Если использовать игровую деятельность как одну из основных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности использования игровых методов обучения выступает дополнение образовательной деятельности ИКТ-средствами обучения.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет по
образовательной области «Познавательное развитие»
«Удивительный космос»
Выполнила:
Молчанова Н.П.
воспитатель
МБДОУ №48 «Росток», г. Сургут
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (далее ФГОС ДО) определил систему целевых ориентиров
дошкольного детства по направлениям детского развития (образовательным
областям). В том числе сформулированы требования к содержанию
образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников
(ФГОС ДО раздел II, п. 2.6). Можно ли назвать эту задачу простой в контексте
работы с детьми дошкольного возраста?
Многие свойства и отношения объектов окружающего мира абстрактны
и трудны для понимания детьмидошкольниками. Как показать и доступно
объяснить ребенку то, что достаточно сложно для понимания даже взрослого
человека? Следовательно, работа с детьми по познавательному развитию
требует особой организации образовательной деятельности.
Таким образом, педагогическая задача состоит в подборе актуальных и
эффективных форм организации работы с детьми по формированию
представлений об окружающем мире.
ФГОС ДО определил основную форму реализации образовательной
программы дошкольного образования (раздел I, п. 1.2., п.п. 4 ФГОС ДО). Игра
– ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, и следовательно –
самый эффективный способ взаимодействия педагога и ребенка. Даже самые
сложные понятия, освоенные ребенком в ходе игровой деятельности,
становятся понятными и доступными дошкольнику.
Итак, если использовать игровую деятельность как одну из основных
форм организации работы с детьми по формированию представлений об
окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному
усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию,
активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности
1использования игровых методов обучения выступает дополнение
образовательной деятельности ИКТсредствами обучения.
Использование ИКТсредств обучения делает деятельность
привлекательной для детей, а процесс получения знаний легким и
интересным. Педагог в свою очередь, благодаря использованию ИКТ,
переходит от объяснительноиллюстрированного способа обучения к
деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом
образовательной деятельности. Это повышает качество образовательной
деятельности в разы.
Основная часть
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе в
процессе различных видов деятельности.
Задачи:
обобщить и систематизировать знания детей о планетах солнечной
системы, профессии космонавта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
воспитывать интерес к космосу, любовь к планете Земля.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
познавательное развитие (формирование элементарных
математических представлений) – закреплять умение измерять объем
жидкости при помощи условной мерки; (конструирование) развивать умение
конструировать по образцу;
социальнокоммуникативное развитие – развивать игровую
деятельность;
речевое развитие – активизировать словарь;
художественноэстетическое развитие – развивать умение
передавать образ по памяти;
физическое развитие – совершенствовать двигательные навыки.
Предполагаемый результат: обобщение знаний детей о планетах
солнечной системы, профессии космонавта.
Виды детской деятельности:
игровая,
коммуникативная,
изобразительная, двигательная, познавательноисследовательская.
Формы организации совместной деятельности: игровые/сюрпризные
моменты, ситуативный разговор, играприветствие, дидактические/словесные
игры, конструирование по образцу, пластический этюд, дыхательная
гимнастика, психогимнастика, рисование.
Предварительная работа:
«Солнечная
система», «Планеты»; рассматривание иллюстраций о космосе, дидактическая
игра «Найди место для планеты», дидактическая игра «Найди предмет на
картинке» (работа с интерактивной доской), дидактическая игра «Эмоции».
«Космонавты»,
Беседа
Оборудование для НОД: интерактивная доска.
2Материал для НОД: презентация для работы с интерактивной доской
«Невероятное космическое приключение», «сказочный кристалл» для игры
приветствия, картинки с изображением планет солнечной системы; веревка,
макет солнца (для проведения д/и «Найди место для планеты»); образцы и
геометрические фигуры для плоскостного конструирования; емкости для
воды, мерные стаканы с нанесенными метками, большие и маленькие
пластиковые стаканы; картинкиориентиры (Солнце, Луна, звезды); листы
бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования; «дипломы за
полет в космос»0.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Ты – мой друг, и я – твой друг!
Встанем поскорее в круг!
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель:
В руках держу я сказочный кристалл,
Его в подарок мне волшебник дал, За
то, что я умею думать и мечтать, За то,
что все на свете я хочу узнать.
Будем передавать его друг другу, и пусть каждый скажет, кем хочет
стать, когда вырастет. (Дети передают друг другу светящийся «кристалл»
и называют профессии.) Когда я была маленькой – такой как вы, я хотела
стать космонавтом. Вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы детей.)
Слайд №1
На слайде появляются Белка и Стрелка.
Белка и Стрелка: Космонавты – это мы!
Воспитатель: Ребята, познакомьтесь! Это Белка и Стрелка первые
животные, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на
Землю невредимыми. Белка и Стрелка, как поживаете?
Белка и Стрелка: Хорошо. Хотите полететь в космос? (Ответы
детей.)
Воспитатель: И я хочу! Сбудется мечта моего детства!
Белка и Стрелка: Тогда начинаем обучение! Итак, первое задание.
Чтобы космонавтом стать –3Все планеты надо знать!
Воспитатель: По порядку все планеты назовет любой из нас. Раз –
Меркурий (дети), два – Венера (дети), три – Земля (дети), четыре – Марс
(дети), пять – Юпитер (дети), шесть – Сатурн (дети), семь – Уран, восьмой –
Нептун, девять – дальше всех – Плутон (дети), поспешим на космодром.
(После каждой названной планеты воспитатель выкладывает на стол картинку
с ее изображением.)
Слайд №2:
Белка и Стрелка: Куда это вы собрались! Без карты в космос никак
нельзя. Заблудитесь!
Воспитатель (на полу при помощи веревки схематически изображена
солнечная система, в середине солнце, планет нет): Ребята, срочно нужна
карта. Пусть каждый возьмет картинку с изображением планеты. Раз, два, три,
четыре, пять – нужно всем на место встать. (Проводится дидактическая игра
«Найди место для планеты».) Проверим. Посмотрите на экран. (Если
допущены ошибки, воспитатель вместе с детьми исправляет их.)
Слайд №3
Белка и Стрелка: Молодцы! Карта есть!
Чтобы в космосе летать!
Надо очень много знать!
Белка и Стрелка: Проверим! Отгадайте космические загадки.
Воспитатель: Ребята, а отгадку нужно найти на экране.
Работа с интерактивной доской. На картинке «спрятаны»
отгадки. Слайд №4
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется…
Дети: Земля.
Воспитатель: Лена, найди отгадку на экране. (Ребенок находит
отгадку на экране. Звук «Аплодисменты») Лена, скажи, кто будет искать
отгадку на следующую загадку? (Лена называет имя.)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…4Дети: Комета.
Воспитатель: Костя, найди отгадку. (Ребенок находит отгадку на
экране. Звук «Фанфары») Следующим искать отгадку на экране будет тот,
кто первым угадает.
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический… Дети:
Метеорит.
Воспитатель: Алеша, ищи! (Ребенок находит отгадку на экране. Звук
«Ура!») Следующую загадку отгадает Катя, она же и отгадку будет искать.
На корабле воздушном –
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
Катя: Ракете.
Воспитатель: Катя, найди отгадку. (Ребенок находит отгадку, но
звука не раздается.) Ребята, похвалим Катю вместе. Пусть каждый скажет по
слову. Катя – молодец. (Дети хвалят Катю.)
Слайд №5
Белка и Стрелка: Да, без ракеты в космос не полетишь. Надо строить
ракету.
Слайд №6
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вот чертеж ракеты. Проходите в
«конструкторское бюро». Начинайте строить ракету. (Дети выполняют
конструирование по образцу из геометрических фигур.)
Слайд №5
Белка и Стрелка: Скажем волшебные слова и она полетит! Раз, два,
три – лети! Летит?
Дети: Не летит!
Белка и Стрелка: Ничего не понимаем! Почему?
Дети: Потому что нет топлива.
Белка и Стрелка: Верно. Наполним топливом «топливные отсеки».
Воспитатель: (на столах стоят одинаковые емкости с одинаковым
количеством воды и пустые мерные стаканы («топливные отсеки») с
нанесенными на них метками): Посмотрите, можете ли вы сказать, сколько
нужно топлива?
Дети: Нет.5Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать?
Дети: Измерить.
Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те, которые
будете использовать в качестве условной мерки (на столе лежат пластиковые
стаканы разного размера). Наполним «топливные отсеки» до отметки. Каждый
раз отмечайте количество перелитых стаканчиков звездочкой. Сколько
звездочек – столько перелитых стаканчиков. (Дети наполняют мерные стаканы
водой до отметки при помощи разных условных мерок.) Сколько «топлива»
поместилось в ваших «топливных отсеках» (Дети при помощи выбранной
условной мерки наливают воду в мерные стаканы.) Посмотрите, у всех
«топливные отсеки» наполнены одинаково? (Дети делают вывод, что
«топливные отсеки» наполнены одинаково.) А сколько перелитых
стаканчиков? (Ответы детей.) Подумайте, почему результаты разные? (Дети
делают вывод, чем меньше стакан (условная мерка), тем больше количество
стаканов (число измерений) и наоборот.) Молодцы, можно отправляться в
полет.
Слайд №6
Белка и Стрелка: Не спешите. В космос берут только сильных и
ловких!
Воспитатель: Нука, дети! Не ленитесь! На зарядку становитесь!
(проводится «космическая» физкульминутка).
Слайд №6
Белка и Стрелка:
Мы идем на космодром (ходьба)
И посмотрим мы кругом (повороты туловища).
Видим белую ракету (поднести руку к бровям)
Высотой с огромный дом (руки поднять вверх).
Вышел из неѐ пилот (ходьба).
Посмотрел на звездолѐт (поднести руку к бровям)
И сказал: «Привет ребята! (помахать рукой влево, вправо)
Вот и смена нам растѐт!» Вы скорее подрастайте (руки
вверх, подняться на носках)
Тренируйтесь, закаляйтесь (руки в стороны, к плечам)
Космонавтов наш отряд Будет вас увидеть рад.
Воспитатель: Вы готовы полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Занимайте месте в космической ракете. (Дети садятся
«потурецки».) Пристегнуть ремни!
6Слайд №7
Дыхательная гимнастика «Кислородная маска»
Кислорода в космосе
Может не хватать,
Надеваем маски
Будем мы дышать.
рук
обеих
Пальцы
образуют
полусферу и накладываются на рот и
нос как «маска»
12 выдох
3456 выдох
Воспитатель: К полету готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Обратный отсчет. Давайте дружно отсчитаем цифры в
обратном порядке от 10 до 1. (Дети считают вместе с воспитателем.) Старт!
Слайд №7
Пластический этюд «Космонавты летят в космос»
Воспитатель: Наша ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаем
все выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все
быстрее набирает скорость, нам нужно преодолеть земное напряжение.
Представьте и покажите, как ведут себя в этот момент космонавты. Но вот
мы добрались до космического пространства и попали в невесомость.
Отстегнуть ремни! (Под «космическую» музыку дети плавно двигаются по
группе.)
Психогимнастика (эмоции) «Планеты» (картинкиориентиры)
Воспитатель: Какая красота! Посмотрите (вправо) на Солнце и
зажмурьтесь. Посмотрите (влево) на Луну и удивитесь. Посмотрите (вверх) на
звезды и нахмурьтесь. Посмотрите на экран.
Слайд №8
Воспитатель: Что это?
Дети: Наша планета Земля.
Воспитатель: Скажите, какая она?
Дети: Красивая, большая, голубая и т.д.
Воспитатель:
Теперь возвращаемся домой. Занимайте места в
космическом корабле (Дети садятся «потурецки».) Пристегнуть ремни!
Обратный отсчет.
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Воспитатель:
Мы летали, мы летали!
В космосе мы побывали! А
теперь пришла пора –7Вот и дома мы! Ура!
Ребята, что вы расскажете вечером дома о нашем путешествии? (Дети
делятся впечатлениями.) Я предлагаю не только рассказать о нашем
путешествии, но и показать. Садитесь за столы. Перед вами листы с
изображением нашей планеты Земли. Сделайте ее такой, какой вы видели ее
из космоса. (Дети «раскрашивают» Землю.)
Воспитатель (по окончании работы): Встанем в круг, покажем друг
другу то, что у нас получилось.
Слайд №8
Белка и Стрелка: Теперь вы настоящие космонавты. Получите
дипломы за полет в космос. До свидания! (Воспитатель вручает детям
«дипломы за полет в космос».)
Список источников
1.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ
«Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс]
/Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
Режим доступа: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
[Дата обращения: 21.03.2016 г.]
2. Официальный сайт МБДОУ №48 «Росток» [Электронный ресурс]
/Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №48 «Росток»
http://ds48.detkin
на 2015 – 2016 учебный год Режим доступа:
club.ru/about/78972 [Дата обращения: 21.03.2016 г.]
Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с
детьми 5 6 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
Скоролупова О.А. Покорение космоса – М.: ООО «Издательство
3.
4.
Скрипторий 2003», 2007. – 57 с.
8