Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 83»
Проект
«Маленькие исследователи»
Воспитатели: Чернова Н.Ю.
Разгайлова Е.А.
г. Каменск – Уральский
2024 год
Краткосрочный образовательный проект
«Маленькие исследователи»
Тип проекта: познавательный
Возраст детей: старшая группа
Продолжительность проекта: краткосрочный
Период выполнения: 05.02.2024 – 09.02.2024
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Принципы внедрения проекта:
• доступность;
• наглядность;
• систематичность;
• учет возрастных особенностей.
Актуальность:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Во время проведения эксперимента дети обогащают память, активизируют мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
· Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
· Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
· Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
· Создание карточек для самостоятельного экспериментирования.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
· Определить эффективность проведенной работы
· Провести анализ полученных результатов.
Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 25 минут
Ожидаемые результаты.
· Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
· Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
· У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
«Куда делись чернила?»
Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
«Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
«Делаем облако»
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх.
Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
«Понятие об электрических зарядах»
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.
«Танцующая фольга»
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Папка-передвижка с QR кодом «Наука в жизни ребенка»
2. Фотоколлаж «Я – исследователь»
3. Информационный стенд «Проведи время с детьми «Хочу все знать» (найти ответ на вопрос ребенка)
4. Буклет для родителей «Домашняя лаборатория»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.