Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.8
Памятки +1
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
13.11.2018
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболее многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения познавательной деятельности: в первую очередь - это ограниченность восприятия, нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность - все это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Повышение качество урока.doc
МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Чернухинская школаинтернат»
Выступление на ШМО начальных классов.
Доклад на тему: " Повышение качества урока через использование
здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)".
Доклад подготовила учитель
начальных классов
I квалификационной категории
Зиновьева Е.Л.
с.Чернуха 2018 год.
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни,
счастья, радости и благополучия человека.
В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из
современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться,
приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ограниченными
возможностями.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и
психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболее
многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения
познавательной деятельности: в первую очередь это ограниченность восприятия,
нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания,
запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение
мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи,
боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность все это
неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно
усложняется и требует от учеников большего умственного и нервно психического
напряжения.
Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья
подрастающего поколения является здоровьеориентированный образовательный
процесс в школе. Это организация образовательного процесса с учетом всех норм и
правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и
включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий,
направленных на сохранение здоровья учащихся. По слова профессора Н.К. Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные
технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на
стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в
состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не
значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто
учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба
здоровью обучающихся, а являлось здоровьесберегающим и корригирующим.
Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся и
высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии
обучения.
В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется
мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать
происходящее.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающие
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,
помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствует
ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и
характеризуются учебнопознавательной направленностью.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она
рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной
цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра
повышает интерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной
деятельности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество
информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений
в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые
взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и
тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от
слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.
С помощью игры можно снять психическое утомление, ее можно использовать для
мобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторских
способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на
уроках.
Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия
используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательной
целью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика,
способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится
не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая
критерии выбора и свободу действий.
С первых минут урока, а именно с организационного, нужно создать обстановку
доброжелательности. Его цель создание положительного настроя на обучение,
пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических
функций. Основная задача учителя – включить детей в работу с первых минут
урока. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом
случаи полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения
в виде игры. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей,
проявлению своего “я”, развитию воображения, преодоление двигательной
неловкости.
Для сообщения темы урока эффективно использовать игровой момент. Игровая
форма не только пробуждает интерес к уроку, но и направляет внимание детей к
изучению и восприятию материала.
Основной этап урока изучение нового материала.
На этом этапе игровая технология предусматривает включение элементов
сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки,
рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательной
активности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоционального
состояния здоровью детей. В своей работе я столкнулась с тем, что дети не знают
сказок, которые знакомы большинству малышей уже с самого раннего детства.
Поэтому я старалась в любую свободную от урока минуту познакомить детей с
произведениями народного и авторского творчества. Чаще всего это удавалось
сделать на классных часах. Большой интерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у обучающихся,
если к нам на урок «приходил» какойто сказочный герой и просил помощи у детей
в решении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью включались в работу,
например, помогали Колобку избежать опасностей, путешествуя по лесным
тропинкам; Незнайке помогали правильно решить примеры или задачу; вместе с
Красной Шапочкой пробирались через лес к ее бабушке, при этом выполняя разные
виды работ.
Полезно включать в урок элементы соревнования. Так как в моем классе только
двое обучающихся, то я придумала игру, в которой дети соревнуются между собой
в достижении лучшего результата. Например, на уроке математики они «совершали
перелет» из Курска в Москву на самолетах. При этом, выполняя разнообразные
задания, дети приближались к цели в зависимости от того, как справились с
работой. В этой игре было важно не допустить значительного отрыва одного
«пилота» от другого. А на следующем уроке построить игру так, чтобы
победителем был другой. Такие игры позволяют раскрыть личностные качества,
повышают самооценку обучающихся, создают положительный фон урока.
Очень полезно включать и отдельные игровые моменты на различных этапах урока,
например для коррекции различных психических процессов я использую следующие
игры: «Выложи сам», «Палитра» (для коррекции восприятия); «Что изменилось?»,
«Самый внимательный», «Нос, пол, потолок» (для коррекции внимания), «Повтори
за мной», «Внимательный художник» (для коррекции памяти) и другие.
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во
многом зависит функциональное состояние обучающихся в учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на среднем
уровне и предупреждать преждевременное утомление.
На уроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку
испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки.
Если предоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой
вид деятельности, то признаки утомления пройдут.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужно
проводить игровые физминутки.
игры для снятия общего и локального утомления :«Ветер», «Буратино», «Три
медведя», «Рябинка», «Гуси», «Лягушки», «1,2,3,4» и другие; игры для кистей рук : «Пальчикпальчик», «Сорока», «Семья», «Забор», «Две
вороны» и другие;
гимнастика для глаз : «Веселые рожицы», «Далеко – близко», «Фигуры» и
другие.
Оздоровительные физминутки – это часть системы использования
здоровьесберегающей технологии в школе.
Основные задачи физминуток это:
1. снять усталость и напряжение
2. внести эмоциональный разряд
3. развивать общую и мелкую моторику
Я стараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходным
мостиком к следующей части урока.
Положительное влияние на повышение и поддержание работоспособности
обучающихся оказывают задания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу,
например, игра «Собери фигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Тымне, ятебе»,
игра в мяч с разнообразными заданиями.
Систематическое использование физминуток приводит к улучшению
психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется,
появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет
снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а
это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно
интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, а
применение игровой технологии с элементами здоровьесбережения в этом возрасте
должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
способствует повышению качества урока.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
опирается на принципы природосообразности, преемственности,
вариативности, прагматичности (практической ориентации);
приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению
усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
создание благоприятного психологического фона на уроке; использование
приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному
материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.