Практическая работа «Металлы главных подгрупп» (инструкция к работе)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 1. 11 инструкция.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А. Практическая работа  «Металлы главных подгрупп» (инструкция к работе) Ц е л ь :   совершенствовать   умения   решать   экспериментальные   задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы : 1) 3 пронумерованные пробирки с кристаллами  хлорида лития, хлорида бария, карбоната кальция; 2) чистые пробирки, спиртовка, нихромовая нить; 3) реактивы: оксид кальция, 2 химических стакана с водой, раствор HCl (5 %­ный), карбонат натрия, смесь кристаллов сульфита натрия с фенофталеином, зажим   пробирочный   (или   лабораторный   штатив),   пробирки,   прибор   для получения газа (прибор Кирюшкина). ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1.  Проверьте   свою   готовность   к   выполнению   практической работы – выберите и подчеркните верные суждения: 1)   Все   гидроксиды   металлов   главных   подгрупп   растворимы   в   воде и являются щелочами. 2)   Металлы   главных   подгрупп   взаимодействуют   с   водой   с   выделением водорода. 3) Металлы главных подгрупп получают электролизом расплавов их солей (галогенидов). 4) Все металлы главных подгрупп являются хорошими восстановителями. 5)   Кристаллогидрат   сульфата   натрия   (Na2SO4  ∙   10H2O)   называют кристаллической содой. 6) Из органических веществ металлы главных подгрупп реагируют с теми, которые проявляют кислотные свойства (спирты, фенолы, карбоновые кислоты). З а д а н и е  2. Качественное определение ионов металлов. Не   применяя   других   реактивов,     определите   каждое     из   трех   веществ (растворы  хлорида   лития,   хлорида   бария,   карбоната   кальция),находящихся   в   пробирках   без   этикеток.   Заполните   таблицу  (за   справкой обратитесь   к   таблице   «Качественное   определение   катионов   щелочных   и щелочно­земельных металлов»). Действия: ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Метод определения Цвет пламени  Формула вещества № пробирки, результат наблюдения I II I В ы в о д .   Чтобы определить катион металла, входящий в состав вещества, можно провести реакции на выделение ионов в виде _____________________, а можно определить ион __________ (с помощью чего?). З а д а н и е  3. Экспериментальная задача. Опытным путем проведите следующее превращение: CaO  →  Ca(OH) →  CaCO →  CaCl 3  2 2  Действуйте по следующему плану: 1) Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.) ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций. 3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «В каких соединениях могут встречаться в природе щелочно­земельные металлы?». З а д а н и е  4. Проблемный опыт «Соединения щелочных металлов».1) В пробирку  насыпьте  смесь  кристаллического  сульфита натрия  (Na2SO3 ∙ 7H2O) c фенолфталеином и нагрейте ее, держа пробирку с легким наклоном вниз. Что наблюдаете? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2)   Охладите   пробирку   и   поставьте   ее   в   стакан   с   холодной   водой.   Что наблюдаете? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 3) Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие в о п р о с ы : а) В какой среде фенолфталеиновый окрашивается в малиновый цвет? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях обмена? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  5. Мысленный эксперимент. Подумайте и ответьте:1)   Почему   для   качественного   определения   ионов   магния   не   используется реакция окрашивания пламени соединениями магния? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2)   При   пропускании   углекислого   газа   через   раствор   гидроксида   кальция наблюдается   помутнение   раствора.   При   дальнейшем   пропускании   газа помутнение   исчезает,   а   при   нагревании   образовавшегося   раствора   выпадает осадок   белого   цвета.   Опишите   проведенные   опыты   уравнениями   химических реакций. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е   5А.   Дополнительный   проблемный   опыт  «Вытеснение металлов из растворов солей».  Реакция   моделируется   на   примере   взаимодействия   железа   с   раствором сульфата меди (II).  Проблемный опыт проводится как реакция этого же раствора с кальцием или литием (порция реактива (со спичечную головку) выдается в фарфоровой чашке под слоем керосина). ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Посмотрите также