«Познавательное развитие детей среднего возраста»

  • docx
  • 19.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья (2).docx

«Познавательное развитие детей среднего возраста»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие включает в себя 5 видов деятельности:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Формирование элементарных математических представлений:

Количество и счет

Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относит последнее числительное ко всем пересчитанным предметам (один, два, три- всего три кружка). Формировать представления о порядковом счете, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая один (лишний) предмет. На основе счета устанавливать равенство (неравенство)групп предметов.

Величина

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины, ширины, высоты, толщины.

Форма

Развивать представления детей о геометрических фигурах. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.

Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка-круг, платок-квадрат, мяч-шар, дверь-прямоугольник.

Ориентировка в пространстве

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо- налево, вверх- вниз).

Знакомить с пространственными отношениями далеко-близко.

Ориентироваться во времени

Расширять представления детей о частях суток.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Сенсорное развитие

Знакомить детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Знакомить с различными материалами на ощупь.

Проектная деятельность

Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов в создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию.

Дидактические игры

Учить детей играм направленных на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозайка, пазлы). Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детейРазвиватьнаблюдательность и внимание.

Ознакомление с предметным окружением:

Продолжать знакомить детей с признаками предметов. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

Ознакомление с социальным миром:

Расширять знания детей об общественном транспорте и о правилах поведения в нем. Формировать первичные представления о школе. Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, их атрибутами, людьми работающими в нихПознакомить детей с деньгами, возможностями их использования, рассказать о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, о государственных праздниках и Российской армии.

Ознакомление с миром природы:

Знакомим детей с домашними животными, декоративными рыбками, птицами, пресмыкающими, некоторыми насекомыми, фруктами, овощами, ягодами, грибами, комнатными растениями, учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня, учить замечать изменения в природе.

Сезонные наблюдения:

Осень: учить детей замечать изменения в природе (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг). Устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы.

Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц, рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещение тают.

Весна: учить выделять признаки весны. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Формировать представление детей о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.

Лето: расширять представления детей о летних изменениях в природе. Расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней, глины. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды, грибы; у животных подрастают детеныши.

В среднем дошкольном возрасте познавательное развитие является включает развитие восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разнообразные формы ориентации дошкольника в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период среднего дошкольника важен для развития познавательных потребностей ребёнка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности деятельной преобразующей активности. Познавательныепотребности находят выражения в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (поисковой активности, исследовательской).

Основные вопросы этого возраста«Как?» «Зачем?» «Почему?»Средниедошкольники пытаются сами найти ответ, используя свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент.

Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный поиск информации, стремление узнать у воспитателя ответы на все интересующие вопросы – типичная особенность этого возрастного периода. Дошкольник среднего возраста проявляет инициативу, наблюдает, стремится разузнать, интересуется явлениями живой и неживой природы.

В своей работе по познавательной деятельности выделяю ряд задач:

Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения. Экспериментальную деятельность, речь;

Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственногообщения с предметами, явлениями, людьми;

Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности;

Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

Создать условия, способствующие их выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательной деятельности;

Поддерживать условия для развития познавательных процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В своей работе использую приёмы по познавательного развития:

наглядные наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций;

практические упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность;

словесные рассказы, чтение, вопросы, беседы и использование художественного слова;

Сенсорное воспитание чем выше уровень их развития, тем богаче возможность познания окружающего мира, то есть умение различать и называть качества предметов.

В своей работе большое внимание уделяю игре, которая одна из самых действенных средств познавательного развития дошкольников. Во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этим знанием с другими.

Я с детьми играя в различные виды игр:

Сюжетно-ролевые игры, которые товарищем, единомышленником по интересам. расширяют представление об окружающем мире.

Игры – драматизации, которые способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, и активизирует речь.

Строительно-конструктивные игры расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе. Они являются познавательным содержанием окружающего мира.

Игры – эксперименты. Научат видеть проблему, решать её анализировать, делать выводы и добиваться результата

Для детей дошкольного возраста познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов.