Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл—9 кл
24.02.2019
Согласно базисному плану образовательного учреждения РФ, всего на изучение физической культуры в основной школе выделяется не менее 510 ч, из них в 5-9 классах – 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:
для 5-9 класса:
- на инвариативную часть отводится - 75 часов;
- на вариативную часть отводится - 27 часов.
В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в классный журнал.
Пояснительная зписка 5-9 класс. ФГОС..docx
У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я
Л Е Н И Н С К О Г О Р А Й О Н А М О С К О В С К О Й О Б Л А С Т И
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бутовская СОШ № 2»
«Рассмотрено»:
руководитель МО
_________/ Горина А.Ю./
ФИО
Протокол №____
от «3»сентября 2018г.
«Согласовано»:
зам. руководителя по УВР
_________/ Славински О.Г./
ФИО
от «3»сентября 2018г.
«Утверждено»:
Руководитель ОО
_________/ Амелькова О.И./
ФИО
Приказ № ____
от «3»сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Физическая культура»
59 класс, 102 часа
д. Дрожжино
20182019 год
ВВЕДЕНИЕ. Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании
цельной разносторонней личности обратили внимание еще великие греки – Сократ, Платон и другие – гармоничное сочетание духовного и
физического совершенства.
Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека,
формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.
Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник
бесконечного разнообразия движений. Оно определяет осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Оно создает
неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье
российского населения, прежде всего, детей, оставляет желать лучшего. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения ВФ,
общая двигательная активность с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Здоровыми
являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями. Тем более возрастает значение
физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности
надежной основы долголетней и здоровой жизни.
Мы должны помнить, что здоровье, как талант, каждый получает от «природы» ктото больше, ктото меньше, считается естественным, что
здоровый человек в первую очередь сам приложит все силы для поддержания своего здоровья. Считается естественным, что здоровый человек в
первую очередь сам приложит все силы для поддержания своего здоровья. Но так не происходит. Те, кто в раннем детстве обладает абсолютным
здоровьем, с годами зачастую утрачивает его по своей вине. Не надо забывать и другое, что мы всетаки существа кислородные и нам необходимо
следить за правильным дыханием и потреблением кислорода, а это возможно только при постоянной физической нагрузке.
На сегодняшний день основной формой работы с детьми в школе остается урок физической культуры, на котором школьники получают
информацию о своем здоровье и занимаются развитием основных двигательных качеств.
Физическая культура призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного
представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его
психофизической природы.
Учебный предмет физической культуры (физкультурная деятельность) является ведущим, но не единственным основанием образовательной
области «Физическая культура» в школе. Его освоение осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного
педагогического процесса как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в
спортивных кружках.
В данной программе задана структура и содержание учебного предмета «Физическая культура» для учащихся 59 классов, а так же
представлены методические рекомендации по реализации программы в условиях общеобразовательного учреждения при трёх уроках в неделю.
В программе учтены современные социально значимые тенденции развития нашего общества, интересы и потребности в двигательной
активности учащихся. Программа отвечает всем требованиям нормативных правовых документов РФ, регламентирующих создание произведений подобного типа, в
том числе государственному стандарту начального общего образования и разработанной на его основе примерной программы по физической
культуре.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов. Авторы: доктор
педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2008. – 5е изд. Допущено Министерством
образования и науки Российской Федерации.).
Содержание данной рабочей программы при трёх учебных занятиях в неделю основного общего и среднего (полного) образования по физической
культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и
соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение
базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная
адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой
человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в
сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных
способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся основной школы ориентируется на решение
следующих цели и задач:
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической
культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на:
содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к
неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной
гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых
параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростных силовых, выносливости и гибкости) способностей; формирование элементарных знаний о личной гигиене, о влиянии физических упражнений на основные системы организма, развитие
волевых и нравственных качеств;
выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во
время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видам спорта в свободное время
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как
воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к
систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений,
приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для
поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями
и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей
ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать
идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебновоспитательного процесса.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32)
Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе»;
Стандарт начального общего образования по физической культуре.
Концепции модернизации Российского образования;
Концепции содержания непрерывного образования;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
Государственного стандарта образования»;
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2011 г. № 329–Ф3;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. от
30.08.2010г.);
Примерная программа курса по физической культуре (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ;
1101р;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и Сантарноэпидемиологические правила и нормы
(СанПиН 2.4.2.282110 от 29.12.2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009г. №
О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Монобрнауки РФ от 29.03.2010 г.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. Распоряжение Правительства РФ от
07.02.2011 г. № 163р
Письмо Министерства образования и науки от 8 октября 2010 г. N ИК1494/19 «О введении третьего час физической культуры».
Комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич);
Учебный план ОУ
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательного учреждения РФ, всего на изучение физической культуры в основной школе выделяется не
менее 510 ч, из них в 59 классах – 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:
для 59 класса:
на инвариативную часть отводится 75 часов;
на вариативную часть отводится 27 часов.
В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической
подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и
заносятся в классный журнал.
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения
отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за триместр.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 58 классов должны проходить промежуточную аттестацию по окончании
каждого триместра. Итоговая аттестация производится на основании трех триместровых оценок.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 9 класса должны проходить промежуточную аттестацию по
окончании каждого триместра и итоговую аттестацию по окончании основной( средней) школы в виде экзамена по выбору.
Особенностями данной программы.
Особенности данной программы в образовательной области «Физическая культура» в основной школе являются:
соотнесенность с Базисным учебным планом общеобразовательных учебных учреждений, определяющим образовательную область
“Физическая культура” обязательной составляющей основного образования;
направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии
с возрастнополовыми особенностями учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал,
пришкольные спортивные площадки, стадион, бассейн), видам учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы) и
регионально климатическими условиями;
объемность и многообразие знаний, средств и форм физкультурной деятельности очерчивается ценностными ориентациями на
общефизическую и спортивнорекреационную подготовку учащихся, и соответственно этому основу учебного предмета составляет
содержание физкультурной деятельности с общефизической и спортивнорекреационной направленностью;
с учетом принципа достаточности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности, содержание учебного материала
структурируется в соответствующих разделах программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности», «Способы физкультурной
деятельности», «Физическое совершенствование»;
учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному)
и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении учебного предмета, обеспечивает
перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения;
раздел учебного предмета «Физическое совершенствование» включает в себя два соответствующих подраздела “Общая физическая
подготовка» и «Техникотактическая подготовка в избранном виде спорта». Содержание первого подраздела ориентируется на решение
задач общефизической подготовки и представлено так называемыми “базовыми” видами спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая
атлетика, спортивные игры, туризм). Содержание второго подраздела ориентировано на решение задач по формированию у школьников
основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельную организацию своего досуга
средствами физической культуры. В зависимости от климатических условий, материальнотехнической оснащенности школы, ее
устоявшихся национальных и спортивных традиций, профессиональной подготовленности педагогических кадров Совет школы избирает
тот или иной наиболее соответствующий укладу школы вид спорта. При этом из раздела “Общая физическая подготовка» изымается
соответствующий учебный материал и объем отводимых на его освоение учебных часов, которые включаются на освоение избранного вида
спорта.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан
России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся основной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной
деятельности.
Структура курса.
Структура курса задается в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных
разделов. В предлагаемой программе учебные разделы выделены в соответствии с содержанием учебного материала:
«Знания о физической культуре»,
«Способы двигательной деятельности»,
«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной
активности человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы
деятельности); знания об обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности,
отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их
всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, спортивные
игры, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит
учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с
основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки». Каждый тематический раздел программы дополнительно
включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих
тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка». При этом каждый
тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с
соответствующим видом спорта.
При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки»
на углубленное освоение содержания темы «Спортивные игры».
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать
предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику
распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.
В разделе «Общеразвивающие упражнения» предлагаются упражнения, которые распределены по разделам базовых видов спорта и
дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития,
улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Содержание программы. 59 классов.
1 Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1 Естественные основы.
56 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую
подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
78 классы. Опорнодвигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.
Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.
Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно – половые особенности
школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.
Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2 Социальнопсихологические основы
56 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение
травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
78 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение
учебнотрудовой активности и формироание личности значимых свойств и качеств.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. 9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической
подготовленностью.
общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма, физическим
развитием и физической подготовленностью.
Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
1.3 Культурноисторические основы
56 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
78 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.
1.4 Приёмы закаливания
56 классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
78 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.
9 класс. Пользование баней.
1.5 Волейбол
59 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при
проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых
заданий.
1.6 Баскетбол
59 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при
проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых
заданий. 1.7 Гимнастика
57 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости.
Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
89 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время
занятий. Техника безопасности во время занятий.
1.8 Лёгкая атлетика
59 классы. Терминологоя лёгкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по лёгкой атлетике. Техника безопасности
при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
№
п/п
2. Демонстрировать:
Контрольное
упражнение
(теcт)
Физические
способности
1
2
3
4
Скоростные
Бег 30 м, c
Координационные Челночный бег
3x10 м, с
СкоростносиловыеПрыжок в длину
с места, см
Выносливость
6минутный бег, м
т
с
а
р
з
о
В
т
е
л
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
Уровень
Мальчики
Низкий
6,3 и выше
6,0
5,9
5,8
5,5
9,7 и выше
9,3
9,3
9,0
8,6
140 и ниже
145
150
160
175
900 и менее
950
1000
1050
1100
Средний
Высокий
6,1—5,5
5,8—5,4
5,6—5,2
5,5—5,1
5,3—4,9
9,3—8,8
9,0—8,6
9,0—8,6
8,7—8,3
8,4—8,0
160—180
165—180
170—190
180—195
190—205
1000—1100
1100—1200
1150—1250
1200—1300
1250—1350
5,0 и ниже
4,9
4,8
4,7
4,5
8,5 и ниже
8,3
8,3
8,0
7,7
195 и выше
200
205
210
220
1300 и выше
1350
1400
1450
1500
девочки
Низкий
6,4 и выше
6,3
6,2
6,1
6,0
10,1 и выше
10,0
10,0
9,9
9,7
130 и ниже
135
140
145
155
700 и ниже
750
800
850
900
Средний
6,3—5,7
6,2—5,5
6,0—5,4
5,9—5,4
5,8—5,3
9,7—9,3
9,6—9,1
9,5—9,0
9,4—9,0
9,3—8,8
150—175
155—175
160—180
160—180
165—185
850—1000
900—1050
950—1100
1000—1150
1050—1200
Высокий
5,1 и ниже
5,0
5,0
4,9
4,9
8,9 и ниже
8,8
8,7
8,6
8,5
185 и выше
190
200
200
205
1100 и выше
1150
1200
1250
1300 5
6
Гибкость
Силовые
Наклон
вперед из
положения
сидя, см
Подтягивание:
на высокой перекладине из виса,
колво раз (мальчики)
на низкой перекладине
из виса лежа, колво раз (девочки)
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
11
12
13
14
15
2 и ниже
2
2
3
4
1
1
1
2
3
6—8
6—8
5—7
7—9
8—10
4—5
4—6
5—6
6—7
7—8
10 и выше
10
9
11
12
6 и выше
7
8
9
10
4 и ниже
5
6
7
7
4 и ниже
4
5
5.
5
8—10
9—11
10—12
12—14
12—14
10—14
11—15
12—15
13—15
12—13
15 и выше
16
18
20
20
19 и выше
20
19
17
16
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной
школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные
формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их
использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их
развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и
свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической
подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования
спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга; • проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень
индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах
и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения
эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические способности
мальчики
Скоростные
Силовые
К вынослиности
Физические
упражнения
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
Лазанье по канату на
расстояние 6 м, с
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за
головой, колво раз
Кроссовый бег 2 км
девочки
9,2
12
180
10,2
—
165
—
8 мин 50 с
18
10 мин 20 с
10,0
12,0
14,0
10,0
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с
Бросок малого мяча в
стандартную мишень, м
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе
бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов
разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного
варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную
цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м. В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки
вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на
одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических
способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурнооздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации,
выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в
высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену
занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность;
проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы
управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя,
учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
Результаты освоения учебного предмета.
Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физической
деятельности. Кроме того, предмет «физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством
формирования у обучающихся универсальных способностей, которые выражаются в метапредметных результатах образовательно процесса и
активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся являются:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижение общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
Общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического,
социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное,
социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости) взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков
техничного исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________________
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю
(сетка часов)
Задачи:
Освоить раздел «Основы знаний» и формировать двигательные умения и навыки (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол,
лыжная и конькобежная подготовка).
Развивать двигательные способности (сенситивные: скоростносиловые, активная гибкость, скоростные, относительная сила), укреплять
здоровье формировать осанку.
Воспитывать сознательное и активное отношение к занятиям, дисциплинированность и организованность.
Раздел программы
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Подвижные игры
Спортивные игры (б\б)
(в\б)
Гимнастика
Плавание
Вариативная часть*
класс
V
68
VI
68
VII
68
VIII
68
В процессе урока
16
6
16
6
12
12
В процессе урока
8
8
16
10
16
10
16
6
12
8
16
10
16
6
12
8
16
10
Если есть возможность проведения
34
34
34
34
IX
68
16
6
12
8
16
10
34
X
68
16
6
12
8
16
10
34
XI
68
16
6
12
8
16
10
34 Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры (б\б)
(в\б)
Подвижные игры
Гимнастика
ИТОГО:
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
6
4
4
8
8
4
102
102
102
102
102
102
102
Примечание: В других классах, в связи с отсутствием условий для проведения занятий по лыжной подготовке, лыжная подготовка заменена
кроссовой подготовкой
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности,
последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся
неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями: Отметка “5”: двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко,
обучающий овладел формой движения; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно
соблюдать правила.
Отметка “4”: двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность
движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка “3”: двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряжённо (или вяло), недостаточно уверенно), допущены
незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка “2”: двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в
играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Отметка “1”: отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить
упражнение.
Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень физического развития, рекомендуются занятия в спортивных секциях школы, ДЮСШ и
другие формы занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий уровень физического развития, даются задания на развитие определённых
двигательных навыков, рекомендуются самостоятельные занятия.
Учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих
основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Ценностносмысловая ориентация учащихся;
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
нравственноэтическая ориентация.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации. Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция;
Коррекция;
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Прогнозирование;
Оценка качества и уровня усвоения;
Контроль в форме сличения с эталоном.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Анализ объекта;
Классификация объекта;
Синтез, как составление целого из частей.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень).
Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Пояснительная записка по физической культуре 10-11 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.