Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»
"Границ научному познанию … предвидеть невозможно".
Д.И. Менделеев.
Проблема урока:
Как можно определить витамины в продуктах, используя
химические методы ?(Используя качественные реакции на витамины)
Какими свойствами обладают витамины как
химические вещества ? (Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям).
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о витаминах, научиться определять витамины в продуктах питания.
Задачи урока:
Образовательные: помочь детям систематизировать знания о методах определения химических веществ в продуктах питания,, познакомить с действием на организм некоторых витаминов, научить применять знания в жизни.
Развивающие: (формирование и развитие образовательных компетенций):
а)учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;
в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки результата химической реакции, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитательные: Воспитание жизненно необходимых качеств: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельности, работоспособности каждого для общего результата работы в группе, внимательности в выполнении нового вида деятельности, коллективизма; развивать интерес к знаниям.
Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.
Структура урока
II. Целеполагание (3 мин)
Сегодня , ребята, вам предстоит освоить некоторые способы исследования продуктов питания.. Давайте представим, что вы сегодня проводите небольшой научный эксперимент по определению витаминов.. Но прежде чем вы начнете работу, четко определите для себя:
Цель и задачи урока (ребята формулируют самостоятельно, учитель помогает и корректирует) :
Расширить и углубить наши представления о витаминах как особых веществах, которые не поставляют организму энергии, но необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. Доказать наличие витаминов в продуктах питания.
- Кроме того, каждая группа формулирует для себя:
- рабочую гипотезу
- ожидаемый результат
(Ученикам приходилось и ранее делать подобное; если же на уроке учитель впервые дает задание сформулировать гипотезу и предположить результат – этот момент тщательно прорабатывается учителем; учитель поясняет, что такое гипотеза и как ее правильно сформулировать)(см. приложение1)
Каждой группе после выполнения работы будет представлено слово для отчета о выполненной работе и ее результатах.
Учитель:
- Для начала познакомьтесь с инструкцией по выполнению работы, которая находится у вас на рабочем столе. Помните о технике безопасности при работе с химическими реактивами.
III. Работа с инструкционной картой и выполнение практической части урока. (10 мин)
Алгоритм работы в группе:
(раздается каждой группе на рабочий стол)
1. Внимательно изучи инструктивную карту.
2. Обратись к учителю за пояснениями, если
что – либо непонятно.
3. Сформулируй гипотезу и предположи результат
работы.
4. Выполни работу.
5. Составь по работе отчет и пoдготовь выступление.
По всем неясным вопросам, возникающим во время работы
не стесняйся обращаться за помощью к учителю !Удачи !
(раздается каждой группе на рабочий стол)
« Нет ничего практичнее хорошей теории.»
Роберт Кирхгоф, нем физик
«Определение витаминов»
Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле
Опыт 2. Определение витамина С в яблочном соке
Изучение рН водного раствора витамина С.
1. Приготовьте химических стакана с яблочным соком.
2. Отдельно приготовьте стакан с дистиллированной водой и слив.
3. Аккуратно поместите в стакан с яблочным соком датчик рН. Не забывайте, что лампочка должна погрузиться в раствор.
4. Подождите, пока стабилизируется показание датчика.
5. Запишите полученное значение.
6. Достаньте датчик из раствора и поместите в стакан с дистиллированной водой.
7. Сделайте измерение трижды; если показания датчика при втором и третьем измерении отличны от первого, вычислите его среднее значение М и найдите
среднее квадратичное отклонение σ .
8. Тщательно промойте датчик круговыми движениями, достаньте из воды и
Опыт 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке
В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато-голубое окрашивание, то в жире содержался витамин D.
7.2.1.РЕАКЦИЯ С АНИЛИНОМ. В сухой пробирке смешивают 4 капли рыбьего жира или раствора витамина Д в масле с 20 каплями хлороформа, добавляют при помешивании 10 капель смеси анилина с концентрированной соляной кислотой. Пробирку ставят на кипящую водяную баню на 30-60 секунд. При нагревании содержимое пробирки приобретает красную окраску.
IV. Обсуждение результатов эксперимента (7 минут)
v Определение витамина А в подсолнечном масле
v Определение витамина С в яблочном соке
v Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке
Опыт |
Результаты исследования |
Выводы |
1.Определение витамина А в подсолнечном масле |
Ярко-зеленое окрашивание |
Подсолнечное масло содержит витамин А |
2. Определение витамина С в яблочном соке |
Синее окрашивание |
Яблочный сок содержит витамин С |
3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке |
Красное окрашивание |
Рыбий жир содержит витамин D |
КАРТА ПОМЕТОК
(заполняется учениками после выполнения опытов)
+ |
! |
- |
? |
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ |
ЗНАКОМОЕ |
НЕСООТВЕТСТВИЕ |
УДИВИЛО |
|
|
|
|
Платон говорил « Целое – есть нечто большее, чем простая сумма его частей» Давайте сведем воединое все результаты опытов, проведенных вами.
( Заполнение концептуальной карты на основе сделанных выводов в тетради для лабораторных работ.)
Инструкция
Примерный план отчета
(Раздается каждой группе)
-Что изучалось?
(постановка проблемы исследования, цели и задачи).
-Как изучалось?
(описание методов исследования)
-Какие результаты были получены?
(основные выводы).
После выполнения экспериментальной части работы ребята работают с полученными результатами, выступают с отчетами о своей работе. Таблицы прилагаются к отчету.
Работая самостоятельно в группах, ребята разработали каждая свою гипотезу, цели и задачи работы ,ожидаемый результат.
Так, одна из групп предложила следующее:
Цель :Определение витаминов в продуктах питания.
Задачи:
1.Научиться работать с малым количеством реактивов.
2.Отработать навыки работы с химическими реактивами .
3.Научиться анализировать результаты эксперимента.
4.Оценить совершенную работу и полученный результат.
Гипотеза:
Если мы определим витамины в предлагаемых продуктах , то мы установим,
какие типы пигментов содержат данные нам растения.
Ожидаемый результат:
Доказать наличие витаминов в продуктах питания.
ВЫВОДЫ:
Человеку для нормальной жизнедеятельности организма нужны в небольших
количествах витамины, которые можно получить при разнообразном и рациональном питании
Качественный и количественный состав витаминов в продуктах можно определить,
не прибегая к помощи специальных лабораторий, а сделать это в домашних условиях
Витамин А, находящийся в пищи, особенно в растительных маслах, может быть обнаружен 1% раствором FeCl3.
Витамин С, находящийся во фруктах и овощах, может быть обнаружен методом йодометрического титрования.
Следующая группа предложила свой вариант:
Цель: Качественное определение содержания витаминов в пищевых продуктах .
Задачи:
1.Научиться проводить качественные реакции на витамины.
2.Научиться анализировать результаты опыта.
3. Отработать практические навыки работы в химической лаборатории.
Гипотеза:
Мы предполагаем провести качественный анализ продуктов питания на содержание витаминов. Без этого невозможно сделать правильные выводы и установить истину.
Ожидаемые результаты:
Определить витамины в предложенных продуктах.
V. Рефлексия урока Учитель задает вопросы ученикам: (2 минуты)
Ребята высказывают свои мнения и пожелания.
РЕФЛЕКСИЯ (работа с картами пометок)
Учитель:
- Как звучала цель урока и достигли ли мы ее?
- На каком этапе работы вы испытывали трудности?
- Почему они возникали?
- Что нужно было сделать, чтобы их не было?
- - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается?
- Чем это задание похоже на предыдущее?
- Что вам удалось в работе лучше всего?
- -Какие вы выскажите пожелания учителю и друг другу?
- -Как вы оцениваете свою работу?
Учитель :Завершить наше сегодняшнее занятие хочется словами
Нет более естественного источника витаминов, чем натуральные продукты!
Спасибо за интересную работу.
Приложение 1
Исследовательская карта.
Сегменты исследовательской карты |
Проблема |
Цель |
Гипотеза (гипотезы) |
Пробы. Проверка гипотез |
Таблица результатов |
Доказательство (опровержение) гипотезы |
Проблема исследования
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Формулировка цели всегда начинается с существительного: исследование, изучение, выявление и т.д.
Для его достижения необходимо в последующем определить конкретные последовательные шаги - задачи, позволяющие постепенно дойти до конечного результата.
Задачи – конкретизированные или более частные цели, т.е. шаги для достижения цели.
Задачи ставятся в форме перечисления и всегда начинаются с глагола: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.
Гипотеза
Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.