Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература +1
Детсад
10.11.2018
Цель проекта «Русские народные сказки»: воспитание у детей любви к русским народным сказкам, развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.Описание проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
проект РНС.docx
Познавательный проект «Русские народные сказки»
(в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
МАОУ «ДС № 449 «Олимпиец» г. Челябинска»
воспитатель 1 кв. категории Старикова Ю. А.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя).
Тип проекта: познавательный, групповой.
Участники проекта: воспитатель Старикова Ю. А., дети второй младшей группы
«Пчёлки»; родители воспитанников группы.
Актуальность проекта:
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,
агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием
далеко не нравственных мультфильмов, западной культуры у детей искажены
представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Ведь на
сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных
мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного,
эстетического воспитания детей. Они формируют поведенческие стереотипы будущих
членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно
русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Сказка всегда способствовала развитию позитивных межличностных отношений,
социальных умений и навыков поведения, духовнонравственных качеств личности
ребенка, которые определяют его внутренний мир, и остается одним из самых доступных
средств для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги, и
родители. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о сказках: «Это – первые и
блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы ктонибудь был в
состоянии состязаться… с педагогическим гением народа».
Сказка учит морали с детства, различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит,
она всегда будет востребованная и актуальна. Она является очень важным проводником
жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально – личностном развитии. Сказка рассматривается как средство нравственного
воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих
способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим
миром.
Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н. Стрелкова, А.М.
Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают
читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. Знакомясь с
художественной литературой, дети знакомятся с таким нравственными понятиями, как
добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость.
В работе с дошкольниками, на мой взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это
вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать
их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности
восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно
образную значимость. Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е.
выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих,
воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае. Формы
использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не
обсуждая, чтобы дошкольник еще какоето время побыл в мире сказки и сам подумал о
том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить
и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е.
«примерить» на себя роль героя. Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют
слушателей задуматься, наводят на размышления.
Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с
помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям
возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы
затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются
русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой
«Топотушки», Е. Ильиной «Топтоп». Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет
просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. Чем лучше будет знать
каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет
соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными
впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения. Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств, для
полноценного развития ребёнка.
Цель проекта: воспитание у детей любви к русским народным сказкам, развитие
устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства.
Для реализации цели мы определили следующие задачи:
образовательные:
расширить представление детей о сказках;
прививать любовь к книге;
формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
обогащать и расширять словарный запас детей.
развивающие:
развивать умения применять свои знания в беседе;
развивать у детей образное мышление, творческие способности;
воспитательные:
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
воспитывать культуру речи.
Методы реализации проекта
Словеснообразный метод:
чтение сказок с элементами инсценирования;
беседы;
проведение разнообразных игр.
Нагляднодейственный метод:
рассматривание книжных иллюстраций;
проведение дидактических, подвижных игр; чтение педагогом художественной литературы;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Практический метод:
проведение игр (дидактических, малоподвижных, подвижных);
оформление в группе с помощью родителей «Библиотеки сказок»;
оформление «Книжкиной больницы»;
продуктивная деятельность по теме проекта (помощь в ремонте книг, рисование на песке,
конструирование из песка).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
организация родителей на участие в проекте;
подготовка всех участников проекта к его реализации;
создание предметно развивающей среды: демонстрационного материала, подбор
литературы, использование интернет ресурсов, игр по развитию речи;
пробуждение интереса к русским народным сказкам;
формирование чувств национального достоинства, и так же развитие социальных
компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
презентация данного проекта.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
формулировка цели и задач проекта;
составление плана реализации проекта;
чтение русских народных сказок дома и в саду;
рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»; привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, к созданию «библиотеки
сказок» в группе, на выставке в группе были представлены книги наших малышей, и во
время проекта она пополнялась новыми экземплярами, эти книги и читали ребятам.
Основной:
Рассматривание домов (по сказке «Заюшкина избушка»): выделение структуры, частей,
материала для строительства, различие во внешнем виде декоре.
Чтение сказок, обсуждение коллизии; поддерживание эмпатии к персонажам;
рассматривание иллюстраций.
Рассматривание и описание иллюстраций в книгах.
Цель: помочь в составлении описания предмета, нарисованного на картинке, выделяя
существенные признаки; четко и правильно произносить сочетание звуков [из]; уместно
употреблять в описательной речи предлог [из].
Игра «Кукла Катя с книгой».
Цель: воспитание бережного отношения через сюжетную игру с куклой, развитие умения
правильно пользоваться книгой.
Проблемная ситуация «Книжкина больница».
Цель: помочь применить полученные знания в игровой ситуации, заботиться о книгах;
развивать речевую активность; способствовать формированию навыка заклеить книгу,
закреплять знание о том, что если книга порвалась, необходимо ее заклеить.
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование «Свойства
песка».
Цель: расширить знания детей о том, что сухой песок сыпется, не лепится, из мокрого
песка можно сделать прочную постройку.
Рассказывание сказки «Репка».
Цель: рассматривать иллюстрации книги, помочь детям с ответами на вопросы воспитателя
по содержанию сказки о том, как называется сказки, про кого она.
Рассказывание сказки «Теремок». Цель: воспитывать умение высказываться, не перебивая друг друга, говорить спокойно.
Поощрять попытки детей рассказывать об изображенном на картине, отвечать на вопросы
воспитателя, способствовать формированию фразовой речи.
Музыкальная гимнастика «Антошка».
Цель: помочь в развитии самостоятельной двигательной активности.
Пальчиковая игра «Сорока белобока».
Цель: приобщать детей к устному поэтическому творчеству; развивать моторику пальцев
рук.
Игра с элементами драматизации «Путешествие в сказку».
Цель: создать условия для развития творческих способностей детей через сказки; помочь
перенести сюжет сказки в игру; развивать память, внимание, речь, мышление, координацию,
двигательную активность.
Итоговое мероприятие домашнее изготовление родителями совместно с детьми закладок
для книг.
Заключительный:
оформление книжного уголка в группе;
оформление театрализованного уголка в группе;
изготовление дидактических игр по сказкам;
подведение итогов;
определение эффективности проделанной работы в ходе реализации проекта;
презентация проекта в ДОО и на сайте группы.
Практическая значимость заключается в том, что материалы разработанного
проекта могут быть использованы воспитателями и педагогами ДОУ при организации
образовательновоспитательной деятельности детей дошкольного возраста, использование
новых форм работы со сказками. Планируемые результаты
Дети:
познакомятся с русскими народными сказками;
у детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций;
через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло;
характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;
повысится число детей с активной речью, увеличится словарный запас;
совместная деятельность будет способствовать детскородительским отношениям;
повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Родители воспитанников:
больше уделяют времени для чтения сказок;
активно принимают участие в жизни группы;
с удовольствием посещают различные мероприятия.
Свою работу над проектом я начала с составления плана реализации проекта.
Наше знакомство со сказками проходило через чтение книг, просмотр
мультфильмов по сказкам, их драматизацию с использованием разных видов театров:
кукольный театр, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, «театр шапочек». С целью
закрепления знаний о русских народных сказках использовались дидактические игры:
«Угадай сказку по картинке», «Продолжи сказку», «Найди сказку» (развивают речь,
мышление, воображение).
Для активизации мыслительных процессов, развития речи, памяти загадывались
загадки, которые показали, насколько хорошо дети знают русские народные сказки.
В самостоятельной и совместной деятельности воспитателей с детьми
рассматривались альбомы «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей),
«Потешки» (в рисунках детей и родителей), «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
воспитывалось желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, развивались умения использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы,
формировать навык связанной речи.
Вспомнили знакомые сказки, где герои попадали в беду или проблемную ситуацию
по различным причинам: в сказке «Репка» говорили о взаимопомощи и взаимовыручке, о
желании оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. А в сказке «Волк и
семеро козлят» выяснили, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.
Дети активное участие принимают в подвижных играх: «У медведя во бору»,
«Карусель», «Зайка беленький сидит», «Нет у зайки рукавиц». В организации игр
используем шапочки для героев.
В самостоятельной деятельности:
дети раскрашивали иллюстрации из сказок;
играли в игру «Волшебные сказки»; составляли сказки с помощью паззлов, кубиков;
строили из крупного строителя дорожки для героев сказки.
С помощью воспитателя учились рассказывать сказки, используя театральные
шапочки.
Провели выставку книг детского сада по русским народным сказкам.
Инсценировали сказку «Колобок» с музыкальным сопровождением. Игры такого характера
помогают вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса,
мимику.
Результаты реализации проекта:
на протяжении всего проекта проведены следующие мероприятия:
чтение детям русских народных сказок;
с участием родителей создана «Библиотека сказок»;
оформление «Книжкиной больницы»;
для родителей оформлена консультация в родительском уголке «Сказка – это чудо!»;
размещение фотоотчёта проекта на сайте группы «Пчёлки». В группе были созданы необходимые условия по формированию у дошкольников
представлений о сказках с использованием игрового материала. Наблюдается
заинтересованность детей к сказкам, к играм по сказкам. У детей сформированы знания по
содержанию сказок: дети используют элементы сказок в сюжетноролевых играх, играх
используют настольнопечатные игры и
драматизациях,
играхинсценировках,
театрализованные. У детей развились любознательность, творческие способности,
познавательная активность, коммуникативные навыки.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой.
Ведь родители являются участниками образовательного процесса в ДОУ. Особую роль в
своей педагогической работе мы отвели просвещению родителей, консультациям по
использованию в воспитании сказок, разъяснили им большую значимость семейного чтения,
подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных
эмоций. Мы обратили внимание родителей на важное значение сказки в развитии
внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекли
родителей к оформлению книжного уголка. В дальнейшем чтение сказок может стать
доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое
привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и
резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.
Литература:
1. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2–5 лет. М., 2007
с.256.
2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. Дошкольное
воспитание, 2005 № 5 с.28.
3. Интернетресурсы (картинки).
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Познавательный проект «Русские народные сказки» (в рамках реализации тематической недели «Книжкина неделя»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.