Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Металлы главных подгрупп» (оформление работы)
Задание 1: 2, 4, 6.
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с кристаллами хлорида лития (1),
хлорида бария (2), карбоната кальция (3), спиртовка, нихромовая нить.
Д е й с т в и я : смоченную водой нихромовую нить опускаем в кристаллы
соли, а затем подносим к пламени спиртовки. Наблюдаем за цветом пламени.
(Для определения катиона, окрашивающего пламя, можно использовать
справочные таблицы или плакаты.)
Метод определения
Цвет пламени
Формула вещества
1
Красный
(или карминно
красный)
LiCl
№ пробирки, результат наблюдения
2
3
Зеленый
(или желтозеленый)
Кирпичнокрасный
BaCl2
CaCO3
В ы в о д : чтобы определить катион металла, входящий в вещество, можно
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка, а можно
определить ион по цвету пламени.
Задание 3.
Схема превращений: CaO
H2O Na2CO3 HCl
→
3
CaCO
→
→
Ca(OH)
2
CaCl
2
Уравнения превращений (здесь нет необходимости записывать уравнения в
ионном виде, так как на данном уроке эта задача не ставится):
CaO + H2O = Ca(OH)2
Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3
↓
+ 2NaOH
(может быть и другой реактив –
СО2)
CaCO3 + 2HCl = CaCl2+ H2O + СО2↑
Пояснение к п р о б л е м н о м у о п ы т у :1) При нагревании смеси кристаллического сульфита натрия с
фенолфталеином появляется малиновая окраска, обусловленная наличием
гидроксиданионов. Это происходит благодаря дегидратации соли, ее
частичному растворению и диссоциации на ионы:
Na2SO3 ∙ 7H2O
2) Так как соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то
Na2SO3
+ + SO3
Na→ 2SO3 + 7H2O;
2Na→
2–
↔
происходит ее гидролиз, приводящий к накоплению гидроксиданионов:
NaHSO
Na2SO3 + H2O
3) Если смесь охладить, то наблюдается смещение химического равновесия
гидролиза в противоположном направлении; малиновая окраска сначала
ослабевает, а затем исчезает почти полностью.
3 + NaOH
Пояснение к м ы с л е н н о м у э к с п е р и м е н т у :
1) Для качественного определения ионов магния не используется реакция
окрашивания пламени соединениями магния, так как магний образует
нерастворимое основание (осадок белого цвета) и можно определить наличие
ионов магния с помощью реакции с раствором гидроксида натрия.
Уравнение: MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na↓
Mg2+ + 2OH– = Mg(OH)2↓
2) Сначала образуется нерастворимая средняя соль – карбонат кальция
(CaCO3). При дальнейшем пропускании углекислого газа CaCO3 взаимодействует
с ним, что приводит к образованию кислой соли – гидрокарбоната кальция
(Ca(HCO3)2), растворимой в воде. При нагревании кислой соли происходит ее
разложение:
2SO4;
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O
CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2
t°
Ca(HCO3)2
→
CaCO
↓
+ CO
3
2 + H2O
Дополнительные проблемные опыты
Вытеснение металлов из растворов солей.
Реакция моделируется на примере взаимодействия железа с раствором
сульфата меди (II). Проблемный опыт проводится на примере взаимодействия
этого же раствора с кальцием или литием (порция со спичечную головку
выдается в фарфоровой чашке под слоем керосина).
Ожидаемого выделения меди не происходит, так как щелочные и щелочно
земельные металлы взаимодействуют с водой, присутствующей в растворе соли.В итоге образуется щелочь, которая приводит к образованию гидроксида меди
(II) (в примере с кальцием) или к образованию гидроксида, разлагающегося под
действием теплового эффекта реакции до оксида меди (II) (в случае с литием):
↑
Ca + CuSO4 + 2H2O = Cu(OH)2 + H↓ 2
+ CaSO
↑
2Li + CuSO4 + 2H2O = Cu(OH)2 + H2
2SO4
+ Li
СuO H2O
Результаты проведенных параллельно опытов можно обсудить с точки зрения
различий в продуктах реакции (почему в реакции с кальцием гидроксид меди (II)
не разлагается, а реакция с литием приводит к образованию оксида?). Это
подводит обучающихся к новому уровню обобщения материала.
4