Познавательный проект "Маленькие исследователи"
Оценка 4.8

Познавательный проект "Маленькие исследователи"

Оценка 4.8
docx
05.02.2024
Познавательный проект "Маленькие исследователи"
ПРОЕКТ Маленькие исследователи.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Маленькие исследователи» 

 

 

 

 

 

Воспитатели: Чернова Н.Ю.

       Разгайлова Е.А.

 

 

 

 

 

г. Каменск – Уральский

2024 год

Краткосрочный образовательный проект

 «Маленькие исследователи»

 

Тип проекта: познавательный

 

Возраст детей: старшая группа

 

Продолжительность проекта: краткосрочный

 

Период выполнения: 05.02.2024 – 09.02.2024

 

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

 

Принципы внедрения проекта:

• доступность;

• наглядность;

• систематичность;

• учет возрастных особенностей.

 

Актуальность:

 

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Во время проведения эксперимента дети обогащают память, активизируют мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

 

Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

 

Задачи проекта:

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

·                   Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

·                   Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

·                   Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

·                   Создание карточек для самостоятельного экспериментирования.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

·                   Определить эффективность проведенной работы

·                   Провести анализ полученных результатов.

Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут

 

Ожидаемые результаты.

 

·                   Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

·                   Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

·                   У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

 

«Куда делись чернила?»

 

Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

 

«Цветы лотоса»

 

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

«Делаем облако»

 

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх.

Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

 

«Понятие об электрических зарядах»

 

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

 

«Танцующая фольга»

 

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

 

Взаимодействие с семьями воспитанников:

 

1. Папка-передвижка с QR кодом «Наука в жизни ребенка»

2. Фотоколлаж «Я – исследователь»

3. Информационный стенд «Проведи время с детьми «Хочу все знать» (найти ответ на вопрос ребенка)

4. Буклет для родителей «Домашняя лаборатория»


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83»

Краткосрочный образовательный проект «Маленькие исследователи»

Краткосрочный образовательный проект «Маленькие исследователи»

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности

Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться

Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024