Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Металлы главных подгрупп» (инструкция к работе)
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с кристаллами хлорида лития, хлорида
бария, карбоната кальция;
2) чистые пробирки, спиртовка, нихромовая нить;
3) реактивы: оксид кальция, 2 химических стакана с водой, раствор HCl (5
%ный), карбонат натрия, смесь кристаллов сульфита натрия с фенофталеином,
зажим пробирочный (или лабораторный штатив), пробирки, прибор для
получения газа (прибор Кирюшкина).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды металлов главных подгрупп растворимы в воде
и являются щелочами.
2) Металлы главных подгрупп взаимодействуют с водой с выделением
водорода.
3) Металлы главных подгрупп получают электролизом расплавов их солей
(галогенидов).
4) Все металлы главных подгрупп являются хорошими восстановителями.
5) Кристаллогидрат сульфата натрия (Na2SO4
∙ 10H2O) называют
кристаллической содой.
6) Из органических веществ металлы главных подгрупп реагируют с теми,
которые проявляют кислотные свойства (спирты, фенолы, карбоновые кислоты).
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
Не применяя других реактивов, определите каждое из трех веществ
(растворы хлорида лития, хлорида бария, карбоната кальция),находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу (за справкой
обратитесь к таблице «Качественное определение катионов щелочных и
щелочноземельных металлов»).
Действия:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Метод определения
Цвет пламени
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
В ы в о д . Чтобы определить катион металла, входящий в состав вещества,
можно провести реакции на выделение ионов в виде _____________________, а
можно определить ион __________ (с помощью чего?).
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите следующее превращение:
CaO
→
Ca(OH)
→
CaCO
→
CaCl
3
2
2
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых реакций и обменяйтесь тетрадями с
соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующих реакций.
3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «В
каких соединениях могут встречаться в природе щелочноземельные металлы?».
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Соединения щелочных металлов».1) В пробирку насыпьте смесь кристаллического сульфита натрия (Na2SO3
∙ 7H2O) c фенолфталеином и нагрейте ее, держа пробирку с легким наклоном
вниз. Что наблюдаете?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Охладите пробирку и поставьте ее в стакан с холодной водой. Что
наблюдаете?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3) Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие
в о п р о с ы :
а) В какой среде фенолфталеиновый окрашивается в малиновый цвет?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях обмена?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:1) Почему для качественного определения ионов магния не используется
реакция окрашивания пламени соединениями магния?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) При пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция
наблюдается помутнение раствора. При дальнейшем пропускании газа
помутнение исчезает, а при нагревании образовавшегося раствора выпадает
осадок белого цвета. Опишите проведенные опыты уравнениями химических
реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 5А. Дополнительный проблемный опыт «Вытеснение
металлов из растворов солей».
Реакция моделируется на примере взаимодействия железа с раствором
сульфата меди (II).
Проблемный опыт проводится как реакция этого же раствора с кальцием или
литием (порция реактива (со спичечную головку) выдается в фарфоровой чашке
под слоем керосина).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________