Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Л.А. Синяева
Появление
неравенства
и знати §5.
19.06.17
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Что мы
знаем
Возникновение земледелия и
скотоводства
Охота
Скотоводство
Собирательство
Земледе
лие
10 000 лет
назад
Присваивающее хозяйство
Производящее хозяйство
СобирательствоЗемледелиеОхотаСкотоводство10 000 лет назад
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
С появлением производящего хозяйства
изменились общественные отношения.
?
1. Какие выводы можно сделать на основе этих
данных?
2. Сформулируйте тему урока.
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Родовая община (коллективный труд)
Соседская община
?
Сравните
(найдите
общее и
различия)
родовую и
соседскую
общину.
Проблема.
1). Почему отпала
необходимость в
коллективном труде?
2) Закономерно ли
появление знати?
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Появление неравенства и знати § 5
Проблема:
1). Почему отпала необходимость в коллективном труде?
2) Закономерно ли появление знати?
гр.
I. Открываем новые знания:
1. Развитие ремесел. 1-я гр.
2. Изобретение плуга. 2-я гр.
3. У каждой семьи свое хозяйство. 3-я
4. Выделение знати. 4-я гр.
II. Применяем новые знания. С. 29.
2 балла – в. 5.
1 балл – в. 4.
2 балла – задания в группе.
1 балл – устный ответ.
III. Домашнее задание: § 5. в. 1-5
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Задания группам
1
3
2
4
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
1. Развитие ремесел 1я группа
Ремесленник это
человек, который изготавливает
сосуды, орудия труда, ткани и
др.
Около 9 000 лет назад в Западной
Азии стали обрабатывать
медь
Украшения изготавливали из золота и серебра
Проблема: Чем занимались
ремесленники? Назови 23 занятия
ЗАПОМНИ!
Энеолит – медный
около 9 000 лет
век
назад
Рис. 1. Отливка топора.
Медный топор и форма
для его отливки
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
2. Изобретение плуга. 2я группа
Быки тащили по полю тяжелую
мотыгу. Так возник
плуг
Использование плуга привело к тому, что
люди стали расселяться там, где
мотыжное земледелие было невозможно
С использованием плуга, медных орудий
труда
отпала необходимость в совместном
труде всей общины на полях
Проблема: почему стало возможно и
выгодно вести хозяйство силами одной
семьи?
Рис. 2. Деревянный плуг.
С помощью ПЛУГА люди
значительно расширили
посевные площади,
выросли урожаи,
возросли запасы зерна.
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
3. У каждой семьи свое хозяйство. 3-я группа
?
В общине:
поделены на участки
скот, орудия труда, хозяйство
глава семьи
Земли общины
Собственность
семьи
Распоряжался
урожаем
Люди
рассчитывали
Помогали друг
Проблема: почему люди стали работать старательнее?
другу, чтобы
только на себя
выкопать пруд или осушить
болото
Рис. 3. Поселок
первобытных
земледельцев и
скотоводов
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
3. У каждой семьи свое хозяйство. 3-я группа
Плуг
Землю может обработать 1 семья
Общинная земля делиться между
семьями
Община родовая
соседская
Заполните таблицу, используя слова, данные ниже.
Родовая община
Соседская община
общее
Взаимная помощь и поддержка
различия
Общие жилище,
орудия труда, скот,
пашня, угодья
общие
Взаимная помощь и поддержка
Свои надел (в
пользовании), скот,
жилище, орудия
труда.
свои
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
4. Выделение знати. 4я группа
Вождь это глава племени
Знатные люди это вождь, старейшины
Пленников обращали в рабов
Неравенство: знатные и незнатные
богатые и бедные
Проблема: кто и почему был
заинтересован в военных походах?
ВОЙНА!
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Между племенами вспыхивали войны за
земли, скот, имущество. Побежденных
превращали в рабов.
ВОЖДЬ – военный предводитель
превращался в постоянного главу племени.
Вождь имел свою ДРУЖИНУ.
Вождь и дружина присваивали большую часть
добычи, были богаче других.
Вождь, старейшины, дружинники, колдуны
пользовались уважением в племени. Их
называли ЗНАТНЫМИ людьми, ЗНАТЬЮ.
Вождь и знать управляли жизнью племени.
ВОЙНА!
Племя
(союзы
общин)
Племя
(союзы
общин)
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Главная мысль урока:появились бедные и богатые
Задание: отобразите эту мысль
графически
Простые родичи
семь
я
семь
я
семь
я
Знатные родичи
РО
Д
семь
я
семь
я
надел
скот
большой надел
много скота
рабы
орудия труда
усовершенствованные орудия труда
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ.
ОЕНИВАЕМ СВЮ РАБОТУ.
С. 29.
2 балла – в. 5.
1 балл – в. 4.
2 балла – задания в группе.
1 балл – устный ответ.
Появление неравенства и знати (урок истории 5 класс)
Использованная литература
Вигасин А.А. и др. История Древнего мира: М., Просвещение, 1999
Уколова В.И. История Древний мир: М., Просвещение, 2010
Атлас История Древнего мира: М., Дрофа, 2011
Использованные рисунки
Рис. 1. Отливка топора
Рис. 2. Древний плуг:
Рис. 3. Поселок первобытных земледельцев и скотоводов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.