Познавательная игра "Путь к познанию"
Оценка 4.8

Познавательная игра "Путь к познанию"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
русский язык
Взрослым
27.06.2022
Познавательная игра "Путь к познанию"
Игру "Путь к познанию" можно использовать на уроках русского языка и литературы в 8 классе.
Познавательная игра для обучающихся 8.docx

Познавательная игра для обучающихся 8-ых классов

« Путь к природе»

Цели:

 1. Вызвать интерес обучающихся к литературе о природе, развивать познавательный интерес к чтению, уметь  отбирать тексты из художественных произведений.

2. Прививать стойкий интерес к книгам, журналам, к русскому языку.
3. Формировать общекультурную компетентность учащихся через восприятие литературы о природе.

4.Научить школьников выступать перед публикой с выразительным чтением текстов.

Задачи:
1. Образовательная: 

- расширить представление обучающихся  о книгах и журналах;

- углубить знания обучающихся о роли природы в литературе, в жизни человека;

2. Развивающая: 

- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;

3. Воспитательная: 

- прививать интерес к книгам и журналам;

-  познакомить обучающихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью;

-воспитывать у обучающихся интерес к защите природы.
 

Учитель.Здравствуйте, дорогие ребята! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля.  Посмотрите вокруг,  какой прекрасный мир нас окружает - горы, леса, поля, реки, озера, небо, солнце, животные, птицы. Это природа!

   Она нас кормит, поит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некогда красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора леса, исчезают редкие виды животных и растений. Я, ты, он, она, вместе мы – дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять.

   Природу надо спасать! А знаете ли вы главные беды Земли?

  А знаете ли вы, какую роль природа играет в художественных произведениях?  Вот обо всё об этом мы будем говорить на сегодняшней игре.

 - Знакомство с командами 8-ых классов ( от каждого класса по 6 человек).

(название, девиз).

-Представление жюри  (3 представителя школьного  парламента)

 

1 задание «Лингвистическое»

 ( по толкованию слова нужно определить, о чём идёт речь, о каком понятии)

1.   Эта  наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания (почва, лес, воздух, вода)- все то, что окружает организм и с чем он находится во взаимодействии). Что это за наука? (Экология)

2.   Это определение ввёл австрийский геолог Эдуард Зюсс (XIX век). Учение о ней создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Вернадский определял её как, особую активную оболочку Земли. Она населена живыми организмами. В ней деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету. О чём идёт речь? (Биосфера)

3.      Так называется поступление вредных веществ в среду обитания. Оно оказывают отрицательное влияние на развитие всей биосферы. Оно бывает: химическое, биологическое, электромагнитное, радиационное, шумовое, тепловое, антропогенное. Что это такое? (Загрязнение)

4.   Рост употребления энергии человеком опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению этих дождей. Какое название получили эти дожди? (Кислотные)

5.   Это вещество состоит - из трех атомов кислорода. Оно образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др. Оно само образует вблизи поверхности Земли защитный слой, но для живых организмов это вещество вредно. Широкое использование фреона приводит к появлению в его слое дыр. Доля его в некоторых местах  уменьшается до 50 процентов. Впервые существование этих дыр установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи. Как называется это вещество? (Озон)

6.   Эти ядохимикаты используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). (Пестициды)

7.   Она - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Она - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Она - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров её; 5 тысяч кубических километров её используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода)

8.   Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и окружающая среда. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. При авариях выливается такое её количество, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии, которые поедают её. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на пятно этого вещества. О каком веществе идёт речь? (Нефть)

9.   К ним относят стиральный порошок, мыло, шампунь, сода. Они являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Они губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым они так богаты, способствует росту водорослей (вода цветет). Они изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде. Что это за вещества? (Синтетические моющие средства)

10.            В Мире она впервые была издана в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга? (Красная книга)

 

 

 

2 задание «Литературное»

 ( по отрывку из художественного произведения определить название произведения, его автора)

1.     «Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Слайд №3)

 ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

2.     «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины — следы тележных колес; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.» (Слайд №4)

 ( И.С.Тургенев. «Бирюк») 

3. «Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал…; лошади шли шагом – и скоро стали. Снег… валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Ямщик стал всматриваться. «А Бог знает, барин, – сказал он, садясь на свое место, – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». ( А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

(Слайд №5)

4. «Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.» (Слайд №6)

(В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»)

5.  «Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. Значит, и грозовую тучу несла буря нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас: сухая земля и степной песок засвистели и заскрежетали по железному телу паровоза, видимости не стало, и я пустил турбодинамо для освещения и включил лобовой прожектор впереди паровоза. Нам теперь трудно было дышать от горячего пыльного вихря, забивавшегося в кабину и удвоенного в своей силе встречным движением машины, от топочных газов и раннего сумрака, обступившего нас.» (Слайд №7)

( А.А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»)

6. «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.» (Слайд №8)

(И.С.Тургенев «Бежин луг»)                                                                                                                                                                                                 

З задание «Знаток пунктуации»

1. «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения»   (Слайд №9,10)                                   Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.

2."Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте"

                                             И. Северянин (Слайд №11,12)

3.«Природа - единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание»

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832)- немецкий поэт, мыслитель

(Слайд №13,14)

4 задание «Знатоки поэзии»

1.     Вставьте пропущенное слово в отрывок  из стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая»

Стою один среди равнины …
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
(Слайд №15)

1.    Голой+

2.    Жёлтой

3.    Тёмной

4.    Ясной

2. О каких цветах идёт речь в стихотворении А.К.Толстого

…………….. мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(Слайд №16)

1.     Васильках

2.     Колокольчиках+

3.     Незабудках

4.     Ромашках

3. Автор стихотворения « Поёт зима – аукает» (Слайд №17)

1.     А.С. Пушкин

2.     Ф.И. Тютчев

3.     С. А. Есенин+

4.     А.А. Фет

4. Из какого стихотворения А.С. Пушкина строки:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

5.Сквозь тучи мрачные желтела…»? (Слайд №18)

 1 «Зимний вечер»

+ 2 «Зимнее утро»

3 «Зимняя дорога»

4 «Зимний день»

Учитель: 29 сентября 1957 года на химкомбинате в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) произошла первая в СССР радиационная авария. Из-за взрыва в хранилище отходов деревни, леса, сельхозугодия на площади более 20 тысяч квадратных километров оказались заражены радиацией, сотни тысяч человек в значительных дозах облучены. Более 30 лет данные о крупномасштабном загрязнении хранились под грифом «совершенно секретно», и лишь после аварии на Чернобыльской АЭС под гнётом общественного давления о них начали говорить. Взрыв был такой мощности, что круглую бетонную крышку хранилища весом 160 тонн сорвало и отбросило в сторону на 25 метров, а бетонные перекрытия, отделявшие ёмкость банки от соседних каньонов, сдвинуло на метр. На месте взрыва образовалась воронка диаметром 20 метров и глубиной до 10 метров. Металлическую банку, в которой были отходы, разорвало на мелкие кусочки и раскидало на 150 метров от эпицентра взрыва. В 800 метрах от эпицентра взрывной волной выбило стёкла в зданиях. А в 200 метрах от хранилища стёкла вылетали вместе с рамами и разрушались кирпичные стены. Заражённые радиацией камни из эпицентра взрыва раскидало в радиусе до 500 метров. Один из загрязнённых камней обнаружили в 900 метрах от хранилища.

      Со 2 октября до 5 декабря 2021 года в Екатеринбурге проходит Уральская  биеннале.  Современные художники  представляют свои работы. Хочу представить для вас видео, которое отражает события Южного Урала.

(видео 30 минута 46 секунда)

 

 

5 задание «Ораторское искусство»

Команда получает задание написать текст на тему  « Люби и охраняй природу своего края» .Капитаны демонстрируют своё ораторские способности.

Пока команды готовятся,  со зрителями проводится игра «Что это?»

1. Из нее делают много игрушек.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1. Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще  больше.

4. Его издают разные приборы, машины.

5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.

(Шум)

1. Этого почти не видно.

2. Этого много в промышленном городе, где работаю фабрики и  заводы.

3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1. Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

1. Всегда черного цвета.

2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

3. Это очень вредно.

4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

5. Этого много при горении.

(Cажа)

 

Жюри подводит итоги.

Учитель: Ребята, давайте вместе подведём итог нашему  мероприятию. На какие проблемы, связанные с природой,  мы должны с вами обратить внимания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (Береза, дуб)

2.   Какой зверь в лесу знает где находится мед? (Медведь)

3.   Первые весенние птицы. (Грачи)

4.   Какому дереву дети очень радуются зимой? (Ель)

5.   Первый весенний цветок. (Подснежник)

6.   Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

7.   Какого цвета хамелеон? (Разного, в зависимости от температуры, влажности и освещения)

8.   Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)

9.   Какая змея самая большая? (Анаконда )

     10. В названии  какой птицы есть цифра три? (Стриж)                     

. О пользе этого дерева в народе говорят так: «У этого дерева четыре дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утишать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело чистоту соблюдать». Назовите это дерево?
- Береза.
2. На Руси это растение долгое время считали сорняком и изгоняли с полей и огородов. Весной, когда витамины особенно необходимы истощенному за долгую зиму организму, это растение готово попасть к нам на стол. Он обогатит организм белками, сахарами, железом, калием, витамином С и другими полезными веществами. Назовите это растение?
- Щавель.
3. На свежих влажных лугах, по берегам рек и болот, вдоль дорог, на лесных вырубках в гарях в середине лета распускает свои ярко – розовые цветы растение. Яркие цветы его привлекают пчел. Обилие нектара делают это растение прекрасным медоносным растением. Его листья сушат и заваривают, получая целебный напиток. Это растение называется…
- Иван – чай.
4. Каждый, кто ходил по тенистому ельнику, видел ковер из нежно – зеленых тройчатых листочков. Эти листочки и цветочки съедобны, чуть кисловаты на вкус и содержат массу витаминов, особенно весной. Листья обладают интересной особенностью. Если легонько дотронуться до листочка, он тут же сложиться как зонтик. В народе это растение прозвали «заячьей капустой». Назовите это растение…
- Кислица обыкновенная.
5. Это растение одно из самых распространенных растений в России. Ползучим он называется потому, что его стебель тянется – «ползет» - по земле, укореняясь во многих местах. А от стебля растут на длинных черешках тройчатые листочки и цветы на безлистных цветоножках. Часто можно видеть , что нижние цветы в соцветии отцвели и завяли, став бурыми, а верхние все еще цветут. Как называется это растение?
- Клевер луговой.
6. В Китае это растение сто лет стало огородной культурой. Из этого растения китайцы готовят супы и пюре, употребляют как в свежем, так и в сушеном виде. Это растение еще и целебное. Ее настой принимают при внутренних кровотечениях, язве, воспалениях кишечника, болезнях печени и мочевого пузыря, а также для понижения артериального давления. Назовите это растение…
- Пастушья сумка.
7. Это растение – настоящее чудо природы, а «сто сил» этого растения спрятаны в корне. Китайские медики называют это растение «даром богов» и «корнем жизни», излечивающим все области тела и духа. Назовите это растение…
- Женьшень.
9. «Комнатным женьшенем» и «деревом жизни» называют в народе это растение за его лечебные свойства сока. Что это за растение? Назовите его.
- Каланхоэ дегремона.
10. какую ягоду в народе называют «царская ягода»? За что её так называют?
- Клюква. Она обладает почти всеми лекарственными свойствами. Она полезна для зрения, снимает кровяное давление, помогает при диабете, ягоды клюквы понижают жар, препятствует образованию камней в почках и так далее…
11. Растения эти цветут ранней весной – их мелкие цветы собраны в колоски, которые образуют метелки, кисти или головки. Несмотря на невзрачность соцветий, привлекают к себе пчел, которые собирают с них пыльцу и совершают опыление. Это растение имеет большое хозяйственное значение. В ряде регионов оно является важным кормовым растением. Например это растение в Средней Азии – основной корм для овец в зимнее время. Что это за растение? Назовите его..
- Осока.
12. На лугу среди цветов и травы почти всегда можно встретить это растение. Это старинное лекарственное растение. Препараты из этого растения назначают при воспалениях мочевого и желчного пузыря, болезнях печени. Свое название растение получило за собранные в гроздья желтые соцветия. Назовите это растение?
- Пижма.
13. Это самое обыкновенное, самое обыденное растение. Растет он на пустырях, на огородах, близ жилья и, конечно вдоль дорог. Его крупные округлые листья собраны в прикорневую розетку, а из ее центра поднимается высокий колосок. Назовите это растение…
- Подорожник.
14. Свойства этого травянистого растения, распространенного почти по всей лесной зоне Евразии, знали еще древние греки и римляне. Это растение использовали как успокоительное средство при нервном перенапряжении. Это растение входит в состав многих бальзамов, успокоительных чаев. Американские индийцы потребляют в пищу поджаренные на раскаленных камнях мясистые корни этого растения. О каком растении идет речь?
- Валериана лекарственная.
15. Каждому знакомы нежно – розовые «грамофончики» травянистого растения с вьющимся стебельком. Его можно встретить на лугу среди травы, возле дорог. Его нарядные цветочки со сросшимися в воронку, лепестками, цветут всего один день – распускаясь утром, а к вечеру увядая. Но этого краткого времени цветку вполне хватает, чтобы опылиться. Назовите это растение…
- Вьюнок полевой.
16. Посмотришь на это растение, и кажется, будто у него на одном стебельке есть желтые и фиолетовые цветы. Это впечатление обманчиво: настоящие цветы только желтые, вытянутые в трубочку и разделенные на конце на две «губы». А фиолетовые прицветники – листочки, в пазухах которых и прячутся цветы. Людям показалось, будто нежная девушка в желтом сарафанчике спряталась от непогоды в объятьях молодого парня в фиолетовой рубахе. Как люди назвали этот цветок?
- Иван – да – Марья.
17. В Греции этот цветок был одним из символом богини Геры, жены Зевса. Назовите этот цветок?
- Лотос.


 

Познавательная игра для обучающихся 8-ых классов «

Познавательная игра для обучающихся 8-ых классов «

А знаете ли вы, какую роль природа играет в художественных произведениях?

А знаете ли вы, какую роль природа играет в художественных произведениях?

Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи

Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи

Литературное» ( по отрывку из художественного произведения определить название произведения, его автора) 1

Литературное» ( по отрывку из художественного произведения определить название произведения, его автора) 1

Должно быть, или волк, или человек»

Должно быть, или волк, или человек»

Слайд №8) (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

Слайд №8) (И.С.Тургенев «Бежин луг»)

Автор стихотворения « Поёт зима – аукает» (Слайд №17) 1

Автор стихотворения « Поёт зима – аукает» (Слайд №17) 1

Ораторское искусство» Команда получает задание написать текст на тему «

Ораторское искусство» Команда получает задание написать текст на тему «

Металлолом) 1. Всегда черного цвета

Металлолом) 1. Всегда черного цвета

Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (Береза, дуб) 2

Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (Береза, дуб) 2

Назовите это растение… - Пастушья сумка

Назовите это растение… - Пастушья сумка

Его нарядные цветочки со сросшимися в воронку, лепестками, цветут всего один день – распускаясь утром, а к вечеру увядая

Его нарядные цветочки со сросшимися в воронку, лепестками, цветут всего один день – распускаясь утром, а к вечеру увядая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2022