Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»
Оценка 4.7

Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»

Оценка 4.7
Повышение квалификации +2
doc
биология +2
9 кл—11 кл
15.10.2022
Практическая работа   «Определение витаминов  в продуктах питания»
Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания»
УРОК!!!!!.doc

Практическая работа   «Определение витаминов  в продуктах питания»

 

"Границ научному познанию … предвидеть невозможно".

Д.И. Менделеев.

Проблема урока:

Как можно  определить витамины в продуктах, используя

химические методы ?(Используя качественные реакции на витамины)

Какими свойствами обладают витамины как

химические вещества ? (Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям).

 

Цель урока: расширить и углубить знания  учащихся о витаминах, научиться  определять витамины в продуктах питания.

Задачи урока:

 Образовательные: помочь детям систематизировать знания о методах определения химических веществ в продуктах питания,, познакомить с действием на организм некоторых витаминов, научить применять знания в жизни.

 Развивающие: (формирование и развитие образовательных компетенций):

а)учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки результата химической реакции, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: Воспитание жизненно необходимых качеств: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, самостоятельности, работоспособности каждого для общего результата работы в группе, внимательности в выполнении нового вида деятельности,  коллективизма; развивать интерес к знаниям.

 Здоровьесберегающие: правила безопасного обращения с веществами.

 

 

 

Структура урока

II.  Целеполагание (3 мин)

Сегодня , ребята, вам предстоит освоить некоторые  способы  исследования продуктов питания.. Давайте представим, что вы сегодня проводите  небольшой научный эксперимент по определению витаминов.. Но прежде чем вы начнете работу, четко определите для себя:

 Цель и задачи урока (ребята формулируют самостоятельно, учитель помогает и корректирует) :

Расширить и углубить наши представления о витаминах как особых веществах, которые не поставляют организму энергии, но необходимы в минимальных количествах для поддержания жизни. Доказать наличие витаминов в продуктах питания.

- Кроме того, каждая группа формулирует для себя:

-           рабочую гипотезу

-          ожидаемый результат

(Ученикам приходилось и ранее делать подобное; если же на уроке учитель впервые дает задание сформулировать гипотезу и предположить результат – этот момент тщательно прорабатывается учителем; учитель поясняет, что такое гипотеза и как ее правильно  сформулировать)(см. приложение1)

 

Каждой группе после выполнения работы будет представлено слово для отчета о выполненной работе и ее результатах.

Учитель:

- Для начала познакомьтесь с инструкцией по выполнению работы, которая находится у вас на рабочем столе. Помните о технике безопасности при работе с химическими реактивами.

III. Работа с инструкционной картой  и выполнение практической части урока. (10 мин)

                

Алгоритм  работы  в группе:

(раздается каждой группе на рабочий стол)

1.     Внимательно изучи инструктивную карту.

2.     Обратись к учителю за пояснениями, если

что – либо непонятно.

3.  Сформулируй гипотезу и предположи результат

работы.

4.  Выполни работу.

5.  Составь по работе отчет и пoдготовь выступление.

 

По всем неясным  вопросам, возникающим во время работы

не стесняйся обращаться за помощью к учителю !Удачи !

 

 

 

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

                                   (раздается каждой группе на рабочий стол)

 

                 « Нет ничего практичнее хорошей теории.»

                                                                                                Роберт Кирхгоф, нем физик

 «Определение витаминов»

Опыт 1. Определение витамина А в подсолнечном масле

http://5terka.com/images/him10gabrielan/him10gabrielan-283.png

Опыт 2. Определение витамина С в яблочном соке

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите 1 мл сока яблока , к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
  4. Сделайте вывод.

Изучение рН водного раствора витамина С.

1.      Приготовьте химических стакана с  яблочным соком.

2.      Отдельно приготовьте стакан с дистиллированной водой и слив.

3.      Аккуратно поместите в стакан с яблочным соком  датчик рН. Не забывайте, что лампочка должна погрузиться  в раствор.

4.      Подождите, пока стабилизируется показание датчика.

5.      Запишите полученное значение.

6.      Достаньте датчик из  раствора и поместите в стакан с дистиллированной водой.

7.      Сделайте измерение трижды; если показания датчика при  втором и третьем измерении отличны от первого, вычислите  его среднее значение М и найдите

среднее квадратичное отклонение σ .

8.      Тщательно промойте датчик круговыми движениями, достаньте из воды и

Опыт 3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

В пробирку налили 1 мл рыбьего жира и прилили 1 мл раствора брома. Если наблюдается зеленовато-голубое окрашивание, то в жире содержался витамин D.

7.2.1.РЕАКЦИЯ С АНИЛИНОМ. В сухой пробирке смешивают 4 капли рыбьего жира или раствора  витамина Д в масле с 20 каплями хлороформа, добавляют при помешивании 10 капель смеси анилина с концентрированной соляной кислотой. Пробирку  ставят на кипящую водяную баню на 30-60 секунд. При нагревании содержимое пробирки приобретает красную окраску.

   IVОбсуждение результатов эксперимента (7 минут)

          Работа в микрогруппах, заполнение карт пометок, выполнение работы по темам:

v Определение витамина А в подсолнечном масле

v Определение витамина С в яблочном соке

v Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

 

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТА

       Опыт

Результаты исследования

Выводы

1.Определение витамина А в подсолнечном масле

Ярко-зеленое окрашивание

Подсолнечное масло содержит витамин  А

2. Определение витамина С в яблочном соке

Синее окрашивание

Яблочный сок содержит витамин С

3. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке

Красное окрашивание

Рыбий жир содержит витамин D

 

                                                 КАРТА ПОМЕТОК

(заполняется учениками после выполнения опытов)

+

!

-

?

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗНАКОМОЕ

НЕСООТВЕТСТВИЕ

УДИВИЛО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон говорил « Целое – есть нечто большее, чем простая сумма его частей» Давайте сведем воединое  все результаты опытов, проведенных вами.

 

 ( Заполнение концептуальной карты на основе сделанных выводов в тетради для лабораторных работ.)

Инструкция

Примерный план отчета

(Раздается каждой группе)

-Что изучалось?

(постановка проблемы исследования, цели и задачи).

-Как изучалось?

 (описание методов исследования)

-Какие результаты были получены?

(основные выводы).

 

После выполнения экспериментальной части работы ребята  работают с полученными результатами, выступают с отчетами о своей работе. Таблицы прилагаются к отчету.

Работая самостоятельно в группах, ребята разработали каждая свою гипотезу, цели и задачи работы ,ожидаемый результат.

 Так, одна из групп предложила следующее:

Цель :Определение витаминов в продуктах питания.

 Задачи:

1.Научиться работать с малым количеством реактивов.

2.Отработать навыки работы с химическими реактивами .

3.Научиться анализировать результаты эксперимента.

4.Оценить совершенную работу и полученный результат.

Гипотеза:

  Если мы определим витамины в предлагаемых продуктах , то мы установим,

какие типы пигментов содержат данные нам растения.

  Ожидаемый результат:

Доказать наличие витаминов в продуктах питания.

 

ВЫВОДЫ:

 

Человеку для нормальной жизнедеятельности организма нужны в небольших

количествах витамины, которые можно получить при разнообразном и рациональном питании

Качественный и количественный состав витаминов в продуктах можно определить,

 не прибегая к помощи специальных лабораторий, а сделать это в домашних условиях

Витамин А, находящийся в пищи, особенно в растительных маслах, может быть обнаружен 1% раствором FeCl3.

Витамин С, находящийся во фруктах и овощах, может быть обнаружен методом йодометрического титрования.

 

 

Следующая группа предложила свой вариант:

Цель: Качественное определение содержания витаминов в пищевых продуктах .

 

 Задачи:

  1.Научиться проводить качественные реакции на витамины.

  2.Научиться анализировать результаты опыта.

  3. Отработать практические навыки работы в химической лаборатории.

Гипотеза:

 

Мы предполагаем провести качественный анализ продуктов питания на содержание витаминов. Без этого невозможно сделать правильные выводы и установить истину.

 

Ожидаемые результаты:

Определить витамины в предложенных продуктах.

 

V. Рефлексия урока Учитель задает вопросы ученикам: (2 минуты)

Ребята высказывают свои мнения и пожелания.

          РЕФЛЕКСИЯ (работа с картами пометок)

Учитель:

-          Как звучала цель урока и достигли ли мы ее?

-                    На каком этапе работы вы испытывали трудности?

-                    Почему они возникали?

-                    Что нужно было сделать, чтобы их не было?

-                    - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается?

-                     Чем это задание похоже на предыдущее?

-                    Что вам удалось в работе лучше всего?

-                    -Какие вы выскажите пожелания учителю и друг другу?

-                    -Как вы оцениваете свою работу?

 

Учитель  :Завершить наше сегодняшнее занятие хочется словами

Нет более естественного источника витаминов, чем натуральные продукты!

 Спасибо за интересную работу.

 

Приложение 1

 

Исследовательская карта.

Сегменты исследовательской карты

Проблема

Цель

Гипотеза (гипотезы)

Пробы. Проверка гипотез

Таблица результатов

Доказательство (опровержение) гипотезы

 

Проблема исследования

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

 

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.

Формулировка цели всегда начинается с существительного: исследование, изучение, выявление и т.д.

Для его достижения необходимо в последующем определить конкретные последовательные шаги - задачи, позволяющие постепенно дойти до конечного результата.

 

Задачи – конкретизированные или более частные цели, т.е. шаги для достижения цели.

Задачи ставятся в форме перечисления и всегда начинаются с глагола: изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу, охарактеризовать и т. п.

 

Гипотеза

Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт,  или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.


Скачано с www.znanio.ru

Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания» "Границ научному познанию … предвидеть невозможно"

Практическая работа «Определение витаминов в продуктах питания» "Границ научному познанию … предвидеть невозможно"

Структура урока II. Целеполагание (3 мин)

Структура урока II. Целеполагание (3 мин)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ

При нагревании содержимое пробирки приобретает красную окраску

При нагревании содержимое пробирки приобретает красную окраску

После выполнения экспериментальной части работы ребята работают с полученными результатами, выступают с отчетами о своей работе

После выполнения экспериментальной части работы ребята работают с полученными результатами, выступают с отчетами о своей работе

Учитель: - Как звучала цель урока и достигли ли мы ее? -

Учитель: - Как звучала цель урока и достигли ли мы ее? -

Задачи – конкретизированные или более частные цели, т

Задачи – конкретизированные или более частные цели, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2022