Данный материал - это практическая работа к модулю 1 для курсов повышения квалификации "Деятельность социально-педагогической и психологической службы образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся". Содержит сведения о законах и нормативных актах, на основе которых строится работа в ОО по профилактике суицидального поведения детей и подростков.практическая работа
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модуль 1
Суицид: основные понятия, их характеристика
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1.
Составьте перечень нормативноправовых актов, которыми необходимо
руководствоваться в ходе организации и проведении в образовательных
организациях работы по профилактике суицидов.
Нормативноправовые акты (международный уровень,
федеральный уровень).
1. Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается
общеконституциональное право любого человека на жизнь).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120
ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних". В соответствии со статьей 14 на образовательные
учреждения возложена обязанность оказывать социальнопсихологическую
и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в
развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в
социально опасном положении. Органы образования должны
незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам
несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного
неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих
обязанностей (ст. 9).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436ФЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию". Закон четко определяет информационную продукцию,
недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение
экспертизы информационной продукции.
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 г. № 273ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение
безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время
их пребывания в образовательной организации.
Организации,
осуществляющие образовательную деятельность,
при реализации
образовательных программ создают условия для охраны здоровья
обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и
оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны
здоровья граждан в Российской Федерации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г.
№ 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый
реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно
телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих
идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети
"Интернет", содержащие информацию, распространение которой в
Российской Федерации запрещено". Согласно данному постановлению в
соответствии с критериями оценки информации, утвержденными
межведомственным приказом Роскомнадзора,
ФСКН России и
Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза
ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах
совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается
решение о блокировании данных ссылок.
6. Концепция демографической политики Российской Федерации на
период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской
Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения
эффективности профилактической работы.
7. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 2017
годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от
01.06.2012 г. № 761: "План реализации первоочередных мероприятий до
2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 2017 годы", утвержденный
распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. №
1916р и "План мероприятий на 2015 2017 годы по реализации важнейшихДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской
Федерации от 05.02.2015 г. № 167р. В числе мер по развитию политики
формирования здорового образа жизни детей и подростков указана
разработка системы первоочередных мер по предотвращению
подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе
здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными
наклонностями, а также организацию проведения психологическими
службами образовательных учреждений профилактической работы с
детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
8. Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное,
психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы
(пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его
тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной
ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).
9. Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда
здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и
подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115
118, 125, 156).
10.Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее
исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско
правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69),
ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья
(ст. 77).
11.Ведомственные документы по профилактике суицидального
поведения:
12.Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22
0686 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
13.Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03
51102ин/2203 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей
и подростков".
14.Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01130/0701 "О мерах по
профилактике суицида среди детей и подростков".
15. Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам
информации,
распространяемой посредством сети "Интернет",
причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не
соответствующей задачам образования.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Государственные программы (федеральный уровень,
региональный уровень).
1. «Я сам» программа самопомощи подростка (уровень личности).
2. «Равный равному» модификация программы современного
молодежного краудсорсинга (уровень сверстников)
Локальные документы.
1. Приказ руководителя ОУ "Об организации работы по профилактике
суицидального поведения учащихся".
2. План организационнометодических мероприятий на год: с родителями,
учащимися, педагогами.
3. Планы работы педагогапсихолога и социального педагога с разной
категорией обучающихся, родителей.
4. Наличие информации (базы данных) о различных группах риска.
5. Наличие обработанных анкет, тестов, опросников.
6. Посещение уроков и мероприятий (ВШК).
7. Выходы в семьи учащихся и составление актов ЖБУ.
8. Анонимное анкетирование, тестирование.
9. Наличие советов, памяток, телефонов доверия в уголке психолога.
10. Протоколы заседания Совета профилактики.
11. Протоколы заседаний, где рассматриваются вопросы по профилактике
суицидального поведения несовершеннолетних.
Задание 2.
Заполните таблицу: Мифы и факты о суициде.
МИФ
ФАКТ
Если человек говорит о самоубийстве, он
просто хочет привлечь к себе внимание.
Большинство молодых людей
до совершения суицидальных
попыток или самоубийств
приводят важные словесные
доказательства своихДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Настоящее самоубийство случается без
предупреждения.
Самоубийство—явление наследуемое,
значит, все равно ничем не поможешь.
Те, кто кончает собой, психически больны,
значит им нельзя помочь.
намерений. Говорящий о
самоубийстве переживает
психическую боль и таким
образом «кричит» о помощи и
ставит в известность о своей
боли людей.
Примерно 8 из 10
суицидентов подают
окружающим
предупреждающие знаки о
грядущем поступке.
Не существует достоверных
данных о генетической
предрасположенности к
самоубийству. Тем не менее,
предыдущий суицид в семье
может быть деструктивной
моделью для подражательного
поведения. Человек лишь
использует аутоагрессивные
модели поведения, если они
существуют в семье или
значимом окружении.
Большинству молодых
людей, предпринимающих
попытку самоубийства, не
может быть поставлен диагноз
психического заболевания,
хотя, естественно, хроническая
душевная болезнь повышает
риск самоубийства. Многие
совершающие самоубийство не
страдают никакимиДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разговоры о суициде могут способствовать
его совершению. Лучше избегать этой темы.
Если человек в прошлом совершил
суицидальную попытку, то больше подобное
не повторится, так что, опасность позади,
можно не заботиться об этом.
Покушающийся на самоубийство желает
умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его
дело.
Все самоубийства импульсивны, их нельзя
предвидеть и предупредить.
Все самоубийцы
поэтому помочь им может только врач.
депрессивные люди,
―
психическими заболеванием.
Разговор о самоубийстве не
является его причиной, но
может стать первым шагом его
предупреждения суицида.
Очень многие повторяют эти
действия вновь и вновь и
достигают желаемого
результата.
Подавляющее большинство
суицидентов хотят избавиться
от невыносимой душевной
боли и не видят другого
выхода, поэтому перед
суицидальными действиями
они часто обращаются за
помощью. Иногда они прямо
говорят о самоубийстве, а
иногда говорят о невыносимом
страдании, о бессмысленности
жизни, о вине, о бессилии и т.п.
Большинство суицидентов
вынашивают свои планы,
прямо или косвенно сообщая о
них окружающим.
Не все суициденты страдают
депрессией. Практически
самоубийство может быть
совершено любым человеком,
Любого типа характера, сДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СППС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
любыми наклонностями.