Познавательное развитие "Удивительный космос"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Если использовать игровую деятельность как одну из основных форм организации работы с детьми по формированию представлений об окружающем мире, то это будет способствовать прочному, осмысленному усвоению детьми полученных знаний, интеллектуальному развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности использования игровых методов обучения выступает дополнение образовательной деятельности ИКТ-средствами обучения.
Иконка файла материала Удивительный космос.DOCX
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет по образовательной области «Познавательное развитие» «Удивительный космос» Выполнила: Молчанова Н.П.  воспитатель МБДОУ №48 «Росток», г. Сургут Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования   (далее   ФГОС   ДО)   определил   систему   целевых   ориентиров дошкольного детства по направлениям детского развития (образовательным областям).   В   том   числе   сформулированы   требования   к   содержанию образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников (ФГОС ДО раздел II, п. 2.6). Можно ли назвать эту задачу простой в контексте работы с детьми дошкольного возраста? Многие свойства и отношения объектов окружающего мира абстрактны и трудны для понимания детьми­дошкольниками. Как показать и доступно объяснить ребенку то, что достаточно сложно для понимания даже взрослого человека?   Следовательно,   работа   с   детьми   по   познавательному   развитию требует особой организации образовательной деятельности. Таким образом, педагогическая задача состоит в подборе актуальных и эффективных   форм   организации   работы   с   детьми   по   формированию представлений об окружающем мире. ФГОС   ДО   определил   основную   форму   реализации   образовательной программы дошкольного образования (раздел I, п. 1.2., п.п. 4 ФГОС ДО). Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, и следовательно – самый эффективный способ взаимодействия педагога и ребенка. Даже самые сложные   понятия,   освоенные   ребенком   в   ходе   игровой   деятельности, становятся понятными и доступными дошкольнику. Итак, если использовать игровую деятельность как одну из основных форм   организации   работы   с   детьми   по   формированию   представлений   об окружающем   мире,   то   это   будет   способствовать   прочному,   осмысленному усвоению   детьми   полученных   знаний,   интеллектуальному   развитию, активизации познавательной деятельности. В поддержку эффективности 1использования   игровых   методов   обучения   выступает   дополнение образовательной деятельности ИКТ­средствами обучения. Использование   ИКТ­средств   обучения   делает   деятельность привлекательной   для   детей,   а   процесс   получения   знаний   легким   и интересным.   Педагог   в   свою   очередь,   благодаря   использованию   ИКТ, переходит   от   объяснительно­иллюстрированного   способа   обучения   к деятельностному,   при   котором   ребенок   становится   активным   субъектом образовательной   деятельности.   Это   повышает   качество   образовательной деятельности в разы. Основная часть Цель: Формирование у детей элементарных представлений о космосе в процессе различных видов деятельности. Задачи:  обобщить и систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, профессии космонавта;  развивать логическое мышление, память, внимание;  воспитывать интерес к космосу, любовь к планете Земля. Задачи интегрируемых образовательных областей:   познавательное   развитие   (формирование   элементарных математических   представлений)  –  закреплять   умение   измерять   объем жидкости при помощи условной мерки; (конструирование) развивать умение конструировать по образцу; социально­коммуникативное развитие – развивать игровую  деятельность;    речевое развитие – активизировать словарь; художественно­эстетическое развитие – развивать умение  передавать образ по памяти;  физическое развитие – совершенствовать двигательные навыки.  Предполагаемый результат: обобщение знаний детей о планетах солнечной системы, профессии космонавта. Виды   детской   деятельности:  игровая,  коммуникативная, изобразительная, двигательная, познавательно­исследовательская. Формы организации совместной деятельности:  игровые/сюрпризные моменты, ситуативный разговор, игра­приветствие, дидактические/словесные игры,   конструирование   по   образцу,   пластический   этюд,   дыхательная гимнастика, психогимнастика, рисование. Предварительная   работа: «Солнечная система», «Планеты»; рассматривание иллюстраций о космосе, дидактическая игра  «Найди  место  для  планеты», дидактическая  игра «Найди  предмет  на картинке» (работа с интерактивной доской), дидактическая игра «Эмоции». «Космонавты»,   Беседа  Оборудование для НОД: интерактивная доска. 2Материал для НОД: презентация для работы с интерактивной доской «Невероятное космическое приключение», «сказочный кристалл» для игры­ приветствия, картинки с изображением планет солнечной системы; веревка, макет солнца (для проведения д/и «Найди место для планеты»); образцы и геометрические   фигуры   для   плоскостного   конструирования;   емкости   для воды,   мерные   стаканы   с   нанесенными   метками,   большие   и   маленькие пластиковые   стаканы;   картинки­ориентиры   (Солнце,   Луна,   звезды);   листы бумаги, карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования; «дипломы за полет в космос»0. Ход непосредственно образовательной деятельности Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ты – мой друг, и я – твой друг! Встанем поскорее в круг! Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.  Улыбнитесь друг другу. Воспитатель: В руках держу я сказочный кристалл,  Его в подарок мне волшебник дал, За  то, что я умею думать и мечтать, За то, что все на свете я хочу узнать. Будем передавать его друг другу, и пусть каждый скажет, кем хочет стать, когда вырастет. (Дети передают друг другу светящийся «кристалл» и  называют профессии.)  Когда я была маленькой – такой как вы, я хотела стать космонавтом. Вы знаете, кто такие космонавты? (Ответы детей.) Слайд №1 На слайде появляются Белка и Стрелка. Белка и Стрелка: Космонавты – это мы! Воспитатель:  Ребята, познакомьтесь! Это Белка и Стрелка  ­  первые животные, совершившие орбитальный космический полет и вернувшиеся на Землю невредимыми. Белка и Стрелка, как поживаете? Белка   и   Стрелка:  Хорошо.   Хотите   полететь   в   космос?  (Ответы детей.) Воспитатель: И я хочу! Сбудется мечта моего детства! Белка и Стрелка: Тогда начинаем обучение! Итак, первое задание. Чтобы космонавтом стать –3Все планеты надо знать! Воспитатель:  По   порядку   все   планеты   назовет   любой   из   нас.   Раз   – Меркурий (дети), два – Венера (дети), три – Земля (дети), четыре – Марс (дети), пять – Юпитер (дети), шесть – Сатурн (дети), семь – Уран, восьмой – Нептун,   девять   –   дальше   всех   –   Плутон   (дети),   поспешим   на   космодром. (После каждой названной планеты воспитатель выкладывает на стол картинку с ее изображением.) Слайд №2: Белка и Стрелка:  Куда это вы собрались! Без карты в космос никак нельзя. Заблудитесь! Воспитатель  (на полу при помощи веревки схематически изображена солнечная   система,   в   середине   солнце,  планет   нет):   Ребята,   срочно   нужна карта. Пусть каждый возьмет картинку с изображением планеты. Раз, два, три, четыре, пять – нужно всем на место встать. (Проводится дидактическая игра «Найди   место   для   планеты».)   Проверим.   Посмотрите   на   экран.   (Если допущены ошибки, воспитатель вместе с детьми исправляет их.) Слайд №3 Белка и Стрелка: Молодцы! Карта есть! Чтобы в космосе летать! Надо очень много знать! Белка и Стрелка: Проверим! Отгадайте космические загадки. Воспитатель: Ребята, а отгадку нужно найти на экране. Работа с интерактивной доской. На картинке «спрятаны»  отгадки. Слайд №4 Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется…  Дети: Земля. Воспитатель:  Лена,  найди  отгадку  на  экране.  (Ребенок  находит отгадку на экране. Звук «Аплодисменты») Лена, скажи, кто будет искать  отгадку на следующую загадку? (Лена называет имя.) Сверкая огромным хвостом в темноте Несется среди ярких звезд в пустоте, Она не звезда, не планета, Загадка Вселенной…4Дети: Комета. Воспитатель:  Костя,   найди   отгадку.  (Ребенок   находит   отгадку   на экране. Звук «Фанфары»)  Следующим искать отгадку на экране будет тот, кто первым угадает. Почти что со скоростью света Осколок летит от планеты, К Земле направляясь, летит и летит  Небесный космический… Дети:  Метеорит. Воспитатель: Алеша, ищи! (Ребенок находит отгадку на экране. Звук «Ура!») Следующую загадку отгадает Катя, она же и отгадку будет искать. На корабле воздушном – Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на… Катя: Ракете. Воспитатель:  Катя,   найди   отгадку.  (Ребенок   находит   отгадку,  но звука не раздается.) Ребята, похвалим Катю вместе. Пусть каждый скажет по слову. Катя – молодец. (Дети хвалят Катю.) Слайд №5 Белка и Стрелка: Да, без ракеты в космос не полетишь. Надо строить ракету. Слайд №6 Воспитатель:  Посмотрите на экран. Вот чертеж ракеты. Проходите в «конструкторское   бюро».   Начинайте   строить   ракету.  (Дети   выполняют конструирование по образцу из геометрических фигур.) Слайд №5 Белка и Стрелка:  Скажем волшебные слова и она полетит! Раз, два, три – лети! Летит? Дети: Не летит! Белка и Стрелка: Ничего не понимаем! Почему? Дети: Потому что нет топлива. Белка и Стрелка: Верно. Наполним топливом «топливные отсеки». Воспитатель: (на столах стоят одинаковые емкости с одинаковым количеством   воды   и   пустые   мерные   стаканы   («топливные   отсеки»)   с нанесенными на них метками): Посмотрите, можете ли вы сказать, сколько нужно топлива? Дети: Нет.5Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать? Дети: Измерить. Воспитатель: Среди лежащих на столе предметов выберете те, которые будете использовать в качестве условной мерки (на столе лежат пластиковые стаканы разного размера). Наполним «топливные отсеки» до отметки. Каждый раз   отмечайте   количество   перелитых   стаканчиков   звездочкой.   Сколько звездочек – столько перелитых стаканчиков. (Дети наполняют мерные стаканы водой до отметки при помощи разных условных мерок.) Сколько «топлива» поместилось   в   ваших   «топливных   отсеках»   (Дети   при   помощи   выбранной условной   мерки   наливают   воду   в   мерные   стаканы.)   Посмотрите,   у   всех «топливные   отсеки»   наполнены   одинаково?   (Дети   делают   вывод,   что «топливные   отсеки»   наполнены   одинаково.)   А   сколько   перелитых стаканчиков? (Ответы детей.) Подумайте, почему результаты разные? (Дети делают вывод, чем меньше стакан (условная мерка), тем больше количество стаканов  (число   измерений)   и   наоборот.)   Молодцы,  можно   отправляться   в полет. Слайд №6 Белка   и   Стрелка:  Не   спешите.   В   космос   берут   только   сильных   и ловких! Воспитатель:  Ну­ка,   дети!   Не   ленитесь!   На   зарядку   становитесь! (проводится «космическая» физкульминутка). Слайд №6 Белка и Стрелка: Мы идем на космодром (ходьба) И посмотрим   мы   кругом   (повороты   туловища). Видим белую ракету (поднести руку к бровям) Высотой с огромный дом (руки поднять вверх). Вышел из неѐ пилот (ходьба). Посмотрел на звездолѐт (поднести руку к бровям) И сказал: «Привет ребята! (помахать рукой влево, вправо)  Вот и смена нам растѐт!» Вы скорее подрастайте (руки  вверх, подняться на носках) Тренируйтесь, закаляйтесь (руки в стороны, к плечам) Космонавтов наш отряд Будет вас увидеть рад. Воспитатель: Вы готовы полететь в космос? Дети: Да. Воспитатель: Занимайте месте в космической ракете. (Дети садятся  «по­турецки».) Пристегнуть ремни! 6Слайд №7 Дыхательная гимнастика «Кислородная маска» Кислорода в космосе Может не хватать, Надеваем маски Будем мы дышать. рук обеих Пальцы образуют полусферу и накладываются на рот и нос как «маска» 1­2 выдох 3­4­5­6 выдох Воспитатель: К полету готовы? Дети: Да. Воспитатель:  Обратный отсчет. Давайте дружно отсчитаем цифры в обратном порядке от 10 до 1. (Дети считают вместе с воспитателем.) Старт! Слайд №7 Пластический этюд «Космонавты летят в космос» Воспитатель:  Наша ракета оторвалась от Земли, мы с вами взлетаем все выше и выше. Наши тела становятся тяжелыми оттого, что ракета все быстрее   набирает   скорость,   нам   нужно   преодолеть   земное   напряжение. Представьте и покажите, как ведут себя в этот момент космонавты. Но вот мы   добрались   до   космического   пространства   и   попали   в   невесомость. Отстегнуть ремни! (Под «космическую» музыку дети плавно двигаются по группе.) Психогимнастика (эмоции) «Планеты» (картинки­ориентиры)  Воспитатель: Какая красота! Посмотрите (вправо) на Солнце и зажмурьтесь. Посмотрите (влево) на Луну и удивитесь. Посмотрите (вверх) на звезды и нахмурьтесь. Посмотрите на экран. Слайд №8 Воспитатель: Что это? Дети: Наша планета Земля. Воспитатель: Скажите, какая она? Дети: Красивая, большая, голубая и т.д. Воспитатель:  Теперь   возвращаемся   домой.   Занимайте   места   в космическом   корабле   (Дети   садятся   «по­турецки».)   Пристегнуть   ремни! Обратный отсчет. Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Воспитатель: Мы летали, мы летали! В космосе мы побывали! А  теперь пришла пора –7Вот и дома мы! Ура! Ребята, что вы расскажете вечером дома о нашем путешествии? (Дети делятся   впечатлениями.)   Я   предлагаю   не   только   рассказать   о   нашем путешествии,   но   и   показать.   Садитесь   за   столы.   Перед   вами   листы   с изображением нашей планеты Земли. Сделайте ее такой, какой вы видели ее из космоса. (Дети «раскрашивают» Землю.) Воспитатель  (по  окончании   работы):  Встанем  в  круг,  покажем  друг другу то, что у нас получилось. Слайд №8 Белка   и   Стрелка:  Теперь   вы   настоящие   космонавты.  Получите дипломы   за   полет   в   космос.   До   свидания!   (Воспитатель   вручает   детям «дипломы за полет в космос».) Список источников 1. Министерство образования и науки Российской Федерации ФГОУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс] /Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ­ Режим   доступа:   http://www.firo.ru/wp­content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf [Дата обращения: 21.03.2016 г.] 2. Официальный сайт МБДОУ №48 «Росток» [Электронный ресурс] /Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №48 «Росток»  http://ds48.detkin­ на   2015   –   2016   учебный   год   ­   Режим   доступа: club.ru/about/78972 [Дата обращения: 21.03.2016 г.] Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с  детьми 5 ­ 6 лет. – М.: МОЗАИКА­СИНТЕЗ, 2015. – 112 с. Скоролупова О.А. Покорение космоса – М.: ООО «Издательство  3. 4. Скрипторий 2003», 2007. – 57 с. 8