Пояснительная записка Логопедические занятия 1 класс ВАРИАНТ 5,1
Оценка 5

Пояснительная записка Логопедические занятия 1 класс ВАРИАНТ 5,1

Оценка 5
docx
30.10.2022
Пояснительная записка Логопедические занятия 1 класс ВАРИАНТ 5,1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»  

В 1 КЛАССЕ

(ВАРИАНТ 5.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Пояснительная записка

АООП НОО (вариант 5.1) Школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.

• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),

• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.

• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014. 18.05.2015,31.12.2015).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

Уставом Школы,

-Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; - М.: Просвещение, 2010; Программой формирования универсальных учебных действий, Основной общеобразовательной программой начального общего образования муниципального  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  № 15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны», с учетом Примерной адаптированной  общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Обучающиеся с ТНР (вариант 5.1) получают интегрированное образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения по программе «Школа 21 века». Срок освоения АОП НОО составляет 1 год (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

 

 

 Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (для ТНР Вариант 5.1) выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом, и речевом.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

 · своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

· определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР;

· повышение возможностей обучающихся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с ТНР в интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма речевого недоразвития;

· создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной медико-психолого-педагогической коррекции;

 · оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.

 Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,

общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- онтогенетический принцип;

- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;

- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;

-принцип сотрудничества с семьей.

В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и

воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения.

Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:

- тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;

- воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;

-реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями

Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающей программы .

 В результате освоения курса коррекционно-развивающей области на конец 1 класса у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать свою семью, своих родственников, любить родителей.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

           Регулятивные:

1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

         Коммуникативные:

1.Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать в работе  в паре.

 Предметные результаты :

Предметная область «Русский язык и литературное чтение».

Русский язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;3) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

Литературное чтение: 1) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; 2) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); 3)умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Предметная область Математика: 1) использование начальных математических знаний для оценки их количественных и пространственных отношений; 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать геометрические фигуры

Предметная область «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»): 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжѐлыми нарушениями речи программы коррекционной работы:

Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

 - отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

 - умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

 - умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности -минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

 -практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; - сформированность лексической системности;

- умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

 - овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

- сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

 - сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;

 -владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

-понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися программы.

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.

 Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР(вариант 5.1) планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия), с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки. Оценка социально-личностных результатов (жизненной компетенции) может быть представлена в виде таблицы :

Критерии

Параметры оценки

Параметры оценки

Экспертная оценка (средний балл)

Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Наличие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов Умение обратиться ко взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи ( мне не видно, повернитесь пожалуйста и т.д.)

 

 

Таблица заполняется в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ

Пояснительная записка АООП НОО (вариант 5

Пояснительная записка АООП НОО (вариант 5

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями

АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с

АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с

В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с

В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжѐлыми нарушениями речи программы коррекционной работы:

Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжѐлыми нарушениями речи программы коррекционной работы:

Предметом оценки достижения обучающимися с

Предметом оценки достижения обучающимися с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022