Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
п.р. 3. 11 оформление.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
«Металлы побочных подгрупп и их соединения» (оформление работы)
Практическая работа
Задание 1. Б (2, 3, 5).
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами солей сульфата
никеля (1), хлорида железа (III) (2), cульфата меди (II) (3); раствор
гидроксида натрия.
Метод
определения
Цвет раствора
Рр NaOH
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
1
Яркозеленый
Осадок зеленого
цвета
NiSO4
2
Темножелтый
Осадок бурого
цвета
FeCl3
3
Голубой
Осадок голубого
цвета
CuSO4
Уравнения реакций:
↓
NiSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Ni(OH)2
↓
FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2
В ы в о д : для качественного определения ионов металлов необходимо
провести химические реакции, при которых эти ионы связываются
в нерастворимые вещества в виде определяемого осадка.
+ 2OH– = Ni(OH)2↓
+ 3OH– = Fe(OH)3↓
+ 2OH– = Cu(OH)2↓
↓
2+
Ni
Fe3+
Cu2+
Задание 3.
1) Физическим методом (отстаиванием) можно разделить смесь (оксид
меди (II) осядет на дно, порошок угля – всплывет). Затем пропустить через
оксид меди (II) водород (H2: CuO + H2 = Cu + H2O).
2) Так как уголь – хороший восстановитель, то можно просто нагреть смесь.
Действия
Наблюдения
Смесь, состоящую из угля и CuO, нагреваю
В смеси появляются вкрапления красноватого
цвета
t°
Уравнение: CuO + C = Cu + COВ ы в о д : при нагревании оксида металла с углем происходит окислительно
восстановительная реакция – восстановление чистого металла. Данные способы
получения металлов из их соединений относят к пирометаллургии.
Задание 4.
При добавлении свежеосажденной меди к раствору хлорида железа (III)
раствор меняет окраску с желтоватокоричневой на зеленую, что может быть
связано с одновременным нахождением гидратированных ионов Fe3+ и Cu2+ в
растворе.
При дальнейшем наблюдении раствор становится голубым.
Следовательно, в растворе остаются только катионы Cu2+.
Уравнение реакции: Cu + FeCl3 = CuCl2 + 2FeCl2
Fe3+ + ē = Fe2+ – окислитель
Cu0 – 2ē = Cu2+ – восстановитель
В ы в о д : катион Fe3+ обладает сильными окислительными свойствами.
П р и м е ч а н и е . Данную реакцию очень удобно проводить в фарфоровой
чашке для выпаривания, так как на белом фоне лучше различается изменение
цвета раствора.
Задание 4А.
Раствор вещества + BaCl2 = белый осадок => это сульфат.
Раствор вещества + Na2CO3 = белый студенистый осадок => это соль цинка.
Твердое кристаллическое вещество белого цвета – сульфат цинка.
При постепенном добавлении к этому раствору раствора карбоната натрия
появляется белый студенистый осадок (гидроксид цинка) и выделяется газ
(оксид углерода (IV)), который при пропускании через баритовую воду дает
белый осадок – карбонат бария:
ZnSO4 + Na2CO3 + H2O =
= Zn(OH)2 + Na2SO4 + CO2↑
Ba(OH)2 + CO2 = BaCO3
+ Н↓
2O
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.