Материал предназначен для выступления на семинаре педагогических работников ка отчёт о работе, которую ведёт педагог. Доклад повествует о том какие методы, приёмы, технологии учитель использует в своей педагогической практике. Возможность поделиться с другими своим опытом. Продемонстрировать как мастер - класс некоторые эффективные приёмы.
Повышение качества образования.docx
Повышение качества образования
Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В.А.Сухомлинский
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед
российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития
ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не
объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются
задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах
общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с
увлечением, а не только по обязанности.
Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС
невозможно без условий реализации основной образовательной программы,
особое место в которых занимает учебнометодическое и информационное
обеспечение.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к
учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления
неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в
любую деятельность, особенно в игровую.
Одно из эффективных средств повышения развития интереса к учебному
предмету – дидактическая игра:
помогает снять чувство усталости;
раскрывает способности детей, их индивидуальность;
1 усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для нас учителей начальной
школы, особенно при работе с 1м и 2м классами. Первый год обучения
является стартовым и крайне важным для формирования универсальных
учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный
переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только
при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На
уроках обучения грамоте я использую игры, совершенствую слуховое
восприятие: “Хлопки”, “Твердый мягкий”, “Идем на День рождения”. Для
уроков математики игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери
елочку” и др.
Игрыдраматизации.
Очень эффективны игрыдраматизации на уроках в начальных классах
формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более
зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с
помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для
развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом
драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
Стараюсь увлечь детей игройдраматизацией с первых уроков, раскрываю ее
секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто
использую при работе с первоклассниками «Театрэкспромт». Это такая
форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я
начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик.
Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за
кадром читает сказку, а детиактеры исполняют все, о чем сообщает «голос за
кадром». Такая форма работы помогает детям психологически
раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
Работа с тренажерами.
2 Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных
навыков. Тренажер это тренировочные однотипные упражнения,
подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков
доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на
различных этапах урока:
во время устного счета (на уроках математики);
при закреплении нового материала;
при поведении самостоятельной, проверочной работы;
при игровых моментах соревновательного характера и т.д.
На уроках математики и русского языка я часто использую работу с
тренажерами.
Учащимся раздаю персональные карточки (тренажеры), через некоторое
время (35 минут) собираю карточки с ответами, а после урока подсчитываю
и фиксирую количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”.
Ребятам очень нравится такая работа и после нескольких работ результат
значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и
доводятся до автоматизма.
Проблемнодиалогическая технология.
Проблемнодиалогические уроки способствуют возникновению у школьников
интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации.
Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался
сам.
Например, интересный урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в
природе».
Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об
удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это
была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь?
(У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»).
3 Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в
окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить
растаявший снег).
Тема урока: « Вода в природе».
Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением,
противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом,
приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках
используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с
лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании
метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения.
Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые
"вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над
ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному
в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить,
волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны
для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять
ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать,
сидеть в классе свободно и непринужденно".
Демонстрационнотренировочный прием.
Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу,
выполнение орфографических разборов с опорой на это правило. Моя главная
задача научить ребёнка работать с информацией, научить учиться.
4 Для реализации этой задачи возникает необходимость применения в практике
работы с информационно коммуникативными технологиями.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения
современного качества образования и формирования информационной
культуры ребенка ХХI века. Отсюда и следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительноиллюстративного способа обучения к
деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить
заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе,
прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы
обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать
психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять
определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в
потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не
подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент
учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить
щадящий характер. Планируя свой урок, я тщательно продумываю цель,
место и способ использования ИКТ.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к
системе оценивания, который предполагает переход на критериальную,
содержательную оценку. Для этого я и мои коллеги используют шкалу для
самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “”. Учитель может
5 предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы
детей по определенным критериям.
Существует накопительная система оценки личностных, метапредметных и
предметных результатов – рабочее Портфолио.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения
интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение,
облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная
умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному
предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из
детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все
усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше
отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего
образования младший школьник сможет быть, прежде всего, социально
компетентен.
6
Повышение качества образования.
Повышение качества образования.
Повышение качества образования.
Повышение качества образования.
Повышение качества образования.
Повышение качества образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.