Повышение качества образования.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для выступления на семинаре педагогических работников ка отчёт о работе, которую ведёт педагог. Доклад повествует о том какие методы, приёмы, технологии учитель использует в своей педагогической практике. Возможность поделиться с другими своим опытом. Продемонстрировать как мастер - класс некоторые эффективные приёмы.
Иконка файла материала Повышение качества образования.docx
Повышение качества образования Урок первая искорка, зажигающая факел любознательности. В.А.Сухомлинский Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед  российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не  объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются  задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах  общего образования. Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с  увлечением, а не только по обязанности.  Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС  невозможно без условий реализации основной образовательной программы,  особое место в которых занимает учебно­методическое и информационное  обеспечение.  Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к  учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления  неоднозначны: перегрузка однообразным учебным материалом; несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса; ограниченные возможности для творческого самоуправления.  Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность  восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в  любую деятельность, особенно в игровую.  Одно из эффективных средств повышения развития интереса к учебному  предмету – дидактическая игра:  помогает снять чувство усталости;  раскрывает способности детей, их индивидуальность; 1 усиливает непроизвольное запоминание.  Поэтому игровая технология – самая актуальная для нас учителей  начальной  школы, особенно при работе с 1­м и 2­м классами. Первый год обучения  является стартовым и крайне важным для формирования универсальных  учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный  переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только  при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На  уроках обучения грамоте  я использую  игры, совершенствую слуховое  восприятие: “Хлопки”, “Твердый ­ мягкий”, “Идем на День рождения”.  Для  уроков математики ­ игры на отработку состава числа “Домики”,  “Собери  елочку” и др. Игры­драматизации. Очень эффективны игры­драматизации на уроках в начальных классах  формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более  зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с  помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для  развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом  драматизации можно начинать с инсценировки сказок. Стараюсь увлечь детей игрой­драматизацией с первых уроков, раскрываю ее  секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто  использую при работе с первоклассниками «Театр­экспромт». Это такая  форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я  начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик.  Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за  кадром читает сказку, а дети­актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически  раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах. Работа с тренажерами. 2Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных  навыков. Тренажер ­ это тренировочные однотипные упражнения,  подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков  доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на  различных этапах урока:  во время устного счета (на уроках математики);  при закреплении нового материала;  при поведении самостоятельной, проверочной работы;  при игровых моментах соревновательного характера и т.д. На уроках математики и русского языка я часто использую  работу с  тренажерами.  Учащимся раздаю персональные карточки (тренажеры), через некоторое  время (3­5 минут)  собираю  карточки с ответами, а после урока подсчитываю  и фиксирую количество верных ответов в специальной “ Таблице успехов”. Ребятам очень  нравится такая работа и после нескольких работ результат  значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и  доводятся до автоматизма. Проблемно­диалогическая технология. Проблемно­диалогические уроки способствуют возникновению у школьников  интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации.  Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался  сам.  Например,  интересный  урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в   природе». ­ Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об  удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это  была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь? (У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»). 3Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить  растаявший снег).  ­ Тема урока: « Вода в природе».   Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением,  противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом,  приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью. Групповая работа В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках  используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании  метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения.  Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые  "вырабатывают и утверждают сами":  полное внимание к однокласснику;  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;  терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над  ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку"). Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить,  волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны  для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять  ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать,  сидеть в классе свободно и непринужденно". Демонстрационно­тренировочный прием. Предполагает поэтапное подведение учащихся к орфографическому правилу,  выполнение орфографических разборов с опорой на это правило. Моя главная задача научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. 4Для реализации этой задачи  возникает необходимость применения в практике работы с информационно ­ коммуникативными  технологиями.  Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения  современного качества образования и формирования информационной  культуры ребенка ХХI века. Отсюда и следуют цели использования ИКТ: переход от объяснительно­иллюстративного способа обучения к  деятельностному;  активизиция познавательной сферы обучающихся;  повышение положительной мотивации обучения;  использование как средства самообразования;  повышение уровня знаний;  осуществление проектной деятельности младших школьников. Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.  Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе,  прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы  обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать  психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять  определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в  потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не  подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент  учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить  щадящий характер. Планируя свой  урок, я   тщательно продумываю  цель,  место и способ использования ИКТ. Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к  системе оценивания, который предполагает переход на критериальную,  содержательную оценку.  Для этого я и мои коллеги используют шкалу для  самооценки, таблицы, карточки со знаками “+” и “­”. Учитель может  5предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы  детей по определенным критериям. Существует накопительная система оценки личностных, метапредметных и  предметных результатов – рабочее  Портфолио. Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение,  облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная  умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному  предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все  усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше  отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными  государственными образовательными стандартами начального общего  образования младший школьник сможет быть, прежде всего, социально  компетентен. 6