ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБ №1 ПРАВОВЕДЕНИЕ
Оценка 4.8

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБ №1 ПРАВОВЕДЕНИЕ

Оценка 4.8
docx
14.12.2021
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБ №1 ПРАВОВЕДЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБ №1 ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИ №1

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА.

Бейтулаевой М.Л.

группа- ЗТО 16

 

1.      Понятие и сущность государства его основные признаки.

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Основные признаки государства:

1. Организация политической публичной власти в обществе:

- государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

- государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти):

- государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах, цель государственной власти обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти)

2.Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет): способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских миль от линии максимального отлива: воздушное пространство на высоте до 100 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6. Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т.п.

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: государство выражает и отстаивает интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказании за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

2.      Возникновения государства: исторический аспект

Общество (в широком смысле) есть совокупность форм совместной деятельности людей. В узком смысле – это определенная форма связей между людьми, объединенных экономическими, семейными, религиозными и иными отношениями и интересами. Например, чем различаются понятия «общество по охране животных» и «российское общество»? В первом понятии под обществом понимается сравнительно небольшая группа людей, объединившихся для общения на основе совместных интересов и целей (т.е. общество – узком смысле). В другом случае под обществом понимается население конкретной страны, объединенное территориальными границами, взаимодействующее между собой на основе многочисленных форм отношений.

Таким образом, общество – это совокупность форм совместной деятельности людей, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их взаимными усилиями.

Всякое общество представляет собой целостный социальный организм, для которого характерна определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей при помощи определенных правил (социальных норм). Период существования первобытного общества был самым длительным по времени этапом в истории человечества. Орудия труда тогда были примитивными, а производительность труда – низкой. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все производимое ими распределялось поровну.

Общественная власть, существовавшая в доклассовом обществе, обладала следующими признаками:

1. Основной ячейкой общества был род. Род – это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, т.к. мать ребенка была известной, а отец – нет. Женщина в этих условиях занимала главенствующее положение (матриархат). Лишь со временем, в связи с улучшением орудий труда, все более значение стала играть физическая сила. А с упорядочением брачных отношений и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу (патриархат).

2. Власть была непосредственно общественной, т.е. строилась на началах первобытной демократии. Органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, военачальники и т.п.). Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели права все взрослые члены рода. Должности вождей и старейшин были не только выборными, но и сменяемыми. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наряду с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали свою долю производимого продукта. Решающим фактором при избрании на должность лидера рода были его личные качества.

3. Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общей собственности и уравнительном распределении продукта.

Присваивающая экономика – это способ хозяйственной деятельности, состоящий в присвоении продуктов растительного и животного мира.

Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось. В этих условиях не могло возникнуть имущественного неравенства.

4. Отношения между членами общества регулировались особыми правилами поведения - обычаями.

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, которое вошло в привычку в результате его многократного применения в течение длительного времени и выражающее интересы всех членов общества и закрепляющее их равенство между собой.

Обычаи не делились на религиозные, традиционные, моральные, ритуальные. Поэтому в науке они получили название мононорм(от греч. Monos – единый).

 

- 2 -

Возникновение государства происходило в несколько этапов:

1. Как уже говорилось, экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общей собственности и уравнительном распределении продукта. Важнейшим этапом развития первобытного общества стал переход от присваивающего хозяйства к производящему). Такое развитие производительных сил получило название неолитическая революция.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему (от собирательства – к пахотному земледелию, от охоты – к скотоводству). В результате этого человек приобрел более надежный источник питания и стал меньше зависеть от сил природы.

Неолитическая революция сопровождалась первым общественным разделением труда: земледелие отделяется от скотоводства.

2. Процесс труда усложняется и для успешного осуществления земледелия необходимо было совершенствовать орудия труда. Производство металлических орудий, а вместе с ними утвари, оружия требовало особых навыков, что привело к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Так произошло второе общественное разделение труда.

3. Увеличение стад и развитие пахотного земледелия стало новым источником богатства, дававшим избыток продукта, которого не могли дать охота и собирательство. В этих условиях стало возможным ведение хозяйства отдельной семьей, когда скот, орудия труда принадлежала уже не роду, а отдельной семье. Так происходит трансформация родовой общины в соседскую, при этом внутри каждой семьи главенствующее положение начинает занимать мужчина как земледелец и скотовод, т.е. на смену матриархальным отношениям приходит патриархат.

4. Излишки оставались у производящей их семьи, в результате чего становится возможным возникновение частной собственности. В условиях возникновения частной собственности земледельцы, скотоводы и ремесленники должны были обмениваться между собой результатами труда. Такой обмен становится периодическим, превращается в отдельный вид деятельности, появляется группа купцов, ставших посредниками между производителями товаров. Так происходит третье общественное разделение труда.

5. Внутри общины процесс накопления излишков у отельных семей приводит к имущественному неравенству. В этих условиях стало возможным для получения прибавочного продукта использовать чужой труд, эксплуатируя других людей. Происходило деление общества на классы – класс господ и рабов.

В условиях классового расслоения возрастает роль городов, которые становятся центрами ремесла и торговли, а вместе с тем начинают выполнять функции государственного управления: руководство общинным земледелием, защита от военных нападений со стороны других городов, взимание налогов, создание органов для рассмотрения споров и т.д. Данные функции выполняют особые органы власти, что, по сути, означает отделение власти от общества, трансформация общественной власти в публичную. Возникает государство.

Таким образом, государство как новая форма жизни общества возникает объективно, в итоге перехода человечества к производящей экономике, в процессе изменения условий жизни общества, появления новых форм труда.

Схема 2 .

Этапы и причины происхождения государства

 

 

 

1. Неолитическая революция

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image015.png

1-ое разделение труда /разделение земледелия и скотоводства/

 

 

 

2. Совершенствование орудий труда, рост производительности труда

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image016.png

2-ое разделение труда /выделение ремесла/

 

 

 

3. Появление излишков

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image017.png

трансформация родовой общины в соседскую

 

 

 

4. Появление частной собственности

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image017.png

3-е разделение труда /выделение класса торговцев/

 

 

 

5. Появление имущественного неравенства, деление общества на классы

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image017.png

трансформация общественной власти в публичную.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image018.png

 

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza12/2370209345475.files/image019.png  

Возникновение государства

 

В России долгое время единственной возможной причиной возникновения государства считался раскол общества на классы. Такой подход был обусловлен господством в юридической науке марксистско-ленинской идеологии. Современная же юридическая наука считает, что раскол общества на классы был причиной возникновения государства лишь в Европе. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Речь идет о «восточном» и «западном» путях возникновения государств. Западный путь прошли народы Европы, а к восточному пути относят не только процесс образования типично восточных стран (Египет, Месопотамия и т.д.), но и Индии, Китая, древних государств Америки.

Первые государства появились на востоке в долинах крупных рек – Нила, Евфрата, Инда и Ганга. На Востоке для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений для искусственного орошения. Объем работ по созданию таких сооружений был велик и их выполнение силами одной семьи или даже общины было невозможно. Поэтому здесь устойчивыми оказались земельная община, как ячейка общественного производства, коллективная собственность. Первые государства Древнего Востока были доклассовыми. Они одновременно эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства.

Основными причинами возникновения государства на Востоке были:

1. потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ;

2. необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей

3. необходимость единого централизованного руководства этими массами

По-другому шел процесс образования государств в Европе. Благоприятные климатические условия позволяли вести обработку земли силами одной семьи. В этих условиях усиливается процесс распада общины. Интенсивно формируется частная собственность, в том числе на землю. Общество делится на классы. Так, в Афинах и Риме (так называемые города-государства) рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины – самая классическая форма возникновения государства: оно вырастает непосредственно из противоположностей классов. В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправные плебеев против родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной мере связанно с завоеванием обширных территорий, для которых родовая организация не была приспособлена. Данная форма возникновения государства не была исключительной: таким же путем появилось государство в Древней Руси и некоторых других странах Европы.

Таким образом, важнейшей закономерностью процесса возникновения государства является неравномерность развития государственности у различных народов. Следовательно, огромноезначение для времени и места появления первых государств имел географический фактор.

3.Основные теории возникновения государства и права

Теологическая теория является наиболее древней из теорий, которая получила распространение в средние века в трудах Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Объясняет происхождение государства божественной волей. Процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Все государи осуществляют свою власть, как исполнители божественной воли, при этом сами являются слугами церкви. Эта теория имеет приверженцев и в настоящее время, выражает официальную доктрину Ватикана. Данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических факторов на государство и практически недоказуема, т.к. построена на вере.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский) рассматривает власть государя как продолжение власти отца в семье. Государство является продуктом естественного развития семьи. Семья произрастает в племя, племя – в государство. Власти государя следует подчиняться, как власти отца. Однако убедительно доказано, что патриархальная семья возникает вместе с государством в период разложения первобытно-общинного строя. Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместное потребление, а государственная власть призвана решать другие задачи.

Договорная теория (Радищев, Руссо, Гоббс, Монтескье) исходит из того, что государство возникло в результате договора, по которому люди, находившиеся до этого в первобытном, «естественном» состоянии отказались от части своих прав и свободы в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, собственность граждан. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и имеют право на защиту своей свободы и собственности. В случае нарушения договора народ имел право на восстание, монарх – на наказание виновных.

С одной стороны договорная теория была шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и власти. Ей присущи такие чисто демократические права, как право на восстание, свержение правителя. Данная теория заложила основы учения о правах человека и развила положение о правовом государстве. Однако, при этом государство рассматривается как продукт исключительно деятельности людей, не принимая во внимание социально-экономические процессы. С другой стороны очевидна идеализация первобытного общества.

Теория насилия (Каутский, Гумплович) объясняет происхождение государства порабощением одних племен другими, отрицая экономические факторы или божественное провидение. Государство призвано обеспечивать поддержку господства над побежденными народами и завоеванными территориями. В результате войн племена превращались в сословия и классы, а покоренное население – в рабов. Действительно, элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств. Однако насилие является не единственной причиной возникновения государства. Часто военное факторы играли второстепенную роль, уступая первенство социально-политическим.

Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд) объясняет происхождение государства особым свойством человеческой психики подчиняться воле более сильной личности. В первобытном обществе вождям, жрецам приписывались магические способности, что создавало условия для психологической зависимости членов общества от указанной элиты. Таким образом, государство представляет собой организацию управления обществом со стороны выдающихся личностей. С одной стороны, государство удовлетворяет потребности большинства людей в подчинении, послушании, а с другой стороны осуществляет подавление несогласных с властью. Но не следует переоценивать роль личности в процессе возникновения государства, ибо сама человеческая личность формируется под влиянием социально-экономических, военно-политических и иных внешних факторов.

Социально-экономическая (материалистическая) теория(Маркс, Ленин)- государство возникает тогда, когда происходит деление общества на классы. С появлением частной собственности власть переходит к богатым людям. Они создают для защиты своих экономических интересов государство, которое служит инструментом осуществления воли имущих, и поддерживает господство одного класса над другим. В данной теории заметно увеличение роли экономических факторов при недооценке психологических, военных религиозных и иных причин.

Ирригационная теория (Витфогель) связывает процесс возникновения государства с необходимостью создания ирригационных сооружений в отдельных регионах (Египет, Китай, Индия), которые не могут существовать без строительства оросительных каналов. Осуществить такие крупномасштабные работы, задействовать огромные массы людей может только государство. При этом происходит формирование многочисленного класса чиновников, служб, которые обеспечивают эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан. Данная теория учитывает влияние географических и климатических факторов на происхождение государства, явно недооценивая экономические, политические и иные факторы. Вместе с тем ирригационные причины были характерны лишь для некоторых регионов Востока.

Органическая теория(Спенсер) получила распространение со второй половины 19 века, когда наука испытывала на себе мощное давление теории естественного отбора Дарвина. Государство- это организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Возникновение государства стало результатом эволюции человека как биологического вида.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет правительство, которое выполняет функции мозга, господствующие классы, выполняющие функцию обороны, и низшие классы, выполняющие функции обеспечения жизнедеятельности организма.

Недостатком органической теории является применение приемов биологии в изучении общества, сведение социальных проблем к проблемам биологическим. достоинством ее является определение общества и государства в качестве сложной системы, состоящей из взаимодействующих элементов.

Таким образом, мы видим, что существует множество теорий по-разному раскрывающих проблему возникновения государства. Такой плюрализм взглядов объясняется спецификой исторических условий, в которых жили авторы этих теорий, а так же их идеологической принадлежностью.

Современные же подходы основываются на невозможности выделения одного главного фактора, способствующего возникновению государства. Существует множество предпосылок образования государств: экономические, экологические, психологические, внешние и т.д. Именно эти предпосылки в совокупности и оказывают решающее влияние на процесс возникновения и развития различных государств.

4 Функции государства

. 1.Через процесс государственного управления государство осущест­вляет свои функции.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства вобществе. В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития, и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Различают следующие основные функции государства:

внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся:

• правоохранительная — поддержание порядка в обществе. Это — основополагающая функция, главная функция первых государств. Современное государство выступает в роли силы, обеспечивающей выполнение законов. Государство пре­секает действия лиц, носящие общественно опасный характер, изолирует преступников от общества, принимает иные меры по поддержанию порядка и безопасности жизни в обществе;

• экономическая — организация экономической жизни. Данная функция также относится к числу фундаментальных. Первые известные государства мира (Египет, государства Месопотамии) имели своей одной из важнейших функций организацию хозяйственной жизни - ирригационного зем­леделия. В дальнейшем экономические функции государства усложнялись - государство поддерживало определенные виды экономической деятельности, чеканило монету, охра­няло рынок от иностранных товаров, собирало налоги.
В XX—XXI вв. государство с помощью законов (в том числе - о бюджете и налогах), иных нормативных актов может оказывать существенное влияние на развитие экономики;






• политическая — обеспечение целостности и сбалансирован­ности того общества, формой которого выступает данное государство. Демократическое государство с помощью пе­риодических выборов выявляет расстановку социальных сил, действующих в обществе, и в результате препятствует их от­крытому столкновению. Кроме этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверени­тета, ведет правотворческую деятельность и официально пред­ставляет население всей страны, тем самым сплачивая его;

• социальная — обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола,
здоровья и т. п. Государство через социальную функцию обеспечивает достойную жизнь, устанавливая минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделения необходимых средств на здраво­охранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для мало оплачиваемых, налаживания четкой работы транспорта и связи;





• экологическая — сравнительно новая функция по сохранению нормальной экологической обстановки в стране, охране природы;

• внешние функции — это основные направления его деятельности на международной арене. Это:

• обороны — обеспечения защиты государства от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет, безопасность и нормальную жизнь граждан;

• поддержания мирового правопорядка — укрепление приемле­мых международных отношений, универсальных правовых, торгово-экономических стандартов с целью создания благо­приятной среды для жизни всех государств и народов;

• представления общества во внешнем мире — осуществление сотрудничества с другими обществами, государствами в са­мых разных сферах жизни.

Вопрос 6. Статус Президента РФ.

Общие полномочия

Согласно Конституции РФ Президент РФ — глава государства.

Основные функции Президента РФ:

Ø выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

Ø принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

Ø обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти;

Ø определять основные направления внутренней и внешней политики государства;

Ø представлять РФ внутри страны и в международных отношениях.

Важнейшая функция Президента РФ — гарантировать соблю­дение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется путем.

Ø обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

Ø обнаружения неконституционности действий каких-либо органов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ;

принятия мер:

• по борьбе с преступностью;

• по защите Конституции РФ, прав и свобод личности.

Общими называются полномочия, которые:

Ø не нуждаются в специальной регламентации;

Ø следуют из статуса главы государства.

К таким полномочиям относятся:

• назначение выборов Госдумы;

• роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы;

• назначение референдума в соответствии с законом;

• право законодательной инициативы;

• подписание федеральных законов;

• обращение к парламенту с ежегодными посланиями.

Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопас­ности, гражданства, наград, помилования:

• осуществление руководства внешней политикой;

• подписание международных договоров и ратификационных грамот;

• принятие верительных и отзывных грамот иностранных дипло­матов;

• введение в соответствии с Конституцией РФ военного или чрез­вычайного положения;

• решение вопросов гражданства и предоставление политического убежища;

• осуществление помилования;

• награждение государственными наградами РФ; присвоение почетных, высших военных и специальных званий.

Важнейший элемент статуса Президента РФ - право личной неприкосновенности:

• Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и другому
преследованию во время осуществления им своих полномочий;

• обладает дипломатическим иммунитетом при поездках за границу;

• его жизнь и деятельность охраняются законом.

Вопрос 7. Специальные полномочия Президента РФ

1. Специальные полномочия - это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых.

2. К специальным полномочиям относятся:

Ø назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ,

Ø право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

Ø принятие решения об отставке Правительства РФ;

Ø представление.

· Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов;

· Госдуме кандидатуры на должность Председателя Централь­ного банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса о его освобождении от этой должности;

· законодательному (представительному) органу субъекта РФ кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ;

Ø назначение на должность судей федеральных судов;

Ø формирование.

· Совета безопасности РФ;

· Администрации Президента РФ,

Ø утверждение военной доктрины;

Ø назначение и освобождение от должности:

· по предложению Председателя Правительства РФ его замес­тителей и федеральных министров;

· высшего командования Вооруженных сил РФ,

· полномочных представителей Президента РФ,

· дипломатических представителей РФ в международных орга­низациях и иностранных государствах.

Вопрос 8. Избрание Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ

1. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок полномочий Президента РФ ограничен 4 годами. Возможно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд.

Ограничение президентского срока - важное демократическое завоевание, препятствующее фактической узурпации власти одним лицом или группой лиц.

Впервые данная практика (ограничивать время пребывания на посту президента только 1 или 2 сроками) была введена в Латинской Америке (например, в Мексике (Конституцией 1917 г.) было разрешено быть президентом только один 6-летний срок). Схожие ограничения существовали в Чили (один 6-летний срок), Венесуэле до 1998 г. (только 2 срока по 5 лет, между которыми должен быть перерыв 10 лет) и др.

В 1951 году схожее ограничение (только 2 срока по 4 года) было введено в США после чего данная практика стала почти повсеместной. Подобную норму стали копировать в свои конституции многие страны, особенно - "новые демократии" - Россия, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Финляндия, Хорватия, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Эстония и др.

В то же время, данную практику не следует абсолютизировать. Существует множество государств, где максимальный срок полномочий главы государства (или главы правительства) не ограничен.

Например, это почти все парламентские республики и парла­ментские монархии, где премьер-министр может занимать свой пост пока его избирают (как собственная партия, так и народ). Тем не менее, очень редко одному и тому же лицу в условиях демократии удается находиться у власти больше 10, максимум 15 лет. Даже популярные лидеры уходят сами или их перестают избирать/

Норма об ограничении количества переизбраний на пост пре­зидента отсутствует во Франции, Италии, Исландии и др., однако данные страны не стали менее демократическими. В настоящее время в России многими ставится под сомнение целесообразность прямого копирования американского консти­туционного опыта (2 срока по 4 года) в условиях России.

В частности, обсуждаются вопросы увеличения срока пол­номочий президента России до 5-6 лет и отмены нормы об ограничении 2 сроками подряд возможности занимать данную должность.

Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ:

• наличие гражданства РФ и отсутствие двойного гражданства;

• достижение 35-летнего возраста;

• постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет.

Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет . со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении дос­рочных выборов, а также в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубли­кования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном засе­дании палат Федерального Собрания в присутствии судей Кон­ституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются пол­номочия предыдущего главы государства.

2. Общие основание прекращения обязанностей Президента РФ - истечение конституционного срока полномочий 4 или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства.

Президент РФ,. прекративший исполнение своих полномочийв со­ответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" от 12.02.2001 № 12-ФЗ имеет право:

· на социальное обеспечение;

· медицинское обслуживание;

· пользование транспортом и связью, жилым помещением;

· штат помощников.

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений.

После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного пре­кращения президентских полномочий в случаях:

· отставки;

· стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

· отрешения от должности.

В случае отставки Президент РФ представляет парламенту соответствующее заявление.

Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.

5. Форма государства

Форма государства

1.      порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

2.      совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Структура формы государства— устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым.включает в себя:

форму государственного правления,

форму государственного устройства,

форму политического (государственного) режима.

Структурные элементы государства:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – оражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти

Форма государства

Форма государственного правления — порядок образования и организации высших органов власти в государстве

1.      Монархия— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

виды монархий:(примеры к каждому виду – см. картинку)

1) восточная деспотия, основанная на азиатском способе производства;

2) античная (рабовладельческая);

3) феодальная:

а) раннефеодальная

б) сословно-представительная

в) абсолютная

4) конституционная.

2.      Республика — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением

виды республик:

1.      античная;

2.      средневековая (феодальная);

3.      буржуазная;

4.      социалистическая.

современные виды республик:

1.      парламентская — глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия).

2.      Президентская — Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем - прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

3.      смешанная (полупрезидентская) — Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция).

Форма государственного устройства — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом

Форма государственного режима — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами

3.      Форма современного российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

характерные черты государственного строя:

1) демократизм;

2) федерализм;

3) республиканская форма правления;

4) разделение властей;

5) политическое, идеологическое многообразие;

6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

8) правовое государство;

9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Форма правления: полупрезидентская (парламентско-президентская) республика.

Гос. Устройство:федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

2) равноправие субъектов Российской Федерации;

3) самоопределение народов, наций и национальностей;

4) государственная целостность;

5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовой режим: демократический

Современная Россия по форме представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается,

1.      увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет;

2.      главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ;

3.      он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны. Россия по государственному устройству – централизованная федерация.

Это обусловлено конституционными установлениями:

1) единство правового пространства (ч. 2 ст. 4);

2) единство экономического пространства (ч. 1 ст. 8);

3) единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5);

4) единство системы исполнительной власти в пределах федерального ведения и полномочий

Центра по предметам совместного ведения с субъектами Федерации (ч. 2 ст. 77).

Централизация проявляется также в полномочиях федерального Центра вмешиваться в чрезвычайных ситуациях в дела субъектов, а также в учреждении федеральных округов и назначении Президентом РФ полномочных представителей в этих округах.

В форме правления России присутствуют демократические и авторитарные признаки. Авторитарности политического режима способствует конституционное перераспределение полномочий, которое смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

С другой стороны, проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества:

власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;

действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы);

существует система разделения властей в государстве;

гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»;

формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти;

отсутствует ведущая идеология;

в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности;

существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Задание 1 Проведите сравнительный анализ азиатской и европейской модели возникновения государства.

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения. Сравнительно - исторический метод позволяет выявить общие закономерности развития государства у разных народов, на разных территориях и в разные исторические эпохи.

Исходя из изложенного в работе материала, можно провести сравнительный анализ восточного и западного пути возникновения государств, подробнее рассмотреть их характерные черты и особенности.

Сравнение Древнего Востока и античной Европы я провожу по следующим направлениям:

  • 1. Преобладающий тип государства.
  • 2. Формы собственности на землю.
  • 3. Город: пути образования, характер деятельности населения, роль в жизни общества, взаимоотношения города и государства.
  • 4. Социальная структура общества: основные сословия, их отличия друг от друга, основные производители материальных благ.
  • 5. Община и ее роль в жизни человека и государства.

При «азиатском способе производства» государство символизировалось обожествлённой фигурой правителя - «восточного деспота», выступавшего по отношению ко всему обществу, организованному в общины, в функции «связывающего единства». Поэтому, по отношению к правителю все остальные, от министров до крестьян, выступали в качестве его подданных, преданных подчинённых, покорных слуг, даже просто рабов. Человек никогда не воспринимался полностью свободной личностью, гражданином: восточному обществу всегда были присущи всеобщая зависимость населения от верховного патрона-распорядителя, государя и произвол власть имущих по отношению к рядовым производителям.

Встав над общиной, восточный деспот на правах «связующего единства» присваивает себе исключительное право распоряжаться совокупным продуктом коллектива-общины. Выступая в качестве высшего правителя и патрона административного и политического объединения государства, деспот присваивает прибавочный продукт общины «как в виде дани», так и в совместных работах для прославления единого начала - отчасти действительного деспота, отчасти воображаемого племенного существа, бога.

Таким образом, для восточной структуры общества в социально-экономической сфере были характерны в следующие черты:

  • - примат коллективного труда, исключительная внутренняя целостность, прочность и монолитность азиатской общины, слитность индивида с коллективом;
  • - господство государственной собственности как верховной собственности правителя, отсутствие частной собственности на землю;
  • - медленное формирование рынка, товарно-денежных отношений;
  • - преобладание внешнеэкономических методов принуждения и стимулирования труда, когда цена товара назначалась по усмотрению главенствующего распорядителя, с которым зависимый производитель вынужден был безоговорочно соглашаться, либо продукт вообще у него изымался путём откровенного разбоя;
  • - специфическое сословно-кастовое иерархическое деление общества с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновников, которые, не владея собственностью, от имени патрона ею распоряжались и в любое время могли быть лишены этого права по прихоти верховного владельца собственности - правителя;
  • - положение личности зависит от социального статуса;

Для политической сферы восточного общества характерно наличие таких черт, как:

  • - огромная роль государства, которое вмешивается во все сферы деятельности общества в качестве надобщинного паразитического образования в форме «восточного деспотизма»;
  • - власть носит деспотический характер, опирается на огромный военно-бюрократический аппарат;
  • - власть выше закона и не требует никакого обоснования своей легитимности;
  • - агрессивная внешняя политика; усиление мощи государства идёт за счёт расширения его границ и включения в него завоёванных народов, которые поставляли не только воинов для армии-победительницы, но и дополнительные ресурсы для новых захватнических войн.

Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что для азиатской структуры общества было характерно отсутствие частного сектора и товарно-денежных отношений, слабость индивида перед всесильной властью государства и венчающего его деспота и всесилие административного контроля над обществом. Отсюда совершенно иная, по сравнению с европейской, социальная структура, иные политические институты, иной менталитет.

Для европейского пути характерно следующее:

  • - государство возникло до появления классов.
  • - насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
  • - основой государства является частная собственность;
  • - классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
  • - определение политическое господство через богатство;
  • - административная структура складывается после появления частной собственности;
  • - государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура

В отличие от азиатского, европейский тип производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека - и богатство феодала измерялось «в душах», в Азии доход приносила земля и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе - человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора - они не дошли даже до паровой системы и трехполья, так как основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу восточного земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции.

Задание 2 На основе анализа Конституции РФ выделите внешние и внутренние функции Российского государства. Представьте их в виде таблицы.

 

Внутренние функции Российского государства

Внешние функции Российского государства

1) Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь статьи 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.










 

1) Функция обороны страны, которая имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события, когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ОНН наносило ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

 

2) Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по–разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, то есть посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

 

2) Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

 

3) Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

3) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направленная на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

 

4) Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах, пенсионерах, студентах и других. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.

 

 

5) Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

 

 

6) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

 

 

Задание 3

Определите роль СССР в истории развития российской

государственности.

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры – Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.

Задача 3

При рассмотрении функций государства студент Мартышов к

внутренним функциям отнес правоохранительную и оборонную, а к внешним

– внешнеполитическую и социальную. Прав ли Мартышов?

Ответ: Данный студент не прав, так как социальная это внутренняя функция государства, а оборонная внешняя.

 

 

 

Задача 5

Укажите признаки правового государства:

1. Верховенство закона.

2.Принцип разделения властей.

3. Гарантированность прав и свобод личности.

4. Независимый суд.

Тест

1. Согласно теологической теории происхождения государства:

а) государство сотворено Богом;

б) государство представляет собой естественную форму человеческой

жизни, а государственная власть есть продолжение и развитие отцовской

власти;

в) государство есть продукт и проявление непримиримости классовых

противоречий.

2. Согласно патриархальной теории происхождения государства:

а) государство сотворено Богом;

б) государство представляет собой естественную форму человеческой

жизни, а государственная власть есть продолжение и развитие отцовской

власти;

в) государство есть продукт и проявление непримиримости классовых

противоречий.

3. Согласно марксистской теории происхождения права:

а) существуют основные естественные права, жизненно необходимые

человеку и неотчуждаемые от него, присущие ему от рождения. Эти

правомочия составляют естественное право;

б) право появляется самопроизвольно в процессе развития народного

духа, оно — органическое выражение духовной общности конкретного

народа, объективный результат исторического развития;

в) появление права связано с расслоением общества на

противоположные классы, развитием материального производства,

появлением частной собственности и государства.

4. Содержание принципа правового государства определяется:

а) строгим подчинением государства закону;

б) ограничением деятельности органов государственной власти и

органов местного самоуправления только законами;

в) приоритетом норм национального законодательства над нормами

международного права.

5. К внешним функциям государства относится:

а) экономическая;

б) социальная;

в) взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

6. К внутренним функциям государства относится:

а) сотрудничество с другими государствами в решении глобальных

проблем современности;

б) социальная;

в) поддержание мирового правопорядка.

7. Государства по территориальному устройству делятся на:

а) унитарные и федеративные;

б) республиканские и монархические;

в) демократические и авторитарные.

8. Федерация — это:

а) форма административно-территориального деления частей

государства;

б) форма политического режима, не допускающего самостоятельности

частей государства;

в) форма территориального устройства, большинство частей которого не

имеют самостоятельности.

9. К признакам конфедерации относится следующий:

а) субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет;

б) субъекты конфедерации на время достижения цели теряют свой

суверенитет;

в) субъекты конфедерации не имеют своих органов власти.

10. Принцип разделения властей проявляется в:

а) разделении государственной власти на три ветви власти

(законодательную, исполнительную и судебную);

б) самостоятельности любого органа государства в реализации своих

полномочий;

в) разграничении предметов ведения между органами государственной

власти и органами местного самоуправления


 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИ №1 СУЩНОСТЬ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИ №1 СУЩНОСТЬ

Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских…

Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских…

Возникновения государства: исторический аспект

Возникновения государства: исторический аспект

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общей собственности и уравнительном распределении продукта

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общей собственности и уравнительном распределении продукта

Увеличение стад и развитие пахотного земледелия стало новым источником богатства, дававшим избыток продукта, которого не могли дать охота и собирательство

Увеличение стад и развитие пахотного земледелия стало новым источником богатства, дававшим избыток продукта, которого не могли дать охота и собирательство

Появление излишков трансформация родовой общины в соседскую 4

Появление излишков трансформация родовой общины в соседскую 4

Так, в Афинах и Риме (так называемые города-государства) рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы

Так, в Афинах и Риме (так называемые города-государства) рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы

С одной стороны договорная теория была шагом вперед в познании государства, т

С одной стороны договорная теория была шагом вперед в познании государства, т

Данная теория учитывает влияние географических и климатических факторов на происхождение государства, явно недооценивая экономические, политические и иные факторы

Данная теория учитывает влияние географических и климатических факторов на происхождение государства, явно недооценивая экономические, политические и иные факторы

Государство пре­секает действия лиц, носящие общественно опасный характер, изолирует преступников от общества, принимает иные меры по поддержанию порядка и безопасности жизни в обществе; • экономическая…

Государство пре­секает действия лиц, носящие общественно опасный характер, изолирует преступников от общества, принимает иные меры по поддержанию порядка и безопасности жизни в обществе; • экономическая…

Вопрос 6. Статус Президента РФ

Вопрос 6. Статус Президента РФ

Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопас­ности, гражданства, наград, помилования : • осуществление руководства внешней политикой; • подписание международных договоров и ратификационных грамот;…

Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопас­ности, гражданства, наград, помилования : • осуществление руководства внешней политикой; • подписание международных договоров и ратификационных грамот;…

Госдуме кандидатуры на должность

Госдуме кандидатуры на должность

В то же время, данную практику не следует абсолютизировать

В то же время, данную практику не следует абсолютизировать

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких…

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершенные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких…

По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти

По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти

Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра

Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра

Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное…

Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное…

Центра по предметам совместного ведения с субъектами

Центра по предметам совместного ведения с субъектами

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения

Многочисленные факты из истории разных народов требуют сравнительного изучения

Для политической сферы восточного общества характерно наличие таких черт, как: - огромная роль государства, которое вмешивается во все сферы деятельности общества в качестве надобщинного паразитического…

Для политической сферы восточного общества характерно наличие таких черт, как: - огромная роль государства, которое вмешивается во все сферы деятельности общества в качестве надобщинного паразитического…

Внутренние функции Российского государства

Внутренние функции Российского государства

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью

Функция поддержания мирового порядка связана с деятельностью

Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного

Экологическая функция — это новое развивающееся направление деятельности современного

Прав ли Мартышов? Ответ: Данный студент не прав, так как социальная это внутренняя функция государства, а оборонная внешняя

Прав ли Мартышов? Ответ: Данный студент не прав, так как социальная это внутренняя функция государства, а оборонная внешняя

Согласно марксистской теории происхождения права: а) существуют основные естественные права, жизненно необходимые человеку и неотчуждаемые от него, присущие ему от рождения

Согласно марксистской теории происхождения права: а) существуют основные естественные права, жизненно необходимые человеку и неотчуждаемые от него, присущие ему от рождения

Государства по территориальному устройству делятся на: а) унитарные и федеративные; б) республиканские и монархические; в) демократические и авторитарные

Государства по территориальному устройству делятся на: а) унитарные и федеративные; б) республиканские и монархические; в) демократические и авторитарные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021