Появление массовой прессы во Франции
Оценка 4.7

Появление массовой прессы во Франции

Оценка 4.7
docx
17.11.2022
Появление массовой прессы во Франции
Появление массовой прессы во Франции2.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. Массовая пресса. Место в СМИ. 4

1.1 Понятие  и функции массовой прессы. 4

Глава II. Массовая газета во Франции. 6

2.1 Становление массовой газеты во Франции и ее. 6

успех в конце XIX - первой половине XX вв. 6

2.2 Развитие массовой газеты после Второй мировой. 8

войны и характер изменений ее типа. 8

2.3 «Бесплатные информационные газеты во Франции. 11

как тип массовой газеты в современную эпоху». 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие французской массовой газеты и особенности ее трансформации во второй половине XX в. - феномен, представляющий значительный научный интерес для современного этапа исследования российских и зарубежных СМИ. Особенности редакционной и экономической модели массовой газеты, приемы, использующиеся* этим типом периодических изданий для привлечения читателей, способы преодоления кризисных ситуаций и многие другие параметры, которые анализируются в настоящей работе, могут послужить полезным опытом для других. Параллельно с этим выявленные закономерности могут помочь осмыслить суть изменений, ключевые тенденции развития изданий, рассчитывающих на широкую аудиторию, в условиях непрекращающегося кризиса печатной прессы на примере отдельно взятой страны (в данном случае - Франции), где он приобрел особенно острые формы.

Кроме того, актуальность исследования обусловлена тем, что тип массовой газеты во Франции в целом, как и ее основные характеристики на разных этапах в частности, не попадали еще в поле зрения исследователей. Французская пресса исследована в отечественной науке довольно неравномерно

Цели и задачи исследования. Настоящая работа предпринимается с целью проследить основные этапы развития французской массовой газеты, а также провести ее типологический анализ. Рассмотрение массовой газеты в этих двух ракурсах — историческом и типологическом - дает возможность систематизировать параметры, позволяющие говорить о качественных изменениях в типе, формуле французских массовых газет. Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи: определить место массовой газеты в истории французской прессы, выделить этапы ее становления;

- изучить развитие французской массовой газеты во взаимосвязи с политическими, социальными, культурными, экономическими и техническими изменениями, происходившими в жизни Франции;

- выявить основные характеристики экономической и редакционной модели французской массовой газеты, проанализировать факторы, влияющие на ее успех на рынке, а также средства, используемые на разных этапах с учетом необходимости адаптации к новым условиям; охарактеризовать типологические признаки массовой газеты во Франции;

- проанализировать основные причины кризиса массовой газеты на французской почве; исследовать ключевые тенденции развития массовой газеты во Франции на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Массовая пресса. Место в СМИ.

1.1 Понятие  и функции массовой прессы.

 

 

Массовая пресса - феномен, возникший в начале ХХ века, являющийся одним из основных средств массовой информации. Для полного понимания термина необходимо немного углубиться в предмет, и дать определения основным терминам, которые мы будем использовать в работе. Среди всех определений средств массовой информации (СМИ) наиболее полным мы считаем определение, данное в Энциклопедическом словаре СМИ Александра Князева Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Журналистика и лингвистика, коммуникативистика и право, история журналистики и технологии et cetera: дефиниции, термины, концепции, справочные материалы.

Масс-медиа - средства массовой информации, форма массового взаимодействия посредством информационных сообщений. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи. Все эти средства объединяются следующими качествами: обращенность к массовой аудитории, доступность, корпоративный характер производства и распространения информации.

Пресса - совокупность массовых периодических изданий (газет, журналов). Первоначально под прессой подразумевались общеполитические периодические издания, предназначенные для массового читателя. С развитием и дифференциацией периодической печати сформировались группы массовых периодических изданий по целевому назначению (например, научная пресса), содержанию (например, спортивная пресса), читательскому адресу (молодёжная пресса) и т.д.

Классификаций прессы существует очень много, но для нашей работы мы остановимся на делении прессы по аудиторному признаку на качественную и массовую. В определении этих терминов вновь обратимся к словарю А. Князева:

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine) - солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. С.109 Князев также отмечает, что качественной прессе обычно противпоставляется таблоидная, или желтая пресса.

Таблоиды - газеты, которые все более ориентируется на интересы предельно массовой аудитории, стремясь подобным образом поднять свой рейтинг и повысить доходы от рекламы. Таблоиды противопоставляются качественной прессе, так как в погоне за прибылью не следят за качественным наполнением издания.[2]

Необходимо отметить, что в анализируемых нами статьях термины «массовая» и «качественная» журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции-то есть массовая пресса это, в первую очередь, низкопробная пресса, с избытком рекламы и развлекательной информации, распространяющаяся большими тиражами и имеющая низкую стоимость, в то время как качественная пресса дорогая, и содержит специфическую информацию, полезную только для узкого круга читателей, элитарная пресса. Но в нашей работе мы разделяем мнение С. Корконосенко, который подчеркивает, что определяющим признаком является не форма подачи и содержание, а именно аудиторный признак С.Г. Корконосенко.

Поэтому мы будем придерживаться следующего определения массовой прессы:

Массовые издания - газеты, журналы, еженедельники, рассчитанные на широкую читательскую аудиторию.

Основные признаки и функции массовой прессы:[4]

 

- получение прибыли за счет обеспечения массового спроса;

 

- формирование массового сознания и общественного мнения;

 

- реклама товаров отечественного и иностранного потребления;

 

- формирование массового избирателя и обеспечение электората.

 

По мере того, как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Массовая газета во Франции

2.1 Становление массовой газеты во Франции и ее

успех в конце XIX - первой половине XX вв.

 

            Еще в первой половине XIX в. французская газета была дорогим, распространявшимся в ограниченном количестве продуктом, рассчитанным на образованных людей из высших слоев общества.

Либерализация законодательства в области печати, увеличение скорости распространения информации, технический прогресс и другие факторы привели к демократизации прессы. Большое влияние оказала также экономическая реформа прессы, предложенная Э. де Жирарденом. А благодаря реформам системы образования (законы 1833 г., 1881-1882 гг.) появился и действительно массовый читатель. Если в 1832 г. число

неграмотных составляло 53% населения, то в 1869 г. - уже 27%, в 1880 г.- 17%, а в 1914 г. - всего 4%.

Первой дешевой высокотиражной массовой газетой стала «Пти журналь», появившаяся в 1863 г. М.-П. Мийо предложил инновационную концепцию, уделяя равное внимание содержанию и менеджменту издания.

Отсутствие политических проблем («аполитичность») на страницах газеты позволила избежать большого налогообложения. Малый формат (43x30 см, половина общепринятого размера) сократил расходы и увеличил скорость печати. Низкая цена - 5 сантимов, одинаковая в Париже и в провинции. Остальные газеты стоили, соответственно, 15 и 20 сантимов.[3]

Издатель создал собственную структуру распространения и использовал преимущества розничной торговли на всей территории Франции («охота на читателя в его собственном доме»); лично занимался продвижением издания.

Мийо предложил новую редакционную формулу, соответствующую вкусам и запросам массового читателя. Важную роль в успехе «Пти журналь» сыграли ежедневная хроника Тимоте Тримма, рубрика «Происшествия» («дело Тропмана» в 1869 г.) и публикация криминально- приключенческих романов с продолжением («Воскрешение Рокамболя», «Месье Леког»). В дополнение к этому, газета публиковала много практичной, полезной в повседневной жизни информации. В начале 1869 г. ее тираж достиг 340 тыс. экз., что вдвое превышало тираж всех столичных газет, а прибыль составляла 25% торгового оборота.

Многие издатели пытались использовать эту стратегию, но преуспели единицы. Важное место среди национальных ежедневных газет в «золотой век» французской прессы занимали четыре массовые газеты - «Пти журналь», «Пти паризьен», «Матэн» и «Журналь». Они были коммерческими предприятиями, ориентированными на получение прибыли. Для массовой газеты рентабельность подразумевала прежде всего поиск как можно более широкого распространения. Эти издания успешно справлялись с поставленной задачей. «Пти паризьен» в течение 30 лет, с 1904 г., выходила с подзаголовком «Самый большой тираж в мире». В 1914 г. тираж «Пти паризьен» составлял 1,45 млн экз., «Журналь» - 1 млн экз., «Пти журналь» - 835 тыс. экз., «Матэн» - 800 тыс. экз.

Необходимо отметить, что при исследовании эволюции массовых газет особое внимание уделялось изучению особенностей экономической (эффективная система распространения, продвижение, диверсификация) и редакционной (рубрики «Происшествия», «Роман с продолжением») модели. Основной статьей дохода были продажи в розницу. Рекламные поступления увеличивались, но медленно, из-за слабости рынка рекламы. Так, например, доходы от рекламы у «Пти паризьен» в 1890 г. составляли

10%, в 1910 г. -15,6%, в 1928 г.-23,5%, в 1937 г.-20,4%.

В межвоенный период (1919-1939 гг.) положение национальных ежедневных газет ухудшилось в связи с экономическими проблемами (рост производственных издержек и пр.), деградацией имиджа(«промывание мозгов» во время Первой мировой войны, «продажность» газет) и возросшей конкуренцией на информационном рынке (развитие

кинематографа и радиовещания, усиление позиций региональной печати ипр.). Интересно, что многие массовые газеты, оценив преимущества радиовещания и его растущее влияние на аудиторию, создавали собственные радиостанции (например, «Пти паризьен» с 1924 г. Владела радиостанцией «Пост паризьен»). Что не менее важно, изменялся и читатель массовой газеты, завоевывать публику становилось все сложнее.

Газеты стали предлагать страницы, посвященные спорту, кино, радио, автомобилю, туризму, вводят рубрики для женщин и детей, публикуют комиксы. Оформление также претерпело большие изменения (к примеру, увеличивалось количество фотоматериалов).

Начинается стагнация массовых газет «большой четверки», они постепенноприходят в упадок, однако сохраняют свое влияние. Среди основных причин их кризиса - устаревающая редакционная формула и нежелание меняться вслед за эволюцией аудитории. В результате только «Пти паризьен», уделявшей пристальное внимание актуализации своей стратегии, удалось сохранить большой тираж: в 1939 г. он составлял 1 млн экз. Тираж «Журналь» в 1939 г. не превышал 411 тыс. экз., «Матэн» - 312

тыс. экз., «Пти журналь» - 157 тыс. экз.[6]

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были созданы две новые массовые газеты. «Ами дю пёпль» (Ami du people) Франсуа Коти, несмотря на ошеломительный успех на первых порах, не сумела закрепиться на рынке. А «Пари-суар» (Paris-Soir) Ж. Пруво продемонстрировала небывалые темпы роста тиража, достигнув 1 млн экз. всего за три года, с 1930 по 1933 гг. (у «Пти паризьен» ушло на это более двадцати лет).

«Пари-суар» стала массовой газетой нового поколения, развивая на своих страницах репортаж и фотографию («Изображение стало символом нашего времени. Нам больше не достаточно просто знать, мы хотим видеть»

 На ее фоне все другие газеты выглядели устаревшими. Хорошей газетой для Пруво была газета, которая приносила доход, а доход приносили газеты с большим тиражом. Все было подчинено достижению этой цели. «Пари-суар» много места отводила сенсациям, происшествиям, расследованиям, репортажам с места необычных событий, освещению

спортивных и культурных событий, романам с продолжением, конкурсам.

Оперативность и «вездесущность» газеты привлекали читателей, сдержанность в проявлении политических симпатий соответствовала вкусам самой широкой публики с самыми разными мнениями. В 1939 г. тираж превышал 2 млн экз.емпляров.

Особенности типа массовой газеты во Франции можно изучить  на материалах самих изданий.

Обращение к текстам газет позволяет нам дать оценки и сделать определенные выводы. Фактически «лицо» массовой газеты сложилось уже в самом начале. В связи с тем, что появлялись новые тематика и проблематика, росло разнообразие материалов, увеличивалось количество рубрик. Доступность (простые стиль и язык, низкая цена, большое количество точек продаж и пр.) служила массовому распространению. Несмотря на сложности, в конце 1930-х гг. на массовые газеты приходилась большая часть рынка

национальной ежедневной прессы (более 70%).

Важно отдельно подчеркнуть, что во Франции ежедневная газета сыграла большую роль в развитии литературы. Уже к концу 1830-х гг. рубрику «Роман с продолжением» имела каждая газета, стремившаяся увеличить количество своих подписчиков. Не стали исключением и массовые газеты. Но в массовой газете лицо романа с продолжением

становится иным: качественный роман, который публиковали газеты, предназначенные элите общества, приспосабливался к массовому читателю. В массовой газете классический роман выродился в криминально-приключенческий, но именно такого рода чтение и было нужно неискушенному обывателю. Таким образом, французская массовая

газета внесла свой вклад в развитие массовой литературы и расширила круг ее читателей.

Во время нацистской оккупации (1940-1944 гг.) вся легально выходившая пресса контролировалась немецкой администрацией и, по сути, занимала антинациональную позицию. Ни одна из массовых газет первой половины XX в. не получила разрешение на выход после освобождения Франции. Система французской прессы была практически

полностью обновлена.[2]

 

 

 

2.2 Развитие массовой газеты после Второй мировой

войны и характер изменений ее типа.

Послевоенная жизнь французской прессы началась в буквальном смысле с «чистого листа». Новые правила и юридические нормы были зафиксированы в серии ордонансов 1944 г. Были запрещены все газеты и журналы, запятнавшие себя сотрудничеством с нацистами, собственность запрещенных изданий передавалась новым газетам. Была создана целая сеть вспомогательных структур, в значительной степени финансируемых государством, были заложены основные принципы государственной

помощи прессе, действующие по настоящее время. Положения ордонансов не были проведены в жизнь полностью, но газеты в некотором роде перестали считаться экономическими предприятиями, живущими по законам рыночной системы. Новая пресса не должна рассматриваться как промышленное или коммерческое предприятие, поэтому она должна отказаться от погони за прибылью. Новая, «свободная» печать должна была выполнять лишь гражданскую миссию: информировать и просвещать граждан, а также распространять мнения.

Новые газеты быстро столкнулись с реалиями рыночной экономики: одни вынуждены были закрыться, другие изменить свою концепцию, приспосабливаясь к ее требованиям. Несколько газет, вышедших из подполья, отказались от «идейной борьбы», деполитизировали содержание и добились коммерческого успеха. Так во Франции появились четыре новые массовые газеты - «Франс-суар» (France-Soir), «Opop» (L'Aurore),

«Паризьен либере» (Parisien libéré) и «Пари-жур» (Paris-Jour), взявшие на вооружение приемы массовых газет первой половины XX в. В 1950-60-е гг. «Паризьен либере» стала самой крупной утренней газетой, а «Франс- суар» - самой крупной вечерней газетой. Достижения «Орор» и «Пари- жур» были более скромными.

В 1970-80-е гг. начался затяжной кризис ежедневной прессы во Франции. От экономических трудностей пострадали все газеты, но в первую очередь выходящие в Париже национальные газеты. Регулярный рост стоимости производства, деградация структур распространения прессы, необходимость модернизации производственного процесса, растущая конкуренция на рекламном рынке и др. факторы негативно сказывались на ситуации. Одним из ярких признаков кризиса был постоянный рост стоимости ежедневных газет.

Положение национальных ежедневных газет осложнила растущая конкуренция со стороны телевидения. Во Франции его развитие шло медленнее, чем в других странах. Но к 1970 г. количество семей, имевших телевизор, составляло уже 70%, в 1980 г. - 90%, в начале 1990-х - 95%.[4]

Бурное развитие сектора после отмены государственной монополии на вещание в 1982 г. увеличило разнообразие предложения. Телевидение оказало огромное влияние на стиль жизни и привычки потребления культурной продукции. Доступность и «почти» бесплатность также увеличивали его популярность.

В самой структуре прессы происходят глубокие изменения. Региональные ежедневные газеты по тиражам и распространению опередили национальные ежедневные газеты. Кроме того, французы выходят на первое место по потреблению журнальной периодики.

Во Франции система прессы складывается из национальных газет, которые издаются в столице и распространяются на всей территории страны, и региональных газет, стремящихся охватить все население определенного региона. В национальной прессе формировался тип качественной и массовой ежедневной газеты, а в региональной прессе -

тип качественно-массовой газеты, рассчитывающий на широкий спектр социального состава аудитории (жители одного региона принадлежат к разным социальным слоям, имеют разный культурный уровень и т.д.).

Стратегия качественно-массовой прессы оказалась продуктивной: в 1976 г. региональная газета «Уэст-Франс» вышла на первое место по количеству распространяемых экземпляров

Крупные региональные ежедневные газеты фактически заняли монопольное положение в зоне своего распространения. Используя концепцию «близости» к читателю, уделяя внимание менеджменту и маркетингу (в частности, создание собственных служб, распространения), региональные газеты и сегодня демонстрируют

устойчивое финансовое положение.

Главной жертвой кризисного состояния прессы во Франции стала массовая газета. В условиях ее кризиса бурно развивающиеся массовые журналы («Вуаси» - Voici, «Гала» - Gala, «Иси Пари» - Ici Paris, «Франс- диманш» - France-Dimanche) искусно «переманили» ту часть читателей, которую привлекали сенсационно-скандальные новости, громкие

происшествия и расследования, пикантные детали из частной жизни знаменитостей и пр. Кроме того, благодаря телевидению аудитория стала привыкать к изображению, и массовые журналы воспользовались ситуацией, сумели выигрышно использовать востребованность картинки.

Не менее важной причиной упадка послевоенных массовых газет стало то, что они не сумели измениться вслед за эволюцией менталитета, круга интересов, ритма и стиля жизни французского общества. Они перестали понимать своих читателей, разучились говорить с ними на одном языке. Постоянная адаптация продукта (содержания и формы

подачи материалов газеты) к запросам аудитории – фундаментальный принцип выживания на рынке. Читатель же постоянно меняется, так как изменяется его жизнь. Читатель массовой газеты второй половины XX века далеко ушел от читателя начала столетия. Так, например, порог обязательного образования был увеличен до 16 лет; число лиц, получающих высшее образование, составило 720 тыс. в 1975 г. (в 1954 г. - 200 тыс.); значительно увеличился корпус профессиональных кадров и высококвалифицированных рабочих и служащих и прочим.[6]

Необходимо учитывать и то, что чем более богатый у аудитории выбор из разных

источников информации, тем более требовательной она становится.«Орор» и «Пари-жур», не справившись с трудностями, прекратили свое существование уже в первой половине 1970-х гг. «Франс-суар» и «Паризьен либере» тоже не сумели избежать сложностей. Пример двух последних газет наиболее показателен для анализа общих тенденций развития и трансформации массовой газеты во Франции во второй половине XX в.

«Паризьен либере» получила помещение, оборудование и персонал довоенной «Пти паризьен», а также стала преемницей ее формулы.

Криминальные происшествия делили страницы «газеты счастливой жизни» с новостями о прогрессе в медицине и мастерстве народных целителей, рассказы о. людоедах, ворах и убийцах соседствовали с заметками о домашних питомцах, кошках и собаках и поучительными историями из жизни животных, «лучших друзей человека» и т.д. Успеху издания способствовали и культурные и спортивные (по мнению ряда исследователей в то время лучшие во французской прессе) рубрики.

«Паризьен либере» искусно сохраняла видимость «аполитичной» газеты, но она, как и все послевоенные массовые газеты, по сути, всегда поддерживала линию правительства. Э. Амори удалось создать вокруг «Паризьен либере» в 1960-е гг. рентабельную, конкурентоспособную и диверсифицированную группу прессы. Уже в 1956 г. Распространение достигает 700 тыс. экз., а к концу 1960-х гг. - более 900 тыс. экз.

В начале 1970-х гг. «Паризьен либере», как и весь рынок прессы, переживала экономический кризис. Реформы, задуманные хозяином (модернизация оборудования, сокращение расходов и персонала и пр.), привели к острому конфликту с Профсоюзом полиграфистов, который продолжался с марта 1975 г. по июль 1977 г. К его завершению распространение газеты сократилось более, чем в два раза (310 тыс. экз.).

После смерти Э. Амори в январе 1977 г. на шесть лет газета погрузилась в еще один затяжной кризис: столько времени длился судебный процесс между наследниками Э. Амори, его дочерью Франсиной и сыном Филиппом.

Получив «Паризьен либере», Ф. Амори сразу же заявил, что хочет сделать ее более качественным изданием, отойти от откровенной сенсационности. Используя приемы региональной прессы, газета, которая стала называться просто «Паризьен», трансформировалась от типа массовой к качественно-массовой. Она также совершила окончательный переход из национальной прессы в региональную. Большая часть ее

тиража (90%) распространялась на территории столичного региона, а в 1994 г. с успехом была запущена версия для других регионов Франции под названием «Ожурдюи ан Франс» (Aujourd'hui en France). Сильными сторонами обновленной стратегии стали: редакционная формула с упором на качество материалов и местную информацию; низкая розничная цена; постоянное совершенствование системы распространения. Ф. Амори оказался хорошим менеджером, создал успешную группу прессы. В 2007 г. распространение «Паризьен-Ожурдюи ан Франс» составило 523,5 тыс. экз. После его смерти в 2006 г. возглавила группу его вдова. [3]

«Франс-суар» попала под контроль «Ашетт» (Hachette) уже в 1948 г.

Под руководством П. Лазареффа, который умело применил приемыдовоенной «Пари-суар», где был главным редактором, в 1950-1960-е гг. газета стала процветающим предприятием. «Франс-суар» отводила большое место сенсациям и происшествиям, была знаменита своими репортажами и сенсационными снимками, публиковала новости спорта,

культуры, кроссворды, конкурсы, игры, имела большой раздел частных объявлений. Не оставляла без внимания она и события политической и экономической жизни страны, и международную информацию (ее зарубежный отдел занимал две страницы). Стремясь быть «аполитичной» газетой, она не навязывала читателю каких-либо крайних политических взглядов. В период 1956-1962 гг. ежедневно продавалось более 1 млн экз.

До 1969 г. газета выходила с подзаголовком «Единственная ежедневная

газета, продающая более 1 млн экз».

Кризисы конца 60-х - начала 70-х гг., смерть П. Лазареффа, растущая конкуренция со стороны телевидения привели к стагнации и упадку газеты. Она часто меняла хозяев, управляющих, формулу, но так и не сумела найти свою аудиторию. В 1979 г. ее тираж составлял 442 тыс. экз., в 1999 г. - 150 тыс. экз., в 2007-2008 гг. -21-23 тыс. экз. «Франс-суар» не первый год находится в сложном финансовом положении, ежегодно получает государственную помощь, в 2008 г. потери составили 6,7 млн евро.

Последнюю попытку возродить издание предпринимает с 2009 г. бизнесмен Александр Пугачев. Его план включал в себя: новую редакционную формулу (появилась в марте 2010 г.); снижение цены (до 0,50 евро); развитие сети распространения и службы доставки прессы на дом и пр. Новая стратегия, как и существенные инвестиции, принесли

определенные результаты. Однако поставленная цель не достигнута, распространение в 2010 г. не превышало 76 тыс. экз. Атмосфера в редакции напряженная: журналисты обеспокоены и постоянными кадровыми перестановками в руководстве, и дальнейшей судьбой издания.

2.3 «Бесплатные информационные газеты во Франции

как тип массовой газеты в современную эпоху»

 

В начале 2002 г. на французский рынок ежедневной прессы пришли бесплатные информационные ежедневные газеты «Метро» (Metro) и «20 Минют» (20 Minutes), в ответ на угрозу с их стороны французские издатели создали собственную сеть бесплатных информационных газет «Директ Виль Плюс» (Direct Ville Plus). Распространение этого нового типа массовой газеты современной эпохи увеличивалось быстрыми темпами. В 2010 г. в Париже и крупных региональных городах «20 Минют» ежедневно распространяла 769 503 экз., «Директ-матэн» - 743 169 экз., «Метро» - 674 923 экз.1

А уже в 2006 г. «Метро» и «20 Минют» возглавили рейтинги по размеру читательской аудитории в стране. По нашему мнению, справедливо объяснение этого феномена многими исследователями прессы отсутствием во французской прессе высокотиражной массовой газеты.

Эти издания используют инновационную стратегию: четкое представление о своей целевой аудитории, создание продукта, соответствующего ее запросам и привычкам, а также особая экономическая модель. Большое внимание уделяется минимизации производственных издержек. Газеты отдают приоритет «сырой» информации (в основном это переработанные и по-своему «упакованные» сообщения информационных агентств), что не требует больших затрат на редакцию и журналистов. Они создали собственные структуры распространения: читатель получает свою газету для быстрого чтения по

пути на работу или учебу, в общественном транспорте (разносчики и специальные стойки). Они выходят только по рабочим дням. Читатели изданий - в основном молодые и активные городские жители, привыкшие к бесплатному потреблению краткой и «чистой» информации благодаря Интернету. Этой аудитории предлагается реклама, предназначенная именно для этого потребительского сегмента. Газеты живут лишь на

доходы от рекламы.[3]

Бесплатные информационные газеты быстро нашли свое место в структуре ежедневной французской прессы. Они «открыли» колоссальную читательскую аудиторию, которую не привлекали ежедневные платные газеты, покорив миллионы читателей менее чем за десятилетие. Но здесь необходимо иметь в виду важное, решающее обстоятельство: аудитория все время меняется (растет уровень образования, повышается общий культурный уровень, меняется восприятие мира и пр.). В начале XXI в. уровень образования массовой аудитории гораздо выше, чем в XIX в., и сама более образованная массовая аудитория влияет на уровень информации газет такого типа. Бесплатные информационные газеты – это не скандально-сенсационные массовые газеты, а газеты, которые дают достаточно качественную информацию и не ставят среди приоритетов погоню за сенсациями.

Последние данные говорят об увеличении распространения бесплатных информационных газет во Франции, более того, «20 Минют» и «Директ-матэн» заявляют, что в 2011 г. они выйдут на символическую отметку в 1 млн экз. Значит, есть аудитория и рекламодатели, значит, есть пути развития. Эти газеты показывают продуктивность формулы, в частности, в диверсификации, в создании тематических приложений.

Газеты идут к своей узкой аудитории, с одной стороны – удовлетворяя интересы аудитории, с другой стороны - интересы рекламодателя, который будет уверен, что его реклама попадет к потребителю его продукции.

В конце XX - начале XXI вв. во Франции предпринимались попытки начать издание новой массовой газеты, но все они так и не были реализованы. Последним был проект немецкой группы «Аксель Шпрингер» (Axel Springer) в 2006-2007 гг., которая пришла к выводу, что высокие производственные расходы делают невозможным создание платной массовой газеты во Франции. Кроме того, вызывала сомнения редакционная формула массовой газеты с акцентом на провокационные материалы, не соответствующая традициям французской журналистики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы проследили основные этапы развития и трансформации массовой газеты во Франции. Проанализировав на конкретных примерах характер изменений содержания и формы массовой газеты, определяющих ее типологические признаки, мы приходим к выводу об исчезновении ежедневных платных массовых газет во Франции. «Франс-суар», единственная массовая газета послевоенного периода, сохранившаяся до наших дней, находится на грани исчезновения. Выживают во французском контексте только те издания, которые обращаются к формуле качественно-массовой прессы: «Паризьен либере», трансформировавшись от типа массовой к качественно-массовой газете, сумела адаптироваться и найти свое место на рынке. Во Франции тип качественно-массовой прессы демонстрирует свою продуктивность: с одной стороны, - это платные ежедневные качественно-массовые региональные газеты, с другой - это новый тип массовой газеты в

современную эпоху, бесплатные информационные газеты, которые в большей степени тяготеют к типу качественно-массовой газеты, чем к массовой сенсационной. Эти газеты по распространению уже опередили все виды ежедневных изданий. Они активно диверсифицируются в соответствии с различными сегментами читательской аудитории (газеты общей и специализированной (о спорте, о высоких технологиях, для женщин) информации, утренние и вечерние и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». - М. : Ф-т журн. МГУ, 2009. - 0,12 п.л.

2. Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. — Выпуск 3. — 2009 г. - 0,9 п.л.

3. Захарова М.В. Выживет ли французская национальная ежедневная газета? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - №6. — 0,35 п.л.

4. Захарова М.В. Становление и расцвет «Пти журналь», первой высокотиражной массовой газеты во Франции // Четыре века газеты. Будет ли пятый? - М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. - 0,4 п.л.

5. Захарова М.В. Ежедневная пресса Франции в условиях финансово-экономического кризиса // Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире. — М. : Ф-т журн. МГУ, 2010. - 0,01 п.л.

6. Захарова М.В. Франция принимает законы о соблюдении прав интеллектуальной собственности в интернете // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - №2. - 0,65 п.л.


 

Скачано с www.znanio.ru

Появление массовой прессы во Франции

Появление массовой прессы во Франции

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

Глава I . Массовая пресса. Место в

Глава I . Массовая пресса. Место в

Но в нашей работе мы разделяем мнение

Но в нашей работе мы разделяем мнение

Глава II . Массовая газета во

Глава II . Массовая газета во

Журналь» - 1 млн экз., «Пти журналь» - 835 тыс

Журналь» - 1 млн экз., «Пти журналь» - 835 тыс

Особенности типа массовой газеты во

Особенности типа массовой газеты во

Несколько газет, вышедших из подполья, отказались от «идейной борьбы», деполитизировали содержание и добились коммерческого успеха

Несколько газет, вышедших из подполья, отказались от «идейной борьбы», деполитизировали содержание и добились коммерческого успеха

Кроме того, благодаря телевидению аудитория стала привыкать к изображению, и массовые журналы воспользовались ситуацией, сумели выигрышно использовать востребованность картинки

Кроме того, благодаря телевидению аудитория стала привыкать к изображению, и массовые журналы воспользовались ситуацией, сумели выигрышно использовать востребованность картинки

Она также совершила окончательный переход из национальной прессы в региональную

Она также совершила окончательный переход из национальной прессы в региональную

Париже и крупных региональных городах «20

Париже и крупных региональных городах «20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы проследили основные этапы развития и трансформации массовой газеты во

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы проследили основные этапы развития и трансформации массовой газеты во

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Захарова

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Захарова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022