Познавательный классный час «Древо жизни, или моя СемьЯ»
Оценка 4.7

Познавательный классный час «Древо жизни, или моя СемьЯ»

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
Познавательный классный час «Древо жизни, или моя СемьЯ»
Древо жизни, или моя Семья.docx

Познавательный классный час «Древо жизни, или моя СемьЯ»

Цеди и задачи вечера:

— Воспитание интереса к семейным традициям, ис-1 тории происхождения некоторых фамилий и имен.

— Привитие интереса к историческому прошлому! Российского государства, традициям и обычаям гокрая.

— Воспитание любви к родителям и членам семьи) старшеклассников, чувства гордости за свою семью.

Описание классного часа.

За несколько дней до классного часа в классном кол-1 лективе формируется несколько микрогрупп старшек-1 лассников, которым предлагается самостоятельно! подготовить несколько сюрпризов длд своих одно-) классников, связанных с семейной тематикой.'

Классный руководитель заранее предлагает несколь-1 ким ребятам выступить в роли ведущих, знакомит их со) сценарием классного часа.

На классный час можно пригласить членов классно-1 го родительского ком итета или просто некоторых роди-1 телей старшеклассников.

1, Народная мудрость о семье

1-й ведущей: Добрый день, дорогие одноклассники!

2-й ведущий: Добрый день, уважаемые родители!

3-й ведущий: Мы предлагаем вам всем отправиться! вместе с нами «по волнам нашей памяти» в увлекатель-1 ное путе шествие по древу жизни и посмотреть на семей-1 ные проблемы с улыбкой.

4-й ведущий: Семья начинается с детей. Дети, по сло-| вам народной мудрости, — «благодать Божья». Какое без! них семейное счастье! «У кого детей много, тот не забыт| от Бога!» — так говорили на Руси.

Народные пословицы, поговорки и мудрости широ-| ко отражают отношение людей к детям и к семьям с деть-1

184

ми. «Счастлив отец в сыновьях, а мать — в дочерях». Но тут же и такое: «Дети деткам рознь», «Добрый сын — на старость печальник, на покой души поминщик». Но вот: «Детки хороши — отцу-матери венец, худы — отцу-ма­тери конец».

1-й ведущий: От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по Руси такие поговорки, как: «У кого дет­ки—у того и бедки». «Маленькие детки — маленькие белки, а вырастут велики — большие беды будут». Но откуда они — плохие-то? Тут народная мудрость дает четкий ответ: «Каковы батьки-матки — таковы и дитят­ки», «Яблочко от яблони недалеко падает», «Отец — ры­бак, и дети в воду смотрят». -. ''

2-й ведущий: Можно продолжить пословицы: «Ка­ков уродился, таков и пригодился»; «От одной матки, да не одни ребятки», «Знать ворону по полету, скажется птица посвистом», «Пуд мыла изведешь, а род инки не смоешь», «Волком родился, лисой (овцой) не бывать», «Не устанешь детей рожаючи, устанешь, на место са-жаючи», «Детушек воспитать — не курочек пересчи­тать», «Дитятко, что тесто — как замесил, так и вы­росло». Или вот вещее: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Однако: «Глупому сыну и умный отец разума не пришьет». Или: «В худом сыне и отец не волен: его крести, а он — пусти!» (Энциклопедия обрядов и обычаев/Сост. Л.М. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. СПб.: Респекс, 1996.)

3-й ведущий: «Послушай, Зин, не трогай шурина. Ка­кой ни есть, а он — родня»,— поется в популярной песне В. Высоцкого. Авот что за родня — шурин, знает нетсаж-дый. К сожалению, теперь, когда семьи далеко не так велики и патриархально прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили свое значение и определение его зачастую затруднительно. Мы порой не знаем, как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она — жена брата моего мужа, т. е. просто-на­просто невестка — краткое, живое обозначение степени родства. Не владея должным образом «словарем род-

185сгва», мы порою лишаем красок нашу речь и затрудняем себе восприятие литературы, фольклора, мудрости про­шлого, его бытовых традиций.

4-й ведущий: Для облегчения запоминания приводи­мого нами «словаря родства» мы иллюстрируем его мет­кими народными пословицами. Иногда по смыслу они противоречат друг другу. Впрочем, разве не сложна, не противоречива порой сама наша жизнь в семье? А уж с родней чего не бывает! Но советуем помнить: «Ссора в своей семье — до первого взгляда».

Итак, заглянем в «словарь родства»:

Свекор — отец мужа.

Свекровь — мать мужа.

Тесть — отец жены.

Теща — мать жены.

Этим минимумом владеют все, а вот далее...

Сват — отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам*Другого супруга.

Сватья — мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга (сват, сваха (сватья) в родственных отношениях. Не путать со сватом, свахой (сватьей) в свадебном обря­де).

Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Невестка (сноха) — замужняя женщина по отноше­нию к родным ее мужа: отцу, матери, братьям, сестрам, женам братьев и мужьям сестер.

Деверь —.брат мужа.

Золовка — сестра мужа.

Шурин — брат жены.

Свояченица — сестра жены.

Свояк — муж свояченицы.

Брат—каждый из сыновей, имеющих общих родите­лей.

Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей. Сын род­ного дяди и родной тетки.

186

Кузен — двоюродный брат, а также дальний кровный родственник в одном колене с кем-либо (употреблялось в буржуазно-дворянском быту; фр. сошш).

Кузина — двоюродная сестра (фр. сошше).

Троюродный брат — сын двоюродного дяди или дво­юродной тети.

Сестра — дочь одних и тех же родителей по отноше­нию к их другаМ1детям. ., Двоюродная сестра — дочь родного дяди или тети.

Троюродная сестра—дочь двоюродного дяди или дво­юродной тети.

Единоутробные (брат, сестра) — имеющие общую мать, но разных отцов. (.

Единокровные (брат, сестра) — имеющие общего опт, но разных матерей.

Сводные (брат, сестра) — являющиеся братом (сест­рой) по отчиму или мачехе.

Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или се­стры (родных, двоюродных, троюродных), соответствен' но ребенок двоюродной сестры (брата) — двоюродный племянник и т. д.

Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры.

Дядя — брат отца или матери по отношению к пле­мянникам; муж тетки. Соответственно — двоюродный дядя, двоюродный брат отца или матери и т. д.

Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по от­ношению к дедуили бабушке. Соответственно двоюрод­ный внук (внучка)—сын, дочь племянника или племян­ницы.

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Двоюродный дед — дядя отца или матери.

Бабка (бабушка) — мать отца или матери.

Двоюродная бабушка — тетя отца или матери.

Мачеха — жена отца по отношению к его детям от другого брака, неродная мать.

Отчим — муж матери по отношению к ее детям от другого брака, неродной отец.

187

Пасынок—неродной сын одного из супругов, приходя­щийся родным другому.

Падчерица — неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родной другому.

Приемный отец (мать)— усыновившие, удочерившие кого-либо.

Приемный сын (дочь)—усыновленные, удочеренные кем-либо.

Приемный зять (примак) — зять, принятый в семью жены, живущий в доме жены.

1-й ведущий: А теперь обратимся к народной мудрос­ти; пословицам и поговоркам, отражающим всю много­гранность семейных отношений:

«Свекор кропотлив, свекровь журлива, деверь пере­смешник, золовка смутлива, ладушка (муж) ревнив», «Первая зазнобушка — свекор да свекровушка; другая зазнобушка — деверь да золовушка», «У лихой свекрови исзади глаза», «Невестке на отместку», «Свекор-батюш-ка — застоюшка, свекровь-матушка — заборойушка» (это говорит невестка, «подлизываясь»), «Помнит свек­ровь свою молодость и снохе не верит», «Свекор — гроза, а свекровь выест глаза*, «Деверь невестке — обычный друг», «Золовки-колотовки, побей головки», «Золовка хитра на уловки», «Мы не в лиху сноху: что бог подаст, то и людям» (слова золовок), «Сношенька у свекра — гос­поже нка».

2-й ведущий: А вот что еще говорят русские народные пословицы и поговорки: «Первого сына женит отец-мать, а второго — сноха» (т. е. отзыв ее о свекрах), «Все в семье спят, а невестке молоть велят.», «Чай, усIала, мо­ловши, невестушка, поди-ка потолки!» (говорит свек­ровь), «Пусть бы невестка и дура, только бы огонь по­раньше дула», «Два свояка, а промеж их — собака», «Свояки до дележа братья».

«Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит», «Зять да шурин — черт их судит!», «Шел муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем: много ль всех?» (трое), «Шуринов племянник как зятю родня?» (сын).

«1Ърько живется от мачехи пасынку, а не сладко и ма­чехе от пасынка», «Родных много, а пообедать не у кого» (или:«... а голова одинока»), «Дочерины дети милее сво­их», «Где бабка ни бери, а внука корми!», «Была б моя бабуся — никого не боюся; бабушка — щиток, кулак — молоток» (т. е. заступница). «Кто бабке не внук» (кто без­грешен) , «Шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внуч­кой, мать с дочкой, да дочь с отцом, а всего четверо», «Корми деда на печи — и сам будешь там».

«Братская любовь пуще (лучше) каменных стен», « Сы н отца умнее—радость, а брат брата — зависть», «Не смейся, брат, чужим сестрицам: своя в девицах», «Два брата на медведя, а два свата (св'ояка) — на кисель», «Чуж-чуженин, а стал семьянин» (зять), «Одно дитя — рожсное (дочь), другое — суженое"» (зять), «Зять да сват у тещи — первые гости», «Зять на двор — пирог на стол», «Нет черта в доме — прими зятя», «У наших зятей много зате|г».

«Вся семья вместе, так и душа на месте», «Русский человек без родни не живет», «На что и клад, коли в се­мье лад», «Советно жить — время коротать», «Вместе тошно, а розно скушно».

3-й ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у вели­ких н царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницыо любви, жизненных тра­дициях и героизме. • .

Мы попросим наших гостей кратко рассказать об одной из интересных страничек их семьи. (Ведущий или классный руководитель просит одного из родите­лей выступить с пятиминутным выступлением-воспо­минанием.)

4-й ведущий:'Спасибо огромное,... (называет имя и отчество выступавшего), за вашу удивительную историю. Ребята, а вы обратили внимание, какое красивое имя у нашего гостя? 2. По страницам тсторши тяня я фамилия

Еще в древности, чтобы дать имя своему ребенку, ро­дители ломали голову не один день. На Руси в давние времена регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал не­сколько имен святых, которые значилисьвспециальной книге — Святцах — на день рождения ребенка. Напри­мер, 14 марта — это день Евдокия. Между прочим, Евг докией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговор­ка: «Пришла Евдокия — мужику затея, соху точить, бо­рону чинить!» (Обращаясь к девочке.) Дуняша, мы по­здравляем тебя с таким замечательным именем.

1-й ведущий: Ребята, а вы представляете, как волно­вались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежны. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — значит «мирными», Еленами — «светлыми», Екатерина­ми — «чистыми»

2-й ведущий: Ая попрошу подняться всех «победите­лей», т.е. Николаев я Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагает­ся простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет.)

3-й ведущий: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чай­ке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных во­инов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древне­еврейское слово, которое переводится как «Бог помило­вал».

4-4 ведущий: Да, мы чуть не забьши, что у каждого из нас есть фамилия! Происхождение фамилий тоже ухо­дит корнями в историю.

Существует ли какой-то знак привязанности каждо­го из нас к древности? Несомненно! Это имя, отчество,

190

 

а главное — фамилия. Никто, кроме историков, не по­мнит об исчезнувшем степном народе половцах, а По-ловцевы — здравствуют и поныне. 1Ърдится человек сво­ей архисовременной фамилией Поршнев, а ей уж тысяча лет. Епанечников, Звездочетов, Кожемякин, Круподе-ров, Ловчев, Откупщиков — невозвратной древностью веет от многих современных фамилий.

Слово «фамилия» означает семья, семейство, обще­семейное имя. На заре нашей государственности как та­ковых фамилий не было, их заменяла имена и прозви­ща. Такиписали: «сотник, прозвище Блоха»; «Неупокой Карга»; «Первой Добрыня, эовомый Чернобровеи». Не позднее X века появились и отчества на -нч — тоже вме­сто фамилий,—прослеживаемые в последующие столе­тня: Сотко Светинич, Кснятин Хотович, Васко Буслае-вич, Даньслав Лазутич, Внезд Ячиннч. Образовывались отчества-фамилии (и не только на -нч) и от женских имен: Васко Варварин, Сенка Орннин, Якуш Софьин, Данилко Квтюшян. Любопытно, что имена Вера, Малю-та, Чернавка, Томила были встарь еще и мужскими.

1-й ведущий: Еще три столетия тому назад каждый человек мог значиться в документах, где были указаны: 1) крестильное имя; 2) имя, прозвище или профессия отца; 3) собственное прозвище; 4) место рождения; 5) на­циональность; 6) профессия иди должность. Так и обра­зовалось подавляющее большинство русских фамилий. Правда, почти все те, что родились от крестильных имен, исконно русскими не назовешь: и Александр, и Григо­рий, и Леонид, и Фрол, и около тысячи других «переда­ны» нам по наследству византийской церковью вместе с принятием православия. К сожалению, среди них нема­ло режущих ухо, неблагозвучных: Авднфакс, Авиафнн, Агафопус, Акакий, Акепсим, Асклигоюдот, Гояиндуха, Евундий, Сосипатр, Фифаил, Фусик, Христонула, Худи-он, Яздундокта. Уже и церковь давно не настаивает на присвоении их младенцам, а фамилии-то не сотрешь! Сюда нужно прибавить причудливые фамилии право­славного духовенства: Экземпляров, Велосипедов, Со­кратов, Нарциссов, которые давались в семинариях.

191Мы привыкли, что нынешние русские фамилии, как правило, оканчиваются на -ов/-ев или -ин. Но оказыва­ется, до сих пор сохранились в неприкосновенности и те формы, что были тысячу лет назад: Бегун, Варенье, Грань, Дратва, Жаворонок, Кривич, Лагерь, Маляр, Не­деля, Окорок, Просвира, Ремень, Сластен, Татарин, Упырь, Хоть, Цаца, Чепура, Шатоха, Щегол, Ярь. Вот какой устойчивый наш язык!

Не следует удивляться, что фамилия может быть мно­гозначной — в разных краях державы одно и то же слово толкуется по-разному. Главное же надо помнить неукос­нительно: любая нынешняя фамилия не зависит от ее первозначения, она вне морали, ее не следует стыдить­ся. Мы стали Ведьмаковыми, Злобимыми, Змеевыми, Невежиными, Неустроевыми, Язвиными лишь потому, что дальние предки пытались отогнать подобным спо­собом болезни и нечистую силу — к своим-де родичам беды не пристанут. Порою же с течением, времени из­меняется значение фамильной первоосновы: «неудоб­ная» ныне фамилия Блатов означала раньше Болотов; Грабилин — от слова грабли; Жуликов — чернорабочий; Трепачев — треплющий лен!26

2-й ведущий: Вот теперь, когда мы освежили память об истории возникновении имен и фамилий, можно по­говорить и о серьезном. На Руси в семьях всегда царило чувство уважения к старшим членам семьи: слово отца было законом для сына. А нерадивых ребятишек частень­ко секли розгами.

В наши дни традиция уважения к старшим членам семьи незаметно исчезает. А зря, ведь старшие имеют жизненный опыт и прислушиваться к их мнению надо всегда. В абсолютном большинстве родители желают добра своим детям и, конечно же, мечтают, чтобы их дети прожили жизнь немного лучше, чем их родители.

Правда, иногда родители забывают о своих прямых обязанностях...

к Грушко К.А., Медведев Ю.М. Словарь фамилий. — Нижний Нов­город: «Три богатыря* и «Братья славяне*, 1997.

192

3-й ведущий: Внимание, у нас в классе сформировано несколько микрогрупп. Вот мы и предложим им первое задание: какая из микрогрупп грамотней ответит на наши вопросы? (На вопросы отвечает один представи­тель от микрогруппы, участник второй группы не дол­жен повторять предыдущего, а лишь грамотно его ис­правлять или добавлять. Символических победителей конкурса определяет классный руководитель вместе с приглашенными родителями.)

• Какой закон регламентирует семейные отношения в нашей стране?

• Как в Семейном кодексе РФ определены права и обязанности родителей?

• С какого возраста можно вступать1 в брак и каковы условия вступления в брак в Российской Федерации?

• Какова административная ответственность родите­лей за ненадлежащее воспитание детей?

(Ответы на эти вопросы можно найти в текстах сце­нариев главы 3 данной книги.)

4-й ведущий: А теперь более шуточное задание: каж­дая микрогруппа подготовила оригинальное выступле­ние-шутку на семейную тематику. Предоставляем им слово.

После выступления микрогрупп классный руководи­тель подводит итоги классного часа, благодарит участни­ков и гостей за участие в работе классного часа. Возможно символическое награждение отличившихся ребят — ус­ловных победителей выступлений-шуток и конкурса знатоков семейного права. '

7. Эж 391

193


 

Познавательный классный час «Древо жизни , или моя

Познавательный классный час «Древо жизни , или моя

Не владея должным образом «словарем род- 185 сгва», мы порою лишаем красок нашу речь и затрудняем себе восприятие литературы, фольклора, мудрости про­шлого, его бытовых традиций

Не владея должным образом «словарем род- 185 сгва», мы порою лишаем красок нашу речь и затрудняем себе восприятие литературы, фольклора, мудрости про­шлого, его бытовых традиций

Дед (дедушка) — отец отца или матери

Дед (дедушка) — отец отца или матери

Спасибо огромное,... (называет имя и отчество выступавшего), за вашу удивительную историю

Спасибо огромное,... (называет имя и отчество выступавшего), за вашу удивительную историю

Сюда нужно прибавить причудливые фамилии право­славного духовенства:

Сюда нужно прибавить причудливые фамилии право­славного духовенства:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024