Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Неметаллы и их соединения» (оформление работы)
Задание 1. 1, 2, 5
Задание 2.
Реактивы: 3 пронумерованные пробирки с растворами хлорида натрия (1),
сульфата натрия (2), карбоната натрия (3); растворы хлорида бария,
соляной кислоты.
Сначала испытываем все растворы с помощью раствора BaCl2. Пробирка, в
которой нет осадка, – хлорид натрия.
Далее подвергаем анализу с помощью раствора соляной кислоты две
оставшиеся пробирки. Пробирка, в которой будет наблюдаться выделение газа,
содержит карбонат бария.
Метод определения
Рр BaCl2
Рр HCl
Формула вещества
№ пробирки, результат наблюдения
2
3
Осадок белого цвета
Осадок белого цвета
–
Na2SO4
Вскипание
Na2CO3
1
–
–
NaCl
Уравнения реакций:
↓
+ 2NaCl SO
1) Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4
↓
+ 2NaCl СO
Na2CO3 + BaCl2 = BaСO3
↓
+ Ba2+ = BaSO4
2–
4
+ Ba2+ = BaСO3↓
2–
3
2) BaSO4 + HCl ≠
BaСO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
BaСO3 + 2H+ = Ba2+ + H2O + CO2↑
В ы в о д : чтобы определить качественный состав аниона, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа. На
ион SO4
2– качественным является ион Ba2+ , на ион СO3
↑
Задание 3.
1. Схема превращения:
растворение BaCl2 выпаривание
2– – ион H+.CuSO4 (тв.) CuSO4(раствор.) CuCl2(раствор.) CuCl2(тв.)
Уравнения: 1) CuSO4 + BaCl2 = BaSO4
2 – в растворе.
2) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.
2. Схема может быть и другой:
растворение NaOH HCl выпаривание
+ CuCl
↓
CuSO4 (тв.) CuSO4(раствор.) Cu(OH)2 CuCl2(раствор.) CuCl2(тв.)
↓
Уравнения: 1) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2
2) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O
3) CuCl2 выпариваем и получаем кристаллы соли.
Задание 4. Получение кремниевой кислоты при взаимодействии двух
+ Na
2SO4
солей.
При сливании растворов силиката натрия и хлорида аммония неожиданным
становится появление в реакции студенистого белого осадка и запаха аммиака,
так как мы знаем, что аммиак выделяется только при взаимодействии солей
аммония со щелочами, а в опыте была использована соль. Ситуация
несоответствия разрешается путем написания уравнений гидролиза соли
аммония и силиката. Выясняется, что у солей – противоположный тип
гидролиза.
3 ∙ H2O NH3↑
SiO3
2NH4
2– + 2H2O
+ + 2OH–
H↔ 2 SiO3 + 2OH–
2NH↔
↓
+2NaCl + 2NH
Na2SiO3 + 2H2O + 2NH4Cl = H2 SiO3
H2O
В ы в о д : соли, гидролизующиеся по разному типу, могут усиливать гидролиз
друг друга; усиление гидролиза происходит при связывании ионов в
газообразные вещества или вещества, выпадающие в осадок, а также при
нагревании растворов.
4OH
Задание 4А.
Результат сливания растворов фосфорной кислоты и гидроксида кальция
будет разным, так как в первом случае (при постепенном добавлении гидроксида
к кислоте) избыток кислоты приводит к образованию кислых солей, растворимых
в воде:
1) H3PO4 + Ca(OH)2 = Ca(H2PO4)2 + H2O (дигидрофосфат кальция)
2) Ca(H2PO4)2 + Ca(OH)2 = CaHPO4 + H2O (гидрофосфат кальция)
и т. д.Осадок появляется не сразу.
Если к гидроксиду кальция постепенно приливать фосфорную кислоту, то
его избыток сразу приведет к образованию осадка ортофосфата кальция –
средней нерастворимой соли:
+ 6H↓
2O
3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2
При дальнейшем добавлении кислоты эта соль растворится, превратившись в
кислую.