ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одной из отличительных черт особенностей творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста является неспособность к выполнению заданий связанных с заменой объектов, которые описаны в тексте или инструкции, на те, которые соответствуют общему смыслу. По большому счету, такие замены происходят на основе близости внешних признаков, в то время как глобальные изменения в саму ситуацию и сюжет могут не вноситься.
Исходя из выше сказанного, нами была поставлена следующая цель исследования– изучить особенности творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста и определить возможности ролевой игры для развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия творческого воображения в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности и методы развития творческого воображения у слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста.
3. Изучить практические аспекты применения ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать полученные данные.
Исследование проводилось на базе ОКОУ «Курская школа-интернат», расположенной по адресу: Чумаковская ул., 9, Курск. В исследовании приняли участие одна группа слабослышащих детей в возрасте 8 лет в количестве 8 человек (5 мальчиков, 3 девочки).
Перед проведением экспериментального исследования нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого. В данном случае исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, а также проводились беседы с детьми и учителями.
Состав групп испытуемых представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Список детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития первой экспериментальной группы
№ п.п. |
Код |
Возраст |
Степень тугоухости по классификации Л.В. Нейман |
1. |
А К. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени |
2. |
СП. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени |
3. |
Д М. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени |
4. |
ММ. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени |
5. |
ЛТ. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени |
6. |
В С. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени |
7. |
СС. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени |
8. |
И К. |
8 |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени |
Для изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста, нами были выбраны:
1. Методика Э. Торренса «Неполные фигуры»;
2. Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко).
3. Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К.Л. Печора).
При проведении исследования возникла необходимость в адаптации используемых методик: методика Э. Торренса «Неполные фигуры», методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко), которых были адаптированы стимульный материал и инструкции для группы испытуемых.
В качестве основных критериев оценки нами были выделены: общие креативные способности слабослышащих детей младшего школьного возраста; речевое творческое воображение; оригинальность, быстрота, гибкость и вариативность творческого воображения (см. Таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Критерии и показатели оценивания творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Критерии |
Показатели |
Методики |
Креативные способности |
Оригинальность изображений |
Методика Э. Торренса «Неполные фигуры» |
Речевое творческое воображение |
Скорость, необычность, оригинальность, глубина, детализированность образов воображения, богатство фантазии, эмоциональность |
Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко) |
Оригинальность |
Способность ребенка предложить новый замысел в сюжетно-ролевой игре (умение придумать оригинальный сюжет, оригинальное содержание игры, оригинально обыграть игрушку) |
Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К.Л. Печора) |
Быстрота |
Способность быстро адаптироваться в непривычной игровой ситуации (ролевое поведение, решение проблемных ситуаций) |
|
Гибкость |
Способность предложить новое использование для известного объекта, роли, сюжета (способность к смене ролей, замена действий словом) |
|
Вариативность |
Способность предложить новые оригинальные идеи в сюжетно-игровой ситуации (творчество в создании игровой обстановки, использование воображаемых действий, воображаемых предметов и предметов-заместителей) |
Дадим более подробную характеристику каждой диагностической методики.
1. Методика Э. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей (Приложение 1). Данная методика позволяет изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Экспериментальный материал: набор изображений геометрических фигур.
Оценка теста проводится по следующим показателям: рисунки детей определяются в три группы – группа высокого уровня развития творческого воображения (присутствие оригинальных изображений во всех трёх случаях), группа среднего уровня развития творческого воображения (присутствие оригинальных изображений в одном-двух случаях) и группа низкого уровня развития творческого воображения (отсутствие оригинальных изображений).
2. Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко). Цель: исследование речевого творческого воображения (Приложение 2). В ходе методики ребенку необходимо придумать рассказ (сказочный сюжет) о любом живом существе (человеке, животном) на выбор ребенка и устно изложить его за 5 минут. Одна минута при этом отводится на придумывание темы и сюжета истории, после чего ребенку предлагается приступить к самому рассказу.
Фантазия ребенка оценивается в соответствии со следующими признаками: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.
3. Методика «Выявление параметров проявления творчества в игре (К.Л. Печора)» (Приложение 3). Для определения баллов каждого из параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре вводятся следующие условные обозначения: 2 балла - свидетельствует о наличии у ребенка данного параметра; 1 балл - неполное проявление параметра; 0 баллов - отсутствие данного параметра. По итогам определения степени выраженности каждого параметра составляются выводы об уровне развития творчества ребенка в игре - «условно высокий» (21-30 баллов); «условно средний» (11-20 баллов) и «условно низкий» (0-10 баллов).
Параметрами проявления творчества в игре являются следующие: «фаза подготовки к игре», «умение придумать оригинальный сюжет», «ролевое поведение», «способность оригинально обыграть игрушку», «воображаемые действия», «использование предметов заместителей», «обозначение словом предметов-заместителей», «замена действий словом», «воображаемые предметы», «обозначение словом воображаемых предметов», «решение проблемных ситуаций», «оригинальное содержание игры», «способность к смене ролей», «творчество в создании игровой обстановки», «обращение за помощью».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.