Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие»
1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе федеральные занятия.
2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность общественного согласия.
3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Практическая часть.
1. Изучить представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе комплекты методических материалов к занятиям
«Разговоры о важном» (далее – федеральные занятия).
Внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Одна из основных ценностей: патриотизм — любовь к Родине.
Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества гражданина. Любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине. Патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в соответствии с содержанием раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
В сфере гражданского воспитания занятия в рамках программы «Разговоры о важном» уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Выбрать федеральное занятие, раскрывающее ценность патриотизма. «День народного единства». 5–7 классы: «Мы — одна страна».
3. Разработать региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.
Тема: «День народного единства»
«КОГДА МЫ ЕДИНЫ, МЫ НЕПОБЕДИМЫ!»
Цель занятия:
– сформировать у обучающихся первоначальные сведения о государственном празднике «День народного единства» (4 ноября); – вызвать у детей интерес к изучению истории России.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
– первоначальная сформированность у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению.
Метапредметные:
– проявление первоначальных умений анализировать текстовую и видеоинформацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику
«День народного единства».
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, построенная в форме виртуальной экскурсии по историческим местам, связанным с праздником «День народного единства».
План:
1.
Просмотр видеоролика, знакомство с историей праздника «День народного единства».
2.
Основная часть. Виртуальная экскурсия по Красной площади с элементами познавательной беседы.
3.
Закрепление материала. Беседа по стихотворению «Я и мы», совместный вывод о важности сплоченности народа, семьи.
4.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одной важной для жителей нашей страны датой.
– Вы знаете, какой праздник отмечается 4 ноября? Как он называется?
– Как вы думаете, почему он называется «День народного единства»?
Ответы детей.
Учитель. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и узнаем, почему в нашей стране появился такой праздник.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
День народного единства – это не только радость, но и время для размышлений. Мы вспоминаем и о горестных событиях, и о победах, которые помогли сохранить и укрепить Русь.
Почему в этот день говорят о единстве народа, вспоминают давние исторические события? Что это за события? Что празднуют?
Этот праздник связан с историей нашего государства. Память о героях давних лет жива в народе.
Часть 2. Основная
Учитель. Ребята, мы с вами узнали из видеоролика, какому историческому событию посвящен праздник «День народного единства».
Расскажу вам об этом поподробнее.
Больше четырех столетий назад в нашу страну пришла беда. Часть русских земель, в том числе Москву, захватили и разоряли враги, и так продолжалось два года. Русский народ голодал. И тогда простой житель Нижнего Новгорода Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский обратились к горожанам с призывом объединиться и прогнать врагов с русской земли. Минину и Пожарскому удалось собрать народное ополчение – войско, которое собирается в дни войны. В него могут вступить все желающие, а не только военные, то есть все, кто хочет помочь стране победить. Именно поэтому ополчение называлось народным. Как вы думаете, удалось бы Минину и Пожарскому освободить Москву без помощи народного ополчения? Почему?
Ответы детей.
Учитель. Жители Нижнего Новгорода помогли собрать деньги на все необходимое, чтобы сражаться с врагами. Они приносили вещи, утварь, драгоценности, чтобы войско смогло двинуться на освобождение Москвы. Воины народного ополчения под предводительством Дмитрия Пожарского прошли пешком от Нижнего Новгорода до Москвы. Как вы думаете, сколько времени они добирались до Москвы?
Ответы детей.
Учитель. 4 ноября 1612 года войско штурмом взяло Китай-город (это центральный район Москвы) и освободило Москву. Врагов прогнали, стала налаживаться мирная жизнь.
Победа стала возможной только благодаря тому, что люди объединились и все вместе встали на защиту своей Родины.
Именно поэтому праздник называется «День народного единства» и отмечается 4 ноября.
Учитель. Ребята, вы запомнили из видеоролика, где находится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому?
Ответы детей.
Учитель. А как вы считаете, Красная площадь – это почетное место для памятника? Почему?
Ответы детей.
Интерактивное задание №1.
Учитель предлагает совершить небольшую экскурсию по Красной площади в Москве.
Учитель. Итак, перед нами схема центральной части города Москвы. В самом центре (сердце) Москвы находится Красная площадь. Тысячи людей ежедневно проходят по ней и видят памятник Минину и Пожарскому. Давайте и мы с вами на него посмотрим.
Учитель открывает изображение памятника.
Мы видим стоящего Кузьму Минина, его рука поднята и указывает на Москву!
– Как вы думаете, что означает это жест?
Ответы детей.
– Верно, он призывает защищать столицу нашей Родины!
Дмитрий Пожарский изображен сидящим, он был ранен в сражении. В одной руке у него щит, а другая рука лежит на мече. Меч у Минина с Пожарским один на двоих, он объединяет двух героев: они готовы одержать победу в борьбе с врагами.
Учитель. Давайте рассмотрим надпись на памятнике. Что тут написано?
(Дети рассматривают, читают (или учитель читает), отвечают.)
Учитель. Ребята, за что Россия благодарна Минину и Пожарскому?
Ответы детей.
Учитель. Если мы с вами отойдем от памятника Минину и Пожарскому и немного пройдемся по Красной площади, то увидим небольшой, но очень красивый храм.
Учитель открывает изображение Собора Казанской иконы Божией Матери.
Учитель. Перед нами Собор Казанской иконы Божией Матери. Он похож на красно-белый русский терем с золотыми куполами. Собор тоже связан с Днем народного единства. Когда Москва была освобождена, князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил деревянный собор, в котором разместил икону Казанской Божией матери. Так он хотел увековечить память о победе над врагом. Но вскоре храм сгорел. Позднее на этом же месте на деньги первого царя династии Романовых Михаила Федоровича был возведен каменный собор. Он стал одним из главных храмов Москвы.
Учитель. Ребята, как вам кажется, что в настоящее время символизирует Собор? О чем он нам напоминает? Ответы детей.
Учитель. Продолжим нашу экскурсию. Рядом с Красной площадью находится Александровский сад. Здесь на мраморном постаменте мы видим величественную четырехметровую фигуру патриарха Гермогена.
Учитель открывает изображение памятника патриарху Гермогену.
Учитель. Патриарх – это человек, который возглавляет Русскую православную церковь по всей стране. Патриарх Гермоген – это Патриарх
Московский и всея Руси.
Учитель. Патриарха Гермогена называют заступником Земли русской. Патриарх Гермоген благословил народное ополчение. Также по благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы. Икона стала главной святыней ополчения. Патриарх погиб в заточении, не дожив до светлого дня 4 ноября. Имя героя, заступника Земли русской – патриарха Гермогена – навсегда останется в памяти народной.
Учитель. Итак, закончилась наша экскурсия. Мы теперь много узнали о Дне народного единства.
А сейчас я расскажу вам о том, как единство, сплоченность и вера помогли людям нашего села пережить страшные годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война – особый период в жизни хутора Севостьянов.
22 июня 1941 года мирный труд был нарушен фашистской Германией. Гитлеровцы вероломно напали на СССР. Мужское население было мобилизована на защиту Родины. Первая похоронка в наш хутор пришла на отца Ивана Ильича – Кузнецова Илью Сысоича, где сообщалось, что он погиб 9-го марта 1942 года под Матвеевым курганом близ х.Иваново.
Немцы бомбили станицу Селивановскую на Троицу. Над нашими хуторами они делали разворот, поэтому стоял страшный гул. А на утро немцы были в хуторе. Шли они по дороге со стороны Селивановской по направлению к городу на Волге - Сталинграду. Жителей хутора поразило огромное количество техники – машины, мотоциклы. Немцы шли с засученными рукавами, имея гордый вид, как у победителей. Хутор попал в зону оккупации. Немцы в хуторе не остановились, они рвались дальше – к Сталинграду. История нашего родного края оказалась неразрывно связанной с историей непреступного города на Волге.
24 декабря 1942 года русская разведка во главе с командиром Кравцовым
Иваном застала немцев врасплох. После полудня в хутор ворвались Советские танки и немцев прогнали к Сорочьей балке, где состоялся ожесточенный бой, в котором принимали участие 5 Советских танков. Советские войска разбили немцев.
После освобождения жители села сообща, вместе стали восстанавливать хозяйство.
Хутора были освобождены, но не была освобождена Россия. Хуторяне своим трудом мужественно ковали победу над врагом. Огромный груз работы лёг тогда на плечи женщин и детей. Им приходилось трудится на полях, фермах. Женщины садились за руль тракторов и комбайнов. Люди трудились с полной самоотдачей и верой в Победу.
В июне 1942 года несмотря ни на что колхоз «Чапаев» отправил на Морозовский элеватор зерно нового урожая на трех бричках, запряженных волами.
Быкова Нина Антоновна вспоминает: «Весной 1943 в колхозе не было тягловой силы, поэтому женщинам пришлось пахать землю на своих коровах. Работали по 16 часов в сутки. Сеяли, косили, молотили вручную». Ударно трудились: Вершинина Марфа Фопеновна, Коновалова Евдокия Селиверстовна, Коновалова Евдокия Еупловна, Коновалова Полина Наумовна, Быкова Анна Капитоновна, Колесникова Матрена Григорьевна, Буянова Ефросия Николаевна и два старика: Денисов Василий Егорович, Молов Василий Савельивич. Председателем колхоза был Тихий Василий Федорович. 125 односельчан погибло на полях сражений в ходе этой страшной войны. Победа была великой радостью, а труд женщин, детей, стариков не стал легче, в сердце каждого из них жила глубокая вера в то, что теперь этот труд созидательный, и скоро настанет день, когда на родной земле не будет разрушенных сел и городов и настанет новая жизнь.
Часть 3. Заключительная (до 5 мин.) Интерактивное задание №2.
Учитель. Перед вами список качеств, прочитайте их. Ребята, как вы считаете, какие качества помогали русскому народу одержать победу над врагом в сражениях за своё Отечество?
Качества защитника Отечества
Бесстрашие
Отвага
Сплоченность
Сила
Любовь к родной стране
Честность
Справедливость
Смелость
Трусость
Разобщенность
Слабодушие
Лживость
Предательство
Игра на сплочение «Капля-речка-океан». Учитель включает танцевальную музыку. Дети встают со своих мест и распределяются по классу. Каждый ученик – это капелька. Учитель просит: «Объединитесь по двое». Все ученики должны найти себе пару и взяться за руки. «Теперь вы уже не капельки, а ручейки, попробуйте, не размыкая рук, сделать маленькую волну» Включается музыка, дети двигаются по классу, учитель просит: «Объединитесь по трое». «Теперь вы уже большая река, сделайте волну, не размыкая рук» Затем учитель просит объединиться по четыре человека – дети ощущаются силу волны моря, а затем просит всех встать в общий круг и сделать одну сильную, мощную волну океана!
1) Опишите свои ощущения, когда вы были капельками, ручейком, речкой и т.д.
2) Где сила волны ощущалась больше? Почему? Учитель подводит детей к выводу, что сила в единении, что вместе – мы сила.
Творческое задание Русский народ сложил немало поговорок о дружбе и сплоченности. Например, один в поле не воин. Вспомните вместе с родителями несколько поговорок на эту тему. При затруднении обратитесь к книгам или к материалам сети Интернет. Запишите ваши поговорки на отдельном листе и красиво оформите. В классе соберите коллаж из этих листочков. При желании, посчитайте количество поговорок, записанных учениками класса.
4. Проверит свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов. Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания |
Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу |
1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия |
1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: |
1 |
- сценария |
1 |
- интерактивных заданий для школьников |
1 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) |
0 |
- видеоролика |
1 |
- методического описания |
0 |
- презентации в формате ppt, pdf |
1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер |
0 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся |
1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) |
1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна |
1 |
Каждая из разработок регионального компонента может |
1 |
использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе |
|
Итого |
11 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла |
Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки |
5–9 баллов |
Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям |
10–14 баллов |
Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.