ПРАКТИЧ.АСПЕКТЫ ПРИМЕН. РОЛ. ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОР.ВООБР.СЛАБОСЛЫШ.ДЕТЕЙ МЛ.ШК.ВОЗР
Оценка 4.8

ПРАКТИЧ.АСПЕКТЫ ПРИМЕН. РОЛ. ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОР.ВООБР.СЛАБОСЛЫШ.ДЕТЕЙ МЛ.ШК.ВОЗР

Оценка 4.8
docx
27.05.2021
ПРАКТИЧ.АСПЕКТЫ ПРИМЕН. РОЛ. ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОР.ВООБР.СЛАБОСЛЫШ.ДЕТЕЙ МЛ.ШК.ВОЗР
ПРАКТИЧ.АСПЕКТЫ ПРИМЕН. РОЛ. ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОР.ВООБР.СЛАБОСЛЫШ.ДЕТЕЙ МЛ.ШК.ВОЗР.docx

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Одной из отличительных черт особенностей творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста является неспособность к выполнению заданий связанных с заменой объектов, которые описаны в тексте или инструкции, на те, которые соответствуют общему смыслу. По большому счету, такие замены происходят на основе близости внешних признаков, в то время как глобальные изменения в саму ситуацию и сюжет могут не вноситься.

Исходя из выше сказанного, нами была поставлена следующая цель исследования– изучить особенности творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста и определить возможности ролевой игры для развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Для решения проблемы исследования были поставлены следующие задачи:

1.                 Изучить сущность понятия творческого воображения в психолого-педагогической литературе.

2.                 Определить особенности и методы развития творческого воображения у слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста.

3.                 Изучить практические аспекты применения ролевой игры в развитии творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.

4.                 Проанализировать полученные данные.

Исследование проводилось на базе ОКОУ «Курская школа-интернат», расположенной по адресу: Чумаковская ул., 9, Курск. В исследовании приняли участие одна группа слабослышащих детей в возрасте 8 лет в количестве 8 человек (5 мальчиков, 3 девочки).

Перед проведением экспериментального исследования нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого. В данном случае исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, а также проводились беседы с детьми и учителями.

Состав групп испытуемых представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Список детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития первой экспериментальной группы

№ п.п.

Код

Возраст

Степень тугоухости по классификации Л.В. Нейман

1.

А К.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени

2.

СП.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени

3.

Д М.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени

4.

ММ.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени

5.

ЛТ.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени

6.

В С.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени

7.

СС.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени

8.

И К.

8

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 2 степени

 

Для изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста, нами были выбраны:

1.                        Методика Э. Торренса «Неполные фигуры»;

2.                        Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко).

3.                        Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К.Л. Печора).

При проведении исследования возникла необходимость в адаптации используемых методик: методика Э. Торренса «Неполные фигуры», методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко), которых были адаптированы стимульный материал и инструкции для группы испытуемых.

В качестве основных критериев оценки нами были выделены: общие креативные способности слабослышащих детей младшего школьного возраста; речевое творческое воображение; оригинальность, быстрота, гибкость и вариативность творческого воображения (см. Таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Критерии и показатели оценивания творческого воображения слабослышащих детей младшего школьного возраста.

 

Критерии

Показатели

Методики

Креативные

способности

Оригинальность изображений

Методика Э. Торренса «Неполные фигуры»

Речевое творческое воображение

Скорость, необычность, оригинальность, глубина, детализированность образов воображения, богатство фантазии, эмоциональность

Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко)

Оригинальность

Способность ребенка предложить новый замысел в сюжетно-ролевой игре (умение придумать оригинальный сюжет, оригинальное содержание игры, оригинально обыграть игрушку)

Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К.Л. Печора)

Быстрота

Способность быстро адаптироваться в непривычной игровой ситуации (ролевое поведение, решение проблемных ситуаций)

Гибкость

Способность предложить новое использование для известного объекта, роли, сюжета (способность к смене ролей, замена действий словом)

Вариативность

Способность предложить новые оригинальные идеи в сюжетно-игровой ситуации (творчество в создании игровой обстановки, использование воображаемых действий, воображаемых предметов и предметов-заместителей)

 

Дадим более подробную характеристику каждой диагностической методики.

1.                        Методика Э. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей (Приложение 1). Данная методика позволяет изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Экспериментальный материал: набор изображений геометрических фигур.

Оценка теста проводится по следующим показателям: рисунки детей определяются в три группы – группа высокого уровня развития творческого воображения (присутствие оригинальных изображений во всех трёх случаях), группа среднего уровня развития творческого воображения (присутствие оригинальных изображений в одном-двух случаях) и группа низкого уровня развития творческого воображения (отсутствие оригинальных изображений).

2.                        Методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко). Цель: исследование речевого творческого воображения (Приложение 2). В ходе методики ребенку необходимо придумать рассказ (сказочный сюжет) о любом живом существе (человеке, животном) на выбор ребенка и устно изложить его за 5 минут. Одна минута при этом отводится на придумывание темы и сюжета истории, после чего ребенку предлагается приступить к самому рассказу.

Фантазия ребенка оценивается в соответствии со следующими признаками: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов воображения; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов. По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

3.                        Методика «Выявление параметров проявления творчества в игре (К.Л. Печора)» (Приложение 3). Для определения баллов каждого из параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре вводятся следующие условные обозначения: 2 балла - свидетельствует о наличии у ребенка данного параметра; 1 балл - неполное проявление параметра; 0 баллов - отсутствие данного параметра. По итогам определения степени выраженности каждого параметра составляются выводы об уровне развития творчества ребенка в игре - «условно высокий» (21-30 баллов); «условно средний» (11-20 баллов) и «условно низкий» (0-10 баллов).

Параметрами проявления творчества в игре являются следующие: «фаза подготовки к игре», «умение придумать оригинальный сюжет», «ролевое поведение», «способность оригинально обыграть игрушку», «воображаемые действия», «использование предметов заместителей», «обозначение словом предметов-заместителей», «замена действий словом», «воображаемые предметы», «обозначение словом воображаемых предметов», «решение проблемных ситуаций», «оригинальное содержание игры», «способность к смене ролей», «творчество в создании игровой обстановки», «обращение за помощью».

 


 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Исследование проводилось на базе

Исследование проводилось на базе

Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К

Выявление параметров проявления творчества в сюжетно-ролевой игре (К

Методика Э. Торренса «Неполные фигуры»

Методика Э. Торренса «Неполные фигуры»

Максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0

Максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021