Позиции гласных
Оценка 4.6

Позиции гласных

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Позиции гласных
silnaya_i_slabaya_pozitsiya-na_sayt.docx

ПРЕДМЕТ: Русский язык

ТЕМА. Слабые и сильные позиции согласных звуков.

ЦЕЛЬ УРОКА: формировать умение писать слова с пропусками орфограммы на месте слабых позиций гласных звуков и согласных звуков в конце слова; пронаблюдать и выделить слабую позицию согласного звука перед другим согласным.

ТИП УРОКА. Решение частных задач.

КЛАСС: 2

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Предметные умения:

§  умение записывать слова звуками;

§  умение выделять парный согласный в слове;

§  знакомство с сонорными согласными;

§  выделять «новую» сильную позицию согласного;

§  умение выделять сильные и слабые позиции в словах;

§  умение строить высказывания в научном стиле.

 

Личностные умения:

§  оценивать свои достижения;

§  осознавать границу знания/незнания,

§  стремиться преодолеть этот разрыв.

 

Метапредметные умения:

§  ставить и сохранять учебную задачу;

§  осуществлять самоконтроль;

§  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;

§  осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы;

§  использовать модели и схемы для решения поставленной задачи;

§  классифицировать, сравнивать;

§  договариваться при совместном решении задач;

§  понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 

 

 

ХОД УРОКА

I ЭТАП.  СОЗДАНИЕ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ

Задачи этапа:

§  Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.

§  Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д.

§  Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

На доске модели орфограмм:

- Ребята, перед вами модели орфограмм.

- О чём рассказывают эти модели?  (Одна модель рассказывает о слабой позиции гласного, а другая – согласного).

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/3dbad7f91e09254a6d4f9b22a505bbba.png- Какое задание я могу предложить?  ( Подобрать слова по моделям).

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/0f0cf33a67bafeaad3f3c09ea2de46fe.pnghttp://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/61a654d2f2e1df4d61612248ca754595.png                                                                         http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/6506f0f2de18c6e01d9d918a9830251e.jpg

РЫБКА                            ШКАФ                    КЛАДОВКА               ЛИМОНАД

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/4027f1ec4054c9324bcde99df518dbf4.jpg   http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/2434dc5271fa8427fbf5c932ebe4fa3e.jpg     http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/d9aa52ff0a80391c3a1e7416b94abc55.jpghttp://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/55b34b3f4a9794646dd6a50c9082e115.jpg

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/342a96ae768b8331932d6bdad7826dd1.jpgСНЕГУРОЧКА                  СНЕЖИНКА                    СТОРОЖ          МОРОЗ

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/c9fbbee7f0f154ad5a41651b1b1063bb.jpghttp://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/e0b7abf5e33513873cf92dba5d4d13e7.jpg                                      http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/0b59040a6e1063c3bceae3eea32938f4.jpg

СКАЗКА              ВЕДРО                   КРАБ                        ТРАВА

 

                                                                                         ?                                                                                             

       кладовка                                      шкаф                          рыбка

       снегурочка                                  мороз                         кладовка

       снежинка                                    краб                            сказка

       ведро                                           сторож

       трава

- Сформулируйте тему урока.  (Сильные и слабые позиции согласных звуков).

- Определим, какова будет цель урока, то есть для чего мы проводим этот урок. Определить цель нам помогут опорные слова, на которые указывает сова.

 

 

                  УЗНАТЬ                     ПОВТОРИТЬ      ИЗУЧИТЬ

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1080201/45f6adf6-f634-42af-bd37-f09c26261603/s1200

               ПОНЯТЬ                                                               ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ

 

 


                   УЧИТЬСЯ                                                       ОЦЕНИТЬ

 

Итак, цель нашего урока – учиться писать слова с пропуском орфограммы на месте слабых позиций согласных звуков на конце слова и в середине слова.

 

II ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

 

Целью является подготовка мышления учащихся; осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

-воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

-активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

-актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» -«могу»);

-попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

-зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обоснования.

 

- Ребята, я приготовила вам такие слова: гудки, катки. Давайте запишем их звуками.

 


     Г у т к и                 к а т к и   

- Измените, слова так, чтобы они называли один предмет. Запишем их звуками под первыми словами.

г у д о к                    к а т о к

- Что теперь надо сделать? Выписать согласные звуки, которые чередовались по звонкости-глухости.

 


     Г У Т К И         Т    //     Д              К А Т К И          Т    //   Т    

- Почему в изменениях гудок-каток эти звуки разные, а в изменениях гудки – катки -одинаковые? В словах гудок и каток после согласного идёт гласный, а в словах гудки – катки два согласных стоят рядом.

- Какая из этих позиций слабая? Гудки – катки. Там встречается только глухой звук.

-Тогда, в каких словах согласный звук стоит в сильной позиции и почему?

В словах гудок – каток, потому что там встречается и звонкий, и глухой согласный.

- Как  вы считаете, мы ответили на ваш вопрос?

- Какую ещё слабую позицию парного согласного мы обнаружили? Когда он стоит перед другим согласным.

- А какая позиция была сильной? Перед гласным.

-Мы знали уже об этой сильной позиции или она для нас новая? Нет, мы о ней уже знали.

 

III ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе

выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали,

какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого

класса или типа вообще (причин затруднения).

 

- Запишите слова под диктовку: гриб, глаз, зуб, ягода, морковь, трава.

-Измените слова: поставьте их в множественное число с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- Гриб – гри_ки, глаз – гла_ки, зуб – зу_ки, ягода – яго_ка, морковь – морко_ка, трава – тра_ка.

- Скажите, какие слова вы записали без окошек? Ягода, трава.

- Почему? Согласный находится в сильной позиции: после согласного стоит гласный.

- А  какие слова вызвали затруднение при написании? Гри_ки, зу_ки, гла_ки, морко_ка, тра_ка, яго_ка.

-Наша с вами задача – научиться писать эти слова без ошибок.

 

IV ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения, то есть сформулировали,

какие знания им нужно построить и чему научиться);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?);

- метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее

изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?);

- изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи.

 

- Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне.

Можно изменить слово, подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

§  Изменить слово – поставить его в множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.  Гриб – грибы.

§  Изменить слово – добавить слово «нет». Глаз – нет глаза.

§  Подобрать однокоренное слово (уменьшительно – ласкательное). Зуб – зубик.

- Но как быть со словами, у которых парный согласный стоит в корне слова?

§  Здесь подойдёт только  3 способ. Морковка – морковочка.

- Ребята, сравните слова, записанные на доске:

Морко…ь – морко…ный

- В каком слове вы не сомневаетесь в написании парного согласного? Морковный.

- Почему? Звучит чётко.

- Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного рядом нет? Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук «н».

- Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Всё напишем правильно

И запомним правило:

Парный в слове проверяй

Рядом гласный подставляй.

 

V ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Цель - освоение учащимися нового способа действия при решении типовых

задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.

 

1.Подберите проверочное слово, изменяя форму слова.

ТРАВКА – трава                                     НОЖКА - ноженька

ЛОДКА – лодочка                                  ГРЯДКА - грядочка

МОРОЗКО – морозить                           ГЛАДКИЙ – гладок

2. К слову «уловка» подчеркните проверочное слово.

Ловушка, отлов, ловить, ловчий, ловко.

К слову «погрузка» подчеркните проверочное слово.

Грузило,  грузы, грузить, сухогруз.

 

VI ЭТАП.  ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ

 

Цель - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания

и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

 

Приём "Повторяем с контролем"

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

§  Как вы узнаете, когда у звука сильная позиция, а когда – слабая?

§  Есть ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?

§  Какая позиция, если парный согласный в конце слова?

§  Можно ли по слуху обозначать буквами согласные звуки, парные по звонкости-глухости, в конце слов? Почему?

§  В слабой позиции может находиться любой согласный или только парный?

§  Когда согласный звук стоит перед другим согласным, то это слабая позиция или сильная?

§  Если согласный звук стоит перед гласным звуком, какая позиция – слабая или сильная?

VII ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

 

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.


 

ПРЕДМЕТ: Русский язык ТЕМА

ПРЕДМЕТ: Русский язык ТЕМА

ХОД УРОКА I ЭТАП. СОЗДАНИЕ

ХОД УРОКА I ЭТАП. СОЗДАНИЕ

Сформулируйте тему урока. (Сильные и слабые позиции согласных звуков)

Сформулируйте тему урока. (Сильные и слабые позиции согласных звуков)

Ребята, я приготовила вам такие слова: гудки, катки

Ребята, я приготовила вам такие слова: гудки, катки

Гриб – гри_ки, глаз – гла_ки, зуб – зу_ки, ягода – яго_ка, морковь – морко_ка, трава – тра_ка

Гриб – гри_ки, глаз – гла_ки, зуб – зу_ки, ягода – яго_ка, морковь – морко_ка, трава – тра_ка

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов

Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов

Какая позиция, если парный согласный в конце слова? §

Какая позиция, если парный согласный в конце слова? §
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021