Пояснительная записка . Рабочая программа по изобразительному искусству 5 -8 классы
Оценка 5

Пояснительная записка . Рабочая программа по изобразительному искусству 5 -8 классы

Оценка 5
docx
13.02.2022
Пояснительная записка . Рабочая программа по изобразительному искусству  5 -8 классы
Пояснительная записка 5 -8 классы.docx

 Пояснительная записка

 

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

-Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ориентирована на работу по учебнику:

Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 5 - 8 класс:   

   учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. П. Ломов,

   С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М. : Дрофа, 2015.

- Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство.

   Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 - 8 классов разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (2010 г.);

- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №1» на 2020-2025 гг.;

- Учебным планом МБОУ «СОШ №1»;

- Приказом по МБОУ «СОШ №1» об утверждении перечня учебников;

- Положением о рабочей программе МБОУ «СОШ №1».

 

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является:

 приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

 

Задачами учебного предмета являются:

·        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

·        способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

·        способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

·        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

·        ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

·        Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 – 8  классах предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Программа предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на четыре года. Общее количество часов за уровень основного общего образования составляет __123__ часа со следующим распределением часов по классам: 5 класс – 1 час,     6 класс - ­­­1 час, 7 класс - 1 час, 8 класс- 0,5 часа.

 

количество часов в год  - 35часа

количество часов в неделю -1ч

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

 

·        Личностные результаты

·        К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

·        – основы гражданской идентичности ‒ чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

·        – мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

·        – ориентация на образец поведения «хорошего ученика», на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·        – эстетические потребности, ценности и чувства.

·        Метапредметные результаты

·        К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:

·        – способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;

·        – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

·        – умение соблюдать последовательность выполнения изображения;

·        – умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;

·        – умение проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

·        – умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки.

·        Предметные результаты

·        К концу учебного года обучающиеся должны знать:

·        – отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

·        – первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

·        – композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

·        – основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

·        – особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

·        – основные виды декоративно-прикладного искусства и дизайна;

·        – ведущие художественные музеи России и мира;

·        – памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

·        Обучающиеся должны уметь:

·        – рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

·        – изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

·        – использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

·        – самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных.

 

Формы организации учебных занятий

Основной формой учебного процесса является урок.

Основные типы уроков: урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений; комбинированный.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Для реализации данной программы используются следующие технологии: игровые, информационные, практико-ориентированные, здровьесберегающие, технология проектов.

Методы: проблемное обучение, индивидуализация и дифференциация, личностно-ориентированное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Предполагаемы результаты

К концу 5 класса ученик должен

знать/понимать

·        - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

·        - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

·        - особенности симметричной и асимметричной композиции;

·        - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

·        - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,  элементы цветоведения;

·        - общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора  на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

·        - особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

·        - памятники народной архитектуры  и примеры народного искусства родного края;

·        - художественная жизнь родного края.

 

 уметь

·        Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

·        Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

·        Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

·        Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

·        Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит  и др.;

·        Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

·        Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        самостоятельной творческой деятельности;

·        обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·        оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

·        овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

К концу 6 класса ученик должен

знать/понимать

·        - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства

·        - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.);

·        - особенности симметричной и асимметричной композиции;

·        - простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

·        - простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени,  элементы цветоведения;

·        - общие художественные приемы устного и изобразительного фольклора  на примерах народного промысла (Хохлома, Скопин и пр.)

·        - особенности местных традиций в резьбе и росписи кости, дерева, металла и т.п.;

·        - памятники народной архитектуры  и примеры народного искусства родного края;

·        - художественная жизнь родного края.

 

 уметь

·        Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства;

·        Рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающих предметов;

·        Изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении и в покое;

·        Сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

·        Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит  и др.;

·        Самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

·        Соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        самостоятельной творческой деятельности;

·        обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·        оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

·        овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

К концу 7 класса ученик должен

знать/понимать

·        - отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;

·        - особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

·        - национальные особенности в классическом изобразительном и народном декоративно-прикладном искусстве;

·        - особенности ансамбля народного костюма, зависимость колорита народного костюма от национальных традиций искусства и быта;

·        - центры народных художественных промыслов Российской Федерации (Хохлома, Гжель, Городец и др.);

·        - виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна;

·        -закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной, воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.;

·        - искусств и памятники родного края;

·        - взаимосвязь изобразительного искусства с другими областями культуры;

·        - ведущие художественные музеи России и других стран;

·        - различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью

 

 уметь

·        Выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;

·        Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция);

·        Видеть закономерности линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, точка схода и т.д.); светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени), основные средства композиции: высота, горизонт, точка зрения, контрасты  света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

·        Рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы и натюрморты, человека, животных, птиц, пейзаж, интерьер, архитектурные сооружения;

·        Передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;

·        Создать художественный образ в композициях;

·        Выполнять наброски, эскизы, длительные учебные, творческие работы с натуры, по памяти и воображению;

·        Изготовить изделия в стиле традиционных художественных промыслов (в доступных техниках)

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        самостоятельной творческой деятельности;

·        обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

·        оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

·        овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

 

К концу 8 класса ученик должен

знать/понимать

·        процесс работы над созданием станковых произведений.

·        основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

·        основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

·        -произведения выдающихся мастеров Древней Греции, эпохи итальянского

·        -Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.

·        выдающихся произведений отечественного искусства: (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев)

·        Возрождения, голландского искусства 17в., испанского 17в., французского 17-20 вв.(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

·        наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея, музеи г. Белгорода);

·        значение изобразительного искусства в художественной культуре;

·        -выдающихся произведений отечественного искусства

 

уметь

·        применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

·        анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

·        ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

·        связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения.

·        -работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки.

·        -передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер.

·        -изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы.

·        -выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству.

·        -отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений.

·        вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов по искусству.

·        творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, исторические, библейские, используя наблюдения, зарисовки, зрительный ряд.

·         творчески относиться к организации экскурсии по музеям, выставкам, работам своих одноклассников, к подбору репродукций и высказываний об искусстве, анализу своих творческих работ и работ своих товарищей.

 

 

·         Общая характеристика учебного предмета

·        Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников.

·        В основу программы положены:

·        – единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

·        – яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается введением раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

·        – система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

·        – система межпредметных связей (литература, русский язык, история, иностранные языки, музыка, технология, биология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

·        – соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и учащихся 5 класса;

·        – направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

·         Характеристика основных видов занятий

·        Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1‒2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7‒15 минут (наброски и зарисовки).

·        Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами ‒ простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

·        На уроках рисования с натуры в 5 классе необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в начальной школе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.

·        Рисование на темы, по памяти и представлению ‒ это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

·        В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.

·        Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета является важным основанием выполнения эскизов.

·        Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветную тонированную бумагу, ретушь, аппликацию и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.

·        Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.

·        Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

·        Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

·        Знакомство детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, то есть учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.

·        Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства
в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.

·        Проектная деятельность учащихся.

·        Реализовать творческие и исследовательские способности учащихся, повысить мотивацию и эффективность учебной деятельности позволяет метод проектов. Проектная деятельность стимулирует интерес школьников как к индивидуальным, так и коллективным формам работы. В структуру учебного проекта входят следующие компоненты:

·        – анализ актуальности проводимой работы;

·        – выбор цели, формулирование задач;

·        – выбор средств и методов для реализации целей и задач;

·        – планирование, определение последовательности и сроков работы;

·        – проведение проектных работ;

·        – оформление и представление результатов.

·        Создание проекта направлено на получение определенного продукта. Примером продукта проектных работ, создаваемых на занятиях изобразительного искусства в школе, могут быть разработка и изготовление декоративных или дизайнерских изделий или разработка компьютерных учебных пособий (мультимедийные презентации и т. п.). В то же время проектная деятельность учащихся ориентирована не только на получение продукта предметных результатов деятельности, но и, в первую очередь, на личностное развитие школьников. Представление результатов проектной деятельности формирует у учащихся такие универсальные учебные действия, как умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, планировать выступление, вести диалог и многие другие.

·         Ценностные ориентиры содержания курса

·        Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства и имеют следующие целевые установки:

·        ‒ осознание ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, любовь к своему краю и Отечеству;

·        ‒ осознание ценности труда, науки и творчества;

·        ‒ осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности;

·        ‒ осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;

·        ‒ осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

·        Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание тем учебного курса.

·        Рисование с натуры (8 ч).

·        Изображение с натуры отдельных предметов и групп предметов (натюрморт). Учет особенностей конструктивного строения изображаемых предметов, основных закономерностей наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени. Соблюдение последовательности выполнения изображения.

·        Наброски, зарисовки с натуры фигуры человека, животных. Приемы работы различными графическими и живописными материалами. Передача личных впечатлений средствами художественной выразительности.

·        Примерные задания:

·        а) рисование с натуры: посуда, утварь, предметы быта, геометрические тела, предметы спортивной атрибутики, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др., а также натюрморты с этими предметами;

·        б) наброски, зарисовки фигуры человека, чучел птиц, зверей с передачей движения.

·        Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч).

·        Рисование по памяти и представлению отдельных предметов, растений, животных, людей, интерьера комнаты, пейзажа.

·        Рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

·        Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

·        Законы композиции. Композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Особенности симметричной и асимметричной композиции. Передача с помощью композиционных средств состояния покоя или движения (статика и динамика в композиции). Соразмерность частей и элементов композиции, уравновешивание объемов (массы), тона и цвета. Цвет как важнейшее средство художественной выразительности в тематической композиции.

·        Примерные задания:

·        а) рисование по памяти и представлению: предметы быта, транспорт, растения, животные, люди, интерьер комнаты, пейзаж;

·        б) рисование на темы: «Русские богатыри», «Русский народный праздник Масленица», «Ледовое побоище», «Бородинское сражение», «Курская дуга», «Подвиг разведчика», «Битва под Сталинградом», «9 Мая – День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Прилет птиц», «Ива (береза, вишня) цветет», «Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Гроза в поле», «Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Укротитель львов», «Русский танец», «Школьный хор» и др.;

·        в) иллюстрирование произведений устного народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич на Сером Волке», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула», «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «Калевала» (карело-финский эпос), «Нарты» (эпос народов Северного Кавказа); «В тридевятом царстве-государстве», «Иван-богатырь» (чувашская сказка) и др.;

·        г) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы А. С. Пушкина), «Конек-Горбунок» П. П. Ершова.

·        Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч).

·        Художественный язык декоративного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Основные схемы и закономерности декоративной композиции. Цвет, тон, колорит, форма как изобразительные элементы декоративного обобщения. Эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира.

·        Народное искусство. Народный мастер как носитель традиций, коллективного творческого и художественного опыта. Художественные промыслы России, эстетические идеалы и связь времен. Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Северная Двина и Мезень. Керамика Гжели, Скопина, Опошни. Дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки. Русская матрешка: история возникновения и современные промыслы. Сюжетно-декоративная народная роспись прялок как образец русского народного искусства. Декоративная композиция на основе художественных особенностей произведений народного искусства. Произведения художников современного декоративно-прикладного искусства.

·        Виды дизайна: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн. Эскизное решение интерьеров школьных помещений (юбилей школы, праздники, памятные даты) как одно из направлений проектной графики. Художественное конструирование предметов оформления детского парка (фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели).

·        Примерные задания:

·        а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия – фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); предметы деревянной «сказочной» мебели;

·        б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

·        в) выполнение эскиза пятиместной матрешки по мотивам русских народных сказок;

·        г) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на темы «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» и т. п.;

·        д) выполнение эскиза фигур для фонтанов в детском парке.

·        Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
(5 ч).

·        Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

·        Примерные темы бесед:

·        – ведущие художественные музеи России и мира;

·        – героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

·        – Великая Отечественная война в произведениях художников;

·        – мирный труд людей в изобразительном искусстве;

·        – образ праздника в произведениях художников;

·        – виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, дизайн;

·        – жанры изобразительного искусства: исторический, батальный, бытовой;

·        – русская сказка в произведениях художников;

·        – художественный язык народного искусства;

·        – самобытность древнерусской архитектуры;

·        – искусство народов России;

·        – роль дизайна в организации предметно-пространственной среды.

 

 

 

 

 

 

6.     Учебно-тематический план.

 

5 класс

 

№ раздела

Название разделов

Количество часов в разделе

1

Рисование с натуры

8

2

Рисование на темы, по памяти и представлению

12

3

Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн

10

4

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

5

Всего

 

35

 

6 класс

 

№ раздела

Название разделов

Количество часов в разделе

1

Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве

8

2

Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве

8

3

Край, в котором ты живешь

7

4

Наша Родина

12

Всего

 

35

 

7 класс

 

№ раздела

Название разделов

Количество часов в разделе

1

Изобразительное искусство и архитектура в жизни людей

 

8

2

 

В мире русской живописи, литературы, музыки и народного творчества

14

3

Красота в жизни и в искусстве

13

Всего

 

35

 

8 класс

 

№ раздела

Название разделов

Количество часов в разделе

1

Труд в изобразительном искусстве

6

2

Многонациональное изобразительное искусство

6

3

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры

6

Всего

 

18

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

·        1. Дополнительные пособия.

·        1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству : 1–4 кл. / М. А. Абрамова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

·        2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник : кн. для учащихся / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение : Владос, 1994.

·        3. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989.

·        4. Ватагин, В. А. Изображение животного. Записки анималиста / В. А. Ватагин. – М. : Сварог и К, 1999.

·        5. Голуб, Г. Б. Основы проектной деятельности школьника : метод. пособие / Г. Б. Голуб, Е. А. Пе-релыгина, О. В. Чуракова. – Самара : Учебная литература : Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 24 с.

·        6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. – М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2007.

·        7. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010.

·        8. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников : описание опыта, конспекты уроков. 1–6 классы / авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2009.

·        9. Изобразительное искусство. 5–7 классы : терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 77с. : ил.

·        10. Изобразительное искусство. 5–8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / М. В. Сластникова, Н. В. Усова, Е. И. Вереитинова. – Волгоград : Учитель. 2012. – 234 с.

·        11. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. пособие / В. С. Кузин. – М.: Агар, 1998.

·        12. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. – М., 2005.

·        13. Паранюшкин, Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. В. Па-ранюшкин. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 79 с.

·        14. Порте, П. Учимся рисовать человека / П. Порте ; пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М. : ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

·        15. Порте, П. Учимся рисовать окружающий мир / П. Порте ; пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М. : ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

·        16. Порте, П. Учимся рисовать диких животных / П. Порте ; пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М. : ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

·        17. Порте, П. Учимся рисовать от А до Я / П. Порте ; пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М. : ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

·        18. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5‒7 классы. Музыка, 5‒7 классы. Искусство, 8‒9 классы : проект. ‒ 2-е изд. ‒ М. : Просвещение, 2011. ‒ (Стандарты второго поколения).

·        19. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1982.

·        20. Ушакова, О. Д. Великие художники: справочник школьника / О. Д. Ушакова. – СПб. : Изда-тельский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

·        2. Интернет-ресурсы.

·        •  Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

·        •  Педсовет.org. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

·        •  Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

·        •  Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su

·        •  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

·        •  Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа : http://www.school.edu.ru   

·        3. Наглядные пособия.

·        Произведения изобразительного искусства:

·        Айвазовский И. Море. Коктебель; Девятый вал.

·        Билибин И. Баба Яга.

·        Больтраффио. Портрет юноши в образе св. Себастьяна.

·        Брюллов К. Всадница.

·        Ван Гог В. Дорога в Овере после дождя.

·        Васнецов В. Аленушка; Богатыри; Иван Царевич на Сером Волке.

·        Васнецов Ю. Царевна-лягушка; иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок».

·        Веласкес Д. Завтрак.

·        Верещагин В. Апофеоз войны.

·        Врубель М. Дворик зимой; Демон сидящий; Царевна-лебедь.

·        Дега Э. Балетный класс.

·        Дейнека А. Оборона Севастополя.

·        Делакруа Э. После кораблекрушения.

·        Иванов А. Явление Христа народу.

·        Караваджо. Лютнист.

·        Крамской И. Христос в пустыне; Неизвестная; Портрет Л. Н. Толстого.

·        Кузин С. Осень.

·        Кузнецов Е. Натюрморт с самоваром; Пасхальный натюрморт; Дары осени.

·        Куинджи А. Березовая роща.

·        Курнаков А. Строители.

·        Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Ярмарка; Масленица.

·        Лактионов А. Письмо с фронта.

·        Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда); Мадонна с Младенцем (Мадонна Лита).

·        Милашевский В. Иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок».

·        Никиреев В. Дворик.

·        Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына.

·        Ренуар О. Мадам Жорж Шарпантье и ее дети Жоржетта и Поль.

·        Репин И. Портрет П. М. Третьякова; Бурлаки на Волге; Запорожцы пишут письмо турецкому султану.

·        Рубенс П. Мария Медичи, жена Генриха IV и регентша его сына Людовика XIII; Бракосочетание Марии Медичи.

·        Рублев А. Троица.

·        Рушева Н. Пушкин и Анна Керн.

·        Саврасов А. Грачи прилетели.

·        Сезанн П. Марсельский залив, увиденный из квартала Эстак.

·        Суриков В. Утро стрелецкой казни; Боярыня Морозова; Взятие снежного городка.

·        Шишкин И. Корабельная роща.

·        Яблонская Т. Урожай.

·        4. Печатные пособия.

·        •  Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007.

·        •  Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007.

·        5. Модели и натурный фонд.

·        •  Муляжи фруктов и овощей.

·        •  Гербарии.

·        •  Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

·        •  Гипсовые геометрические тела.

·        6. Информационно-коммуникативные средства.

·        •  Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М. : 1С : Мультимедиа, 2010. – СD.

·        •  Познавательная коллекция. Энциклопедия [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М. : 1С : Мультимедиа, 2010. – СD.

·        •  Живопись акварелью. Базовый уровень [Электронный ресурс] : электрон. энциклопедия. – М. : Полезное видео, 2010. – DVD.

·        •  Аудиозаписи. Классическая музыка.

·        7. Технические средства обучения.

·        •  Компьютер.

·        •  Мультимедийный проектор.

·        •  Экран проекционный.

·        •  Принтер.

·        •  Интерактивная доска.

·        •  DVD.

·        •  Музыкальный центр.

·        8. Учебно-практическое оборудование.

·        Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, мольберт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Для учащихся:

Бумага формат А 4, А 3

Краски акварельные

Гуашь 9-24 цвета

Кисти белка №3, 6, 8

Цветная бумага

Цветной картон

Клей ПВА

Для педагога:

Бумага формат А 4, А3

Краски акварельные

Гуашь 24 цвета

Кисти белка №3, 6, 9

Кисти колонок № 1, 3

Цветная бумага

Цветной картон

Клей ПВА

Бумага для пастели

Пастель 24 – 48 цветов

Тушь

Техническое оснащение занятий:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экран для демонстрации

Иллюстративный и раздаточный материал по темам программы

Магнитофон или CD проигрыватель  и музыкальный ряд по темам программы.

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Модели и натурный фонд

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Муляжи фруктов и овощей

Геометрические тела

 

 

Видеоматериалы

1.     Коллекция CD «Чудеса Света»

2.     Коллекция CD «Музеи России.  Эрмитаж»

3.     Коллекция CD «Виды и жанры изобразительного искусства»

4.     CD Пейзаж. М. «Direkt Media», 2007

5.     CD Портрет. М. «Direkt Media», 2007

 

                                                         

 

                                                       

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Нормативно-правовые документы

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании»

2.     Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

3.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 №2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год"

Программно-методические материалы

1.     Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.

2.     Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.

3.     Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991.

4.     Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995.

5.     Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

6.     Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

7.     Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

Материалы в помощь учителю

1.     Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990.

2.     Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

3.     Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

4.     Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997

5.     Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997

6.     Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

7.     Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

8.     Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

9.              Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

10. Курочкина Н А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

11.       Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

12. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

13.       Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

14. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

15. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

16.       Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

17.       Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

18.       Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

19.       Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

20.       Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

21.       Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

22.       Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

23.       Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

 

                             

 

 

 

Дополнительная литература для учащихся:

1.     Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

2.     Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

3.     Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

4.     Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

5.     Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

6.     Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.


 

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе: -

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе: -

Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 – 8 классах предусмотрены три основных вида художественной деятельности

Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 – 8 классах предусмотрены три основных вида художественной деятельности

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности ·

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности ·

России и мира; · – памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края

России и мира; · – памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 6 класса ученик должен знать/понимать · - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства · - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном…

К концу 6 класса ученик должен знать/понимать · - отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства · - первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном…

Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др

Использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др

Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение,…

Использовать средства художественной изобразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение,…

Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В

Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В

В основу программы положены: · – единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения…

В основу программы положены: · – единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения…

Рисование на темы, по памяти и представлению ‒ это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе…

Рисование на темы, по памяти и представлению ‒ это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе…

Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства

Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства

Отечеством; · ‒ осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды

Отечеством; · ‒ осознание ценности здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды

Содержание тем учебного курса. ·

Содержание тем учебного курса. ·

Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку»,…

Летом в деревне», «Пейзаж с озером», «Морская гавань», «Роща в тумане», «В горах», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку»,…

Примерные задания: · а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия – фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и…

Примерные задания: · а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия – фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд-птица (возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и…

Учебно-тематический план. 5 класс № раздела

Учебно-тематический план. 5 класс № раздела

Многонациональное изобразительное искусство 6 3

Многонациональное изобразительное искусство 6 3

М., 2005. · 13. Паранюшкин,

М., 2005. · 13. Паранюшкин,

Веласкес Д. Завтрак. ·

Веласкес Д. Завтрак. ·

Гербарии. · • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Гербарии. · • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Видеоматериалы 1. Коллекция

Видеоматериалы 1. Коллекция

Литература Нормативно-правовые документы 1

Литература Нормативно-правовые документы 1

Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним

Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним

Дополнительная литература для учащихся: 1

Дополнительная литература для учащихся: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022