Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
«Классы неорганических веществ» (образец оформления работы)
Практическая работа
Ц е л и : научиться экспериментальным путем характеризовать свойства
веществ, проводить химические эксперименты по плану, анализировать
результаты и оформлять отчет.
П л а н р а б о т ы :
1. Познакомиться с инструкцией и определить необходимые химические
реактивы и оборудование.
2. Определить правила ТБ.
3. Определить метод распознавания выданных веществ.
4. Записать уравнения химических превращений.
5. Провести опыты согласно заданиям.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
В а р и а н т I
В а р и а н т II
2 пробирки – с навесками оксида кальция и
оксида фосфора (V); стакан с водой,
кислотноосновный индикатор (лакмус или
универсальный), растворы серной кислоты,
гидроксида натрия, карбоната натрия; чистые
пробирки, штатив пробирочный
2 пробирки – с растворами хлорида железа
(III) и хлорида бария; растворы гидроксида
натрия, серной кислоты, сульфата натрия;
чистые пробирки, штатив пробирочный,
спиртовка, зажим пробирочный, спички
ТБ: аккуратно работать с лабораторным оборудованием, не нюхать и не
пробовать вещества, использовать минимальные количества реактивов. (Если
нужна спиртовка, то добавить правила работы с ней.)
Х о д р а б о т ы
В а р и а н т I
В а р и а н т II
1. Распознавание веществ:
В пробирки с оксидами добавить воду и
определить реакцию среды.
СаО + H2O = Ca(OH)2 – лакмус синий, среда
щелочная.
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 – лакмус красный,
1. Распознавание веществ:
В пробирки с солями добавить раствор
гидроксида натрия.
FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3
бурого цвета.
BaCl2 + 2NaOH = Ba(OH)2 + 2NaCl – явных
+ 3NaCl – осадок
↓среда кислая.
признаков реакции нет.
2. Ca(OH)2 – основный малорастворимый
гидроксид.
1) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2H2O –
помутнение раствора.
↓
2) Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3
выпадение осадка белого цвета.
+ 2NaOH –
2. Fe(OH)3 – нерастворимое основание.
1) 2Fe(OH)3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O –
растворение осадка.
2) 2Fe(OH)3
воды от осадка.
Fe→ 2O3 + 3H2O – отделение
В ы в о д : растворимые основания
взаимодействуют с кислотными оксидами,
кислотами (реакция нейтрализации), с
растворами солей
В ы в о д : нерастворимые основания
взаимодействуют с кислотами (реакция
нейтрализации) и разлагаются при нагревании
П р и м е ч а н и е : экспериментальные задания обучающиеся фиксируют в предложенной
картойинструкцией таблице, записывая действия самостоятельно.
Мысленный эксперимент.
Предполагает обобщенные
знания
обучающихся.
В а р и а н т I: 1й способ – СuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
2й способ – СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4
Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
В а р и а н т II: 1й способ – Mg + 2H2O = Mg(OH)2 + H2
2й способ – MgO + H2O = Mg(OH)2