Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Неметаллы и их соединения» (инструкция к работе)
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия, сульфата
натрия, карбоната натрия;
2) чистые пробирки, спиртовка, универсальный индикатор, зажим
пробирочный (или лабораторный штатив), фарфоровая чашка для выпаривания;
3) реактивы: СuSO4(тв.), хим. стакан с водой, рры HCl (5%ный), NaOH,
BaCl2, AgNO3, Na2SiO3; NH4Cl(конц.).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием;
3) тушить спиртовку, накрывая колпачком.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верные суждения:
1) Все гидроксиды неметаллов являются кислотными.
2) Галогеноводороды – сильные восстановители.
3) Простые вещества неметаллы – сильные восстановители.
4) Все кислоты – сильные электролиты.
5) Соли серной кислоты называют купоросами.
6) Фенол – более сильная кислота, чем угольная.
З а д а н и е 2. Качественное определение анионов кислотных остатков.
Определите каждое из трех веществ (растворы хлорида натрия, сульфата
натрия, карбоната натрия), находящихся в пробирках без этикеток.
Заполните таблицу, напишите соответствующие уравнения химических реакций
(в молекулярном и ионном виде) и сделайте обобщенный вывод (за справкой
обратитесь к таблице «Качественное определение ионов»).№ пробирки, результат наблюдения
I
II
I
Метод определения
Реактив 1:
Реактив 2:
Формула вещества
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д ы . Чтобы определить качественный состав аниона, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде __________________
____________. На ион _____________ – ________________________,
на ион __________ – __________ (анализирующий катион).
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Опытным путем проведите следующее превращение: CuSO4 (тв.)
Действуйте по плану:
1) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обсудите этот план с
CuCl
→
2(тв.)
соседом по парте. (Если сомневаетесь, обратитесь к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Определите вещества, необходимые для соответствующей(их) реакции(
й).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос:
«Каким методом можно получить соль сильной кислоты из соли сильной
кислоты и как выделить соль из раствора?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный опыт «Получение кремниевой кислоты при
взаимодействии двух солей».
1) В пробирку налейте 2 мл рра Na2SiO3 и добавьте рр NH4Cl. Нагрейте ее.
Что наблюдаете?
2) Смочите универсальный индикатор водой и поднесите его к горлышку
пробиркиреактора. Попробуйте объяснить происходящие изменения, ответив на
следующие вопросы:
а) Как гидролизуются эти соли в растворах?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
б) Что влияет на химическое равновесие в реакциях гидролиза?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте:
В одну пробирку налили 1 мл фосфорной кислоты, а в другую – 1 мл
раствора гидроксида кальция. Затем в пробирку с фосфорной кислотой по
каплям добавляли гидроксид кальция, а в пробирку с гидроксидом кальция – по
каплям раствор фосфорной кислоты. Ответьте на вопросы: «Изменится ли
"сумма" от перемены мест "слагаемых", то есть будет ли результат опытов
одинаковым? Если да, то почему?». Поясните ответ с помощью уравнений
химических реакций.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________