Пояснительная записка 5 класс
Оценка 5

Пояснительная записка 5 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
чтение
5 кл
21.11.2020
Пояснительная записка 5 класс
Пояснительная записка 5 класс.docx

       Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 5 класс

Пояснительная записка

 

          Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, 2014 г.,

           Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Ф.Малышевой «Чтение». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , 5 класс – Москва «Просвещение»,2017.

           Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

·        Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

·        Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

·        Учить самостоятельно работать с книгой.

    Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

          Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

·        развитие артикуляционной моторики;

·        формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·        развитие высших психических функций;

·        коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·        развитие речи, владение техникой речи;

·        расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·        коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

                           Общая характеристика учебного предмета.

Основной задачей уроков чтения является: научить обучающихся с умственной отсталостью читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У них формируется навык сознательного, правиль­ного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного твор­чества, классиков русской и зарубежной литературы, дос­тупные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся  с умственной отсталостью последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании про­читанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся с умственной отсталостью, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В 5 классе изучается серия произведений  о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа, Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

 Постоянное внима­ние  уделяется формированию навыка правильного чте­ния, которым обучающиеся с умственной отсталостью в силу особен­ностей психического развития овладевают с большим тру­дом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обуче­нию чтению про себя и отработка навыка выразительного чтения продолжается в 5 классе. Усвоение содержания читаемого осуществляется в про­цессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет ог­ромное коррекционное значение.

Учителю необходимо уделять в процессе обучения чтению внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью и коррекции недостатков их раз­вития. Обучающиеся с умственной отсталостью ов­ладевают правильным, полным и последовательным пере­сказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточ­нение словарного запаса, обучение правильному построе­нию предложений, и в процессе упражнений в воспроизве­дении прочитанного. Внеклассное чтение позволяет разрешить  задачу начала формирования читательской самостоятельности: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, форми­рования навыков самостоятельного чтения книг, читатель­ской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать кни­гу по интересу.

Различные компьютерные программы будут использоваться на уроках чтения как средство обучения и источник знаний, как средство контроля и оценивания  качества обучения на следующих этапах урока:

этап подготовки к уроку (домашнее задание);

организационный момент;

актуализация знаний обучающихся;

повторение изученного материала;

изучение нового материала;

первичное восприятие текста;

первичное закрепление изученного материала.

                Большое внимание на уроках чтения нужно уделять развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом. Они должны понимать содержание произведения, обогащают и уточняют словарный запас. Обучаются правильному построению предложений. Для этого используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

 

 

 

 

Место учебного предмета в учебном плане.

         В соответствии  с Учебным планом ОГКОУ «Барановская школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью на уроки чтения  в 6 классе  отводится 4 часа в неделю. Общее количество  составляет 136 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 «Чтение».

   Одним из результатов  является осмысле­ние и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

- Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, посту­пай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к приро­де - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита­ние любви и бережного отношения к природе через тексты художе­ственных и научно-популярных произведений литературы.

- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармонично­сти русского языка, его выразительных возможностей.

- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритет­ности знания, установления истины, самого познания как ценности.

- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни чело­века, развитие организованности, целеустремлённости, ответствен­ности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству и сотрудничеству.

- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

                                               Планируемые результаты (5 класс). 

Личностные результаты:

 У обучающихся с умственной отсталостью 5 класса будут сформированы:

- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России на основе традиций школы и бережное отношение к окружающему миру;

-принятие  социально-ориентированного взгляда на мир и навыки социального поведения (в рамках школы-интерната и окружающего социума, взаимодействие с которым необходимо для реализации планируемых результатов);

-осознание необходимости  безопасного, здорового образа жизни, мотивация к обслуживающему  труду, бережное отношение к материальным и приобщение к духовным ценностям;

-осознание нравственно-эстетических ценностей и экологических потребностей и санитарно-гигиенических требований и норм;

- элементарная самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах в рамках образовательного пространства.

Жизненные и социальные компетенции:

- принимать практическую и познавательную задачу (в рамках учебного материала),  удерживать цель, самостоятельно работать по алгоритму;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих  с точки зрения морально-этических норм под руководством учителя;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность самостоятельно или с помощью учителя;

- анализировать образец и готовый продукт.

- использовать   знаково-символические средства представления информации с учётом программных требований ;

- использовать в  речевых высказываниях  программную терминологию;

-  формулировать выводы и проводить элементарные рассуждения в рамках отработанного программного материала (при  необходимости с помощью учителя). 

-применять  логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, в рамках программного материала;

-  навыками поиска необходимой информации под руководством учителя  в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета);

- проявлять интерес к учебной и практической деятельности.

- использовать  вербальные  и невербальные средства в рамках общения во время внеурочной деятельности с одноклассниками, обучающимися других классов и взрослыми;

- активно вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению под руководством учителя;

 - ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, формулировать свои затруднения;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и

познавательных задач, регулировать конфликты ненасильственным путём;

- грамотно отвечать на поставленные  вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

-        договариваться и  приходить к общему решению в совместной урочной и внеурочной деятельности.

-         уважительному отношению к школе,  осознавать себя учеником;

-        осознавать хорошие качества ученика, интересоваться внеурочной и урочной деятельностью, совершенствованием навыков самообслуживания, оказывать посильную помощь другим обучающимся;

-        брать пример своего поведения и отношения к учёбе  с  хороших учеников;

        активно участвовать в коллективной трудовой деятельности.

Предметные результаты:

Обучающиеся 5 класса с умственной отсталостью научатся:
      - осознанно, правильно и выразительно читать текст вслух целыми словами; 
      - читать «про себя», выполняя задания учителя;
      - отвечать на вопросы учителя;
      - высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
      - пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты  - самостоятельно;
       - рассказывать      наизусть 6 -8  стихотворений.

Чтение

Минимальный уровень:

правильное и осознанное чтение текста вслух, в темпе, обеспечивающем его понимание;

осознанное чтение молча доступных по содержанию текстов;

участие в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений одноклассников с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;

установление смысловых отношений между поступками героев, событиями (с помощью учителя);

самостоятельное определение темы произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

редактирование заголовков пунктов плана в соответствии с темой и основной мысли произведения (части текста);

деление на части несложных по структуре и содержанию текстов (с помощью учителя) на основе готового плана после предварительного анализа;

ответы на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора;

определение собственного отношения к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью учителя);

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

знание наизусть 1-го (небольшого по объему) прозаического отрывка и 10-и стихотворений;

выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию художественных произведений и научно-популярных текстов, выполнение посильных заданий.

Достаточный уровень:

правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча;

использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

осознанное восприятие и оценка содержания и специфики различных текстов; участие в их обсуждении;

целенаправленное и осознанное восприятие произведений живописи и музыки, близких по тематике художественным текстам;

активное участие в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;

умение оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения;

 самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

самостоятельный выбор (или с помощью педагога) интересующей литературы;

самостоятельное чтение выбранной обучающимися художественной и научно-художественной литературы с последующим ее обсуждением;

самостоятельное пользование справочными источниками для получения дополнительной информации;

самостоятельное составление краткого отзыва на прочитанное произведение;

заучивание наизусть стихотворений и отрывков из прозаических произведений (соответственно 12 и 3).

 

 

Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи»

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
      Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
      Чтение про себя простых по содержанию текстов.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
      Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
      Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
      Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
      Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
      Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
      Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

                                           Примерная тематика

      Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
      Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

 

Основные виды учебной деятельности

На уроках чтения в 5 классе активно используются задания, развивающие умения различных видов речевой деятельности – говорения, слушания, чтения, письма:

- система заданий на построение связного устного высказывания определённого типа и стиля речи;

- подражание речи педагога, смена силы голоса от громкого к тихому и наоборот;

- задания на обучение слушанию, пониманию  устной речи;

- задания на овладение приёмами  ведения диалога.

    Закрепляется такой вид деятельности как чтение по ролям, чтение по ролям,  чтение по ролям диалога, исключая слова автора, чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы, чтение цепочкой по абзацу, чтение вполголоса,  чтение, нахождение отрывка к рисунку, чтение, пометка непонятных слов, чтение слов, к которым даны сноски. Для определения осмысленности прочитанного обучающиеся дают ответы на вопросы по тексту.

      Активно используются задания, связанные с развитием сферы (осмысление содержания): рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы. Реакция на художественную форму, как правило, отсутствует у большинства обучающихся с умственной отсталостью. Поэтому перечень заданий ограничен: подробный пересказ, наблюдение над языком.  Выразительное чтение, заучивание наизусть для развития эмоциональной сферы.  Иллюстрирование, чтение по ролям, творческий пересказ для развития сферы воображения   (постановка вопросов, построение ответы). Оправдано использование дидактических игр:

1.Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

2. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

3.Конкурсное чтение стихотворений

4.«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).


 

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 5 класс

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Различные компьютерные программы будут использоваться на уроках чтения как средство обучения и источник знаний, как средство контроля и оценивания качества обучения на следующих этапах урока:…

Различные компьютерные программы будут использоваться на уроках чтения как средство обучения и источник знаний, как средство контроля и оценивания качества обучения на следующих этапах урока:…

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры

Жизненные и социальные компетенции: - принимать практическую и познавательную задачу (в рамках учебного материала), удерживать цель, самостоятельно работать по алгоритму; - адекватно оценивать собственное поведение…

Жизненные и социальные компетенции: - принимать практическую и познавательную задачу (в рамках учебного материала), удерживать цель, самостоятельно работать по алгоритму; - адекватно оценивать собственное поведение…

Предметные результаты: Обучающиеся 5 класса с умственной отсталостью научатся : - осознанно, правильно и выразительно читать текст вслух целыми словами; - читать «про себя», выполняя…

Предметные результаты: Обучающиеся 5 класса с умственной отсталостью научатся : - осознанно, правильно и выразительно читать текст вслух целыми словами; - читать «про себя», выполняя…

Достаточный уровень : правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); овладение…

Достаточный уровень : правильное, беглое и осознанное чтение доступных художественных и научно-познавательных текстов вслух и молча; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); овладение…

Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи »

Содержание программы учебного предмета «Чтение и развитие речи »

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах

Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2020