Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Оценка 4.7

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
20.01.2017
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Рабочая программа для факультатива Краеведения. В данном файле размещена пояснительная записка к факультативу, внеклассной деятельности по Краеведению для 5 - 6 классов. Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана с учетом следующих нормативно правовых документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» – Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761 Н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»пояснительная записка
раб. программа Краеведения.docx
Целевой раздел I. I.1 Пояснительная записка Дополнительная   образовательная   программа   «Краеведение»     разработана   с учетом следующих нормативно правовых документов: – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» –   Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   29.08.2013   №1008   «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» –   Приказ   Министерства   здравоохранения   и   социального   развития   Российской Федерации   от   26.08.2010   №761   Н   г.   Москва   «Об   утверждении   Единого квалификационного   справочника   должностей   руководителей,   специалистов   и служащих,   раздел   «Квалификационные   характеристики   должностей   работников образования» Туристско­краеведческая направленность дополнительного образования является одной из важнейших в процессе воспитания молодых граждан как патриотов и высоко нравственных   людей.   Осваивая   программы   данной   направленности,   воспитанники учатся   ценить   и   понимать   культурные   традиции   своей   малой   Родины.   Реализуя программы туристско­краеведческой направленности, педагоги определяют для себя следующие задачи: вовлечение молодежи в краеведческую деятельность, воспитание у молодежи   уважения   к   либерально­демократическим   ценностям,   гражданской ответственности   за   судьбу   своего   края   или   территории,   воспитание   толерантности, чувства уважения к другим культурам и обычаям.  Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную, природоведческую,   экологическую   деятельность;   при   этом   оно   всегда   включает мировоззренческий аспект. Построение гражданского общества начинается с человека. С его общественной позиции, реальных дел на благо родного края, с ответственности за судьбу страны. Гражданское   воспитание   –   одна   из   насущных   проблем   нашего   общества,   а   его важнейшей формой является краеведение. Основные направления в деятельности объединения «Краеведение», туристско­ краеведческой направленности, является изучение истории родного края и села, сбор информации о земляках, участниках Великой отечественной  войн и ветеранах труда, оформление и пополнение экспозиций школьного музея. Педагогическая целесообразность  данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе, малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога   и   учащихся.   Программа   призвана   помочь     педагогу   дополнительного образования   расширить   знания   детей   о   родном   крае,   о   героическом   прошлом односельчан, удивительных и талантливых земляках, ощутить свою связь с прошлым и настоящим   села, района, области, всей страны.   Подготовить материал для создания экспозиций  школьного музея. Данная   программа   является   наиболее  актуальной,     потому   что     изменения последних лет в социально­ экономической жизни страны и в общественном сознании, вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, а это имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в литературно ­ краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе. Программа   адаптирована  к   условиям   образовательного   процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины.  Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко­ краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности   ребенка,   обеспечивая   ему   возможность   самопознания,   самоопределения   и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровье сберегающая,   культурная   и   досуговая.   Знакомство   с   музейными   коллекциями стимулирует   сопереживание,   эмоционально   обогащает   духовный   мир   детей   и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Основными формами подведения итогов являются: макеты музейных предметов, картотека музейных предметов, экспозиции, экскурсии, презентации. Цель курса: ­воспитание   исторически   грамотных,  приобщенных   к   историческому   наследию нашей страны, родного края детей; ­   создание школьного музея, его паспортизация, оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и внеклассных занятий; ­    формирование у учащихся общей культуры личности на основе гражданско­ патриотического, духовно­нравственного воспитания.   В соответствии с поставленной целью предлагаемая программа призвана решить следующие задачи: 1. создавать условия для развития социально­активной личности, способной к толерантности и состраданию; 2. 3. 4. 5. воспитывать уважительное отношение к культуре родного края; расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности; содействовать развитию общественной активности учащихся;, способствовать   овладению   практическими   навыками   поисково­ исследовательской работы; 6. формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения; углублять знания детей в области истории, культуры народа своей малой 7. родины; популяризация работы по созданию  школьного музея. 8. Методы обучения: 1. словесный  –   передача   необходимой   для   дальнейшего   обучения информации. 2. наглядный  –   просмотр   слайдов,   открыток,   посещение   экспозиций     и выставок музея. 3. поисковый – сбор информации по интересующей теме. исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из   фондов   школьного   и   городских   музеев   для   развития   мыслительной, 4. интеллектуально­познавательной деятельности. Формы   занятий:  ведущей   формой   организации   занятий   является   групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ более продуктивной будет работа в подгруппах. Наряду   с   групповой   формой   работы,   осуществляется   индивидуальная   форма ведения занятий. 1.2   Планируемые   результаты   освоения   дополнительной общеобразовательной программы: Через   систему   краеведческой   работы   предполагается   воспитать   в   будущем гражданине России: ­ чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации; ­ высокий   нравственный   и   культурный   потенциал,   способность корректировать   свое   общение   с   окружающими   в   соответствии   с   ситуацией,   умение строить свою жизнь гармонично; ­ чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность   быть   деятельным   соучастником   в   общественной,   учебной,   трудовой, досуговой сферах жизни; ­ способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой­либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания. Учащиеся должны уметь: ­ работать с историческими источниками ­проводить экскурсии, беседы, тематические занятия ­оформлять полученные материалы в экспозициях и творческих работах ­ представлять свою исследовательскую работу Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных  областных чтениях, конкурсах, конференциях. II. Содержательный раздел Введение  Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Раздел «С чего начинается Родина»  Географическое положение села. Древняя история края. История Нариманова. Выдающиеся люди в нашем селе. Легенды, предания и сказания о селе; верования и религия; Поэтический образ родины. Раздел «Названия, которые мы слышим каждый день» Карта   окрестностей   села   с   обозначением   местных   географических   объектов. Исследовательская   работа   по   объяснению   некоторых   местных   топонимов.   Названия родников, колодцев, улиц. Происхождение фамилий. Экскурсия по изучению местных названий. Раздел «Моя семья живёт в селе»  Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Нариманова. Семья, родословная;   генеалогическое   древо   семьи,   составление   генеалогического   древа (создание  презентации,  выставки  работ и др.);  семейные  реликвии, создание  малого семейного   архива;   знаменитые   предки;   семейные   праздники   и   традиции;   семейные династии села; обобщающее занятие (создание истории своей семьи). Раздел «Основные исторические события XX века  Революция. Коллективизация в 30­е годы XX века. Насильственное объединение людей и хозяйств в колхозы. Статус колхоза в разные годы. Что писали газеты разного времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. Великая Отечественная война; основные события, произошедшие в годы войны на территории села; дети войны (война глазами   детей;   судьбы   детей   в   послевоенные   годы;   встречи   с   людьми,   чье   детство прошло в годы войны); земляки ­ участники войны, обобщающий урок (моя семья в годы войны.) Посещение памятника павшим односельчанам. Село   в   50­2000гг.   Основные   события   в   селе.   Новостройки   в   селе.   Участие жителей   села   в   основных   событиях   этого   времени:   целина,   афганские   события. Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы. Раздел «Народные промыслы нашего края»  Обычаи и праздники в нашем селе. Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. Образцы народного творчества. Раздел «Что мы узнали о селе»  Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. Проверка знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачёт. Условия реализации программы. Механизм выполнения программы: Для   решения   поставленных   задач   учитывается   то,   что   школа   является социокультурным центром. В объединение «Краеведение» входят обучающиеся с 5 по 6 класс. Занятия проходят согласно утвержденному расписанию. В   школе   выделено   помещение   для   хранения   экспонатов,   на   информационном стенде всегда можно поместить информацию о работе кружка. Имеется возможность поиска необходимой информации в Интернете, проведения занятий с использованием мультимедийного   проектора.   В   рамках   объединения   формируется   актив.   Занятия проходят согласно утвержденному расписанию.  Члены   объединения     областным краеведческим   музеем.   С   организациями,   находящимися   далеко   от   школы,   сотрудничают   с   библиотекой   села,   с   взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в  районных, областных и других мероприятиях историко­краеведческой направленности, экскурсиях.  Список литературы: 1. Белоусова И. Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007 г. 2. Труевцева   О.Н.   Общественные   и   муниципальные   музеи   Сибири:   исторический опыт и перспективы. Барнаул: издательство АГТУ. 1998. 3. Варсалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000 г. № 5 С. 4­6 4. Великовская   Г.   В.   Мы   моделируем   музей//   Культурно­образовательная деятельность музеев/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С. 89­96 5. Попова И. В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С. 199­203 6. Скрипкина Л. И. Информативность экспозиций историко­краеведческого музея в свете   современных   теорий   научного   познания.//   Музей   в   современном   мире: традиционализм и новаторство. / Труды ГИМ. Вып. 104. М., 1999. С. 100­123 7. Столяров   Б.   Музейная   педагогика:   история   и   современность.//   Народное образование. 2001. № 5

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению

Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017