ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах (Приказ № 253 от 31.03.2014);
-Постановления Главного государственного врача РФ от 10.07.2015 за № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слепых и слабовидящих обучающихся ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
-Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы изд., М.: Просвещение, 2012.- 202с. Серия «Стандарты второго поколения».
-На основе авторской программы по английскому языку для 2-11 классов О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. Программы общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая входит в состав УМК, и авторской рабочей программы основного общего образования по английскому языку (Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой. V-IX классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз./ В. Г. Апальков).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи его другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Адаптированная рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). В 8-9 классах реальной становится препрофильная ориентация школьников средствами английского языка. На данной ступени языкового развития у школьников отмечаются также значительные возрастные и индивидуальные различия, которые должны учитываться как при отборе содержания, так и в использовании приемов обучения.
Создание адаптированной рабочей программы в школе для детей с нарушениями зрения вызвано следующими причинами:
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования
зрительной системы вследствие еѐ поражения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы чувственного познания, что приводит к определѐнным, хотя не фатальным, изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.
У слабовидящих детей имеет место снижение двигательной активности и своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков. При слабовидении имеет место своеобразие становления и протекания познавательных процессов, проявляющееся: в снижении скорости и точности
зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия. Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития (некоторое снижение динамики в развитии и накоплении языковых средств и выразительных движений, слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения, трудности вербализации зрительных впечатлений и др.); наличие определенных трудностей в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) осуществлении коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации продуцирования средств общения). Имеющее место у слабовидящих обучающихся снижение общей и познавательной активности затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности и, прежде всего, сенсорно-перцептивной, становление которой идет в условиях слабовидения медленнее и охватывает больший промежуток времени по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Данная адаптированная рабочая программа разработана для слепых и слабовидящих обучающихся 9 класса с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также их особых образовательных потребностей. Все учащиеся в классе слабовидящие. Уровень и качество обученности учащихся данного класса достаточно низкий. Это проявляется в снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия. Низкое речевое развитие, слабая связь речи с предметным содержанием, особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения, трудности вербализации зрительных впечатлений и др.); наличие определенных трудностей в овладении языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй). Дети испытывают трудности в осуществлении коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации продуцирования средств общения). Снижение общей и познавательной активности затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности и, прежде всего, сенсорно-перцептивной. В работе с детьми необходим дифференцированный подход обучения, это отражается при работе с дидактическим материалом, на использовании классной доски, умственной работоспособности учащихся, основной акцент делается на саморазвитие, самообразование и коррекцию – преодоление недостатков. В классе проводится компенсаторная работа, развитие обедненных чувственных и предметных представлений, всё это способствует адаптации детей в среде зрячих, положительно влияет на развитие речи, обогащает и уточняет её, развивает
активное мышление и память, способствует развитию зрения и слуха, дополняет и совершенствует образные и зрительные представления детей об окружающем мире.
Адаптированная рабочая программа для 9-го класса конкретизирует содержание предметных тем, которые предусмотрены федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, а также дает распределение учебных часов по темам данного курса и последовательность их изучения с учетом логики учебного процесса.
Адаптированная рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. В каждой четверти проводится 4 контрольных работы по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен. В конце изучения темы проводится контроль устной речи. Формы контроля: тесты, заполнение таблиц, монологические высказывания и диалоги, ответы на вопросы.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих форм организации деятельности обучающихся: организация самостоятельной работы, проектная деятельность, творческая деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо, организация группового взаимодействия. Большое значение придается здоровьесберегающим технологиям, особенно на начальном этапе, в частности, за счет смены видов активности: учебно-речевой на учебно-игровую, интеллектуальной на двигательную, требующую физической активности, или смены видов учебной речевой деятельности с целью предотвращения усталости школьников (говорение сменяется чтением или письмом, и наоборот).
В учебно-воспитательном процессе происходят существенные изменения, а именно: в общении между учителем и учениками на смену авторитарного стиля приходит учебное сотрудничество / партнерство;
-парные и групповые формы работы доминируют над фронтальными;
-ученик и учитель в процессе обучения все время ставятся в ситуацию выбора (текстов, упражнений, последовательности работы и др.), проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала в соответствии с потребностями и интересами учащихся, что придает процессу обучения иностранным языкам личностный смысл;
-последовательно развиваются у школьников рефлексивные умения — умения видеть себя со стороны, самостоятельно оценивать свои возможности и потребности.
Более разнообразными становятся формы работы, среди которых предпочтения отдаются парно-групповой работе, проектной деятельности и ролевой игре, усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение
приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).
Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет «иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека, что отчётливо осознаётся подрастающим поколением. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становится невозможной.
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
-межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
-многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
-полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Обучение иностранному языку (английскому) в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения иностранного языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи английского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире. Возможно введение 2-го иностранного языка за счет школьного компонента.
В процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала:
-формирование у учащихся потребности изучения английского языка и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения английского языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
-формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
-осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Задачи изучения курса:
дидактические:
-дать знания об английском языке и расширить круг используемых грамматических средств;
-обогатить словарный запас;
-формировать умения систематизировать ранее изученный материал и планировать свое речевое и неречевое поведение;
-совершенствовать умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
-овладевать навыками работы с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
воспитательные:
-содействовать воспитанию уважения и положительного отношения к английскому языку как явлению культуры, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
-развивать речевую и мыслительную деятельности; коммуникативные умения и навыки; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании;
коррекционные:
-способствовать преодолению вербализма (у незрячих учеников);
-уточнять имеющиеся и формировать новые представления об окружающем мире;
-формировать связную устную и письменную речь;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать у учащихся мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.
Особенности реализации:
Адаптированная рабочая программа полностью сохраняет поставленные в общеобразовательной программе цели и задачи, а также основное содержание, но для обеспечения особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся имеет следующие особенности реализации.
Эти особенности заключаются в методических приёмах, используемых на уроках усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся; словарная работа.
коррекционной направленности каждого урока:
при организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. В классе обучаются дети с остаточным зрением. В целях охраны остаточного зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
-ограничить объём зрительной работы;
-чередовать зрительную и слуховую нагрузку;
-следить за соотношением устных и письменных заданий на уроке.
Требования к организации пространства:
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, являются:
-определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
-соблюдение необходимого светового режима;
-оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
-определенный уровень освещенности школьных помещений;
-определение местоположения парты в классе и рассадки детей в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
-использование оптических технических средств, а также индивидуальных дидактических материалов и наглядных пособий, отвечающих индивидуальным особым образовательным потребностям слабовидящих детей.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
-создать оптимальные условия для полноценного зрительного восприятия;
-следить за качеством изображений;
-дозировать зрительную нагрузку.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание рабочая программа составлена в расчете на обучение слепых (слабовидящих) детей в школе-интернате.
Место учебного предмета в учебном плане
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. С учетом специфики образовательного процесса школы данная адаптированная рабочая программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недель (включая резервные уроки).
Используемые технологии обучения, формы уроков по предмету
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Для достижения этой цели используются традиционные и современные образовательные технологии обучения английскому языку.
Современные педагогические технологии, такие как информационные технология и интернет ресурсы, технология интерактивного обучения, проектная технология, игровая технология помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.
Возможности использования интернет ресурсов огромны: используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.
Технология интерактивного обучения не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники.
Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий. Учащиеся под руководством учителя или самостоятельно занимаются поиском, какой – то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
В процессе обучения предусмотрены следующие типы уроков: уроки ознакомления с новым материалом, уроки контроля чтения, уроки контроля аудирования, уроки проверки и оценки знаний, уроки систематизации и обобщения материала, уроки закрепления материала, грамматически-ориентированные уроки, комбинированные уроки, уроки- презентации проектов.
Внеурочная деятельность по предмету включает проведение школьного тура олимпиады по английскому языку, мероприятий в рамках недели английского языка, школьного конкурса проектов, дня иностранных языков, участие во внешкольных олимпиадах и конкурсах, в том числе Интернет - олимпиадах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная адаптированная рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык».
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание важности семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать способ взаимодействия учащихся и общие методы работы; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Планируемый уровень подготовки учеников на конец учебного года.
Речевые умения
Чтение
Формирование умений в чтении как самостоятельной виде речевой деятельности. Чтение остается ведущим средством формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических, фонетических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений.
В 8 классе чтение не является исключительно средством формирования языковых навыков и речевых умений. Чтение становится самостоятельным видом речевой деятельности, особенно в разделах экстенсивного чтения.
Особое внимание уделяется формированию различных видов чтения (ознакомительного, поискового, изучающего), а также развитие таких технологий чтения, как формирование языковой догадки, выделение главного и второстепенного, работа со словарем. Усложняется язык текстов, увеличивается их объём. Учащимся предлагаются нестандартные проблемные задания, активизирующие их мыслительную деятельность.
При работе с текстами происходит одновременная семантизация, отработка и повторение лексики, грамматического материала, речевых структур. Именно тексты (диалоги) обеспечивают возможность создания условных и проблемных речевых ситуаций, формирования осознанных и устойчивых коммуникативных умений учащихся.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 8 классах, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – до 500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
♦ определять тему, содержание текста по заголовку;
♦ выделять основную мысль;
♦ выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
♦ устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 8 классе.
Формируются и отрабатываются умения:
♦ полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
♦ выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 600 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать
информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Современные тенденции развития коммуникационных технологий предъявляют новые требования к формированию и развитию навыков письменной речи. Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
♦ делать выписки из текста;
♦ писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 40 слов, включая адрес), выражать пожелания;
♦ заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
♦ писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 80-100 слов, включая адрес).
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
♦ выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
♦ выбирать главные факты, опуская второстепенные;
♦ выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся 8 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания
текстов для аудирования – до 2-х минут.
Говорение
Диалогическая речь.
В 8 классах продолжается развитие таких речевых умений, как умения вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями; при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное
содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения
как:
♦ начать, поддержать и закончить разговор;
♦ поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
выразить благодарность;
♦ вежливо переспросить, выразить согласие /отказ.
Объем диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 6 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
♦ обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
♦ дать совет и принять/не принять его;
♦ пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться, принять в нем участие.
Объем диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
• выражать свою точку зрения;
• выражать согласие/ несогласие с точкой зрения партнера;
• выражать сомнение;
• выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь.
Развитие монологической речи в 8 классе предусматривает
овладение следующими умениями:
-кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
-передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
-делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
-выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному.
Объем монологического высказывания – до 15-20 фраз.
Социокультурные знания и умения.
Социокультурные знания и умения
Школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках английского языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Они овладевают знаниями:
-о значении английского языка в современном мире;
-о наиболее употребительной тематической фоновой лексике и реалиях при изучении учебных тем ( проведение досуга, профессии и выбор карьеры, образование и школы , мир науки и техники, магазины и покупки, мир путешествий).
-о социокультурном портрете стран (говорящих на изучаемом языке) и культурном наследии стран изучаемого языка( творчество Р.Бернса , великие изобретатели)
-о речевых различиях в ситуациях формального и неформального общения в рамках изучаемых предметов речи.
Предусматривается также овладение умениями:
-представлять родную страну и культуру на английском языке;
-оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
Формирование объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка; развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Объем лексического материала в 8 классе составляет более 1850 единиц, из них 200-250 новых единиц для продуктивного усвоения.
Знание основных способов словообразования:
аффиксации:
прилагательные с суффиксами -less/ -able/-al/-ive/ -ic/ -ing/ -ed
прилагательные с приставками – un / in/ il/im/ir
существительные с суффиксом – ment/-tion (sion)
словосложения: существительное + существительное , существительное + прилагательное
конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)
сокращение ( doc)
распознавание и использование интернациональных слов .
Знание синонимов, сложных лексических единиц, полисемантических слов, речевых клише, используемых в изучаемых ситуациях.
Грамматическая сторона речи
знание правил образования и употребления условных предложений 2 и 3 типа (Subjunctive mood);
правила образования наречий;
правила употребления конструкции «But for...»
правила употребления модальных глаголов can/could, may/might, must/have to, should/ought to , to be to, need;
правила образования степеней сравнения наречий (regular / irregular forms);
правила употребления фразовых глаголов to hand, to break, to come, to see, to drop, to hold;
имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;
правила употребления наречий времени и частотности;
правила образования и употребления герундия и инфинитива;
правила употребления неправильных глаголов to lie и to lay;
правила образования антонимов.
употребление конструкций You'd better / I'd rather.
Образование и употребление грамматических конструкций used to do smth., to be used to doing smth.
Содержание программы
№ п/п |
Наименование тем |
Содержание учебного материала. Основные дидактические единицы |
Требования к уровню освоения материала по теме |
Перечень контрольных мероприятий |
1 |
Раздел 1. Выбор карьеры: мир профессий. |
Лексические единицы по темам: хобби, профессии, выбор работы. Грамматическое содержание: времена глагола( повторение), правила образования и употребления условных предложений 1 и 2 типов, фразовый глагол to hand. |
Учащиеся должны знать новые лексические единицы по теме. Учащиеся должны уметь высказываться по теме, передавать содержание прочитанного, вести диалог, составлять вопросы к тексту, воспринимать на слух аудиозапись, читать тексты (просмотровое и изучающее чтение). Знать правила Образования и употребления условных предложений 1 и 2 типов, фразового глагола to hand. |
Фронтальные опросы, монологические и диалогические высказывания по теме, пересказы текста, лексические диктанты, тесты. Вводное тестирование,
|
2 |
Раздел 2. Образование: мир учения.
Системы образования Великобритании, США И России. Типы школ. Различия образовательных систем.
|
Лексические единицы по темам: школа, расписание, школьная деятельность. Грамматическое содержание: условные предложения, правила образования степеней сравнения наречий, конструкция «but for», фразовый глагол to break. |
Учащиеся должны знать новые лексические единицы по теме и значения фразовых глаголов, правила образования условных предложений, правила образования степеней сравнения наречий, конструкцию «but for» Учащиеся должны уметь высказываться по теме, передавать содержание прочитанного, вести диалог, составлять вопросы к тексту, воспринимать на слух аудиозапись, читать тексты (изучающее, поисковое и просмотровое чтение). |
Фронтальные опросы, лексикограмматические тесты, пересказы текста, лексические диктанты, монологические и диалогические высказавания по теме. Контрольная работа. |
3 |
Раздел 3. Покупки: мир денег. Покупки. Типы магазинов. Денежные знаки России, Великобритании, США. Банки и банковские услуги.
|
Лексические единицы по темам: магазины, покупки, еда, деньги, одежда. Грамматическое содержание: правила употребления модальных глаголов can/could, may/might, фразовый глагол to come, степени сравнения наречий (неправильные формы), времена глагола (повторение). |
Учащиеся должны знать новые лексические единицы по теме. Учащиеся должны знать правила употребления модальных глаголов can/could, may/might, фразовый глагол to come, степени сравнения наречий (неправильные формы) Учащиеся должны уметь высказываться по теме, передавать содержание прочитанного, вести диалог, составлять вопросы к тексту, воспринимать на слух аудиозапись, читать тексты (поисковое, просмотровое и изучающее чтение). |
Фронтальные опросы, лексикограмматические тесты, пересказы текста, лексические диктанты, монологические и диалогические высказывания по теме. Срезовая контрольная работа. Контрольная работа. |
4 |
Раздел 4. Мир науки и техники.
Мир науки и техники. Великие изобретения человечества. Великие изобретатели разных стран.
|
Лексические единицы по темам: технические устройства и приборы, компьютеры. Грамматическое содержание: правила употребления модальных глаголов must/have to, should/ ought to , наречий времени и частотности, фразовый глагол to see. |
Учащиеся должны знать новые лексические единицы по теме и значения фразовых глаголов.Учащиеся должны знать правила употребления модальных глаголов must/have to, should/ ought to , наречий времени и частотности.Учащиеся должны уметь высказываться по теме, передавать содержание прочитанного, вести диалог, составлять вопросы к тексту, воспринимать на слух аудиозапись, читать тексты (поисковое, просмотровое и изучающее чтение). |
Фронтальные опросы, лексикограмматические тесты, пересказы текста, лексические диктанты, монологические и диалогические высказывания по теме.
|
Виды и формы промежуточного контроля, материалы для их проведения.
Предусмотрено проведение 3 контрольных работ, 1 входной и 2 срезовых тестов и промежуточной аттестации (2 ч .-письменный тест и устный ответ) .
Материалы для проведения контрольных, срезовых работ и промежуточной аттестации составлены на основе разрешенных Министерством образования материалов и утверждены на заседании МО иностранных языков школы.
В течение года проводится текущий контроль, тематический и промежуточный контроль.
Текущий контроль проводится практически на каждом уроке. Основные формы контроля – устные и письменные упражнения, словарные диктанты, мини-тесты, письмо (сочинение «по образцу»), устный рассказ с опорой, аудирование с опорой, перевод со словарём, творческие работы, монологические и диалогические высказывания, пересказ и чтение наизусть,ролевые игры (скрытый контроль).
Тематический контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Формами тематического контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения, тематические диалоги и полилоги, проекты, соответствующие этапу обучения.
Промежуточный контроль – дифференцированный зачёт – проводится по аспектам (письменный тест и монологическое и диалогическое высказывание) и представляет собой комплексный контроль коммуникативных навыков речи. Промежуточный контроль проводится за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель промежуточного контроля - определение способности обучаемых к использованию иностранного языка в практической деятельности. Продуктивные коммуникативные умения проверяются с помощью тестов со свободно конструируемым ответом, задания на перекрестный выбор;
альтернативный выбор; множественный выбор; упорядочение; завершение/окончание; замена/подстановка; трансформация; ответ на вопрос; перефразирование; перевод.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.