Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»
Оценка 4.7

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
информатика
9 кл
09.04.2018
Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»
Развитие навыков моделирования, анализа текста с целью выделения основного содержания, структурирования информации, преобразование информации из одной формы представления в другую без потери смысла и полноты информации; развитие коммуникативных, оценочно-рефлексивных умений. Нравственно-этическая ориентация, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
информ. общество.docx
«Основы социальной информатики. Информационное общество» Цели: Усвоение понятия информационного общества; ознакомление с   терминологией, характеризующей информационное общество; выявление  проблем жизнедеятельности человека в условиях информационной  цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения, умение  пользоваться ими для планирования собственной деятельности. Создание мини презентации. Учитель формирует группы, опираясь на  возможности обучающихся («более сильные», «средние», «слабые» – не стоит  объединять в группы «сильных» и «слабых» обучающихся), так как материал  для работы имеет дифференцированный характер. На создание презентации  даётся 15 минут. На защиту своей работы группе предоставляется 2­3 минуты и 1 мин. на ответы на вопросы одноклассников по своему материалу. Если  группа затрудняется в ответах, то педагог помогает. Если вопросов из класса  нет, то педагог задаёт.  1. Материал для групп для создания презентации.  1 группа. Информационные ресурсы современного общества В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с  традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда  существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто  специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.  С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите  информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной  стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации,  целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе.  Информационные ресурсы ­ по законодательству РФ ­ отдельные документы и отдельные   массивы   документов,   документы   и   массивы   документов   в   информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем. Этот же закон установил, что информационные ресурсы являются объектом права собственности. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ. Надо также понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это   знания,   подготовленные   людьми   для   социального   использования   в   обществе   и зафиксированные   на   материальном   носителе; это   идеи   человечества   и   указания   по   их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство: это книги, статьи, патенты, документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.   научно­исследовательская   и   опытно­конструкторская   диссертации, Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ,   а   также   произведений   искусства,   литературы,   науки.   В   настоящее   время   не разработана   методология   количественной   и   качественной   оценки   информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Информационные   ресурсы   являются   базой   для   создания   информационных продуктов.   Любой   информационный   продукт   отражает   информационную   модель   его производителя   и   воплощает   его   собственное   представление   о   конкретной   предметной области,   для   которой   он   создан.   Информационный   продукт,   являясь   результатом интеллектуальной   деятельности   человека,   должен   быть   зафиксирован   на   материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Национальные информационные ресурсы России Уровень   развития   информационных   ресурсов   все   в   большей   степени   определяет место страны в современном мире. Органы   управления   всех   уровней,   любые   хозяйственные   субъекты,   учреждения, общественные   объединения,   отдельные   граждане   формируют   для   обеспечения   своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, и т.д.) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации. Однотипные по формам информационной деятельности организации объединяются наличием   единого   методического   руководства,   общих   нормативных   документов, налаженной (в разной степени) системой информационных потоков и составляют основные государственные (национальные) информационные системы России, это: ­ информационные ресурсы библиотечной сети России насчитывают около 150  тысяч библиотек; ­ информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации включают 15 федеральных   государственных   архивов,   в   том   числе   архив   древних   актов,   архив кинофотодокументов и др. по данным последней паспортизации Архивного фонда РФ его объем составил более 600 млн единиц хранения. Этот объем ежегодно увеличивается на 1,6 млн единиц хранения; ­ государственная система научно­технической информации (ГСНТИ): весь мировой информационный блок документов в области науки и техники должен быть однократно обработан   в   специальных   центрах   (ЦНТИ),   после   чего   он   будет   доступен   для многократного использования потребителями информации в любых отраслях и регионах страны; ­   информационные   ресурсы   отраслей   материального   производства:   электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отраслей промышленности; 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного комплекса (АПК); ­ информационные ресурсы социальной сферы формируются: в здравоохранении ­ государственная центральная научная медицинская библиотека; информационно­аналитический центр Минздрава России; информационно­вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов РФ; в образовании – основной системой информационных ресурсов традиционно  являются библиотеки более 500 российских ВУЗов с общим фондом свыше 300 млн единиц хранения.  формируются внутриведомственные информационные ресурсы и в других отраслях социальной сферы: занятости и социального обеспечения; физической культуры и туризма; миграционной   службы;   пенсионного   обеспечения;   медицинского   и   социального страхования. ­ Информационные ресурсы Государственной системы статистики. ­ Государственная система правовой информации. ­ Информационные   ресурсы   органов   государственной   власти   и   местного самоуправления. ­ Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах. ­ Информационные   ресурсы   в   сфере   финансов   и   внешнеэкономической деятельности. В настоящее время начала складываться система правовой информации, призванная объединить функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно­правовых   актах.   Универсальный   характер   имеют   также   справочные информационные   ресурсы   массового   использования,   т.е.   информационные   массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. 2 группа. Информационная культура Понятие   "информационная   культура"   характеризует   одну   из   граней   культуры, связанную   с   информационным   аспектом   жизни   людей.   Роль   этого   аспекта   в информационном   обществе   постоянно   возрастает;   и   сегодня   совокупность информационных   потоков   вокруг   каждого   человека   столь   велика,   разнообразна   и разветвлена,   что   требует   от   него   знания   законов   информационной   среды   и   умения ориентироваться   в   информационных   потоках.   В   противном   случае   он   не   сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием   которого   будет   значительное   увеличение   числа   работающих   в   сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. Рассмотрим некоторые из них. В   широком   смысле   под информационной   культурой понимают   совокупность принципов   и   реальных   механизмов,   обеспечивающих   позитивное   взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В   узком   смысле   ­   оптимальные   способы   обращения   со   знаками,   данными, информацией   и   представление   их   заинтересованному   потребителю   для   решения теоретических   и   практических   задач;   механизмы   совершенствования   технических   сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П.  Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту  человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех  осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих  информационных отношений. Информационная культура­ уровень знаний, позволяющий человеку свободно  ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и  способствовать информационному взаимодействию. (Медведева Е.А. Основы  информационной культуры // Социс. ­ 1994. ­ №11. ­ С.59). Критериями сформированности информационной культуры можно считать: умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации; умение перерабатывать информацию и создавать новую; умение адекватно отбирать и оценивать информацию; наличие компьютерной грамотности.      Информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее  следующие компоненты:  аудиовизуальная культура,      логическая культура, семиотическая культура, понятийно­терминологическая культура, технологическая культура, коммуникационная культура, сетевая культура,  которые в своем единстве формируют ценностное отношение к информации вообще.  Эмпирическая интерпретация понятия “информационная культура личности"  (разработана лабораторией социологических исследований в образовании ЦРО) Когнитивный уровень (знания, умения) Эмоционально­ценностный уровень (установки, оценки, отношения) 1. Интернет­грамотность 2. Навыки обращения с информацией:  умение организовать поиск необходимой  1. Содержание информационных потребностей и интересов. 2. Мотивы обращения к различным  источникам информации и связанные с этим  ожидания. информации; умение работать с отобранной    информацией:   структурировать, систематизировать, обобщать,  представлять в виде, понятном другим людям; умение общаться с другими людьми с помощью   современных средств информатики. 3. Предпочтительность каналов получения  необходимой информации. 4. Cтепень удовлетворения информационных  потребностей, самооценка информационной  компетентности. 5. Отношение к девиантному поведению в  Интернет. Информационная   культура   общества   является   показателем   уровня   развития информационного общества. 3 группа. Информатизация общества. Возрастание   объема   информации   особенно   стало   заметно   в   середине   XX   в. Лавинообразный   поток   информации   хлынул   на   человека,   не   давая   ему   возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый   материальный   или   интеллектуальный   продукт,   нежели   вести   розыск   аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается:  чрезвычайно   быстрым   ростом   числа   документов,   отчетов,   диссертаций, докладов   и   т.п.,   в   которых   излагаются   результаты   научных   исследований   и   опытно­ конструкторских работ;  постоянно   увеличивающимся   числом   периодических   изданий   по   разным областям человеческой деятельности;  появлением   разнообразных   данных   (метеорологических,   геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитныхлентах и поэтому непопадающих   в   сферу   действия   системы   коммуникации.   Как   результат   – наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления [18]: появляются  противоречия   между  ограниченными   возможностями   человека по   восприятию   и   переработке   информации   и   существующими   мощными   потоками   и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно;   существует   большое   количество   избыточной   информации,   которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;  возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры,   которые   препятствуют   распространению   информации.   Например,   по   причине соблюдения   секретности   часто   необходимой   информацией   не   могут   воспользоваться работники разных ведомств. Эти   причины   породили   весьма   парадоксальную   ситуацию   –   в   мире   накоплен громадный   информационный   потенциал,   но   люди   не   могутим   воспользоваться   вполном объеме   в  силу  ограниченности  своих   возможностей.  Информационный  кризис  поставил общество   перед   необходимостью   поиска   путей   выхода   из   создавшегося   положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы   деятельности   послужило   началом   нового   эволюционного   процесса, называемого информатизацией, в   развитии   человеческого   общества,   находящегося   на этапе индустриального развития. Информатизация общества ­ реализация комплекса мер, направленных на  обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех  общественно значимых видах человеческой деятельности. Основной целью  информатизации является обеспечение решения актуальных внутренних проблем  государства и прежде всего ­ удовлетворение спроса на информационные продукты и  услуги. Информатизация общества является одной из закономерностей современного  социального прогресса.  При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер,  направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и  своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Процесс   информатизации   включает   в  себя  следующие   взаимосвязанные  технико­ технологические составляющие. 1. Электронизация   ­   распространение   электронной   технологии   на   самые   различные сферы   человеческой   деятельности:  в  производство   и  управление,   образование  и   науку, социальную и культурную сферы. 2. Медиатизация   ­   процесс   совершенствования   средств   сбора,   хранения   и распространения   информации,   в   котором   главным   носителем   информации   и   данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения   человека,   увеличивает   скорость   и   расширяет   спектр   возможностей   этой передачи. 3. Компьютеризация   ­   процесс   совершенствования   средств   поиска   и   обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством   коммуникации   человека,   средством   избавления   от   рутинных   операций. Компьютеризация   ­   это   не   только   технический   и   технологический   процесс,   но   и социологические   преобразования,   связанные   с   освоением   компьютерной   техники практически всем населением. 4. Интеллектуализация ­ процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала   общества,   включая   возможность   использования   средств   искусственного интеллекта. Информатизация общества обеспечивает: а) активное использование постоянно  расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в  печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;  б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными,  инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность  любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию  представляемой информации, существенность используемых данных. Результатом процесса информатизации является создание информационного  общества. 4 группа. Информационные революции. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций —   преобразований   общественных   отношений   из­за   кардинальных   изменений   в   сфере хранения,   обработки   и   передачи   информации.   Следствием   подобных   преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая   революция   связана   с   изобретением   письменности,   что   привело   к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Вторая   (середина   XVI   в.)   вызвана   изобретением   книгопечатания,   которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья   (конец   XIX   в.)   обусловлена   изобретением   электричества,   благодаря которому   появились   телеграф,   телефон,   радио,   позволяющие   оперативно   передавать   и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70­е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением   персонального   компьютера.   На   микропроцессорах   и   интегральных   схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: • переход от механических и электрических средств преобразования информации к      электронным; • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; • создание программно­управляемых устройств и процессов. Сегодня   мы   переживаем   пятую   информационную   революцию,   связанную   с формированием   и   развитием   трансграничных   глобальных   информационно­ телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.     Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции ­ Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по   всему   миру   программно­технических   средств,   средств   связи   и   телекоммуникаций, информационных   запасов   или   запасов   знаний   как   единой   информационной телекоммуникационной   инфраструктуры,   в   которой   активно   действуют   юридические   и физические   лица,   органы   государственной   власти   и   местного   самоуправления.   В   итоге неимоверно   возрастают   скорости   и   объемы   обрабатываемой   информации,   появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. Отличительные черты информационного общества: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в   жизни общества;     возрастание числа людей, занятых информационными технологиями,  коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли  в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио,  телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а)  эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым  информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных  продуктах и услугах; развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного  государства, электронного правительства, цифровых рынков,  электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»

Практическая работа «Основы социальной информатики. Информационное общество»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018