ППк-вариативность форм индивидуального сопровождения учащихся

  • doc
  • 14.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление на МО Павленко И.А..doc

Выступление на МО педагогов-психологов «ППк - вариативность форм индивидуального сопровождения обучающихся»

Современная система образования нашей страны ориентирована на повышение качества предоставляемых услуг образовательными организациями, на реализацию индивидуального и личностного подхода в воспитательном и образовательном процессах детского сада, школы, на доступность образовательных услуг каждому обучающемуся через реализацию инклюзивного образования. Образовательное пространство стремится, чтобы каждому ребенку было удобно получать знания без необходимости подстраиваться под систему.

В то же время данные преобразования побуждают педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых подходов в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, в организации комплексного подхода к сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.

В образовательной организации, реализующей инклюзивное обучение, необходима работа психолого-педагогического консилиума для создания системы комплексного сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации и поведении. Слаженная работа специалистов психолого-педагогического консилиума одно из важных условий реализации на практике инклюзивных подходов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальной модели оказания психолого-педагогической помощи.

 

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной организации

 

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

 

Вариант 1: по заключению ПМПК

Обучающийся прошел комплексное психолого-медико-педагогическое обследование на ПМПК и получил статус – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья Имеется коллегиальное заключение ПМПК, определены специальные условия получения образования, рекомендованы АООП и программа сопровождения специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и т.д.)

 

Алгоритм действия психолого-педагогического консилиума: (дополняет, конкретизирует рекомендации ПМПК):

·        обеспечивает разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;

·        конкретизирует предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в школе / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе;

·        дополняет           рекомендации   ПМПК    другими   условиями психолого- педагогического сопровождения в рамках компетенции школы;

·        оказывает психолого-педагогическую помощь обучающимся, консультирует участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания коррекционно- педагогической работы.

 

   

  (Предоставлены медицинские справки ВК, копия справки о наличии у ребенка инвалидности, копия ИПРА ребенка с инвалидностью).

Алгоритм деятельности ППк:

·        реализует мероприятия, предусмотренные ИПРА ребенка-инвалида в части психолого- педагогической реабилитации и абилитации;

·        консультирует детей и их родителей (законных представителей);

·        организует коррекционно-развивающие занятия;

·        осуществляет контроль динамики развития;

·        рекомендует (при необходимости) обследование на ПМПК;

·        организует дополнительную двигательную нагрузку в течение учебного дня / снижает двигательную нагрузку;

·        предоставляет дополнительные перерывы для приема пищи, лекарств, специальных процедур;

·        снижает объем задаваемой на дом работы;

·        предоставляет услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь; предусматривает дополнительный выходной день (на основании справки ВК из учреждения здравоохранения);

·        создает другие условия.

Вариант 3: организации психолого-педагогического сопровождения для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

 

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, не имеющие выраженных отклонений в развитии и не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая может быть оказана им в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они обучаются.

В соответствии с этим, психолого-педагогический консилиум организует проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся, разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно- измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.

Психологическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации должно учитывать актуальное психоэмоциональное состояние обучающегося, ресурсы и дефициты в развитии. Характер и длительность коррекционно-развивающей работы педагог-психолог определяет исходя из необходимости для конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями в отношении отдельных навыков, сфер, организацию взаимодействия в среде сверстников, необходимость гармонизации межличностных и или внутриличностных отношений, а также на создание безопасной психологической среды.

 

Задачами психологического сопровождения могут быть следующие:

·        развитие          коммуникативных навыков/     навыков взаимодействия с  детьми/ взрослыми

·        коррекция и развитие коммуникативной сферы/навыков

·        развитие/ коррекция коммуникативных и социальных навыков

·        коррекция /формирование коммуникативных компетенций

·        коррекция негативного отношения к общению с детьми /взрослыми

·        обучение навыкам совместной деятельности

·        развитие социально-личностной компетентности

·        помощь в адаптации к условиям школьной/ социальной среды

·        коррекция/ профилактика нежелательного поведения

·        коррекция поведения ребенка в условиях образовательной организации

·        коррекция эмоционально-аффективной сферы

·        развитие навыков произвольного поведения

·        развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля

·        коррекция агрессивности

·        коррекция тревожности и повышенной агрессивности

·        развитие навыков социального взаимодействия

·        помощь в адаптации к условиям школьной/ социальной среды

·        коррекция эмоционального состояния (указать какое)

·        коррекция и развитие сферы самооценки и самоотношения

·        коррекция трудностей самореализации и преодоление неуверенности,

·        раскрытие творческого потенциала и повышение самооценки

·        коррекция эмоционально-волевой сферы

·        коррекция эмоциональной сферы

·        коррекция личностной сферы

·        повышение учебной мотивации

·        развитие любознательности, активности, самостоятельности

·        развитие функций программирования и контроля

·        повышения познавательной активности

·        развитие работоспособности, произвольности

·        развитие познавательного интереса

·        коррекция и развитие произвольной регуляции деятельности

·        консультирование родителей по стратегиям выстраивания детско-родительских отношений / по развитию детско-родительских отношений

·        консультирование родителей по вопросам развития ребенка

 

Социально-педагогическое сопровождение по рекомендации ППк может включать следующие направления:

·        мониторинг социальной ситуации развития

·        профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения обучающегося

·        повышение уровня правовой грамотности обучающегося

·    профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения обучающегося, повышение уровня правовой грамотности обучающегося и его семьи

·    координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.

 

Эффективная деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк)  гарант обеспечения права обучающихся на получение качественного образования и создание необходимых условий обучения и воспитания.

 


Скачано с www.znanio.ru