Выступление на МО педагогов-психологов «ППк - вариативность форм индивидуального сопровождения обучающихся»
Современная система образования нашей страны ориентирована на повышение качества предоставляемых услуг образовательными организациями, на реализацию индивидуального и личностного подхода в воспитательном и образовательном процессах детского сада, школы, на доступность образовательных услуг каждому обучающемуся через реализацию инклюзивного образования. Образовательное пространство стремится, чтобы каждому ребенку было удобно получать знания без необходимости подстраиваться под систему.
В то же время данные преобразования побуждают педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых подходов в оказании индивидуальной помощи каждому ребенку во время получения им образования, в организации комплексного подхода к сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
В образовательной организации, реализующей инклюзивное обучение, необходима работа психолого-педагогического консилиума для создания системы комплексного сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации и поведении. Слаженная работа специалистов психолого-педагогического консилиума – одно из важных условий реализации на практике инклюзивных подходов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальной модели оказания психолого-педагогической помощи.
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
Обучающийся прошел комплексное психолого-медико-педагогическое обследование на ПМПК и получил статус – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья Имеется коллегиальное заключение ПМПК, определены специальные условия получения образования, рекомендованы АООП и программа сопровождения специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и т.д.)
Алгоритм действия психолого-педагогического консилиума: (дополняет, конкретизирует рекомендации ПМПК):
· обеспечивает разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
· конкретизирует предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в школе / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе;
· дополняет рекомендации ПМПК другими условиями психолого- педагогического сопровождения в рамках компетенции школы;
· оказывает психолого-педагогическую помощь обучающимся, консультирует участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания коррекционно- педагогической работы.
(Предоставлены медицинские справки ВК, копия справки о наличии у ребенка инвалидности, копия ИПРА ребенка с инвалидностью).
· реализует мероприятия, предусмотренные ИПРА ребенка-инвалида в части психолого- педагогической реабилитации и абилитации;
· консультирует детей и их родителей (законных представителей);
· организует коррекционно-развивающие занятия;
· осуществляет контроль динамики развития;
· рекомендует (при необходимости) обследование на ПМПК;
· организует дополнительную двигательную нагрузку в течение учебного дня / снижает двигательную нагрузку;
· предоставляет дополнительные перерывы для приема пищи, лекарств, специальных процедур;
· снижает объем задаваемой на дом работы;
· предоставляет услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь; предусматривает дополнительный выходной день (на основании справки ВК из учреждения здравоохранения);
· создает другие условия.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся, не имеющие выраженных отклонений в развитии и не относящиеся к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеют право на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая может быть оказана им в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых они обучаются.
В соответствии с этим, психолого-педагогический консилиум организует проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся, разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно- измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося; другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции школы.
Психологическое сопровождение обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации должно учитывать актуальное психоэмоциональное состояние обучающегося, ресурсы и дефициты в развитии. Характер и длительность коррекционно-развивающей работы педагог-психолог определяет исходя из необходимости для конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями в отношении отдельных навыков, сфер, организацию взаимодействия в среде сверстников, необходимость гармонизации межличностных и или внутриличностных отношений, а также на создание безопасной психологической среды.
Задачами психологического сопровождения могут быть следующие:
· развитие коммуникативных навыков/ навыков взаимодействия с детьми/ взрослыми
· коррекция и развитие коммуникативной сферы/навыков
· развитие/ коррекция коммуникативных и социальных навыков
· коррекция /формирование коммуникативных компетенций
· коррекция негативного отношения к общению с детьми /взрослыми
· обучение навыкам совместной деятельности
· развитие социально-личностной компетентности
· помощь в адаптации к условиям школьной/ социальной среды
· коррекция/ профилактика нежелательного поведения
· коррекция поведения ребенка в условиях образовательной организации
· коррекция эмоционально-аффективной сферы
· развитие навыков произвольного поведения
· развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля
· коррекция агрессивности
· коррекция тревожности и повышенной агрессивности
· развитие навыков социального взаимодействия
· помощь в адаптации к условиям школьной/ социальной среды
· коррекция эмоционального состояния (указать какое)
· коррекция и развитие сферы самооценки и самоотношения
· коррекция трудностей самореализации и преодоление неуверенности,
· раскрытие творческого потенциала и повышение самооценки
· коррекция эмоционально-волевой сферы
· коррекция эмоциональной сферы
· коррекция личностной сферы
· повышение учебной мотивации
· развитие любознательности, активности, самостоятельности
· развитие функций программирования и контроля
· повышения познавательной активности
· развитие работоспособности, произвольности
· развитие познавательного интереса
· коррекция и развитие произвольной регуляции деятельности
· консультирование родителей по стратегиям выстраивания детско-родительских отношений / по развитию детско-родительских отношений
· консультирование родителей по вопросам развития ребенка
Социально-педагогическое сопровождение по рекомендации ППк может включать следующие направления:
· мониторинг социальной ситуации развития
· профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения обучающегося
· повышение уровня правовой грамотности обучающегося
· профилактика и коррекция асоциального (девиантного) поведения обучающегося, повышение уровня правовой грамотности обучающегося и его семьи
· координация взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Эффективная деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк) гарант обеспечения права обучающихся на получение качественного образования и создание необходимых условий обучения и воспитания.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.