Познавательная беседа
с использованием информационно-коммуникационных технологий
«Я имею право!»
Дата проведения: 18.11.2022 г.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Количество детей:
Воспитатель: Баженова Е.А.
Цель: формирование у детей общих представлений об их правах.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с положениями Конвенции о правах ребёнка.
Развивающие: развивать правовое мировоззрение, словесно-логическое мышление, умение рассуждать и обобщать.
Воспитательные: воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Я имею право!»
Ход:
Воспитатель: Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? (Люди). Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?».
Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу, ее название: «Конвенция о правах ребенка».
Эта книга не простая, в ней написано, что можно и что нельзя. И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Что же такое право? - Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Сегодня мы с ними познакомимся.
1 право. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество.
А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Какой документ подтверждает это право? Давайте поиграем в игру «Назови имя на определенную букву» (буква А; Артём, Агата и т.д).
У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
- не дразниться;
- не придумывать клички;
- обращаться друг к другу вежливо, ласково;
- к взрослым обращаться по имени, отчеству.
Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
2 право. На семью.
Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни! А кто еще помогает родителям воспитывать детей? А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой? Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья?
В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая.
Вспомним пословицы о семье: «Без семьи-нет счастья»; «Не нужен и клад, коли в семье лад»; «Согласная семья – самая счастливая!» - гласят русские пословицы и поэтому в книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей». А что значит согласная семья? Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
3 право. Право на образование.
Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. Знания дают возможность развития личности и выбора любимого дела.
Но нет прав без обязанностей, потому что учеба – это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!
4 право. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь? Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу. Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что значит беречь свое здоровье?
И мы в д/с соблюдаем режим дня, закаляемся и занимаемся физкультурой:
Физкультминутка «Юные спортсмены»:
Любим спортом заниматься.
Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)
Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)
Метко вдаль его кидать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)
Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)
Ног своих совсем не жалко,
Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)
Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны).
5 право. Право на отдых, досуг.
Это право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг? Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали.
Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу, а вы не ходите в детский сад?
Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в походы, в театры, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. В нашем городе для детей открыты многочисленные кружки, студии, где можно заниматься пением и танцами, рисованием. Расскажите, в какие кружки, студии ходите вы?
Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?
Заключение. Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего нужны права? Давайте еще раз назовем их. Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.
А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.