Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
25.05.2018
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»
Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих знаний; нравственное становление. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: - Знакомство детей с башкирским фольклором; - Развитие интереса к башкирскому народному искусству, к народным обрядам; - Воспитание детей в духе народной педагогики; - Воспитание у детей любовь к народному творчеству и любовь к родному краю; - Формирование духовно-нравственных качеств личности; - Формирование гражданской убеждённости; - Формирование национального самосознания, самоидентичности; - развитие творческих способностей; - Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность; - Формирование морально-нравственных норм на основе традиций своего народа; - Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно – прикладному искусству. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изученным в школе предметам (литературе, истории, экологии, музыке, физкультуре и т.д.).
Рабочая программа кружка -Татарский фольклор- .doc
Рабочая программа Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор» на 2016­2017 учебный год Пояснительная записка          Фольклор – это английское слово и в переводе означает народное творчество. Слово «фольклор» имеет обширное значение. Поэтому туда входит не только народное творчество, а также поверья, мифология и т.д. Фольклор занимает большое значение и на Западе.      Наука, которая занимает народным творчеством, называется «фольклористика».     Для развития риторики, эрудиции и для поднятия настроения у каждого народа существует особое место в жизни народное творчество. Каждый народ воспринимает свой фольклор как что­то близкое, родное, потому что творчество народа понятен для всех: и взрослым и детям. Ребята очень быстро схватывают, читают наизусть, поют и танцуют. В башкирском народном творчестве есть ещё такие игры с песнями и с танцами, которые развивают ловкость, быстроту и находчивость.      Народное творчество также воспитывает: патриотизм, любовь к творчеству народа, уважение к старшим и младшим, бережное отношение к природе, любовь к родным, трудолюбие, интерес к жизни предков, его обрядам и праздникам.    Фольклор занимает важное место в жизни, поскольку необходим для воспитания и всестороннего развития подрастающего поколения. Цели и задачи.        Цель программы:  гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно­творческих знаний; нравственное становление.    Цель может быть достигнута при решении ряда задач: ­ Знакомство детей с башкирским фольклором; ­ Развитие интереса к башкирскому народному искусству, к народным обрядам; ­ Воспитание детей в духе народной педагогики; ­ Воспитание у детей любовь к народному творчеству и любовь к родному краю; ­ Формирование духовно­нравственных качеств личности; ­ Формирование гражданской убеждённости; ­ Формирование национального самосознания, самоидентичности; ­ развитие творческих способностей; ­ Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность; ­ Формирование морально­нравственных норм на основе традиций своего народа; ­ Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно – прикладному искусству.         Программа   позволяет   развить   индивидуальные   творческие   способности,   накопить   опыт   в   процессе   восприятия   декоративно­прикладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать   органическую   целостность   народной   культуры,   оценивать   её   значение   в   выработке   своих   жизненных   ориентиров   в   современной деятельности.   Кроме   того,   воспитанники   получают   дополнительную   информацию   по   изученным   в   школе   предметам   (литературе,   истории, экологии, музыке, физкультуре и т.д.).          Форма и режим занятий.   Занятия объединения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся  коллективно и с творческой группой. Ожидаемые результаты:       Ребята, посещающие фольклорное объединение I учебного года         должны знать: ­ что обозначает понятие «фольклор», и воспринимать башкирскую культуру, как часть мировой культуры; ­ народное искусство, его песни, танцы, игры; ­ народные календарные праздники, обычаи и обряды; ­ должны знать своё генеологическое древо.       должны уметь: ­ петь башкирские народные песни; ­  танцевать танцы; ­ вышивать сказочный цветок; ­ составлять древо жизни; ­ свободно держать себя на сцене.     Ребята, посещающие фольклорное объединение II учебного года         должны знать: ­ воспринимать башкирскую культуру, как часть мировой культуры; ­ народное искусство, его песни, танцы, игры; ­ народные календарные праздники; ­  обычаи и обряды; ­ башкирские традиции; ­ башкирские пословицы, поговорки, сказки.       должны уметь: ­ петь песни на башкирском языке; ­ петь башкирские народные песни; ­  танцевать 4 башкирских  танца; ­ выразительно и красиво рассказывать стихотворения; ­ составлять древо жизни; ­ инсценировать башкирские народные сказки; ­ свободно держать себя на сцене. Ребята, посещающие фольклорное объединение III учебного года            должны знать: ­ воспринимать башкирскую культуру как часть мировой культуры; ­ народное искусство: его песни, танцы, игры, и т.д.; ­ народные календарные праздники; ­ обычаи и обряды; ­ башкирские традиции; ­ пословицы; ­ поговорки; ­ сказки; ­ песни; ­ народные танцы; ­ гениологическое дерево; ­ крылатые слова.           должны уметь: ­ петь башкирские народные песни; ­ петь песни на башкирском языке без сопровождения музыки (акапелла); ­ петь песни в два голоса; ­ танцевать 5 разновидностей башкирских танцев; ­ выразительно и красиво рассказывать стихотворения, сказки и т.д.; ­ составить древо жизни; ­ инсценировать башкирские народные сказки; ­ свободно держать себя на сцене.  Для успешной реализации поставленных задач необходимо:    хорошо освещаемое помещение для работы; соответствующая материально­техническая база; наличие научно­методического комплекса, литературы, журналы, наглядно­демонстративного материала. Основные виды диагностики результата:  входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно­творческих способностей ребенка (беседа,  текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ; промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания,   тесты);   выставки;  Результативность образовательного процесса отслеживается по определенным критериям в начале, середине и  конце каждого учебного года. По  результатам мониторинга проводится анализ и корректировка работы с детьми. итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: итоговая выставка. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:  открытые занятия, выставки   творческих работ, составление альбома лучших работ,  творческий отчет по завершению темы, участие в районных выставках, конкурсах и фестивалях. Программа рассчитана на 144 часа (первый год обучения), 216 часов (второй и третий годы обучения). 2. Учебно­тематический план  1 года обучения Тема Всего Теори Практик Дата Факт. Прак. Вводные занятия.  ­ Вводная беседа. Инструктаж по ТБ. ­ Понятие о фольклоре. ­ Жанры народного творчества. Национальный костюм Башкирский национальный костюм. ­Моделирование танцевального костюма  Игровой фольклор. ­ Разучивание подвижных игр Песенно­плясовые игры: ­Особенности песенно­плясовых игр «Наза»,  «Косилка­молотилка», «Ляу сатин», «Маршрут» Народные обычаи и традиции. ­   Народные   обряды.   Театрализация   народных обрядов и обычаев. 4 6 6 6 я 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 а 4 2 2 4 1 3 4 4 № моду ля 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 24 4 73 Башкирские народные песни. Жанры башкирских народных песен. Шуточные песни.  ­   Разучивание   башкирской   шуточной   песни «Гульназира», «Хатира»; «Салма кой» Разучивание   исторической   песни  «Ялсыгул»; «Озон көй» «Любизар», Народные праздники. Башкирские народные праздники. Народные инструменты ­ Разновидности народных инструментов ­   История,   легенды   возникновения   башкирского народного инструмента «курай» ­ строение курая  ­ особенности извлечения звука на курае;  постановка исполнительского аппарата, положения  губ, языка, правильная постановка корпуса, рук,  пальцев и дыхания; ­ Усвоение основных способов звукоизвлечения; ­ Цифровое обозначение звуков на курае; ­   Разучивание   башкирской   шуточной   песни «Гульназира», «Хатира»; ­Разучивание   исторической   песни  «Ялсыгул»; «Любизар», ­ Разучивание народной мелодии «Карабай»; ­Разучивание танцевальной мелодии «Тунарак кул»; 8 2 2 1 2 1 2 22 2 1 1 2 2 2 2 2 16 8 8 2 51 4 6 2 8 8 ­ История возникновения башкирского музыкального инструмента «кубыз»; ­ строение кубыза; ­ особенности извлечения звука на кубызе; ­ ансамблевое исполнение песни «Гульназира». 8. Итоговые занятия и досуговые мероприятия.   Викторина «Путешествие в мир фольклора» Игровая программа. 13 Участие на конкурсах, выступления на концертах Всего: 136 2 2 1 1 1 1 3 1 2 6 6 1 2 4 4 10 10                                № модуля Тема Учебно­тематический план 2 года обучения Всего Теория Практика Дата Факт. Прак. 1. Вводные занятия.  ­ Вводная беседа. Инструктаж по ТБ. 2. Национальный костюм ­Моделирование танцевального костюма; Экскурсия в ДК «Юбилейный»; 3. 4. 5.  Игровой фольклор. Песенно­плясовые игры: ­Разучивание   песенно­плясовых   игр   «hылыу кызга», «Тирак», «Шал байланем»… Народные обычаи и традиции. ­ Народные обряды. Башкирские народные песни. Жанры башкирских народных песен. Разучивание   любовно­лирических   песен   «hылыу 2 8 10 6 44 2 2 2 3 2 10 2 6 4 2 7 4 34 кыззар»,«Карасэс», «Салимакай». Разучивание   исторических  песен  «Каhым  тура», «Баик»; «Порт Артур». Песни о родном крае, о его красоте. Песни башкирских композиторов.  Хороводные игровые песни.   Шуточные песни: «Бикэ» Частушки: «Уйын такмактары». Народные инструменты Разучивание мелодий на курае: ­   Разучивание   башкирских   наигрышей   «Сынрау торна», «Ете кыз»; ­Разучивание исторической песни  «Баик», «Порт Артур»; ­ Разучивание народной мелодии «Буранбай»; ­Разучивание   танцевальной   мелодии   «Тунарак кул»; Игра на кубызе; ­ ансамблевое исполнение песни «hылыу кызга», «Баик. Хан кызы». Итоговые занятия и досуговые мероприятия.   Викторина «Путешествие в мир фольклора» Игровая программа Участие в конкурсах, выступления на концертах 8 42 13 6. 7. 8. 3 3 1 1 2 1 1 7 2 2 1 1 2 12 12 5 5 6 3 3 35 10 10 5 5 7 1 2 10 Учебно – тематический план на третий учебный год. Всего: 136 №  п/п 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Содержание занятий Кол­во часов Дата План. Факт. I.  Введение: татарская культура, как часть мировой  культуры. Наш клад в  её развитии. I. Народное искусство (116ч.) Татарские народные песни(24 ч.) Повторение изученных народных песен «Эх,  алмасы», «Сөлге чигәм», «Җомга», «Бөрлегәнем» Изучение татарской народной песни «Сарман» Индивидуальная работа при постановки голоса Разучивание песни «Алтын алка» Индивидуальная работа над голосом. Песня «Алтын  алка» Разучивание песни «Ай, йолдызым» Пение без сопровождения инструментов песни «Ай,  йолдызым» Разучивание песни «Сагыну» Работа над дикцией Разучивание песни «Тула оек» Сценическая речь Работа над сценической речью Вокально­хоровое пение (10 ч.) Пение без сопровождения инструментов. Песня  «Сагыну», «Сарман» Одноголосье Пение изученных песен в один голос Пение песни «Ай, йолдызым» в два голоса 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Народная хореография (22 ч.) Повторение танцев « Эх, алмасы», «Каз канаты»,  «Торналар», «Шома бас» Изучение танца «Казан сөлгесе», «Лирический танец  с платками», «Танец  двух друзей» Виды шага в танце «Казан сөлгесе» Положение рук, ног в танце «Казан сөлгесе» Изучение танца «Танец  двух друзей» Виды шага в танце «Танец  двух друзей» Соединение изученных элементов  с плясовыми  песнями Изучение танца «Лирический танец с платками» Танцевальные элементы в танце «Лирический танец с платками» Повторение изученных танцев Игры с песнями и с танцами (18 ч.) Повторение изученных игр с песнями и с танцами Изучение игры «Чума үрдәк – чума каз» Разучивание песни для игры «Чума үрдәк – чума  каз» Изучение игры  “Кунаклар” Разучивание песни для игры “Кунаклар” Правила игры  “Түбәтәй” Изучение игры  “Зәңгәр чәчәк” Изучение игры  “Яулак алыш” Танцевальные движения в народных играх Татарские народные игры для детей (10ч.) Знакомство с игрой «Аксак төлке” Игра “Ал кирәк – гөл кирәк” Игра “Аю, бүре” Игра “Очты­очты” 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 44 Пословицы и поговорки (6 ч.) о взаимоотношении  родителей и детей Пословицы и поговорки  о труде Пословицы и поговорки  о знании 45 46 47 Мифы и легенды  татарского народа (4 ч.) 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Легенды о Казани Баиты (4 ч.) Баит «Сөембикә» Татарские народные сказки  (6 ч.) Сказки о животных Инсценировка сказки «Хәйләкәр төлке» Народная вышивка (6 ч.) Вышивка головного убора   Вышивка головного убора с бисером Бисероплетение (6 ч.) Плетение сумочки Плетение цветка II. Народный календарь (8 ч.) Подготовка к празднику «Науруз». Разучивание  песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей. Работа с творческой группой Знакомство с народным праздником «Кунак кыз» III. Народная философия (6 ч.) Древо жизни. Самый интересный человек в моем  древе жизни.  Самый лучший семейный герб IV. Народная кулинария (4ч.)     Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Чак –чак»,«Губадия», «Эчпочмак» 62 63 64 65 66 67 68 69 Приготовление «Эчпочмак». Проведение чаепития. V. Татарские народные инструменты:  2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 гармонь – тальянка, курай (типа  флейты), кубыз (губной варган),  скрипка (2 ч.) Повторение и итоговое занятие 3 –й год  (6ч.) VI. Повторение пройденного за 3­й год обучения  Итоговое занятие 2 2 2 70 71 72 3. Содержание  1 года обучения. 1. Вводные занятия. Вводная беседа. Инструктаж по ТБ. Понятие о фольклоре. Жанры народного творчества (4 ч.). Модуль   1.    Национальный   костюм.  Моделирование   танцевального   костюма   (6   ч).   Беседа   о   национальном   танцевальном   костюме.   Дизайн костюма. Модуль 2. Игровой фольклор.  Разучивание  подвижных игр. Песенно­плясовые игры. Особенности песенно­плясовых игр «Наза», «Косилка­ молотилка», «Ляу сатин»,  «Маршрут».  Модуль 3. Народные обычаи и традиции. Беседа с учащимися о народных обрядах и традициях. Театрализация народных обрядов и обычаев.  Модуль 4. Башкирские народные песни. Жанры башкирских народных песен.  «Кыска кой» ­ шуточные песни. Разучивание башкирской шуточной песни «Гульназира», «Хатира». «Салма кой» ­ песня средней протяжности. Разучивание исторической песни «Любизар», «Ялсыгул».  «Озон кой»­ протяжная песня. Слушание и анализ протяжных песен «Урал», «Туяляс». Модуль 5. Хороводные игровые песни.  Разучивание и исполнение башкирских частушек (такмактар).  Модуль 6. Народные инструменты.  Беседа   о   разновидностях   народных   инструментов,   об  истории   и   легендах   возникновения   башкирского народного инструмента «курай». Извлечение звука на курае; постановка исполнительского аппарата, положения губ, языка, правильная постановка корпуса, рук, пальцев и дыхания. Цифровое обозначение звуков на курае.  Разучивание башкирской шуточной песни «Гульназира», «Хатира», исторической песни «Любизар», «Ялсыгул», народной мелодии «Карабай». Разучивание танцевальной мелодии «Тунарак кул». Изучение строения кубыза. Ансамблевое исполнение песни «Гульназира». Модуль 7. Итоговые занятия и досуговые мероприятия. Викторина «Путешествие в мир фольклора». Игровая программа: «Угадай мелодию», «Музыкальный ринг». Участие на конкурсах, выступления на концертах. Содержание 2 года обучения. Модуль 1. Вводные занятия Вводная беседа. Инструктаж по ТБ.  Модуль 2. Национальный костюм.  Моделирование танцевального костюма. Экскурсия в ДК «Юбилейный». Модуль 3. Игровой фольклор. Песенно­плясовые игры. Разучивание песенно­плясовых игр «hылыу кызга», «Тирак», «Шал байланем». Модуль 4. Башкирские народные песни.  Жанры башкирских народных песен.  «Кыска кой» ­ шуточные песни.  Разучивание башкирской шуточной песни «Гульназира», «Хатира». «Салма кой» ­ песня средней протяжности. ­ Разучивание исторической песни «Любизар», «Ялсыгул».  «Озон кой»­ протяжная песня. Слушание и анализ протяжных песен «Урал», «Туяляс». Модуль 5.  Башкирские народные песни. Жанры башкирских народных песен. Разучивание любовно­лирических песен «hылыу кыззар»,«Карасэс», «Салимакай». Разучивание исторических песен «Каhым тура», «Баик»; «Порт Артур». Песни о родном крае, о его красоте.  Разучивание и исполнение песен «Тунарак кул». Песни башкирских композиторов. Разучивание песен «Туган ерем», «Кайтманыгыз туган яктарга». Модуль 6. Хороводные игровые песни.   Шуточные песни: «Бикэ». Частушки:«Уйын такмактары». Модуль 7. Народные инструменты Разучивание мелодий на курае. Разучивание башкирских наигрышей «Сынрау торна», «Ете кыз». Разучивание исторической песни «Баик», «Порт Артур».Разучивание народной мелодии «Буранбай». Разучивание танцевальной мелодии «Тунарак кул». Игра на кубызе. Ансамблевое исполнение песни «hылыу кызга», «Баик. Хан кызы». Модуль 8. Итоговые занятия и досуговые мероприятия.   Викторина «Путешествие в мир фольклора». Игровая программа «Музыкальный ринг». Участие в конкурсах, выступления на концертах. I. Вводные занятия (2ч.) Знакомство с целями и задачами на предстоящий год. Углубление знаний о культуре татарского народа.  Содержание учебного процесса на третий год. II. Народное искусство (116ч.)  Знакомство детей с новыми народными песнями, с танцами, с играми, с вышивкой, с бисероплетением, с пословицами, с поговорками, со сказками о животных. 1. Разучивание новыз татарских песен; 2. Пение без сопровождения инструментов; Работа над сценической речью; Работа над дикцией; Одноголосье, двухголосье;                 3.  Освоение более сложных танцевальных движений.    Положение рук и ног, головы, виды шага, соединение танцевальных элементов;                 4. Татарские народные игры для детей  5.  Сказки о животных. Подготовка к инсценировке одной сказки.  6.  Пословицы, поговорки. 7. Мифы и легенды  татарского народа  8. Баиты  9. Вышивка платка со сложными швами.  10. Бисероплетение. Плетение сумочки и цветка для сумочки. III. Народный календарь (8 ч.)                 Знакомство детей с народными праздниками: «Кунак кыз» и т.д. ­ как проводились эти игры; ­ Кто там участвовал? ­ В какое время проводились? ­ Кто проводил? ­ Какие выпечки пекли? и т.д.   Подготовка к празднику «Науруз». Разучивание песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей. IV. Народная философия (6ч.) 1. Древо жизни 2. Быт предков 3. обычаи традиции 4. Самый интересный человек в моём «древе жизне» 5. Проведение конкурса «Самый лучший семейный герб». V. Народная кулинария (4ч.) Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Чак –чак», «Губадия», «Эчпочмак» и т.д.     Приготовление одну из данных блюд. Проведение чаепития. VI. Татарские народные инструменты (2 ч.) Знакомство детей с татарскими народными инструментами: гармонь – тальянка, курай (типа флеты), кубыз (губной варган), скрипка VII. Повторение и итоговое занятие 3 –й год (6ч.)  Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору Во всех разделах проводится: ­ Индивидуальная работа.                Помощь учащимся лучше усвоить материал. 1. Индивидуальная работа над пением без сопровождения инструментов; 2. Работа по выработке сценической речи; 3. Работа над усвоением одноголосья, двухголосья; 4. Работа поусвоению хореографических движений; 5. Работа по вышивани, бисероплетению; ­ Работа с творческой группой. 6. Работа с солистами; 7. Работа с хореографической группой; 8. Работа с вокалистами. ­ Массовая работа.                    Массовая работа нужна, чтобы показать результативность фольклорной группы в школе; а так же воспитывать в детях организованность, добросовестное отношение к каждому мероприятию, празднику, выстави и т.д.     Массовое мероприятие невозможно без тесной связи с родителями. ­ Контрольные проверочные срезы.              Проводятся для того, чтобы провести контроль знаний, умений и навыков пройденного материала; а так же выявить творческое потенциалы детей. Срезы проводятся со стороны администрации школы. Проводятся в конце каждого раздела.              Проводятся для того, чтобы провести конторль знаний, умений и навыков пройденного материала; а так же выявить творческое потенциалы детей. Срезы проводятся со стороны администрации школы. Проводятся в конце каждого раздела. VIII. Итоговые занятия.  Систематизировать и обобщить пройденный материал по фольклору.            Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: Музыкальные инструменты (баян, курай, кубыз), мультимедиа, музыкальный центр, компакт­диски. Методические, нотные пособия по  4. Методическое и материальное обеспечение программы. вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей. Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий  фольклорного кружка: учебные занятия, беседы, игры, репетиции, концерты. Основные методы организации учебно­воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно ­ иллюстративные 5. Список литературы Сулейманов Г.З. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа,1995г. Нуреев Т. Азбука кураиста. Стерлитамак, 1997г. Башкирские народные песни. Уфа, 1964г. Рахимов Р.Р. Ишмухаметов Р.К. Программа по классу «курай». Уфа, 1999г. Рахимов Р.Р. Курай. Уфа, 2000г. Буракаева М. Башкирская культура. Уфа, 2004г. Лисицкая Т.С. Хореография и танец. Т.С.Лисицкая. — М, 1998.­с.18­42. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: «Китап», 1995 г. Надршина Ф.А. Башкирские народные мелодии. Песенно­плясовые игры. Уфа, 1996г. Ямалетдинов М.Б. Репертуар кураиста. Уфа,1992г. 6. Приложение. Методические рекомендации (беседы для воспитанников) Певческий голос       Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.      Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку. Певческая установка     Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально­певческой постановке корпуса во время пения.    От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).    Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула. Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени. Дыхание     Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно.   Рот   чуть   приоткрыт.   Ощущение   такое,   как   будто   вы   нюхаете   цветок.   При   таком   положении   аппарата   все   мышцы   правильно сокращены. Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из­за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт. Упражнения, используемые на занятиях: 1. Упражнения на  выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха). 2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании. 3. Упражнения на удлинение выдоха: а) выдох на звуке, счет про себя; б) выдох на повторение слога (ма, мо, му); г) выдох на счет вслух; 4. Упражнения «Свеча», «Снайпер», «Комарик» Слух и голос взаимосвязаны     Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого. Слушая речь, музыку или  пение,  мы «про себя»,  а иногда  и вслух,  повторяем их и  только после  этого воспринимаем.  Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего). Мелодия      Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком­нибудь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.  Вокальная музыка        Итальянское «vokale» означает – «голосовой». То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – первоначально были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов танца , которые она сопровождала.   Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья. Песня Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике.    Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа. Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.  Дикция Важный момент в вокальном пении – дикция. Единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой. Основой являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения называются артикуляцией. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активации. Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиваться этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата. Необходимо проводить тренаж артикуляционного аппарата. Развитию артикуляции помогает проговаривание и пропевание скороговорок и чистоговорок.  Требуя от юных исполнителей четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям 1. Тренировка нижней челюсти. 2. «Пятачок»     (тренировка      губных мышц). 3. «Почесывание».   4. Тренировка мышц языка. 5. Работа над гласными звуками.       6. Скороговорки Берегите свой голос        Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Соответственно разным чувствам по­разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении! Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает? У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, то голосовые  складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:                 А – а – а; Э – э – э; И – и – и; О – о – о; У – у – у     Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если  певец пришел на урок расстроенным,  подавленным,  угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.  Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.   Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа. Советы для здоровья голоса 1.  Пить воду, чтобы не позволять вашему телу испытывать риск обезвоживания, и избегать алкоголя и кофеина. Ваши голосовые связки вибрируют   очень   быстро,   и   наличие   надлежащей   водной   помощи   служит   своеобразной   смазкой.   Важное   примечание:   Пищевые   продукты, содержащие большое количество воды ­ превосходные закуски, это ­ яблоки, груши, арбуз, персики, дыни, виноград, сливы, болгарский перец и яблочное пюре. 2. Не курить, или если Вы уже это делаете, бросить. При курении повышенный риск рака горла, и при вдохе дыма (даже подержанный дым) могут раздражаться голосовые связки. 3.  Не злоупотреблять, и не использовать ваш голос неправильно. Избегайте криков или воплей, и не пытайтесь говорить громко в шумных помещениях. Если  ваше горло сухое или утомленное, или ваш голос становится  хриплым, уменьшайте использование голоса. Хрипота – это предупреждение, что ваши голосовые связки раздражены. 4. Держите ваше горло и мускулы шеи в расслабленном состоянии, как при пении высоких нот, так и низких.  5. Обратите внимание на то, как Вы говорите каждый день. Даже исполнители, которые имеют хорошие навыки пения, могут причинять себе ущерб, когда они говорят.  6. Не откашливайтесь часто. Когда Вы очищаете ваше горло, это ­ подобно хлопанью вашими голосовыми связками вместе. Выполнение этого слишком часто может повредить их и сделать ваш голос хриплым. Пробуйте глоток воды или сглотните, чтобы подавить желание прокашляться. Если Вы испытываете желание прокашляться часто, проверяйтесь у доктора, причиной может быть болезнь или аллергия. 7. Когда вы устаете, дайте голосу передохнуть. Не говорите, когда вы хриплы из­за холода или инфекции. Слушайте то, что ваш голос говорит Вам. 9.  Когда Вы должны говорить публично, с большими группами или на открытом воздухе, думайте относительно использования усиления и избегайте напрягать ваш голос. 10. Увлажняйте ваш дом и область работы. Помните – влажный воздух хорош для голоса. Что делать, если голос заболел?  Первое правило при любом заболевании – пейте как можно больше воды. Теплой. Обильное теплое питье – это первое что придет на помощь.  1. 2. Избегайте Чая, Кофе, Сливок и Алкоголя перед пением, поскольку они могут иметь эффект обезвоживания. Т.е. чем больше их пьешь – тем больше хочется пить, что не есть хорошо.  3. Всегда и везде вам поможет витамин С. В таблетках, фруктах, овощах. Ешьте их побольше, хуже точно не будет, а эффект – естественный иммунитет. Напиток с соком лимона (не пить холодным!), мед, черная смородина содержат витамин С и антивирусные свойства, а свежий имбирь – это потрясающий природный анти­воспалительный продукт – трете немного корня имбиря, заливаете кипятком, даете настояться – добавляете меда и лимона. 4. Отдыхайте!  5. Сильный кашель может повредить голосовые связки. Немедленно принимайте сироп от кашля, при малейших признаках. Будьте осторожны с таблетками, лучше сиропы из натуральных трав. 6. Ингаляция с натуральными эфирными маслами. Масло эвкалипта, мяты, чайного дерева, ели, сосны, кедра – лучшее средство от простуды, отлично прочищают легкие, избавляют от кашля. Будьте осторожны со смесями для ингаляций, следите, чтобы в них не присутствовал ментол – он может иметь осушающий эффект. Вообще ароматерапия – великолепное средство быстро встать на ноги. Но не переусердствуйте – обязательно проверьте эфирные масла на отсутствие личной непереносимости и аллергии.  7. Не пытайтесь петь и избегайте говорить, пока лечение не закончено, чтобы позволить воспалению уменьшиться.  8. При выздоровлении начинайте с тихого напевания в течении 5­10 минут за раз, и потихоньку переходите к нескольким вокальным упражнениям в середине вашего диапазона, постепенно расширяйте диапазон более чем несколько дней. Норма восстановления будет зависеть от серьезности болезни и опытом певца. Любые проявления хрипоты исчезнут – это дело еще пары дней.  Классификация  голосов Мужские голоса  Голос Бас     Баритон   Тенор         Женские голоса  Контральто Меццо­сопрано     Сопрано  Звучание Низкий (глубокий) бас высокий (певучий) бас характерный (комический) бас Драматический баритон  (Бас­баритон, в нижнем регистре приближается к басу) Лирический баритон  (тенор­баритон, близок к драматическому тенору) Драматический тенор  (окраска баритональная) Лирический тенор  (мягкий тембр, и мощный верхний регистр) Лирико­драматический тенор  Низкий женский голос Высокое меццо­сопрано (лирическое) Меццо сопрано, близкое к сопрано Низкое меццо сопрано (близкое к контральто) Драматическое сопрано (мощная сила звучания и хороший нижний регистр) Лирико­драматическое сопрано Лирико­колоратурное сопрано Учебно­тематический план на первый год: №  п/п I II Наименование  раздела и темы Введение: татарская культура, как  часть мировой культуры Народное искусство II.1. Изучение татарских народных  песен «Сандугачым», «Зәлилә», «Чәчү  Кол­во  уроков 2 62 16 Теория  Практика  2 2 14 чәчкәндә», «Алматаның алмасы» II.2. Вокально­хоровое пение II.3. Народная хореография II.4. Игры с песнями и с танцами  (Җырлы­биюле уеннар) “Төймә – төймә” “Алия –Гөлия” “Алларын да алырбыз” “Миңлебай” “Чәчү­чәчү” II.5. Народная вышивка Вышивка сказочного цветка  (только девочки) Народный календарь Знакомство с календарными  праздниками и обрядами  «Сабантуй» «Нардуган» «Каз өмәсе» «Нәүрүз» и.т.д. Древо жизни Индивидуальная работа Работа с творческой группой 1. Массовые мероприятия  учебного характера:  концерты, конкурсы,  выставки, зачёты 2. Воспит.: тематические  праздники, досуговые  мероприятия 3. Работа с родителями III IV V VI VII Массовая Работа 10 16 12 8 12 10 12 12 24 6 12 6 1 1 2 2 2 1 2 2 2 9 15 10 6 10 9 10 10 6 12 4 VIII Контрольные проверочные срезы IX Итоговые занятия Всего занятий: 7 3 144 1 1 21 6 2 123 Тематический план на 1 уч. год. № п/п 1. 2 3 4 5 6 7 8 Содержание занятий Введение:Татарская   культура,   как   часть   мировой культуры. Проведение инструктажа. Народное искусство. Изучение татарскую народную песню: «Җомга». Индивидуальная   работа   над   голосом.   Песня «Җомга». Разучивание песни «Чакыр мине яннарыңа». Разучивание песни  «Сандугач, күгәчен» Работа над голосом. Песня «Сандугач, күгәчен» Работа   с   творческой   группой.   Разучивание   песни «Чәчү чәчкәндә» Разучивание песни «Зәлилә» Дата Кол­во часов 2 2 2 2 2 2 2 Работа   с   творческой   группой   при   подготовке   к 2 9 10­ 11 12 14 15 16 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. конкурсу «Ватан» Разучивание песни «Алматаның алмасы». Разчивание   песен   и   повторение   танца  к   осеннему балу. Повторение изученных песен Разучивание песни “Сарман” Работа над голосом. Песня “Сарман” Вокально – хоровое пение. Пение   без   сопровождения   инструментов.   Песни «Сарман», «Җомга». Одноголосье. Индивидуальная работа. Двухголосье. Пение песни «Җомга» в два голоса. Контрольный срез Подготовка к конкурсу «Дулкыннар» Индивидуальная работа при подготовки к конкурсу «Дулкыннар» Народная хореография. 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Изучение танца «Шаян кызлар»,  Изучение танца «Шаян кызлар». Положение рук, ног и головы во время танца «Шаян кызлар». Виды шага  в танце «Шаян кызлар». Индивидуальная работа Изучение танца «Дүртле». Виды шага в танце «Дүртле». Сходства движений танца «Шаян кызлар» с танцем «Дүртле». Повторение изученных танцев Работа с творческой группой. Работа с родителями при подготовке к празднику Концерт в ДК «Кадерле әнием» Игры с песнями и с танцами. Изучение игры «Төймә­төймә” Работа с творческой группой Изучение игры «Алия ­ Гөлия». 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. Разучивание песен для игр. Танцевальные движения в игре. Изучение игры «Алларын да алырбыз” Изучение игры «Миңлебай” Разучивание песни для игры. Контрольная работа Работа с творческой группой Подготовка к конкурсу «Яз гүзәле­ 2012» Конкурс «Мәктәп гүзәле – 2012» Народная вышивка Вышивка сказочного цветка Вышивка сказочного цветка Индивидуальная работа Вышивка листьев сказочного цветка Выставка работ Народный календарь Знакомство   с   народными   праздника   и   обрядами 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 55. 56­ 57. 58­ 60. 61. 62. 63. 64. 65­ 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. татарского   народа:   «Сабантуй»,   «Нардуган»,   «Каз өмәсе» Подготовка   к   празднику   «Науруз».   Разучивание песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей. Работа с творческой группой. Праздник «Науруз» Контрольный срез. Народная философия Древо жизни. Индивидуальная   работа   при   составления   «древа жизни» Работа с родителями при составлении древа жизни Выставка работ Контрольный срез. Проверка пройденного 1­году обучения Итоговые занятия 2 4 6 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 Содержание учебного процесса на первый год. I. Вводные занятия. Знакомство детей с понятием «Фольклор». Цели и задачи. Рассматривается взаимосвязь татарского народа и татарской культуры с народами и культурами всего мира. II. Народное искусство. 1. Разучивание прибауток, считалок, закличек, изучение песенного материала, знакомство с шумовыми народными инструментами,  2. Знакомство с вокально­хоровыми приёмами пения в народной мере, близкой к разговорной речи. 3. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально  изучение татарских народных песен. преподносить исполнительный репертуар. 4. Народная хореография. Освоение движений: основные положения ног, основные положения рук, виды шага, соединение рук.  Соединение изученных элементов с плясовыми песнями. 5. Знакомство с татарскими народными играми. 6. Вышивка. История народной вышивки. Вышивка с простыми швами. Изготовление образцов. III. Народный календарь. Знакомство детей с народными праздниками: «Сабантуй», «Нардуган», «Каз өмәсе», «Науруз». Подготовка к проведению праздника «Науруз».  Разучивание весенних песен к празднику: «Яз килә», «Сыерчык», «Ләйсән яңгыр».     Воспитание в детях уважение к родному творчеству, развитие интереса к народным праздникам. IV. Древо жизни.    Знакомство детей с древом жизни. Объяснение как оно составляется и с ними же сделать эту работу. Каждый ученик с помощью родителей и  руководителем объединения составляют гениологическое древо. Ведь каждый человек должен знать своих дедушек до седьмого поколения.    Знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков. V. Индивидуальная работа.     Помощь учащимся лучше усвоить материал. 1. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистом. 2. Индивидуальная работа по усвоению хореографических движений. 3. Индивидуальная работа по вышиванию. 4. Индивидуальная работа по составлению древа жизни. VI. Работа с творческой группой.               Работа с творческой группой проводится, поскольку в ней больше творческих потенциалов, чем у остальных ребят.      Эта работа проводится при подготовки к праздникам, к мероприятиям, к выставкам, к конкурсам. После этой работы у кружковцев проявляется уверенность, свобода движений на цене и удачное выступление. VII. Массовая работа. Это работа нужна, чтобы показать результативность фольклорной группы в школе, а также воспитание в детях организованность, добросовестное  отношение к каждому мероприятию, празднику, выставки и т.д.    Массовое мероприятие невозможно без тесной связи с родителями. Поэтому нужны системные визиты родителей. Родители помогают делать  костюмы, поддерживают своих детей. VIII. Контрольные проверочные срезы.     Проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; а также выявление творческих потенциалов детей. Проводятся со  стороны администрации. Срезы  проводятся после каждого раздела. IX. Итоговые занятия. Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору. В конце учебного года необходимо эта работа Содержание занятий Тематический план на второй учебный год. Кол­во часов Дата План. Факт.  Татарская   культура,   как   часть I.   Введение: мировой культуры. Проведение инструктажа. II. Народное искусство (100 ч.) II.1.Татарские народные песни (24ч.) Повторение изученных народных песен: «Их, тала, тала», «Авыл көе». Изучение татарскую народную песню «Эх, алмасы». Индивидуальная   работа   над   голосом.   Песня   «Эх, алмасы». Разучивание песни «Сөлге чигәм». Пение без сопровождения инструментов­ акапелла 2 2 2 2 2 2 № п/п 1. 2. 3. 4 5 6 Пение без сопровождения инструментов изученных песен  Разучивание песни «Бөрлегәнем». Разучивание песни «Җомга». Индивидуальная работа при постановки голоса. 7 8 9 10 Сценическая речь 11 12 13 14 15 16 17. 18. 19. Работа над сценической речью Работа над дикцией II.2. Вокально – хоровое пение (12ч.). Вокально – хоровое пение. Пение   без   сопровождения   инструментов.   Песни «Сөлге чигәм», «Җомга». Одноголосье. Пение изученных песен в один голос. Двухголосье. Пение песни «Бөрлегәнем» в два голоса. II.3. Народная хореография (22ч). Народная хореография. Повторение танцев «Шома бас», «Молодёжный». 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 20. Изучение танца «Эх, алмасы». Положение рук, ног и головы во время танца «Эх, алмасы». Виды шага  в танце «Эх, алмасы». Изучение танца «Каз канаты». Виды шага в танце «Каз канаты». Сходства и отличие движений танца «Эх, алмасы» с танцем «Каз канаты». Изучение танца «Торналар». Положения рук и ног в танце “Торналар”. Повторение изученных танцев Соединение   изученных   элементов   с   плясовыми песнями II.4. Игры с песнями и с танцами (16ч.). Игры с песнями и с танцами. Повторение   изученных   игр   «Аулак  өй»,   «Кичке уеннар». Изучение игры «Йөзек салыш». Разучивание песни для игры. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Танцевальные движения в игре. Изучение игры «Кулъяулык». Разучивание песни для игры «Кулъяулык». Танцевальные движения в игре «Кулъяулык». II.5. Пословицы и поговорки (6ч.) Пословицы татарского народа.  Поговорки татарского народа. Общее   и   различие   в   пословицах   и   поговорках татарского и русского народа II.6. Татарские народные сказки(8ч.) Татарские народные сказки Волшебные сказки. Подготовка к инсценировки  «Үги кыз». Инсценировка сказки «Үги кыз». II.7. Народная вышивка (6 ч.) Народная вышивка. Вышивка платка со сложными швами. Вышивка платка 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 47. 48. 49. 50. 51. 52­ 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. II.8. Бисероплетение (6ч.). Бисероплетение . Плетение браслета. Плетение колье III. Народный календарь (16ч.). Народный календарь Календарные праздники. Народные праздники: «Науруз»,  «Сабантуй»,  «Каз өмәсе», «Сөмбелә», «Карга боткасы» и др. Знакомство с народным праздником «Җыен» Татарский народный праздник «карга боткасы» Подготовка   к   празднику   «Науруз».   Разучивание песен, танцев и стихотворений. Распределение ролей. Работа с творческой группой. IV. Народная философия (12ч.) Народная философия Древо жизни. Жизнь моего дедушки Одежда татарского народа 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 61. 62. 63. 64­ 65. 66 67. 68. 69. 70­ 71. 72. Шитьё   татарских   народных   головных   уборов   – түбәтәй, калфак. V. Народная кулинария (8ч.) Народная   кулинария.  народными татарскими блюдами: «Бәлеш»,  «Кош теле», «Вак бәлеш». Знакомство   детей   с Приготовление «Бәлеш». Приготовление «Кош теле». Приготовление «Вак бәлеш». Проведение чаепития. Повторение и итоговое занятие (6ч.) Повторение пройденного за 2­ой учебный год Итоговые занятия. 2 2 2 4 2 2 2 2 4 2 Содержание учебного процесса на второй год. I. Вводные занятия – 2ч. Знакомство  с целями и задачами на предстоящий год. Углубление знаний о культуре татарского народа.  II. Народное искусство ­ 100ч. Знакомство детей с новыми народными песнями, с танцами, с играми, с вышивкой, с бисероплетением, с пословицами, с поговорками, со сказками. ­  Разучивание новых татарских народных песен; ­   Пение без сопровождения инструментов. ­ Сценическая речь. ­ Работа над дикцией. ­ Одноголосье, двухголосье. ­ Освоение более сложных танцевальных движений. Положение рук и ног, виды шага, соединение рук. Соединение изученных элементов с  плясовыми песнями. ­ Сказки. Подготовка к инсценировке одной сказки. ­ Пословицы и поговорки ­ Вышивка со сложными швами. ­Бисероплтение, Плетение браслета и колье. III. Народный календарь – 16ч. Знакомство детей с народными праздниками: «Җыен», «Карга боткасы». ­ Как проводились эти игры? ­ Кто там участвовал? ­ В какое время проводились? ­ Кто проводил? и т.д.  Подготовка к проведению праздника «Науруз». Разучивание весенних песен , танцев и стихотворений. Распределение ролей. IV. Народная философия – 12ч. ­ Древо жизни Знакомство детей с более сложной структурой составления древа жизни. Каждый ученик объединения составляют своё древо. ­ Быт предков; ­ Одежда; ­ Обычаи и традиции. V. Народная кулинария – 8ч. Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Бәлеш», «Кош теле», «Вак бәлеш» и т.д. Приготовление данных блюд. Проведение чаепития VI. Повторение и итоговые занятия(6ч.). Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору.  Во всех разделах проводятся: ­ Индивидуальная работа.     Помощь учащимся лучше усвоить материал. ­ Индивидуальная работа по пению без сопровождения инструментов; ­Работа по выработке сценической речи; ­Работа над установлением одноголосья, двухголосья; ­Работа по усвоению хореографических движений; ­ Работа по вышиванию, бисероплетению. ­ Инд. раб. при составлении древа жизни. ­ Работа с творческой группой.               Работа с творческой группой проводится, поскольку в ней больше творческих потенциалов, чем у остальных ребят.      Эта работа проводится при подготовки к праздникам, к мероприятиям, к выставкам, к конкурсам.  ­ Работа с солистами; ­ Работа с хореографической группой; ­ Работа с вокалистами. ­ Массовая работа. Это работа нужна, чтобы показать результативность фольклорной группы в школе, а также воспитание в детях организованность, добросовестное  отношение к каждому мероприятию, празднику, выставки и т.д.    Массовое мероприятие невозможно без тесной связи с родителями. Поэтому нужны системные визиты родителей. Родители помогают делать  костюмы, поддерживают своих детей. ­ Контрольные проверочные срезы.     Проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; а также выявление творческих потенциалов детей. Проводятся со  стороны администрации. Срезы  проводятся после каждого раздела. Использованная литература на кружковом занятии: 1) Татарский песенник «Яраткан жырлар»,     Казань, 1989 ; 2) Татарский песенник «Жырлыйк та, биик тэ»,     Казань, 1988 ; 3) Ф.С. Сафиуллина «Татарский язык. Самоучитель»,   Казань,  1991 ; 4) Аудиодиск татарских песен « 16 караоке». 5) Аудиодиск татарских песен « 1500 караоке». Список  литературы: 1.     Рәшита Ягьфаров. Стихотворения. Казань, 2002. 2.     Роберт Миннулин «Хәрефләр Бәйрәмә».  Казань, 1990 3.     Һади Такташ «Тәүфиклы песи». Казань, 1990 4.     Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар». Казань, 1990 5.     Саубан Чуганаев «Яран гөл». Барда, 1994 6.     Мөнир Мазунов «Хәлимә».  Казань, 2002 7.     Журнал  «Ялкын», 1996 8.     Газета «Сабантуй», 2001 9.     Зиннур Хөснияр – детский журнал. Казань, 1996 10. Диск «Татар теле», 2002 11. Материал из Интернета. http://www.school.edu.ru http://www.viki.rdf.ru http://school­collection.edu.ru/ http://www.solnet.ee http://www.prazdnik.by http://www.it­n.ru/ http://mail.redu.ru http://festival.1september.ru http://kid. nashcat.ru http://edu.rin.ru Интернет ресурсы Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников,  учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно  ­популярные, познавательные и другие материалы по основным  школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии  школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней Детские  электронные книги и презентации Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по  воспитанию, развитию и   образованию детей, дидактический и сценарный материал для  учителя начальных Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к  различным мероприятиям. Сайт творческих учителей. Разные сообщества. Исследовательская работа школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Все для детей. Детский портал, детские сайты. Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование»  очень много полезной информации для родителей  первоклассника: обзор существующих программ, готовность к  школе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа объединения ДПИ « Башкирский фольклор»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2018