Материал предназначен как для педагогв дошкольного образования.Раскрывает понятие технология ,раскрывает цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ.знакомит с видами технологий : медико- профuлактические технологии , физкультурно - оздоровительные технологии. Какие бы это ни были виды технологий,цель у них одна - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Здоровьесберегающие технологии.docx
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе
формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются
различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты
характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент
здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка
в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования и развития психических функций и
интеллектуальных способностей дошкольника.
Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие
“технология”. Технология это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную
этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных
действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть
промежуточные и итоговые результаты собственной профессиональнопедагогической
деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и
задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и
приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с
организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой
диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений
оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей
дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих
технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,
формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе
культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ):
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации
образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия
на здоровье учащихся и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также
ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического
процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды
здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медикопрофuлактические;
физкультурнооздоровительные; технологии обеспечения социальнопсихологического
благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
технологии валеологического просвещения родителей.
Медикопрофuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и
дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация
профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в
обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурнооздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие
физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика
плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной
среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической
активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило,
осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в
условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы
этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных
формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные
моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия
взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни
человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и
сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической
самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий
относятся технологии личностноориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,
индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в
содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом
содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Практическая консультация для педагогов
Практическая консультация для педагогов
Практическая консультация для педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.