекта: социально – значимый Методы   и   способы   проекта: исследовательско – поисковый и др.  объяснительно   –   иллюстративный, 4 Продукт проекта: электронные тренажеры. Участники проекта: ученики, учитель Срок исполнения проекта: сентябрь 2013 – май 2014 I. Содержание проекта 1.Предроектная подготовка Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое  место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования,  позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным,  динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».  Использование интерактивной доски предоставляет современному учителю  новые возможности для оптимизации процесса  обучения, создания  содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную  активность учащихся, для структурирования урока и улучшения его темпа.  Разработка заданий с помощью программного обеспечения интерактивной  доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захваты­ вающих внимание всех учеников в классе. Использование проекционной  техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на  занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео­ и  справочные материалы, при анализе текстов ­ схемы и данные электронных  словарей по русскому языку. Это позволяет реализовать принципы  наглядности, доступности и системности изложения материала. Используя  интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в  электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие  мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся,  находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение  позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно  5 просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это  при сохранении заданий, выполненных учеником на доске, позволяет  проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить  типичные и повторяющиеся ошибки. 2.Организация деятельности В  работе я  активно использую две программы: «Презентация Power Point»   и   «ACTIVstudio».   Использование   возможностей   интерактивной доски значительно расширяет стандартные методы обучения практически на всех этапах урока. Попробую   проиллюстрировать     это   на   примерах     из   своего   опыта работы.  Итак,     метод   контроля   и   коррекции   знаний,   умений   и   навыков учащихся.     Он     позволяет   мне   организовать   разнообразные     формы проверки   знаний,   умений   и   навыков   учащихся,   используя   различные инструменты интерактивной доски: Инструмент   свободного   перемещения   объекта    ­   при распределительном   диктанте,     работе   с   деформированным   текстом, выполнении   заданий   по   развитию   речи,   когда   учащиеся,   используя   его, свободно   перемещают   слова,     словосочетания,   предложения   или   абзацы, выполняя   тем   самым     поставленные   перед   ними   учебные   задачи. Положительным   является:   значительное   сокращение   времени   на выполнение   данных   видов   работ,   увеличение   объёма   полученной информации, повышение мотивации к обучению; Пульт для выбора ответа – при проведении тестовых заданий. Этот уникальный инструмент позволяет   учащимся выбрать номер правильного ответа.   Каждый   пульт   имеет   и   индивидуальный   номер,     позволяющий получить персональный результат. Обработка теста происходит мгновенно, результат выводится на экран. Тестовые задания провожу после изучения 6 каждого блока тем. Положительным  является: возможность  мгновенного выявления пробелов в знаниях у учащихся и корректировки дальнейшей работы по их ликвидации. Инструмент   шторка  –   прикрывает   выполненное   готовое   задание. Обычно   использую     на   этапе   самостоятельной   работы   учащихся.   Это   и вставление  изученной на уроке орфограммы, пунктограммы, выполнения разнообразных   видов   грамматических   разборов:   морфологического, синтаксического,   фонетического,   морфемного.   Положительным     считаю при   использовании   данного   инструмента   интерактивной   доски     то,   что возможна   организация   самопроверки   учащимися,   работа   в   парах   – взаимопроверка и опять же – экономия времени урока. Маркер, а так же инструмент пера – для синтаксического разбора предложений,   исправления   ошибок,   выделения   нужной   информации. Использование   различных   цветов   маркера   позволяет   мне     и   учащимся мгновенно   увидеть   ошибку.     Делаем   это   с   помощью     определённой цветовой гаммы. Положительным  моментом выделяю здесь то,   что, во­   во­вторых, первых,   задействована   зрительная   память   учащихся,   активизируется   внимание   детей,     в­третьих,   ­   повышается   интерес   к изучаемому материалу. Обязательным инструментом в плане грамотной организации учебной  деятельности  считаю инструмент интерактивной доски таймер – для  выполнения заданий,  ограниченных по времени. Примером могут служить  задания разного вида самостоятельной работы, временной промежуток их  выполнения приучает детей работать организованно, в темпе, без потери  времени урока. В качестве положительного выделяю здесь воспитание у  учащихся умение правильно организовывать свой учебный труд,  что  положительно сказывается и на их работе в группе продлённого дня при  выполнении домашнего задания. 7 Сканер относительно считаю инструментом интерактивной доски.  С его помощью сканирую и вывожу на экран работы учащихся из тетрадей. Обычно использую этот приём при проверке домашнего задания. Ученик объясняет   выполнение   упражнения.     При   необходимости   я   или   другие ученики   исправляем   допущенные   ошибки,   комментируем   выполнение задания. Преимущество данного приёма вижу в том, что на сканирование работы   затрачивается   менее   минуты,   остальное   время   используем непосредственно   на   выполнение дополнительных заданий к домашнему   весь   коллектив   класса, упражнению,   в   работу   сразу   задействуется   развивается   орфографическая   зоркость   у   детей,   умение   увидеть орфографическую и пунктуационные ошибки.  Следующий метод, на котором я хотела заострить ваше внимание ­ объяснительно­иллюстративный. Особенно ярко он выражен на уроках по развитию   речи   при   написании   творческих   работ.   Возможности использования интерактивной доски при этом колоссальные.  Во­первых, использование иллюстраций при подготовке к написанию сочинения     позволяет   мне   сфокусировать   внимание     аудитории,     как правило,   иллюстрации   в   учебнике   слишком   маленькие   по   размеру   и   не   благодаря   режиму очень   чёткого   изображения, масштабирования я могу выделить отдельный элемент иллюстрации, увели­   во­вторых, чив   его,   в­третьих,   проведение   словарной   работы   по   лексическому значению   незнакомых   или   малознакомых   слов,     через   воздействие         не только на слуховую, но и зрительную память.  Одновременное использование в комплексе интерактивной доски как экрана,     видео­   и   музыкального   фрагментов,   художественного   чтения актёрами­профессионалами эмоционально воздействует на учащихся, что сказывается   в   дальнейшем   на     написании   ими   творческой   работы.    Для категории моих учащихся это очень важно.  8 К   объяснительно­иллюстративному   методу   отношу   и   работу   с таблицами,   схемами,   карточками­заданиями   различного   вида.   Я   могу комментировать этот материал, при необходимости дополнять его другими примерами и заданиями, обращать внимание на наиболее важные моменты.   Положительное вижу в том, что   и таблицы, и карточки,   и схемы можно подготовить до начала урока, дополнить их   по необходимости в ходе урока и самое главное – сохранить в памяти комплекса, создав тем самым   банк   электронных   материалов,   систематизировав   его   различным направлениям. Таким   образом,   за   время   работы   с   интерактивной   доской     хочу отметить,   что     значительно   повысился     интерес   учащихся   к   предмету, возросла   их   положительная   мотивация.  Кроме   того   учащиеся     могут самостоятельно выполнять творческие дополнительные задания,  используя возможности персонального компьютера.  А также с началом использования интерактивной доски я увидела, что уроки стали интересными для детей, эмоционально разнообразными, а главное – продуктивными.  И  результат не заставил себя ждать.   9 3.Этапы реализации проекта Подготовительный этап: разработка этапов проектной деятельности; разработка перспективного планирования работы с интерактивной доской; создание предметно­развивающей среды;  Основной этап: создается предметно­развивающая среда (приобретается интерактивная  доска);  проводятся различные формы работы с детьми с использованием  интерактивной доски. Итоговый этап: разработаны примерные конспекты игр, занятий; созданы электронные тренажеры по предметам.  10 4.Рефлексивный этап Прежде чем создавать интерактивные тренажеры по предметам, было  проведен эксперимент среди учащихся 4 класса. Одним ученикам дали  тестовую работу письменную, а другим на компьютере. После анализа  работ выяснилось, что 65% учеников намного лучше справились с  контрольной и тестовой работой интерактивно, чем выполняя ее письменно. Тогда мы решили создать интерактивные тренажеры и игры по различным  предметам. После создания электронных интерактивных тренажеров по  русскому языку, математике, к мероприятию ученик года «Своя игра» и  применяя их на различных уроках, уровень успеваемости повысился.  Тренажеры помогают поднять уровень знаний и сформировать у учащихся  интерес к предмету, обеспечивают эффективную тренировку учеников в  решении типовых задач, уравнений, примеров в устном и письменном счете  по математике. Любой из тренажеров можно модернизировать (изменить  данные) и использовать с 1 по 4 класс. Тренажеры созданы в игровой  форме, что способствует активизации деятельности учащихся, развитию их  эмоциональной сферы. Создавая тренажеры, мы старались вложить в них  какую­то смысловую познавательную нагрузку. 11 II. Ожидаемые результаты    Создана система работы с интерактивной доской, направленная на развитие у ребенка самых важных составляющих творческого мышления: продуктивность мышления ­ способность вырабатывать максимально  большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию;  оригинальность мышления – способность выдвигать новые  неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных;  гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые  стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи.   Для осуществления проекта созданы электронные тренажеры по предметам. Проведены открытые занятия с интерактивной доской. 12 III. Материально­техническое оснащение,  информационное обеспечение Интерактивная доска; интерактивный беспроводной (проводной)  планшет; интерактивный жидкокристаллический дисплей, объединяющий в  себе функции монитора и цифрового планшета; систему интерактивного  опроса; программное обеспечение, компьютер, принтер, веб ­ камера 13 Заключение Обратившись к данным современной психологии, мы выяснили, что вербально усваивается только 15% информации, зрительно – 25%, а если использовать оба канала восприятия, то эффект усвоения увеличивается до 65%.   Таким   образом,   именно   яркий,   выразительный,   динамичный, вызывающий   интерес   наглядный   материал   помогает   включить   ученика   в активную   работу   и   обеспечить   наиболее   полное   восприятие   целостного образа   изучаемой   ребёнком   информации.   Использование   интерактивной доски   как   раз   и   предоставляет   нам   такие   возможности.   То,  что   ученик видит   на   большом   экране   подчас   с   музыкальным   сопровождением   и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. В отличие от традиционных   методов   демонстрации   наглядности,   интерактивная   доска позволяет   увидеть   действие.   Учащиеся   мысленно   могут   совершить   это действие   вместе   с   объектом,   «прожить»   его,   «прочувствовать»,   что   помогает способствует   более   качественному   усвоению   знаний, 14 разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а также   использовать   такой   немаловажный   элемент   обучения,   как   игра. Объединение   текстовой,   графической,   аудио­видеоинформации   при помощи   интерактивной   доски,   а   также   использование   анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Учащиеся   перестают   отвлекаться   от   темы   урока,   концентрируют   свое внимание   на   отрабатываемом   материале,   тем   самым   повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока.  Список литературы 1. Апатова   Н.В.  Информационные  технологии в школьном  образовании.­ Москва., 1994. 2. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС.­ Москва., 2006. 3.   Никишина   И.В.   Инновационные   педагогические   технологии// Использование   интерактивных   форм   и   методов   в   процессе   обучения учащихся,­ Волгоград, 2006; 15

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности

Повышение ИКТ - компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019