Практическая работа специальности 38.02.04.
Оценка 4.9

Практическая работа специальности 38.02.04.

Оценка 4.9
docx
26.11.2022
Практическая работа специальности 38.02.04.
Пр. 10.docx

Практическое занятие № 10

Тема: Решение задач на применение формул комбинаторики

Цель занятия: сформировать навыки решения задач на применение формул комбинаторики

Наглядные пособия: учебники

Литература:

1.     Григорьев С.Г. Математика: учебник для СПО. – М.: Изд. центр «Академия», 2019.

2.       Гусев В.А. Математика для профессий и специальностей соц.-экон. профиля: учебник для образовательных учреж. нач. и сред. проф. образ. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.

 

Теоретические сведения

Большинство комбинаторных задач решается с помощью двух основных правил –правила суммы и правила произведения.

Выбор правила

Выбор правила

Правило суммы

Правило произведения

Если некоторый объект А можно выбрать m способами, а другой объект В можно выбрать n способами, то выбор объекта либо А, либо В можно осуществить m + n способами.

Если объект А можно выбрать m способами и если после каждого такого выбора объект В можно выбрать n способами, то выбор пары А и В можно осуществить m · n способами.

Пример: В магазине «Все для чая» есть 6 разных чашек и 4 разных блюдца. Сколько вариантов чашки и блюдца можно купить?

Решение.

Чашку мы можем выбрать 6-ю способами, а блюдце 4-я способами. Так как нам надо купить пару чашку и блюдце, то это можно сделать 6 · 4 = 24 способами (по правилу произведения).Ответ: 24.

Для успешного решения комбинаторных задач надо еще и правильно выбрать формулу, по которой искать количество нужных соединений. В этом поможет следующая схема.

Методы решения комбинаторных задач

 

 

 

 

 

 


 

Задача 1. Найдите количество трехзначных чисел, которые можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числе повторяться не могут.

 

Решение.

Для выбора формулы выясняем, что для чисел, которые мы будем составлять, порядок учитывается и не все элементы одновременно выбираются. Значит, это соединение – размещение из 7 элементов по 3. Воспользуемся формулой для числа размещений: A73 = 7(7 – 1)(7 – 2) = 7 · 6 · 5 = 210 чисел.

Ответ: 210.

 

Задача 2. Сколько существует семизначных телефонных номеров, в которых все цифры разные, а номер не может начинаться с нуля?

Решение.

На первый взгляд эта задача такая же, как и предыдущая, но сложность в том, что надо не учитывать те соединения, которые начинаются с нуля. Значит необходимо из существующих 10-ти цифр составить все семизначные номера телефонов, а потом от полученного числа отнять количество номеров, начинающихся с нуля. Формула будет иметь вид:

A10– A96 = 10 · 9 · 8 · 7 · 6 · 5 · 4 – 9 · 8 · 7 · 6 · 5 · 4 = 544 320.

Ответ: 544 320.

Задача 3. Сколькими способами можно расставить на полке 12 книг, из которых 5 книг – это сборники стихотворений, так, чтобы сборники стояли рядом?

Решение.

Сначала примем 5 сборников условно за одну книгу, потому что они должны стоять рядом. Так как в соединении существенным есть порядок, и все элементы используются, значит  это перестановки из 8 элементов (7 книг + условная 1 книга). Их количество Р8. Далее будем переставлять между собой только сборники стихотворений. Это можно сделать Р5 способами. Поскольку нам нужно расставить и сборники, и другие книги, то воспользуемся правилом произведения. Следовательно, Р· Р= 8! · 5!. Число способов будет большим, поэтому ответ можно оставить в виде произведения факториалов.

Ответ: 8! · 5!

Задача 4В классе 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории возле школы нужно 4 мальчика и 3 девочки. Сколькими способами можно их выбрать со всех учеников класса?

Решение.

Сначала отдельно выберем 4 мальчика из 16 и 3 девочки из 12. Так как порядок размещения не учитывается, то соответственные соединения – сочетания без повторений. Учитывая необходимость одновременного выбора и мальчиков, и девочек, используем правило произведения. В результате число способов будет вычисляться таким образом:

С164 · С123 = (16!/(4! · 12!)) · (12!/(3! · 9!)) = ((13 · 14 · 15 · 16) / (2 · 3 · 4)) ·((10 · 11 · 12) / (2 · 3)) = 400 400.

Ответ: 400 400.

Таким образом, успешное решение комбинаторной задачи зависит от правильного анализа ее условия, определения типа соединений, которые будут составляться, и выбора подходящей формулы для вычисления их количества.

 


 

Практическая часть

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

I. Вычислить.

1)

1)

 

1)

2) 

2)  

2

3)  

3

3)  

II.Решите задачу

1.                  Сколько различных трехзначных  чисел с разными цифрами можно составить из цифр:  1, 2, 3, 4, 5?

2.  В классе 12 девочек и 5 мальчиков. Сколько существует способов выбора пары ведущих (разнополой) для школьного праздника?

3.   У Юли 7 пупсиков и 5 плюшевых медведя. Сколько способов выбора одной игрушки есть у Юли?

4.  В столовой есть 4 вида первого блюда, 6 видов второго блюда и 2 вида компота. Сколько существует вариантов обеда  для студента, если обычно он покупает первое, второе и компот?

5.  Сколькими способами могут занять очередь в кассу 6 человек?

6.   В классе 25 учащихся. Сколькими способами можно выбрать старосту и физорга в этом классе?

7.   Имеются помидоры, огурцы, лук. Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый салат должно входить 2 различных вида овощей?

8.   Сколькими способами из 8 учебных предметов можно составить расписание учебного дня из 4 различных уроков.

1.        Сколько различных двухзначных  чисел с разными цифрами можно составить из цифр:  2, 5, 7, 8, 9?

2.        В классе 11 девочек и 17 мальчиков. Сколько существует способов выбора одного ведущего для школьного праздника?

3.        У Оли  22 куклы и 4 плюшевых медведя. Сколько способов выбора одной игрушки есть у Оли?

4.        В столовой есть 5 видов первого блюда, 5 видов второго блюда и 2 вида компота. Сколько существует вариантов обеда  для студента, если обычно он покупает первое, второе и компот?

5.        Сколькими способами могут занять очередь в кассу 4 человека?

6.        В классе 18 учащихся. Сколькими способами можно выбрать старосту и заместителя старосты в этом классе?

7.        Сколько диагоналей имеет выпуклый семиугольник?

8.        В футбольной команде 11 человек. Необходимо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

1.   Сколько различных двухзначных  чисел с разными цифрами можно составить из цифр:  1, 2, 3, 4, 5?

2.   В классе 15 девочек и 5 мальчиков. Сколько существует способов выбора пары ведущих (разнополой) для школьного праздника?

3.   У Юли 9 пупсиков и 8 плюшевых медведя. Сколько способов выбора одной игрушки есть у Юли?

4.   В столовой есть 2 вида первого блюда, 7 видов второго блюда и 3 вида компота. Сколько существует вариантов обеда  для студента, если обычно он покупает первое, второе и компот?

5.   Сколькими способами могут занять очередь в кассу 7 человек?

6.   В классе 24 учащихся. Сколькими способами можно выбрать старосту и физорга в этом классе?

7.   Сколькими способами из 15 студентов группы можно выбрать трёх  для участия в праздничном концерте?

8.   В теннисном турнире участвуют 10 спортсменов. Сколькими способами теннисисты могут завоевать золото, серебро и бронзу?

Контрольные вопросы:

1.    Что такое комбинаторика?

2.    Правило суммы и произведения.

3.    Что такое перестановка? Как вычислить число перестановок n предметов?

4.    Что называется размещениями из n элементов по k элементов? По какой формуле можно вычислить число всевозможных размещений из n элементов по k элементов?

5.    Что называется сочетанием без повторений из n элементов по k? По какой формуле можно вычислить число всевозможных сочетаний из n элементов по k   элементов?


 

№ п/п

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1.       

60

20

25

2.       

60

28

75

3.       

12

26

17

4.       

48

50

42

5.       

720

24

840

6.       

600

306

552

 

 


 

6.   

Практическое занятие № 10 Тема:

Практическое занятие № 10 Тема:

Задача 1. Найдите количество трехзначных чисел, которые можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числе повторяться не могут

Задача 1. Найдите количество трехзначных чисел, которые можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, если цифры в числе повторяться не могут

Практическая часть Вариант 1

Практическая часть Вариант 1

Практическая работа специальности 38.02.04.

Практическая работа специальности 38.02.04.

Вариант 2 Вариант 3

Вариант 2 Вариант 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022