Практическая консультация для педагогов

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 09.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен как для педагогв дошкольного образования.Раскрывает понятие технология ,раскрывает цели здоровьесберегающих технологий в ДОУ.знакомит с видами технологий : медико- профuлактические технологии , физкультурно - оздоровительные технологии. Какие бы это ни были виды технологий,цель у них одна - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Иконка файла материала Здоровьесберегающие технологии.docx
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Дошкольный   возраст   обоснованно   считается   наиболее   важным   периодом   в   процессе формирования   личности   человека.   В   этом   возрасте   более   интенсивно   развиваются различные   способности,   формируются   нравственные   качества,   вырабатываются   черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного   и   направленного   формирования   и   развития   психических   функций   и интеллектуальных способностей дошкольника. Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие  “технология”. Технология ­ это инструмент профессиональной деятельности педагога,  соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.  Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную  этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных  действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть  промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально­педагогической  деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и  задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и  приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с  организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой  диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Цель  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Применительно к ребенку –   обеспечение высокого уровня реального здоровья  воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности  осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений  оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей  дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и  безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,  психологической самопомощи и помощи. Другими словами целью здоровьесберегающих  технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья,  формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе  культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому  просвещению родителей. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ): 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации  образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия  на здоровье учащихся и педагогов; 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.  Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУВиды   здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация  здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также  ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического  процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды  здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико­профuлактические; физкультурно­оздоровительные; технологии обеспечения социально­психологического  благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного  образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;  технологии валеологического просвещения родителей.    Медико­профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии,  обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством  медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с  использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:  организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по  оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и  дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация  профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в  обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.    Физкультурно­оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии,  направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие  физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры  дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной  среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической  активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило,  осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в  условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы  этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных  формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные  моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия  взрослого с ребенком и др. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего  технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.  Цель этих технологий ­ становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни  человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и  сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику  самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного  поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической  самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий  относятся технологии личностно­ориентированного воспитания и обучения дошкольников.  Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка,  индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в  содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построениепедагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом  содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.