Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физическая культура
1 кл—2 кл
24.02.2019
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2008. – 5-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.).
Предназначена для обучения младших школьников физической культуре в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Школа России».
Пояснительная записка 1-2 класс. УМК « Школа России».docx
У П Р А В Л Е Н И Е О Б Р А З О В А Н И Я
Л Е Н И Н С К О Г О Р А Й О Н А М О С К О В С К О Й О Б Л А С Т И
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Бутовская СОШ № 2»
«Рассмотрено»:
руководитель МО
_________/ Горина А.Ю./
ФИО
Протокол №____
от «3»сентября 2018г.
«Согласовано»:
зам. руководителя по УВР
_________/ Славински О.Г./
ФИО
от «3»сентября 2018г.
«Утверждено»:
Руководитель ОО
_________/ Амелькова О.И./
ФИО
Приказ № ____
от «3»сентября 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Физическая культура»
УМК « Школа России»
начальная школа, 12 (99 уч.ч.)
2018 – 2019 год
Программу составил: Сафонов Вячеслав Юрьевич
Преподаватель высшей квалификационной категории
д. Дрожжино Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов. Авторы: доктор педагогических
наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2008. – 5е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской
Федерации.). Предназначена для обучения младших школьников физической культуре в образовательных учреждениях начального общего образования на
основе линии УМК «Школа России».
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования.
Уровень изучения учебного материала базисный. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью.
В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные
действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение
следующий цели и задач:
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности
школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных
способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и
спортивную деятельность.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку
устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
Овладение школой движений;
Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений,
равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных
(скоростных, скоростных силовых, выносливости и гибкости) способностей;
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и
развитие двигательных способностей;
Выработку представлений об основных видах спорта, снаряжение и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе
формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, во время выполнения
физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 32)
Приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном
процессе»;
Стандарт начального общего образования по физической культуре.
Концепции модернизации Российского образования;
Концепции содержания непрерывного образования;
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
Государственного стандарта образования»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2011 г. № 329–Ф3
Примерная программа курса по физической культуре (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ;
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и Санитарноэпидемиологические правила и нормы (СанПиН
2.4.2.282110 от 29.12.2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Письмо Министерства образования и науки от 8 октября 2010 г. N ИК1494/19 О введении третьего час физической культуры.
Комплексной программы физического воспитания учащихся 111 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич);
Учебный план ОУ
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательного учреждения РФ, всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется не менее
405 ч, из них в 1 классе – 99 часов(3 часа в неделю, 33 учебные недели), во 24 классах – 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Программный материал имеет две части – инвариативную (базовую часть) и вариативную:
для 1 класса:
на базовую часть отводится часов 68 часов;
на вариативную часть отводится 31 час.
для 24 класса:
на базовую часть отводится 68 часов;
на вариативную часть отводится 34 часов. Согласно СанПиН 2.4.2.282110 обучение детей в 1 классе проводится без домашнего задания и оценивания знаний обучающихся.
Согласно локальному акту образовательного учреждения учащиеся 24 классов должны проходить промежуточную аттестацию по окончании
триместра.
В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть контрольных упражнений (тестов) для определения развития уровня физической
подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в
классный журнал.
Особенностями данной программы.
Особенности данной программы в образовательной области «Физическая культура» в начальной школе являются:
учёт принципа достаточности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности содержание учебного материала структурируется
в соответствующих разделах программы;
учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего к частному и от частного к конкретному;
содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы
укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Структура курса задается в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов.
Структура курса.
В предлагаемой программе учебные разделы выделены в соответствии с содержанием учебного материала:
«Знания о физической культуре»,
«Способы двигательной деятельности»,
«Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности
человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности); знания о человеке (психологопедагогические основы деятельности); знания об
обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в
соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю
физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные
действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное
содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами
акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Кроссовая подготовка». Каждый тематический раздел программы дополнительно
включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представлены в соответствующих
тематических разделах: «Гимнастика с основами акробатики», « Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Кроссовая подготовка». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с
соответствующим видом спорта.
При планировании учебного материала программы в соответствии с САНПИН (температурный режим), заменять тему «Лыжные гонки» на
углубленное освоение содержания тем «Кроссовая подготовка», «Спортивные игры», «Подвижные игры».
Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в
программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения
программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного образовательного стандарта.
В разделе «Общеразвивающие упражнения» предлагаются упражнения, которые распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно
сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития,
улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Содержание курса.
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья
человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и
военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и
ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня
(утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей
осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и спортивных залах).
Физкультурнооздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по
Физическое совершенствование
профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический
Спортивнооздоровительная деятельность.
мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на
животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на
коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад
в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных
положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу,
ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики
прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны
вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя
максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в
заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями;
воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя);
жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой
опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных
мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы
корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его
звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с
использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений
с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по
гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с
опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание, лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с
продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверхвперед толчком одной ногой
и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений;
прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений;
челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном
темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности,
с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию
до 400 м; равномерный 6_минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1
кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных
положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием
рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и
левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с
последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих
упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на
лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями
учащихся, материальнотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными
климатическими условиями;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов
двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного
содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и
взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических
упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной
деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у
обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного
процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
Универсальными компетенциями являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностные результаты:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять
ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических
качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты:
Данные планируемые результаты и примеры оценки их достижения составлены с учетом возможностей учащихся основной физкультурной группы
здоровья (не имеющих противопоказаний для занятий физкультурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы
должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать и иметь представление:
об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли, и знании психических и биологических процессов в осуществлении
двигательной актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за
деятельностью этих систем;
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и
поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы,
на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним
признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
организовать и проводить самостоятельные занятия;
уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физи
ческие
спосо
бности
скоро
стные
Физические
упражнения
мальчики
Девочки
Бег 30 м с высокого старта с опорой на
6,5
7,0
одну руку, с силов
ые
вынос
ливость
коорд
инация
Прыжок в длину с места, см
Сгибание рук в висе лежа (колво раз)
Бег 1000 м
Передвижение на лыжах 1,5 км
Плавание произвольным стилем 25 м
Челночный бег 3х10 м, с
130
5
125
4
Без учета
времени
Без учета
времени
11,0
11,5
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до
60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений;
отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 79 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 35
препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 79 шагов; прыгать с поворотами на 180°360°; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 13 шагов разбега из
разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных
исходных положений (снизу, от груди, изза головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии
10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнений: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые
упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 14 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног,
туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,51 кг с
соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м.; слитно выполнять кувырок
вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50100 см с выполнением стоя и в
приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы ми упоры, рекомендованные комплексной
программой для учащихся 14 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в
коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м,
ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка
(«Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», минифутбол, минигандбол, минибаскетбол).
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей.
Способы физкультурнооздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры;
применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения
физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и
учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения
подвижных игр и выполнения других заданий.
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала при трехразовых занятиях в неделю Задачи:
Освоить раздел «Основы знаний» и формировать двигательные умения и навыки (легкая атлетика, гимнастика, волейбол, баскетбол, лыжная).
Развивать двигательные способности (сенситивные: скоростносиловые, активная гибкость, скоростные, относительная сила), укреплять здоровье
формировать осанку.
Воспитывать сознательное и активное отношение к занятиям, дисциплинированность и организованность.
(сетка часов)
Раздел программы
Базовая часть
Основы знаний о физической культуре
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Подвижные игры
Спортивные игры (б\б)
( в\б)
Гимнастика
Плавание
Вариативная часть (ОФП)
Легкая атлетика
Кроссовая подготовка
Спортивные игры (б\б)
(в\б)
Подвижные игры
класс
2
68
3
68
В процессе урока
19
6
11
8
12
12
19
6
11
8
12
12
Если есть возможность проведения
34
9
4
4
8
2
34
9
4
4
8
2
1
68
19
6
11
8
12
12
31
7
3
4
7
3
4
68
12
6
16
8
14
12
34
9
4
4
8
2 Гимнастика
ИТОГО:
7
99
7
102
7
102
7
102
Примечание:
Лыжная подготовка заменяется кроссовой подготовкой.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия
заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность
отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя
количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить
результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях,
перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УДД
Ценностносмысловая ориентация учащихся;
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
нравственноэтическая ориентация. Коммуникативные УДД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Разрешение конфликтов;
Постановка вопросов;
Управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция;
Коррекция;
Планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
Прогнозирование;
Оценка качества и уровня усвоения;
Контроль в форме сличения с эталоном.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний;
Анализ объекта;
Классификация объекта;
Синтез, как составление целого из частей.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Постановка и решение проблемы:
Формулирование проблемы;
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень).
Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне. Содержание программы.
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации
Способы физкультурной деятельности
и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд
«Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на
месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание
в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре;
ползание и переползание попластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой,
переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой
перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных
исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места;
запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками изза головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой изза головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Кроссовая подготовка
Равномерный бег по дистанции.
Ускоренный бег на отрезках.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салкидогонялки»,
«Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с
использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте»,
«Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Спортивные игры»: Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одногодвух шагов; по мячу, катящемуся навстречу;
подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч
у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Демонстрировать уровень физической подготовленности:
Физические
способности
скоростные
силовые
выносливость
координация
Физические
упражнения
мальчики
девочки
Бег 30 м с высокого старта с опорой на одну руку, с
Прыжок в длину с места, см
Сгибание рук в висе лежа (колво раз)
7,5
100
5
7,7
85
4
Бег 1000 м
Без учета времени Без учета времени
Передвижение на лыжах 1,5 км
Плавание произвольным стилем 25 м
Челночный бег 3х10 м, с
11,5
11,8
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи
с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания
младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать
возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование
безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов,
правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.
Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
― №
п/п
1.
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения
Количество
Основная литература для учителя
1.1. Стандарт начального общего образования по физической культуре
1.2.
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11х классов. – М.: Просвещение, 2007.
1.3. Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 14 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2011.
1.4.
Рабочая программа по физической культуре
2.
Дополнительная литература для учителя
2.1. Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
2.2.
Настольная книга учителя физической культуры. / Сост. Б.И. Мишин.– М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2003.
2.3. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.М.;
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.
2.4.
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий.М.Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: Метод. пособие. –
М.: Издво НЦ ЭНАС,2006.
2.5. Начальная школа: Физическая культура._М.: Издат. «Первое сентября», 2005. (Я иду на урок)
2.6. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 14 класс, Москва «Вако» 2003
3.
Дополнительная литература для обучающихся
3.1. Научнопопулярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.
4.
Технические средства обучения
4.1. Магнитофон
4.2. Аудиозаписи
Д
Ф
Д
Д
Ф
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д 5.
Учебнопрактическое оборудование
5.1. Козел гимнастический
5.2. Стенка гимнастическая
5.3. Скамейка гимнастическая жесткая (длина 2 м.)
5.4. Комплект навесного оборудования ( мишени для метания)
5.5. Мячи: набивные весом 1,5 кг и 3 кг, малый мяч(теннисный), малый мяч (мягкий) баскетбольные, волейбольные, футбольные
5.6. Палка гимнастическая
5.7. Скакалка детская
5.8. Мат гимнастический
5.9.
Гимнастический подкидной мостик
5.10. Кегли
5.11. Обруч пластиковый детский
5.12. Рулетка измерительная
5.13. Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
5.14. Лыжи детские (с креплениями и палками)
5.15. Щит баскетбольный тренировочный
5.16. Сетка для переноски и хранения мячей
5.17. Сетка волейбольная
5.18. Аптечка
6
6.1
6.2
Игры и игрушки
Стол для игры в настольный теннис
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис
6.3 Шахматы ( с доской)
П
П
П
П
К
К
К
П
Д
К
Д
Д
П
К
П
Д
Д
Д
Ф
Ф
Ф 6.4 Шашки ( с доской)
6.5
Аттракцион «Кольцеброс»
«Городки»
6.6
Д демонстрационный экземпляр.
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
Ф
Ф
Ф
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Пояснительная записка по физической культуре 1-2 класс. ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.