Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
«Признаки и типы химических реакций» (образец оформления)
Практическая работа
Ц е л и : учиться наблюдать признаки химических реакций, проводить
химические эксперименты по плану и оформлять отчет.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
В а р и а н т I
В а р и а н т II
2 пробирки, пробирка с газоотводной
трубкой, спиртовка, зажим пробирочный (или
штатив лабораторный), спички, стакан
химический, цинк, растворы гидроксида
натрия, серной кислоты, соляной кислоты,
хлорида меди (II), медь (стружка)
3 пробирки, спиртовка, спички, зажим
пробирочный (или штатив лабораторный),
фарфоровая чашка для выпаривания, стакан с
водой, оксид меди (II), растворы соляной
кислоты, гидроксида натрия, кристаллы
медного купороса
П л а н р а б о т ы :
1) Записать уравнения химических реакций, описанных в заданиях.
2) Провести химические опыты согласно инструкции.
3) Составить отчет.
ТБ: аккуратно работать с лабораторным оборудованием, использовать
минимальные количества реактивов, не пробовать вещества на вкус, поджигать
спиртовку спичкой, тушить, накрывая колпачком; перед нагреванием
реакционной смеси прогреть всю пробирку.
Х о д р а б о т ы
1. Уравнения химических реакций:
В а р и а н т I
↑
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2
ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4
Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O
В а р и а н т II
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Cu(OH)2
CuO + H
→
2O
2. Отчет о проделанной работе.
П р и м е ч а н и е :
действия описываются согласно инструкции к
соответствующим опытам.
В а р и а н т IДействия
Наблюдения
Тип реакции
О п ы т 1.
1. В пробирку опустил 1 гранулу
цинка и прилил 1 мл серной
кислоты.
2. Опустил газоотводную трубку
в пробирку с водой и нагрел
содержимое пробиркиреактора
О п ы т 2.
К раствору ZnSO4 прилил раствор
гидроксида натрия
О п ы т 3.
К осадку прилил раствор соляной
кислоты
Выделяются пузырьки газа
Реакция замещения
Образовался хлопьевидный
осадок белого цвета
Реакция обмена
Осадок растворился
Реакция обмена
В а р и а н т II
Действия
Наблюдения
Тип реакции
О п ы т 1.
1. В пробирку опустил 2 гранулы
оксида меди (II) и прилил 1 мл
соляной кислоты.
2. Нагрел содержимое пробирки
О п ы т 2.
К раствору хлорида меди (II)
прилил раствор гидроксида
натрия
О п ы т 3.
Осадок из предыдущего опыта
нагрел с помощью спиртовки
З а д а н и я :
Раствор изменил цвет на
зеленый
Реакция обмена
Выпал хлопьевидный осадок
голубого цвета
Реакция обмена
Цвет осадка изменился на
черный, отделилась вода
Реакция разложения
В а р и а н т I
После кипячения раствора хлорида меди (II) c медной стружкой и
последующего охлаждения на дне появляется осадок белого цвета. При
взбалтывании пробирки он образует налет на стенках пробирки.
В ы в о д : прошла химическая реакция (признак – изменение цвета и
выпадение осадка). Данную реакцию можно отнести к реакциям соединения.Уравнение: CuCl2 + Cu = 2CuCl↓
В а р и а н т II
При нагревании медного купороса его цвет изменяется на белый. При
добавлении воды цвет снова становится голубым.
В ы в о д : эта реакция не является реакцией разложения, так как медный
купорос – кристаллогидрат и во время нагревания от него отделяется вода
(новых веществ не образуется), а при добавлении воды восстанавливается
исходное вещество. Цвет чистой соли (CuSO4) – белый.
В ы в о д ы п о р а б о т е :
1) Химическая реакция может характеризоваться следующими признаками:
изменение цвета веществ, выпадение осадка, выделение газа, выделение или
поглощение тепла.
2) Химические реакции делят на следующие типы: соединения, замещения,
разложения, обмена.