Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
«Металлы побочных подгрупп и их соединения» (инструкция к работе)
Практическая работа
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата никеля,
хлорида железа (III), cульфата меди (II);
2) чистые пробирки, спиртовка, зажим;
3) реактивы: рры FeCl3, NaOH, СuSO4, Na2CO3, свежеосажденная медь (или
железный гвоздь для получения свежеосажденной меди из раствора медного
купороса), смесь порошка угля и CuO.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) тушить спиртовку, накрывая колпачком.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды металлов побочных подгрупп являются основными.
2) В ряду Co, Ni, Cu электроотрицательность атомов увеличивается.
3) Гидроксид железа (III) взаимодействует и с серной кислотой,
и с гидроксидом калия.
4) Железо реагирует с хлором. При этом образуется хлорид железа (II).
5) В соединениях Cu2(OH)2CO3
и CuOHCl степень окисления меди
одинакова.
З а д а н и е 2. Качественное определение ионов металлов.
С помощью одного реактива определите каждое из трех веществ
(растворы солей сульфата никеля, хлорида железа (III), cульфата меди
(II)), находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу «Анализ
растворов солей», запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и
обобщенный вывод (за справкой обратитесь к таблице «Качественное
определение ионов»).№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Метод определения
Цвет раствора
Формула реактива
Формула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Вывод: _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
В порошке угля содержится примесь оксида меди (II). Предложите способы
выделения чистой меди и осуществите один из них экспериментально.
Действуйте по следующему плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обсудите план
действий с соседом по парте. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующей(их) реакции(
й).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос:
«Какой способ получения металла был использован?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Соединения металлов побочных
подгрупп».
Известно, что металлы, стоящие в ряду напряжений левее, вытесняют
металлы, стоящие правее, из растворов их солей. А может ли быть наоборот?
1) В пробирку со свежеосажденной медью прилейте 2 мл раствора хлорида
железа (III) и наблюдайте 1–2 минуты.
2) Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на следующие
вопросы:
а) О чем говорит изменение окраски раствора?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Каким свойством обладают катионы металлов?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
Дано твердое кристаллическое вещество белого цвета. При добавлении к
нему воды образуется бесцветный раствор. При добавлении к этому растворураствора хлорида бария выделяется белый осадок, нерастворимый в кислотах.
При взаимодействии этого раствора с раствором карбоната натрия образуется
белый студенистый осадок и выделяется газ. Если выделяющийся газ пропустить
через баритовую воду, то появляется осадок белого цвета. Составьте уравнения
всех описанных реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________