Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»

  • Повышение квалификации
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»
Иконка файла материала УРОК!!!!!.doc

Практическая работа   «Определение витаминов  в продуктах питания»

 

"Границ научному познанию … предвидеть невозможно".

Д.И. Менделеев.

Проблема урока:

Как можно  определить витамины в продуктах, используя

химические методы ?(Используя качественные реакции на витамины)

Какими свойствами обладают витамины как

химические вещества ? (Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям).

 

Цель урока: расширить и углубить знания  учащихся о витаминах, научиться  определять витамины в продуктах питания.

Задачи урока:

 Образовательные: помочь детям систематизировать знания о методах определения химических веществ в продуктах питания,, познакомить с действием на организм некоторых витаминов, научить применять знания в жизни.

 Развивающие: (формирование и развитие образовательных компетенций):

а)учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки результата химической реакции, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: Воспитание жизненно необходимых качеств: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельности, работоспособности каждого для общего результата работы в группе, внимательности в выполнении нового вида деятельности,  коллективизма; развивать интерес к знаниям.

 Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

 

 

 

Структура урока

II.  Целеполагание (3 мин)

Сегодня , ребята, вам предстоит освоить некоторые  способы  исследования продуктов питания.. Давайте представим, что вы сегодня проводите  небольшой научный эксперимент по определению витаминов.. Но прежде чем вы начнете работу, четко определите для себя:

 Цель и задачи урока (ребята формулируют самостоятельно, учитель помогает и корректирует) :

Расширить и углубить наши представления о витаминах как особых веществах, которые не поставляют организму энергии, но необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. Доказать наличие витаминов в продуктах питания.

- Кроме того, каждая группа формулирует для себя:

-           рабочую гипотезу

-          ожидаемый результат

(Ученикам приходилось и ранее делать подобное; если же на уроке учитель впервые дает задание сформулировать гипотезу и предположить результат – этот момент тщательно прорабатывается учителем; учитель поясняет, что такое гипотеза и как ее правильно  сформулировать)(см. приложение1)

 

Каждой группе после выполнения работы будет представлено слово для отчета о выполненной работе и ее результатах.

Учитель:

- Для начала познакомьтесь с инструкцией по выполнению работы, которая находится у вас на рабочем столе. Помните о технике безопасности при работе с химическими реактивами.

III. Работа с инструкционной картой  и выполнение практической части урока. (10 мин)

                

Алгоритм  работы  в группе:

(раздается каждой группе на рабочий стол)

1.     Внимательно изучи инструктивную карту.

2.     Обратись к учителю за пояснениями, если

что – либо непонятно.

3.  Сформулируй гипотезу и предположи результат

работы.

4.  Выполни работу.

5.  Составь по работе отчет и пoдготовь выступление.

 

По всем неясным  вопросам, возникающим во время работы

не стесняйся обращаться за помощью к учителю !Удачи !

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

                                   (раздается каждой группе на рабочий стол)

 

                 « Нет ничего практичнее хорошей теории.»

                                                                                                Роберт Кирхгоф, нем физик

 «Определение витаминов»

Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле

http://5terka.com/images/him10gabrielan/him10gabrielan-283.png

Опыт 2. Определение витамина С в яблочном соке

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите 1 мл сока яблока , к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
  4. Сделайте вывод.

Изучение рН водного раствора витамина С.

1.      Приготовьте химических стакана с  яблочным соком.

2.      Отдельно приготовьте стакан с дистиллированной водой и слив.

3.      Аккуратно поместите в стакан с яблочным соком  датчик рН. Не забывайте, что лампочка должна погрузиться  в раствор.

4.      Подождите, пока стабилизируется показание датчика.

5.      Запишите полученное значение.

6.      Достаньте датчик из  раствора и поместите в стакан с дистиллированной водой.

7.      Сделайте измерение трижды; если показания датчика при  втором и третьем измерении отличны от первого, вычислите  его среднее значение М и найдите

среднее квадратичное отклонение σ .

8.      Тщательно промойте датчик круговыми движениями, достаньте из воды и

Опыт 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато-голубое окрашивание, то в жире содержался витамин D.

7.2.1.РЕАКЦИЯ С АНИЛИНОМ. В сухой пробирке смешивают 4 капли рыбьего жира или раствора  витамина Д в масле с 20 каплями хлороформа, добавляют при помешивании 10 капель смеси анилина с концентрированной соляной кислотой. Пробирку  ставят на кипящую водяную баню на 30-60 секунд. При нагревании содержимое пробирки приобретает красную окраску.

   IVОбсуждение результатов эксперимента (7 минут)

          Работа в микрогруппах, заполнение карт пометок, выполнение работы по темам:

v Определение витамина А в подсолнечном масле

v Определение витамина С в яблочном соке

v Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТА

       Опыт

Результаты исследования

Выводы

1.Определение витамина А в подсолнечном масле

Ярко-зеленое окрашивание

Подсолнечное масло содержит витамин  А

2. Определение витамина С в яблочном соке

Синее окрашивание

Яблочный сок содержит витамин С

3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

Красное окрашивание

Рыбий жир содержит витамин D

 

                                                 КАРТА ПОМЕТОК

(заполняется учениками после выполнения опытов)

+

!

-

?

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗНАКОМОЕ

НЕСООТВЕТСТВИЕ

УДИВИЛО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон говорил « Целое – есть нечто большее, чем простая сумма его частей» Давайте сведем воединое  все результаты опытов, проведенных вами.

 

 ( Заполнение концептуальной карты на основе сделанных выводов в тетради для лабораторных работ.)

Инструкция

Примерный план отчета

(Раздается каждой группе)

-Что изучалось?

(постановка проблемы исследования, цели и задачи).

-Как изучалось?

 (описание методов исследования)

-Какие результаты были получены?

(основные выводы).

 

После выполнения экспериментальной части работы ребята  работают с полученными результатами, выступают с отчетами о своей работе. Таблицы прилагаются к отчету.

Работая самостоятельно в группах, ребята разработали каждая свою гипотезу, цели и задачи работы ,ожидаемый результат.

 Так, одна из групп предложила следующее:

Цель :Определение витаминов в продуктах питания.

 Задачи:

1.Научиться работать с малым количеством реактивов.

2.Отработать навыки работы с химическими реактивами .

3.Научиться анализировать результаты эксперимента.

4.Оценить совершенную работу и полученный результат.

Гипотеза:

  Если мы определим витамины в предлагаемых продуктах , то мы установим,

какие типы пигментов содержат данные нам растения.

  Ожидаемый результат:

Доказать наличие витаминов в продуктах питания.

 

ВЫВОДЫ:

 

Человеку для нормальной жизнедеятельности организма нужны в небольших

количествах витамины, которые можно получить при разнообразном и рациональном питании

Качественный и количественный состав витаминов в продуктах можно определить,

 не прибегая к помощи специальных лабораторий, а сделать это в домашних условиях

Витамин А, находящийся в пищи, особенно в растительных маслах, может быть обнаружен 1% раствором FeCl3.

Витамин С, находящийся во фруктах и овощах, может быть обнаружен методом йодометрического титрования.

 

 

Следующая группа предложила свой вариант:

Цель: Качественное определение содержания витаминов в пищевых продуктах .

 

 Задачи:

  1.Научиться проводить качественные реакции на витамины.

  2.Научиться анализировать результаты опыта.

  3. Отработать практические навыки работы в химической лаборатории.

Гипотеза:

 

Мы предполагаем провести качественный анализ продуктов питания на содержание витаминов. Без этого невозможно сделать правильные выводы и установить истину.

 

Ожидаемые результаты:

Определить витамины в предложенных продуктах.

 

V. Рефлексия урока Учитель задает вопросы ученикам: (2 минуты)

Ребята высказывают свои мнения и пожелания.

          РЕФЛЕКСИЯ (работа с картами пометок)

Учитель:

-          Как звучала цель урока и достигли ли мы ее?

-                    На каком этапе работы вы испытывали трудности?

-                    Почему они возникали?

-                    Что нужно было сделать, чтобы их не было?

-                    - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается?

-                     Чем это задание похоже на предыдущее?

-                    Что вам удалось в работе лучше всего?

-                    -Какие вы выскажите пожелания учителю и друг другу?

-                    -Как вы оцениваете свою работу?

 

Учитель  :Завершить наше сегодняшнее занятие хочется словами

Нет более естественного источника витаминов, чем натуральные продукты!

 Спасибо за интересную работу.

 

Приложение 1

 

Исследовательская карта.

Сегменты исследовательской карты

Проблема

Цель

Гипотеза (гипотезы)

Пробы. Проверка гипотез

Таблица результатов

Доказательство (опровержение) гипотезы

 

Проблема исследования

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

 

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Формулировка цели всегда начинается с существительного: исследование, изучение, выявление и т.д.

Для его достижения необходимо в последующем определить конкретные последовательные шаги - задачи, позволяющие постепенно дойти до конечного результата.

 

Задачи – конкретизированные или более частные цели, т.е. шаги для достижения цели.

Задачи ставятся в форме перечисления и всегда начинаются с глагола: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.

 

Гипотеза

Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт,  или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.


Скачано с www.znanio.ru