Пояснительная записка Вокальное пение
Оценка 4.9

Пояснительная записка Вокальное пение

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл
20.01.2018
Пояснительная  записка Вокальное пение
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
пояснительная записка Вокальное пение.docx
Программа дополнительного образования детей — «Вокальное пение». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.                                                     Как гимнастика выпрямляет тело,                                                     Так песня выпрямляет душу человека. Пояснительная записка.                      Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить   себя   в   мире   становятся   песни.   Песня   –   не   только   форма   художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому  развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.                  Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.                   Музыкальное   образование   детей,   в   силу   своей   многогранности   не   может ограничиваться   только   уроками   музыки   в   школе.   Большое   значение   в   его совершенствовании имеют занятия  дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым   расширяет   свой   кругозор,   формирует   знания   во   многих   областях   музыкального искусства.         Новизна программы. Особенность   программы   «Вокальное   пение»   в   том,   что   она     разработана       для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  научиться красиво и грамотно петь.  При этом   дети  имеют разные  стартовые способности. В   данных   условиях   программа  «Вокальное   пение»  ­   это   механизм,   который определяет  содержание  обучения  вокалу   школьников,      методы      работы   учителя     по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна   программа     в   первую   очередь   в   том,   что   в   ней   представлена     структура индивидуального   педагогического   воздействия     на   формирование   певческих   навыков обучающихся   последовательности, сопровождающая систему практических  занятий. Актуальность программы. Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа.  Вокальное пение – одна из   самых   массовых   форм   музыкального   искусства.   Вокальный   класс   ­   важнейшая дисциплина   музыкально   –   эстетического   образования   воспитанников   и   обучающихся, играющая большую роль в формировании 1 их   духовной   культуры,   развитии   творческой   активности.   Вокальное   пение   оказывает исключительное   влияние   на   формирование   личности   ребенка.   Оно   воздействует   на умственные   силы   детей,   сознание,   память,   воображение,   волю,   эстетическое   чувство   и физическую сторону человека. Современный россиянин – это  уникальная по своей  сущности  личность, которая занимает свое,   особое   личностно­значимое   место     в   обществе     и   принимает   активное   участие   в решении     задач   преобразования.   Система   российского   образования     ориентирована   на стратегические   государственные     задачи   строится   на   принципиально   новой образовательной   парадигме:       современная   образовательная   среда     ­   это   условия,     в которых   каждый   ребенок   развивается   соразмерно   своим   способностям,   интересам   и потребностям. В период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие   навыки,   приобщить   детей   к   певческому   искусству,   которое     способствует развитию творческой фантазии.  Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения   личности   через   сольное   и     ансамблевое   пение,     пение     народных   и современных песен с музыкальным сопровождением. В школе  традиционно обучаются  дети, наделенные  музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь. Именно для того, чтобы ребенок,  наделенный способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей,  мог  овладеть умениями и навыками  вокального искусства,  самореализоваться в творчестве,   научиться  голосом передавать внутреннее эмоциональное  состояние,    разработана  программа «Вокальное пение. «Веселуе нотки»», направленная  на духовное  развитие  обучающихся. Педагогическая целесообразность. Педагогическая   целесообразность   прогаммы   в   том,   что     она   обеспечивает формирование   умений   певческой   деятельности   и   совершенствование     специальных вокальных   навыков:   певческой   установки,   звукообразования,   певческого   дыхания, артикуляции,   ансамбля;   координации   деятельности   голосового   аппарата   с   основными свойствами   певческого   голоса   (звонкостью,   полетностью   и   т.п.),     навыки   следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Наблюдения   педагогов   и   специальные   исследования   убедительно   показали,   что пение ­ эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию   правильной   осанки.   Все   это   положительно   влияет     на   общее   состояние здоровья воспитанников и обучающихся. Цель   программы  –   развитие   музыкальных   способностей   воспитанников   и обучающихся,   овладение   вокальными   навыками,   формирование   музыкальной   культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры. Достижению   данной цели способствует решение следующих задач: образовательные     овладение   вокально­певческими   навыками:   чистого   интонирования,       певческой дикции, артикуляции и дыхания; знание основ певческой гигиены и самоконтроля   голосового аппарата; развивающие:  развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;  2     развитие голосового аппарата;  развитие артистических качеств. воспитательные: воспитание   коллектива   единомышленников,   использующих   свои   индивидуальные творческие   возможности   для   достижения   гармоничного     звучания   в   процессе исполнения; воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.      Принципы педагогического процесса: принцип единства художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; принцип успешности; принцип   соразмерности   нагрузки   уровню   и   состоянию   здоровья   сохранения здоровья ребенка; принцип творческого развития; принцип доступности; принцип ориентации на особенности и способности ­ природосообразности ребенка;  принцип индивидуального подхода;  принцип практической направленности. В   концептуальной   основе   программы   важно   особо   подчеркнуть   главное   отличие эстрадного   пения   ­   многообразие   индивидуальных   исполнительских   манер   и   жанровой многоплановости.      В основу разработки программы «Вокальная студия «Веселые нотки»» положены   ориентированные   на   формирование   общекультурных   компетенций технологии, обучающихся:     технология развивающего обучения; технология индивидуализации обучения; личностно­ориентированная технология;  компетентностного и деятельностного подхода.  Программа  определяет 2 направления обучения детей: вокально­хоровая  работа и концертно­исполнительская   деятельность.  Основное   содержание   программы   позволяет формировать   в   единстве   содержательные,   операционные   и   мотивационные   компоненты учебной деятельности ­   это   обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых   основное внимание уделяется   постановке голоса и сценическому искусству. Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ.     условиях   общеобразовательной   школы   Программа отличается тем,  что: позволяет   в   образование  расширить  возможности  образовательной области «Искусство»; она   ориентирована   на   развитие   творческого   потенциала   и   музыкальных способностей  школьников;   через   дополнительное 3    содержание     программы      может   быть     основой   для     организации   учебно­ воспитательного процесса по индивидуальной траектории,     развития   вокальных умений и навыков   как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников; программа дополнительного образования  имеет  четкую содержательную структуру на основе постепенной  (от простого к сложному) реализации задач тематического блока,  а  не  общепринятое описание  системы работы; песенный   репертуар   подобран   с   учетом   традиционных   дней,   тематических праздников   и   других   мероприятий   по   совместному   плану   воспитательной направленности общеобразовательной школы. Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 14лет   Занятия проводятся:  по 2 часа   3   раза   в   неделю   (6   часов),   196   часов   в   год   +   26   часов   отведено   на   концертную деятельность. Итого: 222 часа в год.  Это   позволяет   педагогу   правильно   определять   методику   занятий,   распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников не более 12 человек.                        Наиболее подходящей  формой  для реализации данной программы является вокальная   студия.   Вокальная   студия   позволяет   учесть   физиологические   и   вокальные особенности   детского   голоса:   регистры   и   диапазон   соответствующий   возрастным особенностям   (чтобы   подобрать   материал   для   индивидуальной   работы),     особенности звуковедения.           Формы организации вокальной деятельности:  музыкальные занятия;    занятия – концерт; репетиции; творческие отчеты.                Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие   педагога   с   детьми   и   строится   на   основе   индивидуального   подхода   к ребенку.                        Программа предусматривает сочетание  практической методики вокального воспитания детей  на  групповых занятиях.  Используемые методы и приемы обучения: наглядно – слуховой (аудиозаписи); наглядно – зрительный (видеозаписи); словесный (рассказ, беседа, художественное слово);  практический (показ приемов исполнения, импровизация); частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);       методические ошибки;  методические игры. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.  Методы   контроля   и   управления   образовательным   процессом   ­  это наблюдение   педагога   в   ходе   занятий,     анализ   подготовки   и   участия   воспитанников вокальной   студии   в   школьных   мероприятиях,   оценка   зрителей,   членов   жюри,     анализ результатов   выступлений   на   различных   мероприятиях,   конкурсах.  Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.  4 Ожидаемые результаты освоения программы вокального кружка. Обучение   вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное,   коммуникативное   развитие   учащихся.   У   школьников   обогащается эмоционально  –  духовная сфера,  формируются ценностные  ориентации,  умение  решать художественно   –   творческие   задачи;   воспитывается   художественный   вкус,   развивается воображение,   образное   и   ассоциативное   мышление,   стремление   принимать   участие   в социально     значимой   деятельности,   в   художественных   проектах   школы,   культурных событиях региона и др. В   результате   освоения   содержания   программы   происходит   гармонизация интеллектуального   и   эмоционального   развития   личности   обучающегося,   формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.      Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Метапредметными результатами являются: овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно   –   познавательная,   коммуникативная   и   социально   –   эстетическая компетентности; приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются:  формирование эстетических потребностей, ценностей;     развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; бережное   заинтересованное   отношение   к   культурным   традициям   и   искусству родного края, нации, этнической общности. Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.   Отслеживание   развития   личностных   качеств   ребенка   проводится   с   помощью      методов наблюдения и опроса.   Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Результаты   реализации   программы   отслеживаются   через   участие   в   концертной деятельности   в   рамках   школьных,   городских,   окружных   мероприятиях.     Качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством   успешного   обучения   могут   быть   дипломы,   грамоты   дипломантов   и лауреатов.  Учебно – тематический план Цель:  сформировать у обучающихся  основы вокальных умений и  навыков  через усложнение   репертуара,   ритма   и   метра,   использование   голосовых   импровизаций, пунктирного ритма. №          Разделы Общее                В том числе 5 п/п I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 II. 1 2 3 III. 1 2 3 4 5 6 Пение как вид музыкальной деятельности. Вводное занятие Работа с основными вокально – хоровыми навыками пения Охрана голоса Певческая установка Звукообразование.  Музыкальные  штрихи Дыхание Дикция и артикуляция Ансамбль. Элементы  двухголосья. Ритм  Сценическое движение  Совершенствование вокальных навыков Пение с сопровождением и  без сопровождения  музыкального инструмента. Вокальные упражнения.  Речевые игры и упражнения Работа над певческим репертуаром. Народная песня (пение с  сопровождением и без  сопровождения  музыкального инструмента). Произведения композиторов­ классиков. Произведения современных  отечественных композиторов. Сольное пение. Работа над репертуаром Итоговые занятия,  творческие отчеты количество Теоретических  Практических часов 1 7 2 4 4 5 4 10 5 5 12 12 6 10 12 15 13 65 4 1 2 2 1 2  2 2 2 2 2 3 2 3 3 5 2 2 10 ­ ­ 5 ­ 3 2 3 2 8 3              3 9 10 3 7 7 13 11 55 4 6 7 Концертно ­ исполнительская деятельность Итого  26 222 ­ 48 26 174 Содержание программы.   I.Пение как вид музыкальной деятельности. 1.1 Вводное занятие.  Знакомство с программой,  режимом работы, правилами техники безопасности и личной  гигиены вокалиста. 1.2 Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова. 1.3 Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных  упражнений. 1.4 Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного  унисона с элементами двухголосья. Упражнение на расширение диапазона. 1.5 Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания.  Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. 1.6 Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная  на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки.  Правильное произношение гласных и согласных звуков. 1.7 Ансамбль. Элементы двухголосья. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного  ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение  каноном. 1.8 Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение  воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки. 1.9 Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и  жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Тема II. Совершенствование вокальных навыков.  2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа   над   чистотой   интонирования   в   произведениях   с   сопровождением   и   без сопровождения   музыкального   инструмента   (фортепиано).   Работа   над   развитием вокального,   мелодического   и   гармонического   слуха.   Слуховой   контроль   над интонированием.   Специальные   приёмы   работы   над   навыками   мелодического   и гармонического строя при пении. 2.2. Вокальные упражнения. 7 Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих   навыков  у  учащихся.  Работа   по  усилению  резонирования  звука  при   условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня    закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных   звуков   в   сторону   их   «округления»;   свободное   движение   артикуляционного аппарата;   естественного   входа   и   постепенного   удлинения   выдоха   –   в   сочетании   с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. 2.4. Речевые игры и упражнения.   Развитие   чувства   ритма,   дикции,   артикуляцию,   динамических   оттенков.   Учить детей   при   исполнении   упражнения   сопровождать   его   выразительностью,   мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Тема III. Работа над певческим репертуаром. 3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента).  Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной  песне.   Пение   соло   и   в   ансамбле.   Работа   над  выразительностью   поэтического текста   (в   речи   и   пении).   Исполнение   народной   песни   в   сочетании   с   пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано). 3.2.   Работа   с   произведениями   композиторов­классиков.  Работа   над   чистотой интонирования,   строем   в   классических   произведениях.   Работа   над   выразительностью поэтического   текста,   певческими   навыками.   Работа   над   выразительностью   исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста. 3.3.   Работа   с   произведениями   современных   отечественных   композиторов. Работа   над   сложностями   интонирования,   строя   в   произведениях   современных композиторов.   Пение   соло.   Работа   над   выразительностью   поэтического   текста   и певческими   навыками.   Исполнение   произведений   с   сопровождением   музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.   Овладение   элементами   стилизации,   содержащейся   в   некоторых   произведениях современных композиторов. 3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного   умения   произвольно   включать   отдельные   элементы   эстрадного   певческого тона,   осознанно   удерживать   их   на   музыкальном   материале,   соответствующем   возрасту. Освоение музыкальной грамоты.              3.6 Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила  пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром,  выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное  совершенствование выученного репертуара. Репетиции.              3.7 Итоговые занятия, творческие отчеты. Результаты освоения программы   пение в ансамбле в унисон и с элементами двухголосья; владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция); умение чисто интонировать; умение воспроизвести несложный ритмический рисунок; умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.      8     Успехи реализации программы возможны: если будет реализована  теоретическая и практическая часть программы на 100%; если учитываются возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности; если используется разнообразный методический материал по программе учебного курса; если     в   кабинете   есть     необходимые     технические   средства   и   информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса. Необходимые условие реализации программы. Материально­техническое обеспечение 1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки). 2. Наличие репетициального зала (сцена). 3. Фортепиано, сентизатор. 4. Музыкальный центр, компьютер. 5. Записи фонограмм в режиме «+» и «­». 6. Электроаппаратура. 7. Зеркало. 8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового  материала). 9. Нотный материал, подборка репертуара. 10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.  11. Записи выступлений, концертов. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНЯМ И НАВЫКАМ   В результате обучения  пению    в вокальной студии воспитанник  должен:    знать, понимать:      строение артикуляционного аппарата; особенности и возможности певческого голоса;  гигиену певческого голоса; понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им  (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание); основы музыкальной грамоты; различные манеры пения;    место дикции в  исполнительской деятельности.     уметь:      правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь легким звуком, без напряжения; 9    на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное  звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; уметь делать распевку;  к концу года спеть выразительно, осмысленно.       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально­творческому самовыражению (пение соло, ансамблем);  владение   некоторыми   основами   нотной   грамоты,   использование   голосового аппарата;  проявление   навыков   вокально­хоровой   деятельности   (вовремя   начинать   и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно   выполнять   музыкальные,   вокальные   ударения,   четко   и   ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);  уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;  стремление   передавать   характер   песни,   умение   исполнять   легато,   нон   легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;  умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой,   пунктирный   ритм),   а   также   несложные   элементы   двухголосия   – подголоски.  10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: 1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г. 2. Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983. 3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 4. Далецкий О. Н. «О пении» 5. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов» 6. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М.  1968. 7. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению» 8. Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983. 9. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г. 10. Луканин   А.,   Перепелкина   А.   «Вокальные   упражнения   на   уроках   пения   в общеобразовательной школе» ­ М. 1964. 11. Менабени А.Г.  «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987 12. Методика обучения  сольному пению: Учеб.  пособие для студентов. — М.: Айрис­ пресс,2007г.—95 с:  13. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г. 14. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука» 15. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием» 16. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга. 17. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981 18. Троицкий А. Рок­панорама. – 1986. 19. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик­холлы. – М., 1983. 1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: 11 2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.:  Музыка, 1987. 3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978. 4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986. 5. Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980. 6. Троицкий А. Феномен «диско». – 1977. 7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская  энциклопедия, 1976.         12

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение

Пояснительная записка Вокальное пение

Пояснительная  записка Вокальное пение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018