ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА. Слабые и сильные позиции согласных звуков.
ЦЕЛЬ УРОКА: формировать умение писать слова с пропусками орфограммы на месте слабых позиций гласных звуков и согласных звуков в конце слова; пронаблюдать и выделить слабую позицию согласного звука перед другим согласным.
ТИП УРОКА. Решение частных задач.
КЛАСС: 2
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Предметные умения:
§ умение записывать слова звуками;
§ умение выделять парный согласный в слове;
§ знакомство с сонорными согласными;
§ выделять «новую» сильную позицию согласного;
§ умение выделять сильные и слабые позиции в словах;
§ умение строить высказывания в научном стиле.
Личностные умения:
§ оценивать свои достижения;
§ осознавать границу знания/незнания,
§ стремиться преодолеть этот разрыв.
Метапредметные умения:
§ ставить и сохранять учебную задачу;
§ осуществлять самоконтроль;
§ совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;
§ осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы;
§ использовать модели и схемы для решения поставленной задачи;
§ классифицировать, сравнивать;
§ договариваться при совместном решении задач;
§ понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
ХОД УРОКА
I ЭТАП. СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ
Задачи этапа:
§ Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
§ Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.
§ Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель —
отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий
ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
На доске модели орфограмм:
- Ребята, перед вами модели орфограмм.
- О чём рассказывают эти модели? (Одна модель рассказывает о слабой позиции гласного, а другая – согласного).
- Какое задание я могу предложить? (
Подобрать слова по моделям).
РЫБКА ШКАФ КЛАДОВКА ЛИМОНАД
СНЕГУРОЧКА
СНЕЖИНКА СТОРОЖ МОРОЗ
СКАЗКА ВЕДРО КРАБ ТРАВА
?
кладовка шкаф рыбка
снегурочка мороз кладовка
снежинка краб сказка
ведро сторож
трава
- Сформулируйте тему урока. (Сильные и слабые позиции согласных звуков).
- Определим, какова будет цель урока, то есть для чего мы проводим этот урок. Определить цель нам помогут опорные слова, на которые указывает сова.
УЗНАТЬ ПОВТОРИТЬ ИЗУЧИТЬ
![]() |
ПОНЯТЬ
ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
![]() |
![]() |
УЧИТЬСЯ ОЦЕНИТЬ
Итак, цель нашего урока – учиться писать слова с пропуском орфограммы на месте слабых позиций согласных звуков на конце слова и в середине слова.
II ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Целью является подготовка мышления учащихся; осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» -«могу»);
-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обоснования.
- Ребята, я приготовила вам такие слова: гудки, катки. Давайте запишем их звуками.
![]() |
![]() |
Г у т к и к а т к и
- Измените, слова так, чтобы они называли один предмет. Запишем их звуками под первыми словами.
г у д о к к а т о к
- Что теперь надо сделать? Выписать согласные звуки, которые чередовались по звонкости-глухости.
![]() |
![]() |
Г У Т К И Т // Д К А Т К И Т // Т
- Почему в изменениях гудок-каток эти звуки разные, а в изменениях гудки – катки -одинаковые? В словах гудок и каток после согласного идёт гласный, а в словах гудки – катки два согласных стоят рядом.
- Какая из этих позиций слабая? Гудки – катки. Там встречается только глухой звук.
-Тогда, в каких словах согласный звук стоит в сильной позиции и почему?
В словах гудок – каток, потому что там встречается и звонкий, и глухой согласный.
- Как вы считаете, мы ответили на ваш вопрос?
- Какую ещё слабую позицию парного согласного мы обнаружили? Когда он стоит перед другим согласным.
- А какая позиция была сильной? Перед гласным.
-Мы знали уже об этой сильной позиции или она для нас новая? Нет, мы о ней уже знали.
III ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Цель -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе
выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит
недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали,
какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще (причин затруднения).
- Запишите слова под диктовку: гриб, глаз, зуб, ягода, морковь, трава.
-Измените слова: поставьте их в множественное число с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Гриб – гри_ки, глаз – гла_ки, зуб – зу_ки, ягода – яго_ка, морковь – морко_ка, трава – тра_ка.
- Скажите, какие слова вы записали без окошек? Ягода, трава.
- Почему? Согласный находится в сильной позиции: после согласного стоит гласный.
- А какие слова вызвали затруднение при написании? Гри_ки, зу_ки, гла_ки, морко_ка, тра_ка, яго_ка.
-Наша с вами задача – научиться писать эти слова без ошибок.
IV ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть сформулировали,
какие знания им нужно построить и чему научиться);
- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
- выбрали способ построения нового знания (как?);
- метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее
изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?);
- изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи.
- Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне.
Можно изменить слово, подобрать однокоренное слово.
Работа группы обсуждается коллективно:
§ Изменить слово – поставить его в множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук. Гриб – грибы.
§ Изменить слово – добавить слово «нет». Глаз – нет глаза.
§ Подобрать однокоренное слово (уменьшительно – ласкательное). Зуб – зубик.
- Но как быть со словами, у которых парный согласный стоит в корне слова?
§ Здесь подойдёт только 3 способ. Морковка – морковочка.
- Ребята, сравните слова, записанные на доске:
Морко…ь – морко…ный
- В каком слове вы не сомневаетесь в написании парного согласного? Морковный.
- Почему? Звучит чётко.
- Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного рядом нет? Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук «н».
- Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
V ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Цель - освоение учащимися нового способа действия при решении типовых
задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.
1.Подберите проверочное слово, изменяя форму слова.
ТРАВКА – трава НОЖКА - ноженька
ЛОДКА – лодочка ГРЯДКА - грядочка
МОРОЗКО – морозить ГЛАДКИЙ – гладок
2. К слову «уловка» подчеркните проверочное слово.
Ловушка, отлов, ловить, ловчий, ловко.
К слову «погрузка» подчеркните проверочное слово.
Грузило, грузы, грузить, сухогруз.
VI ЭТАП. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
Цель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания
и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:
- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;
- довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
Приём "Повторяем с контролем"
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
§ Как вы узнаете, когда у звука сильная позиция, а когда – слабая?
§ Есть ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?
§ Какая позиция, если парный согласный в конце слова?
§ Можно ли по слуху обозначать буквами согласные звуки, парные по звонкости-глухости, в конце слов? Почему?
§ В слабой позиции может находиться любой согласный или только парный?
§ Когда согласный звук стоит перед другим согласным, то это слабая позиция или сильная?
§ Если согласный звук стоит перед гласным звуком, какая позиция – слабая или сильная?
VII ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ
Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.