Практическая работа по химии на тему: «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей», 8 класс

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 29.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В моей методической копилке за годы работы учителем химии в общеобразовательной школе было накоплено множество материалов различной тематики. Одним из разделов моей копилки является подборка материалов о великих химиках нашей страны, других стран, внесших существенную роль в развитие химического производства, разных сфер деятельности человека. Сразу найти необходимый тебе материал зачастую бывает проблематично, на это требуется время. Хочу поделиться с коллегами такой подборкой информации. Источниками поиска за долгие годы для меня стала различная научно-популярная литература, журналы, подшивки тематических газет или отдельные Интернет-ресурсы. Предлагаемый материал может стать хорошим подспорьем при подготовке уроков химии, внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Практическая работа Свойства кислот, оснований, оксидов, солей.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Практическая работа № 6: «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей» Задачи: 1. повторить и закрепить теоретические знания учащихся по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»; 2. продолжить   совершенствование   умений   учащихся   по   применению   теоретических знаний для решения практических задач; 3. развивать   такие   мыслительные   операции   как   анализ,   синтез,   целеполагание, умозаключение; 4. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих через соблюдение правил техники безопасности. Мотивация и целеполагание: В   XVIII   веке,   подробно   исследовав   состав   соляной   кислоты,   английский   химик      Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных   тогда   кислотах,   причем   в   обязательном   порядке.   Поэтому   Г.Дэви   сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую   окраску   индикаторов   и   т.   д.).   К   этой   мысли   приходили   потом   и   другие химики.     Представьте   себя   одним   из   химиков   и   докажите   опытным   путем,   что   соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной.   Выполнение практической работы: Задание   для   1   ряда:   «Осуществить   реакции,   характерные   для   раствора   соляной кислоты». Цели исследования:     ­ опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;  ­ проверьте экспериментально ваши предположения;  ­ сделайте вывод.  Оснащение и оборудование: раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II),   спички,   спиртовка,   держатель   для   пробирок,   гидроксид   натрия,   раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок; Задание   для   2   ряда:   «Осуществить   реакции,   характерные   для   раствора   серной кислоты». Цели исследования:     ­ опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства серной кислоты;  ­ проверьте экспериментально ваши предположения;  ­ сделайте вывод.Оснащение и оборудование: раствор серной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II),   спички,   спиртовка,   держатель   для   пробирок,   гидроксид   натрия,   раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат бария, 5 чистых пробирок; При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом. Выводы Свойства / Этапы    работы Теоретический  анализ Прогнозирование (предполагаемые  химические  свойства с  уравнениями  реакций в  молекулярном  виде)   Эксперимент (и  уравнения  реакций в  сокращенном  ионном виде)       1.Изменение цвета  индикатора. 2.Взаимодействие с  металлами. 3. Взаимодействие с  оксидами металлов. 4. Взаимодействие с  гидроксидами  металлов. 5. Взаимодействие с  солями.    III. Интеллектуальная часть: Выполните следующие задания: 1­й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему   виду   жидкостями.   Но   предупредил,   что   только   одна   пробирка   содержит соляную   кислоту,   а   в   других   находятся   вода   и   щелочь.   Ваша   задача   теоретически   с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.  2­й   уровень: В   трёх   склянках,   с   которых   отлетели   этикетки   с   названием   веществ, находятся   растворы   соляной,   серной   и   фосфорной   кислот.   Используя   таблицу «Определение ионов», теоретически найдите каждое вещество.  3­й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании   оказывает   раздражающее   действие,   ученики   не   почувствовали   никакого постороннего   запаха.   Сколько   молекул   HCl   оказалось   в   воздухе,   если   масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г? АЛГОРИТМ    (в виде направляющих вопросов):  I. Теоретический анализ:Используя   текст   учебника   или   записи   в   тетрадях,   ответьте   на   вопросы, какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:      1. Как в кислотах изменяют цвет индикаторы?      2. С какими металлами могут взаимодействовать кислоты?      3. С какими оксидами реагируют кислоты?      4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты?      5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями.  II. Прогнозирование: 1.Исходя   из   теоретического   анализа   и   имеющихся   на   столе   реактивов,   предположите химические свойства соляной кислоты и серной кислоты.  2. Запишите их в таблицу. 3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде.  III. Эксперимент: 1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции. 2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки. 3. Запишите результаты эксперимента в таблицу. 4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде.  IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).   Рефлексия и подведение итогов:    Какие теоретические знания вам понадобилось привлечь для решения практических  задач? Домашнее задание:  подготовиться к практической работе №7.

Посмотрите также