Обучение грамоте дошкольников. Задания.
№1. Этапы развития фонематического слуха. Дидактические игры и упражнения.
1.Этап. Узнавание неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д.
2.Этап. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса. В ходе игр дети учатся различать друг друга по голосу, подражают низким и высоким голосам животных. 3.Этап. Умение различать слова, близкие по звуковому составу. Взрослый произносит какое-нибудь слово (например, вагон) то правильно, то неправильно («фагон, вакон»). Если произносит неправильно дети хлопают в ладоши.
4.Этап. Умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка).
5.Этап. Умение различать фонемы (звуки)родного языка. Начинать следует с дифференциации гласных звуков. Дети соотносят звук с определённой картинкой (А-А-А-плачет девочка). Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.
№2. Приемы выделения слогов в слове
Для обучения ребёнка делению слов на слоги можно использовать следующие приёмы: Карточки со слогами и магнитная азбука. Дети быстрее усваивают новые знания, если они представлены в наглядном формате и их можно потрогать руками. Игровые упражнения. Например, можно использовать следующие игры:
«Волшебная поездка»: нарисуйте карту волшебного городка с остановками для слогов и попросите ребёнка путешествовать по карте, чтобы получилось заданное слово.
«Закончи слово»: подберите двусложные слова и дайте ребёнку первые слоги. Называйте слово и показывайте малышу вторую часть вразнобой, попросив определить, подходит ли этот слог для завершения слова.
«Хлопаем в ладошки»: покажите ребёнку картинку и назовите, что на ней нарисовано. Попросите его хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове.
Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков:
1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
Упражнение «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
№3. Приемы ознакомления и выделения ударения в слове. Игры, упражнения на формирование умений по теме: »Ударение».
Занятия в дошкольном учреждении дают детям первые знания о ритмической структуре слова. При нормативном развитии тема «Ударение» не вызывает особых вопросов у специалистов и детей. Представление о ритме слова дошкольники получают опытным путем. Однако не секрет, что в массовом общеобразовательном учреждении состав воспитанников неоднороден. В настоящее время из них вполне можно было бы сформировать коррекционную группу детей с недостатками речи. Поэтому при подготовке материалов к занятию нужно учесть особенности детей с нарушением речевого развития. Преодоление этих нарушений, и в первую очередь нарушения слоговой структуры слов, требует от специалиста последовательности и четкого представления своих целей и задач на каждом этапе обучения. Так, например, прежде прохождения данной темы у детей нужно сформировать представления о звуке, слоге, слове. При обучении по любой системе и методике дошкольники к моменту знакомства с ударением в слове уже умеют посчитать количество слов в предложении, понимают различия между самим предметом и словом, которым этот предмет называют. Чаще всего для закрепления сформированных представлений используются вопросы загадки («Какое слово длиннее: стул или муравей?» «Что из чего?»)
Логопеды, а вместе с ними и воспитатели, используют самые распространенные приемы для того, чтобы ребенку наглядно и действенно объяснить, как посчитать части-слоги слова. Это послоговое отхлопывание, произнесение слогов на каждый шаг, отстукивание, выкладывание счетного материала, прикладывание тыльной стороны кисти к подбородку для ощущения движений при произнесении гласных звуков и т.д. Все они дают положительный эффект в разной степени. Но отрицательный эффект дают несравненно больший. Дело в том, что привыкнув «отхлопывать» слоги, ребенок начинает их произносить абсолютно одинаково: ВСЕ СЛОГИ СТАНОВЯТСЯ УДАРНЫМИ. Это ощущение закрепляется на всех уровнях: слуховом, зрительном, моторном и, конечно же, на речевом. (Наглядный пример тому – чтение стихов на детских утренниках с киванием головой на каждый слог.) Сравнивая слоги в таком воспроизведении слова, ребенок не может уловить разницы между ними. Фактически, мы лишаем его критерия для определения ударного слога. И впоследствии, начиная тему «ударение», нам нужно у него формировать другие представления о слогах, как неравнозначно произносимых. При этом возникает путаница между слогом и словом: слог с ударением воспринимается как отдельное слово, а два равноударных слога в слове (КОШ-КА) представляются как два слова. Забегая вперед, хочу сказать, что следующей ошибкой у дошкольников станет восприятие устойчивого словосочетания как единого слова с одним ударением («ДЕНЬРОЖДЕНИЯ»). В дальнейшем сложности могут возникать и с выразительным чтением стихов (логическое ударение), с постановкой завершающего знака в предложении (вопрос, восклицание, повествование). В конечном итоге нарушается вся темпоритмическая составляющая речи. Чтобы формировать какие-либо представления у детей, специалисту и воспитателю необходимо и самому иметь достаточно четкие представления о предмете. Давайте попробуем сформулировать то, что должны усвоить дошкольники. в слове всегда есть ударение. в слове только одно ударение. ударение падает на один из слогов. ударный слог мы выделяем в слове. Навыки, которые должны сформироваться у дошкольника: разделить слова на слоги определить количество слогов произнести слово, выделяя ударный слог Ключевое слово — ВЫДЕЛИТЬ. Вопрос: как? Обычно дошкольникам предлагается сказать слово, выделяя ударный слог голосом. Это, пожалуй, самое распространенное и самое «путающее» детей объяснение. Во-первых, ударение присутствует и в шепотной речи. Более того, именно в шепотной речи становится наиболее очевидным способ, которым мы выделяем один из слогов в слове. Мы произносим его с большей силой, чем остальные слоги. Но это не сила голоса, а сила выдоха. Попробуйте с детьми произнести шепотом слово «Тихо!». Вы почувствуете, что гласные «звуки потеряли» голос, а ударение осталось. На мой взгляд, работа над ударением с применением шепотной речи — один из самых удачных приемов для формирования представлений об ударении в слове. Во-вторых, дети с речевыми нарушениями с трудом воспринимают речевые инструкции. Алгоритм действий, алгоритм решения задачи складывается с трудом. В этом случае для усвоения детьми новой информации важно опереться на другие, сохранные, функции и уже сформированные навыки. Удачным решением может стать обучение дошкольников теппингу: проговариванию каждого слога или слова с отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность.На занятиях по этой теме можно использовать барабан типа джумбо.При этом ударный слог отбивается с большей силой. В-третьих, мы может акцентировать внимание детей на том, что на один из слогов мы ударяем сильнее. Таким образом, связываются по семантике «сила удара» и термин «ударение».Занятия с обычным барабаном можно провести с одной барабанной палочкой. Она может послужить и символичным образом знака, которым мы обозначает ударение в слове. Графические схемы слов со знаками ударения становятся понятными, а, значит, по-настоящему опорными для детей. Используя все эти приемы, мы задействуем слух, зрение, моторику, положительные эмоции детей, что позволяет нам сформировать и закрепить правильные начальные представления по заданной теме.
Игры на выделение словесного ударения
Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
- Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
- Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
- Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б(ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж(ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.
Мастера Звуковых дел
Они научат детей выделять в словах ударные звуки. У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т.д.)
Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»
Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.
Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
«Слова разнообразные – одинаковые и разные»
Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
ирис – ирис
гвоздики – гвоздики
замок – замок
мука – мука
кружки – кружки
стрелки – стрелки
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.
Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают лучше ориентироваться в звуковой системе языка.
№4. Перечень парциальных программ ДО по обучению грамоте дошкольников.
1. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.
Автор: О.С. Ушакова
Издательство: ТЦ Сфера, 2006
Возрастной контингент – от 3 до 7 лет.
*Развитие речи в картинках: занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям Ушаковой О.С.(Формат А3)
*Развитие речи в картинках: живая природа. Демонстрационный материал к пособиям
*Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет
*Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет
*Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет
2. Обучение дошкольников грамоте
Авторский коллектив: Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н.
Издательство: Школьная пресса, 2011
Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.
Ступеньки грамоты». Наглядно-демонстрационное пособие с разрезным материалом.»
№3. Развитие речи у детей дошкольного возраста. О. С. Ушакова
Цель: Развитие речевых способностей у дошкольников. Помогает освоить с детьми письменную и устную речь. С 3 до 7 лет.
Каждое занятие построено на комплексном решении задач. Они взаимосвязаны, но относятся к отдельным направлениям- фонетика, лексика, грамматика. Для каждой возрастной группы задачи усложняются.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Здесь обучение грамоте заключается в следующем, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка (звук, слово, фраза, предложение, текст) и единицы речи (элемент системы языка, неразложимый в рамках определенного уровня текста и противопоставления другим единицам в подсистеме языка. Соотносить устную речь со способами их передачи на письме и так далее.
5. Звуковая культура речи. Нищева.
Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. Одновременно у детей отрабатываются четкость произношения, внятность дикции, интонационная выразительность, умение управлять голосом, говорить громко и тихо, в нормальном темпе и более быстро и т. п.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.
Хочется предупредить возможные ошибки педагогов и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска). Это же правило работает и при подборе слов для кроссвордов, ребусов, изографов. Их написание не должно расходиться с произношением.
Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке к обучению грамоте. В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинается именно в старшей группе.
Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО.
На сайте Федерального института развития образования в «Навигаторе программ дошкольного образования» представлена парциальная программа Н. В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», основанная на аналитико-синтетическом методе, прошедшая экспертизу, рекомендованная к использованию, имеющая полный методический комплект.
Автор предлагает еще один комплект пособий, включающий «Домашний букварь» и пособия к нему, тоже основанные на аналитико-синтетическом методе.
Есть ряд незыблемых правил, которые должен знать педагог, приступающий к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
В процессе знакомства дошкольников с буквами, педагог никогда не называет буквы, как это принято ([эр], [ка], [че]), а называет их как звуки ([р], [к], [ч]). Дошкольников знакомят с правильными названиями букв, когда они познакомились со всеми буквами алфавита и начали читать предложения.
Недопустимо приступать к изучению буквы, если в группе есть дети, не произносящие правильно звук или звуки, обозначаемые этой буквой. Представьте, как будут звучать слова со звуком [л] у ребенка, который произносит этот звук как губно-зубной: [вук], [вампа], [Ковобок], то есть ребенок будет произносить вместо звука [л] звук, похожий на [в], и букву л он будет называть буквой в. В дальнейшем это станет основой для возникновения у ребенка дисграфии.
Такие пособия, как «Мой букварь» и «Домашний букварь» Н. В. Нищевой позволяют избежать методических ошибок, так как предлагают сначала изучение букв, которым соответствуют простые звуки русского языка (звуки раннего онтогенеза), произносящиеся правильно детьми старшего дошкольного возрасте в группах общеразвивающей направленности ДОО.
В подготовительной к школе группе работа над звуковой культурой речи проводится как составляющая занятий по развитию речи, как и в старшей группе. Воспитатели следят за речью детей на протяжении всего пребывания их в детском саду, во время режимных моментов, в игровой деятельности.
По-прежнему в утренний отрезок времени после зарядки возможно проведение упражнений по уточнению звукопроизношения и дифференциации звуков у отдельных детей, упражнений для отработки четкости дикции и выразительности речи, заучивание чистоговорок, потешек, стихов игр.
Хочется обратить внимание педагогов на то, что детям дошкольного возраста не дается звуковой анализ слов с йотированными, то есть вы не подбираете слов, в которых есть буквы е, ё, ю, я для выполнения звукового и звукобуквенного анализа.
Совершенствуя фонематические процессы у предшкольников на занятиях по развитию речи, воспитатели формируют у них представления о глухих и звонких согласных, твердых и мягких согласных, учат производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику каждого звука.
В этой возрастной группе продолжается работа по подготовке к обучению грамоте. Здесь уместно отметить, что ФОП предписывает обучение старших дошкольников чтению слогов, слов и предложений, поэтому не обязательно изучение с детьми всех букв русского алфавита. Например, при обучении чтению на основе «Моего букваря» на чтение предложений дети выходят, изучив всего девять букв. Количество букв, планируемых к изучению, определяется воспитателями с учетом количества детей в группе, состояния их общего и речевого развития их возможностей и потребностей.
Главное не просто научить детей читать слова и предложения, а добиться осознанности чтения. В новом пособии «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП» Н. В. Нищевой педагогам предлагается перспективное планирование образовательной деятельности по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте в разных возрастных группах и подробные конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.