ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» В ПРОФЕССИИ ЗАКРОЙЩИКА
Оценка 4.6

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» В ПРОФЕССИИ ЗАКРОЙЩИКА

Оценка 4.6
pdf
27.08.2020
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» В ПРОФЕССИИ ЗАКРОЙЩИКА
Практическая значимость предмета.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРЕДМЕТА

«КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ» В ПРОФЕССИИ ЗАКРОЙЩИКА

( из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю.А. ТОНОЯНЦ

ПРЕПОДАВТЕЛЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

 

 

 

 

 

ВЛАДИКАВКАЗ - 2020

При профессиональной подготовке по профессиям «Закройщик» и «Портной» конструирование одежды является одним из основных специальных предметов. Конструирование одежды - это сложный творческий процесс, соединяющий в себе решение художественных и технических задач.

Цель изучения предмета «Конструирование одежды» - приобретение теоретических знаний и практических навыков в области конструирования одежды различных видов.

Мною в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.05 Закройщик составлена учебная программа. Программа позволяет ознакомиться с новыми достижениями и направлениями современного промышленного конструирования, разработкой технологических конструкций швейных изделий, унификацией и стандартизацией деталей и узлов, использованием базовых основ и типовых конструкций.

Изучение курса позволяет обучающимся свободно разбираться в различных методиках построения чертежей мужской и женской, верхней и легкой одежды с помощью расчетных формул и графических приемов, создавать конструкцию, которая должна быть технологичной и достаточно точной, чтобы обеспечить изготовление изделия с одной примеркой или вообще без нее.

Новое поколение профессиональных кадров должно быть компетентно в вопросах производств, хорошо знать направления моды, дифференцированно подходить к выбору модели для заказчиков различного возраста, полноты и осанки, уметь «читать» журналы мод, анализировать модель и определять какими конструктивными средствами перенести форму, силуэт, покрой на ткань, знать некоторые данные по антропологии применительно к изготовлению одежды, разбираться во всей совокупности размерных признаков и умело применять полученные знания на практике.

Без творческого потенциала в профессии закройщика обойтись нельзя. А потенциал такой деятельности еще далеко не исчерпан. Считаю, что предмет конструирования определяет конкурентоспособность специалиста. Закройщик - скорее скульптор, чем архитектор моды. Работая с индивидуальной фигурой он ищет пропорции, постоянно корректируя форму, адаптируя ее к пропорциям заказчика в гармоничном равновесии между требованиями моды, эстетики и особенностями телосложения.

Основная задача закройщика скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры.

Поэтому на своих уроках я применяю разнообразные формы и методы: лекция с элементами беседы, лекция с элементами самостоятельной работы, создание проблемных ситуации, практические работы, комбинированные занятия, бинарные уроки, уроки-конференции, уроки-конкурсы, игры, семинары. Использую и разнообразные формы контроля знаний учащихся: карточки-задания, тесты с текстовым и графическим материалами, кроссворды и диктанты расчетных формул различных конструкций.

Па уроке-лекции перед учителем стоит задача: развивать у учащихся способность мыслить самостоятельно, творчески. Урок - лекция подразумевает не монолог учителя, а совместное продумывание теоретического материала, сотворчество в процессе познания, Лекция один из видов формирования знаний и умений:

а) анализировать и обобщать знания, сравнивать методы конструирования по видам изделия, применять конструкцию чертежей на занятиях производственного обучения;

б) научить читать чертежи и вносить коррективы в соответствии с фигурой

заказчика и особенностью модели;

в) умение составлять технологическую последовательность расчетов.

Например, при изучении темы «Конструирование воротников» мною дается чертеж построения отложного воротника. Использую дифференцированный подход к обучению обучающихся. Даю задание построить воротник с учетом особенностей шейного пояса (толстая и короткая шея, длинная) и различной формы концов воротника.

Практически на каждом занятии обучающиеся получают здания: подготовить сообщения, рефераты, доклады (направления моды, история одежды и т.п.), изготовление шаблонов для сильных учащихся, составление кроссвордов по данной теме. Учащиеся используют рекомендованную мною литературу.

Будущая профессия моих выпускников - это работа с заказчиком. Поэтому на своих занятиях я создаю проблемные ситуации и предлагаю обучающимся разрешить их. Например, при пошиве изделия из ткани заказчика может быть несоответствие количества выбранной ткани модели, дефект, брак ткани. Предположим, в ткани заказчика обнаружен дефект, учащиеся предлагают свое решение данной проблемы. Моя задача научить правильно, в тактической форме объяснить заказчику о необходимости изменить фасон или подобрать другую ткань. Но в любом из предложенных вариантов заказчик должен знать о дефекте ткани до принятия заказа.

Хочу отметить, что при разрешении выше названной ситуации акцентирую внимание на законе о защите прав потребителей. При проведении таких занятий целесообразно использовать элементы игры.

Программа курса предусматривает после изучения каждой темы практическое занятие. На каждое занятие составлены инструкционные карты, благодаря которым обучающиеся получают навыки самостоятельной работы, у них развивается пространственное мышление, что позволит им на практике применять эти знания. В инструкционной карте обозначается тема занятия, цель и ход выполнения работы. Обчающимся необходимо выполнить расчеты по заданным размерам на определенную конструкцию. При построении чертежа и нанесении модельных линий они зрительно представляют фигуру и сопоставляют конструктивные линии на фигуре и на чертеже конструкции. Данную работу обучающиеся выполняют в течение двух уроков. При проверке работ обращаю внимание на точность и последовательность снятия размерных признаков, правильность выполнения расчетов при построении чертежа, зарисовку модели, техническое описание модели и ее назначение.

В лицее стало традицией проведение уроков-конференций, где главная роль отводится курсу конструирования одежды. Цель урока: оказание помощи студентам выпускных групп. Следует отметить совместную работу преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. На примере нескольких изделий обучающимся показывают процесс представления и защиты квалификационной работы. При подготовке к конференции обучающиеся заранее получают опережающие задания и представляют чертежи конструкций, рефераты, готовые изделия на уроке.

Например, осетинское национальное платье.

Преподаватель конструирования указывает на особенности конструкции верхнего и нижнего платья, наличие двойного рукава, перевод бокового шва в рельеф на спинку, на расположение нити основы на полочке верхнего платья, на детали кроя.

Преподаватель технологии обращает внимание на технологические особенности обработки национального платья, так как платье выполняется без прибавок на свободное облегание, а ткани применяют тонкие, сыпучие и для того, чтобы изделие не расходилось по швам, его необходимо выполнять на подкладе.

Мастер-класс представляет мастер производственного обучения, демонстрируя готовое изделие, рассказывает о методах выполнения и отделки национального платья.

С началом урока-конференции начинает свою работу ателье «Грация» под руководством преподавателя художественного конструирования и руководителя Театра Моды. Наиболее сильные обучающиеся принимают заказ на пошив изделия в соответствии с программой обучения. В качестве заказчиков выступают обучающиеся. В течение часа они должны принять заказ: оформить квитанцию, снять размерные признаки, предложить и зарисовать модель. Далее, изготовить лекала, раскроить и приготовить изделие к первой примерке. В конце урока обучающиеся представляют свои работы вниманию преподавателей.

Такие уроки показывают их практическую значимость при защите письменной квалификационной работы и имеют высокий результат.

При проверке знаний обучающихся мною применяются как индивидуальные формы работы - опрос, карточки-задания, тесты, так и групповые - решение проблемных ситуаций, кроссворды, логические задачи, а также фронтальная форма работы - диктанты, семинары.

Более подробно хочу остановиться на тестах. Мною разработаны тесты, предусматривающие односложные ответы и тесты с графическим материалом, где обучающимся предлагается составить последовательность построения конструкции, найти ошибку в чертеже, достроить недостающие линии.

Считаю целесообразным применение диктантов как форму фронтального контроля знаний учащихся. Обчающимся дается задание по определению измерения того или иного участка чертежа, на что они записывают расчетную формулу. Например, «Чему равен раствор грудной вытачки?»  Ответ: (CrII- Сг1) × 2+2.

При составлении карточек-заданий включаются следующие вопросы, например, тема «Перенос вытачек», на карточке зарисована модель и шаблон полочки. Задание: указать на шаблоне место расположения вытачек по модели, или дописать формулу : (CrII- ...) × 2 +..., или из данных формул составить последовательность построения конструкции и т.п.

Все задания дифференцируются в зависимости от способностей обучающихся.

В процессе моей работы я прихожу к следующему выводу: лицей предоставляет большие возможности для талантливых, одаренных учеников. Из своего практического опыта знаю, что в каждой группе есть несколько таких учеников.

В открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) республики Северная Осетия Алания приняли участие и получили дипломы мои обучающиеся: 1 место - обучающаяся 7 гр. Габараева Р.М. и диплом 2 место - обучающаяся 8 гр. Мальбахова М.К.  

На протяжении многих лет на базе нашего лицея проводится конкурс «Лучшего по профессии». В этом учебном году призовое место получила моя обучающаяся: диплом 1 место - Мурадова Р. А. из 11 гр. в конкурсе на лучшего художника – модельера.

Один из главных профессиональных конкурсов лицея - конкурс на лучшего конструктора-модельера. Опережающее задние конкурса - создать эскизы, лекала и представить свою коллекцию моделей под девизом. Цель конкурса: определить умения учащихся применять на практике полученные на уроках конструирования знания.

Спецификой обучения в системе среднего профессионального образования является то, что полученные на уроках теоретического обучения знания закрепляются и отрабатываются на производственном обучении. Это предусматривается и программой курса. Лицей располагает материальнотехнической базой, цехами, оснащенными промышленными универсальными, специальными машинами и оборудованием для ВТО.

Возможность почувствовать себя специалистом обучающиеся получают с первого курса, а выпускники, в соответствии с профессиональной характеристикой закройщика, работают по индивидуальным заказам населения.

Таким образом, практическая значимость предмета велика: навыки самостоятельной работы на уроках конструирования одежды, разнообразные формы и методы занятий, взаимосвязь теории и практики способствуют подготовке квалифицированных специалистов - закройщиков для республики и РФ. Вот почему в своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение самостоятельной и практической работе обучающихся.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВЛАДИКАВКАЗ - 2020 При профессиональной подготовке по профессиям «Закройщик» и «Портной» конструирование одежды является одним из основных специальных предметов

ВЛАДИКАВКАЗ - 2020 При профессиональной подготовке по профессиям «Закройщик» и «Портной» конструирование одежды является одним из основных специальных предметов

Без творческого потенциала в профессии закройщика обойтись нельзя

Без творческого потенциала в профессии закройщика обойтись нельзя

Например, при изучении темы «Конструирование воротников» мною дается чертеж построения отложного воротника

Например, при изучении темы «Конструирование воротников» мною дается чертеж построения отложного воротника

В инструкционной карте обозначается тема занятия, цель и ход выполнения работы

В инструкционной карте обозначается тема занятия, цель и ход выполнения работы

Мастер-класс представляет мастер производственного обучения, демонстрируя готовое изделие, рассказывает о методах выполнения и отделки национального платья

Мастер-класс представляет мастер производственного обучения, демонстрируя готовое изделие, рассказывает о методах выполнения и отделки национального платья

Например, «Чему равен раствор грудной вытачки?»

Например, «Чему равен раствор грудной вытачки?»

Спецификой обучения в системе среднего профессионального образования является то, что полученные на уроках теоретического обучения знания закрепляются и отрабатываются на производственном обучении

Спецификой обучения в системе среднего профессионального образования является то, что полученные на уроках теоретического обучения знания закрепляются и отрабатываются на производственном обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2020