Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
20.01.2017
Рабочая программа для факультатива Краеведения. В данном файле размещена пояснительная записка к факультативу, внеклассной деятельности по Краеведению для 5 - 6 классов. Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана с учетом следующих нормативно правовых документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
– Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761 Н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»пояснительная записка
раб. программа Краеведения.docx
Целевой раздел
I.
I.1 Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана с
учетом следующих нормативно правовых документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
– Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26.08.2010 №761 Н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»
Туристскокраеведческая направленность дополнительного образования является
одной из важнейших в процессе воспитания молодых граждан как патриотов и высоко
нравственных людей. Осваивая программы данной направленности, воспитанники
учатся ценить и понимать культурные традиции своей малой Родины. Реализуя
программы туристскокраеведческой направленности, педагоги определяют для себя
следующие задачи: вовлечение молодежи в краеведческую деятельность, воспитание у
молодежи уважения к либеральнодемократическим ценностям, гражданской
ответственности за судьбу своего края или территории, воспитание толерантности,
чувства уважения к другим культурам и обычаям.
Краеведение представляет собой историческую, археологическую, культурную,
природоведческую, экологическую деятельность; при этом оно всегда включает
мировоззренческий аспект.
Построение гражданского общества начинается с человека. С его общественной
позиции, реальных дел на благо родного края, с ответственности за судьбу страны.
Гражданское воспитание – одна из насущных проблем нашего общества, а его
важнейшей формой является краеведение. Основные направления в деятельности объединения «Краеведение», туристско
краеведческой направленности, является изучение истории родного края и села, сбор
информации о земляках, участниках Великой отечественной войн и ветеранах труда,
оформление и пополнение экспозиций школьного музея.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при
изучении истории России в школе, малая родина зачастую выпадает из поля зрения
педагога и учащихся. Программа призвана помочь
педагогу дополнительного
образования расширить знания детей о родном крае, о героическом прошлом
односельчан, удивительных и талантливых земляках, ощутить свою связь с прошлым и
настоящим села, района, области, всей страны. Подготовить материал для создания
экспозиций школьного музея.
Данная программа является наиболее актуальной, потому что изменения
последних лет в социально экономической жизни страны и в общественном сознании,
вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем, а это
имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть
искать опору в литературно краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в
своей природе.
Программа адаптирована
к условиям образовательного процесса
общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой
Родины. Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко
краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития
личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и
самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровье
сберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями
стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и
подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования.
Основными формами подведения итогов являются: макеты музейных предметов,
картотека музейных предметов, экспозиции, экскурсии, презентации.
Цель курса:
воспитание исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию
нашей страны, родного края детей; создание школьного музея, его паспортизация, оказание помощи учителям и
классным руководителям в проведении уроков и внеклассных занятий;
формирование у учащихся общей культуры личности на основе гражданско
патриотического, духовнонравственного воспитания.
В соответствии с поставленной целью предлагаемая программа призвана решить
следующие задачи:
1.
создавать условия для развития социальноактивной личности, способной к
толерантности и состраданию;
2.
3.
4.
5.
воспитывать уважительное отношение к культуре родного края;
расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
содействовать развитию общественной активности учащихся;,
способствовать овладению практическими навыками поисково
исследовательской работы;
6.
формировать гуманистическое мировоззрение подрастающего поколения;
углублять знания детей в области истории, культуры народа своей малой
7.
родины;
популяризация работы по созданию школьного музея.
8.
Методы обучения:
1.
словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения
информации.
2.
наглядный – просмотр слайдов, открыток, посещение экспозиций и
выставок музея.
3.
поисковый – сбор информации по интересующей теме.
исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов
из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной,
4.
интеллектуальнопознавательной деятельности.
Формы занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.
Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например,
лекции, беседы, походы, экскурсии и мероприятия. При проведении поисковых работ
более продуктивной будет работа в подгруппах. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма
ведения занятий.
1.2
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы:
Через систему краеведческой работы предполагается воспитать в будущем
гражданине России:
чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к
своей нации;
высокий нравственный и культурный потенциал,
способность
корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение
строить свою жизнь гармонично;
чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире,
потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой,
досуговой сферах жизни;
способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какойлибо
отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.
Учащиеся должны уметь:
работать с историческими источниками
проводить экскурсии, беседы, тематические занятия
оформлять полученные материалы в экспозициях и творческих работах
представлять свою исследовательскую работу
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в
школьных, районных областных чтениях, конкурсах, конференциях.
II.
Содержательный раздел
Введение
Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса.
Раздел «С чего начинается Родина»
Географическое положение села. Древняя история края. История Нариманова.
Выдающиеся люди в нашем селе. Легенды, предания и сказания о селе; верования и
религия; Поэтический образ родины.
Раздел «Названия, которые мы слышим каждый день» Карта окрестностей села с обозначением местных географических объектов.
Исследовательская работа по объяснению некоторых местных топонимов. Названия
родников, колодцев, улиц. Происхождение фамилий. Экскурсия по изучению местных
названий.
Раздел «Моя семья живёт в селе»
Изучение статистических данных, касающихся семей в селе Нариманова. Семья,
родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа
(создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого
семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; семейные
династии села; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
Раздел «Основные исторические события XX века
Революция. Коллективизация в 30е годы XX века. Насильственное объединение
людей и хозяйств в колхозы. Статус колхоза в разные годы. Что писали газеты разного
времени о нашем селе, о колхозе и о наших земляках. Великая Отечественная война;
основные события, произошедшие в годы войны на территории села; дети войны (война
глазами детей; судьбы детей в послевоенные годы; встречи с людьми, чье детство
прошло в годы войны); земляки участники войны, обобщающий урок (моя семья в
годы войны.) Посещение памятника павшим односельчанам.
Село в 502000гг. Основные события в селе. Новостройки в селе. Участие
жителей села в основных событиях этого времени: целина, афганские события.
Выдающиеся люди нашего села. Орденоносцы.
Раздел «Народные промыслы нашего края»
Обычаи и праздники в нашем селе. Обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры,
Занятия жителей села: вышивка, вязание, резьба по дереву и др. Образцы народного
творчества.
Раздел «Что мы узнали о селе»
Беседа по вопросам, касающимся истории и современной жизни села. Проверка
знаний по всему курсу. Игра, викторина, зачёт. Условия реализации программы.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается то, что школа является
социокультурным центром. В объединение «Краеведение» входят обучающиеся с 5 по 6
класс. Занятия проходят согласно утвержденному расписанию.
В школе выделено помещение для хранения экспонатов, на информационном
стенде всегда можно поместить информацию о работе кружка. Имеется возможность
поиска необходимой информации в Интернете, проведения занятий с использованием
мультимедийного проектора. В рамках объединения формируется актив. Занятия
проходят согласно утвержденному расписанию.
Члены объединения
областным
краеведческим музеем. С организациями, находящимися далеко от школы,
сотрудничают с библиотекой села, с
взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в районных, областных и
других мероприятиях историкокраеведческой направленности, экскурсиях.
Список литературы:
1. Белоусова И. Я. Программа «Музейное дело». Издательство ОмГПУ. 2007 г.
2. Труевцева О.Н. Общественные и муниципальные музеи Сибири: исторический
опыт и перспективы. Барнаул: издательство АГТУ. 1998.
3. Варсалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000 г. № 5 С. 46
4. Великовская Г. В. Мы моделируем музей// Культурнообразовательная
деятельность музеев/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С. 8996
5. Попова И. В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки.
Выпуск 3 Барнаул, 1999. С. 199203
6. Скрипкина Л. И. Информативность экспозиций историкокраеведческого музея в
свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире:
традиционализм и новаторство. / Труды ГИМ. Вып. 104. М., 1999. С. 100123
7. Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное
образование. 2001. № 5
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Пояснительная записка к рабочей программе по Краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.