Позитивная педагогика
Позитивная педагогика – педагогика сопровождения, поддержки и сотрудничества.
Позитивная педагогика строится на уверенности в возможности управления человеком своими отрицательными чертами и отрицательными сторонами жизни в ходе личного самосовершенствования и продуктивного взаимодействия с миром и людьми.
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика, а предпосылкой этого принятия, т. е. первым шагом - умение увидеть в любо ребенке что-то хорошее.
Технологии позитивной педагогики
Технологии позитивной педагогики направлены на развитие у воспитанника позитивного восприятия, позитивного мышления и включение его в проживание ситуаций, которые будут способствовать накоплению ребенком опыта позитивных решений различных жизненных проблем.
Технология использования ситуаций нравственного выбора.
Технология создания ситуаций успеха.
Для создания неожиданного успеха применяются следующие приемы:
Прием «помощь друга»
Прием «позитивной поддержки»
Прием «позитивная перспектива»
Технология создания ситуации триумфа личности
Технология создания ситуаций творчества
Тип творческих ситуаций — игровые ситуации.
Исследовательская ситуация как ситуация творчества
Общение как средство воспитания
Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми, ребенок получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это очень эффективный путь познания.
Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека.
Педагогическое общение
Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением.
Эффективность педагогического общения во многом определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель.
Достаточно результативно педагогическое общение в форме дружеского расположения
Учение как средство воспитания
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
В результате организации на уроке совместной продуктивной деятельности возрастают и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания
Труд как средство воспитания
Физический труд
Чтобы физический труд стал эффективным средством воспитательного воздействия, при его организации необходимо соблюдать следующие требования:
1) привлекательность, четкость организации, моральная удовлетворенность результатами;
2) положительная мотивация трудовой деятельности,
3) связь труда с основной идеей школы и ее педагогической концепцией;
4) посильность, разнообразие, творческий характер, результативность, коллективность, поощрение успехов в труде.
Труд как средство воспитания
Интеллектуальный труд
Для того чтобы превратить процесс учения в интеллектуальный труд, существует множество возможностей
• постановка проблемных вопросов
• введение проблемных заданий с показом нескольких вариантов решения;
• привлечение учащихся к самостоятельному поиску путей решения проблемы
• подбор учебно-познавательных заданий творческого характера
• побуждение учащихся к анализу явлений и факторов • ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
• наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы.
• обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, обобщению и др.;
• обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;
• ознакомление учащихся с научными и практическими проблемами современности
• создание материально-технических и организационных условий для творческой деятельности
• одобрение успехов учеников, публичное признание достижений каждого ребенка в интеллектуальном труде.
Труд как средство воспитания
Труд души
Труд души – это нравственные усилия, которые возвышают ребенка и выводят его на новый уровень отношений с окружающими и отношения к самому себе. Труд души выражается в том, что ребенок подавляет свои желания ради удобства, радости, удовольствия другого человека
Результатом душевного труда является то, что ребенок начинает иначе, с большей теплотой и заботой, относиться ко всем людям. Труд души в любой его разновидности может найти продолжение и развитие, например, в благотворительной деятельности (практическая работа по оказанию помощи больным, инвалидам, старикам, детям, а также сбор и изготовление игрушек для детских домов и интернатов, вещей для малоимущих и т. п.).
Игра как средство воспитания
Коллективные игры
Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные.
Феликсологическое воспитание
Феликсологическое воспитание есть провозглашение необходимости содействовать счастью ребёнка в его реальной жизни и учить ребёнка быть счастливым.
Модель феликсологического воспитания включает в себя 3 элемента:
- центральный элемент - это эмоциональное переживание ребенка ценностных отношений в каждый отдельный момент организованной разнообразной деятельности;
- связующий элемент - это культивирование интереса к другому человеку и также нравственных взаимоотношений «человек - человек», которые повседневно проявляются и выражаются в самых достойных и уважительных формах.
- завершающий элемент - анализ и оценка момента жизни и проживание определенного состояния в данный момент жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.