Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.8

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.8
Памятки +1
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
13.11.2018
Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболее многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения познавательной деятельности: в первую очередь - это ограниченность восприятия, нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность - все это неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей.
Повышение качество урока.doc
МКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа­интернат» Выступление на ШМО начальных классов. Доклад на тему: " Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)". Доклад подготовила учитель  начальных классов  I квалификационной категории  Зиновьева Е.Л. с.Чернуха 2018 год.  «Забота о здоровье ребёнка – это  не просто комплекс санитарно­     гигиенических норм и правил…  и не свод требований к режиму,  питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии  является радость творчества»                                                                                        В.А.Сухомлинский Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни,  счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из  современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться,  приспосабливаться к жизни, что особо значимо для детей с ограниченными  возможностями. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и  психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта – наиболее  многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения  познавательной деятельности: в первую очередь ­ это ограниченность восприятия,  нарушение всех операций процесса мышления, проблемы концентрации внимания,  запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, нарушение  мелкой и общей моторики. Кроме того, у многих наблюдаются школьные страхи,  боязнь ответа у доски, закрытость, низкая двигательная активность ­ все это  неблагоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Образовательный процесс в условиях меняющего современного мира постоянно  усложняется и требует от учеников большего умственного и нервно­ психического  напряжения. Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья  подрастающего поколения является здоровьеориентированный образовательный  процесс в школе. Это организация образовательного процесса с учетом всех норм и  правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и  включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий,  направленных на сохранение здоровья учащихся. По слова профессора Н.К. Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные  технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерба здоровью учащихся”. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в  состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. Это не  значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто  учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба  здоровью обучающихся, а являлось здоровьесберегающим и корригирующим. Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия обучающихся и  высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии  обучения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется  мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать  происходящее. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающие  определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,  сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,  помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствует  ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и  характеризуются учебно­познавательной направленностью. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она  рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной  цели и задач конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра  повышает интерес обучающихся к урокам, стимулирует рост познавательной  деятельности, что позволяет детям получать и усваивать большее количество  информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений  в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые  взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и  тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от  слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. С помощью игры можно снять психическое утомление, ее можно использовать для  мобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на  уроках. Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия. Сказкотерапия  используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и воспитательной  целью. Сказка служит эффективным взаимодействием учителя и ученика,  способствует выработке общего языка общения. Переживая сказку ребенок учится  не только понимать ситуацию, но и поступать в ней определенным образом, получая критерии выбора и свободу действий. С первых минут урока, а именно с организационного, нужно создать обстановку  доброжелательности. Его цель ­ создание положительного настроя на обучение,  пробуждение интереса к познанию нового, а также коррекция психофизических  функций. Основная задача учителя – включить детей в работу с первых минут  урока. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом  случаи полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения  в виде игры. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей,  проявлению своего “я”, развитию воображения, преодоление двигательной  неловкости. Для сообщения темы урока эффективно использовать игровой момент. Игровая  форма не только пробуждает интерес к уроку, но и направляет внимание детей к  изучению и восприятию материала. Основной этап урока ­ изучение нового материала. На этом этапе игровая технология предусматривает включение элементов  сказкотерапии: сказочные задачи, рассказывание сказки, сочинение сказки,  рисование сказки, театрализация, что способствует повышению познавательной  активности, создают положительный фон урока, необходимый для эмоционального  состояния здоровью детей. В своей работе я столкнулась с тем, что дети не знают  сказок, которые знакомы большинству малышей уже с самого раннего детства.  Поэтому я старалась в любую свободную от урока минуту познакомить детей с  произведениями народного и авторского творчества. Чаще всего это удавалось  сделать на классных часах. Большой интерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у обучающихся, если к нам на урок «приходил» какой­то сказочный герой и просил помощи у детей  в решении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью включались в работу,  например, помогали Колобку избежать опасностей, путешествуя по лесным  тропинкам; Незнайке помогали правильно решить примеры или задачу; вместе с  Красной Шапочкой пробирались через лес к ее бабушке, при этом выполняя разные  виды работ. Полезно включать в урок элементы соревнования. Так как в моем классе только  двое обучающихся, то я придумала игру, в которой дети соревнуются между собой  в достижении лучшего результата. Например, на уроке математики они «совершали  перелет» из Курска в Москву на самолетах. При этом, выполняя разнообразные  задания, дети приближались к цели в зависимости от того, как справились с  работой. В этой игре было важно не допустить значительного отрыва одного  «пилота» от другого. А на следующем уроке построить игру так, чтобы  победителем был другой. Такие игры позволяют раскрыть личностные качества,  повышают самооценку обучающихся, создают положительный фон урока. Очень полезно включать и отдельные игровые моменты на различных этапах урока,  например для коррекции различных психических процессов я использую следующие игры: «Выложи сам», «Палитра» (для коррекции восприятия); «Что изменилось?»,  «Самый внимательный», «Нос, пол, потолок» (для коррекции внимания), «Повтори  за мной», «Внимательный художник» (для коррекции памяти) и другие. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во  многом зависит функциональное состояние обучающихся в учебной деятельности,  возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на среднем  уровне и предупреждать преждевременное утомление. На уроках письма, детям приходится много писать. Значительную нагрузку  испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины, мышцы кисти работающей руки.  Если предоставить обучающимся возможность отдохнуть, переключится на другой  вид деятельности, то признаки утомления пройдут. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, нужно проводить игровые физминутки.  игры для снятия общего и локального утомления :«Ветер», «Буратино», «Три  медведя», «Рябинка», «Гуси», «Лягушки», «1,2,3,4» и другие;  игры для кистей рук : «Пальчик­пальчик», «Сорока», «Семья», «Забор», «Две  вороны» и другие;  гимнастика для глаз : «Веселые рожицы», «Далеко – близко», «Фигуры» и  другие. Оздоровительные физминутки – это часть системы использования  здоровьесберегающей технологии в школе. Основные задачи физминуток ­ это: 1. снять усталость и напряжение 2. внести эмоциональный разряд 3. развивать общую и мелкую моторику Я стараюсь, чтобы физминутка была связана с темой урока и являлась переходным  мостиком к следующей части урока. Положительное влияние на повышение и поддержание работоспособности  обучающихся оказывают задания, которые надо выполнять, перемещаясь по классу,  например, игра «Собери фигуры», «Кто быстрее», «Посчитай», «Ты­мне, я­тебе»,  игра в мяч с разнообразными заданиями. Систематическое использование физминуток приводит к улучшению  психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Дети после физминуток становятся более активными, их внимание активизируется,  появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет  снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а  это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно  интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, а  применение игровой технологии с элементами здоровьесбережения в этом возрасте  должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения  способствует повышению качества урока. Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение  направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;  опирается на принципы природосообразности, преемственности,  вариативности, прагматичности (практической ориентации);  приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению  усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;  достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование  приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному  материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018