Практическая работа «Реакции ионного обмена» (инструкция к работе)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 1. 9.инструкция.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А. Практическая работа  «Реакции ионного обмена» (инструкция к работе) В а р и а н т  I Ц е л ь :   совершенствовать   умения   решать   экспериментальные   задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы : 1) 3 пронумерованные пробирки с растворами  сульфата калия, хлорида железа (III), серной кислоты; 2) пустые пробирки, универсальный индикатор; 3) реактивы (CuO(тв.), CaCO3 (тв.), р­ры: NaOH, H2SO4, CuSO4, BaCl2, AgNO3). ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1.  Проверьте   свою   готовность   к   выполнению   практической работы – выберите и подчеркните верный ответ. +; б) NH4 в) Н+. 1. Кислая среда в растворе определяется наличием ионов: а) ОН–; 2. Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате: а) выделяется газ;             в) выпадает осадок; б) образуется вода;           г) все вышеуказанное верно. 3. Чтобы получить осадок, достаточно слить следующие растворы:  а) K2SO4 и CuCl2; З а д а н и е   2.  Определите   каждое   из   трех   веществ   (растворы  сульфата калия, хлорида железа (III), серной кислоты), находящихся в пробирках без этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. б) Na3PO4 и AgNO3; в) Na2CO3 и HCl. Реактивы Цвет раствора Проба индикатором № пробирки, результат наблюдения I II III рН: рН: рН:Проба качественным  реактивом Формула вещества Наличие реакции Наличие реакции Наличие реакции ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В ы в о д ы :   Чтобы определить  качественный  состав  вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:      на ион является _______________________________   (анализирующий   ион,   цвет   раствора   или осадка); качественным   __________ ионом         на ион является _______________________________   (анализирующий   ион,   цвет   раствора   или осадка); качественным   __________ ионом     значит, пробирке ________________________________________________________. III в         – З а д а н и е  3. Экспериментальная задача. Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в результате которой выделится:  б) углекислый газ;  а) вода;  Действуйте по следующему плану: 1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции. в) гидроксид меди (II). ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2)   Запишите   уравнения   предполагаемых   превращений   и   обменяйтесь  (Если   сомневаетесь,   обратитесь тетрадями   с   соседом   для   проверки. к учителю.) ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При каких условиях можно получить заданные вещества?». ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е   4 .  Проблемный эксперимент. Испытайте   раствор    гидросульфата   калия   следующими  веществами: а) карбонатом   натрия;   б)   силикатом   натрия.   Что   наблюдаете?   Попробуйте объяснить происходящие изменения, используя следующие вопросы: 1) На какие ионы диссоциирует гидросульфат калия? 2) Какой из образовавшихся ионов мог взаимодействовать с карбонатом и силикатом натрия? (За подсказкой обратитесь к схеме «Свойства солей».) Действия Наблюдения ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4А. Мысленный эксперимент. Подумайте и ответьте на вопросы: 1) Почему натрий, входящий в состав поваренной соли, не взаимодействует с водой? 2)   Сколько   новых   веществ   можно   получить,   имея   в   качестве   исходных следующие   реактивы:   гидроксид   бария,   карбонат   калия,   раствор   серной кислоты? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________В а р и а н т  II Ц е л ь :   совершенствовать   умения   решать   экспериментальные   задачи, осуществлять превращения, анализировать результаты опытов. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы : 1) 3 пронумерованные пробирки с растворами гидроксида натрия, йодида калия, сульфата натрия; 2) пустые пробирки, универсальный индикатор; 3)   реактивы:   Fe(тв.),   р­ры   FeCl3,   NaOH,   BaCl2,   Ca(OH)2,   HCl,   10%­ные растворы KHSO4, Na2CO3, Na2SiO3. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;         2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1.  Проверьте   свою   готовность   к   выполнению   практической работы – выберите и подчеркните верный ответ. 1) Щелочная среда в растворе определяется наличием ионов: а) ОН–; 2) Верная запись правой части уравнения электролитической диссоциации +; б) NH4 в) Н+. сульфата алюминия:  б) 2Al3+ + 3SO4 2­;  2­;  а) Al3+ + SO4 в) Al3+ + 4SO2. 3) Чтобы получить газ, достаточно слить следующие растворы:  а) Na2CO3 и HCl; З а д а н и е   2.  Определите каждое из трех веществ (растворы  гидроксида натрия,   йодида   калия,   сульфата   натрия),   находящихся   в   пробирках   без этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. в) Na3PO4 и AgNO3. б) K2SO4 и CuCl2; № пробирки, результат наблюдения I II III рН: Наличие реакции рН: Наличие реакции рН: Наличие реакции Реактивы Цвет раствора Проба индикатором Проба качественным реактивом Формула вещества___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ В ы в о д ы :   Чтобы определить  качественный  состав  вещества, необходимо провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:      на ион является ______________________________   (анализирующий   ион,   цвет   раствора   или осадка); качественным   __________ ионом         на ион является ______________________________   (анализирующий   ион,   цвет   раствора   или осадка); качественным   __________ ионом     значит, пробирке ________________________________________________________. III в         – З а д а н и е  3. Экспериментальная задача. Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в результате которой выделится:  а) вода;  Действуйте по следующему плану: 1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции. в) гидроксид железа (III). б) карбонат кальция;  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2)   Запишите   уравнения   предполагаемых   превращений   и   обменяйтесь тетрадями   с   соседом   для   проверки.  (Если   сомневаетесь,   обратитесь   к учителю.) ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При каких условиях можно получить заданные вещества?». ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4. Проблемный эксперимент.Могут ли взаимодействовать растворы хлорида железа (III) и йодида калия? Проведите   опыт.   Что   наблюдаете?   Попробуйте   объяснить   происходящие изменения, используя следующие вопросы: 1) Какое из веществ может быть окрашено в бурый цвет? 2) Как может проявлять себя ион Fe3+ с точки зрения ОВР? Действия Наблюдения ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4А. Мысленный эксперимент. Подумайте и ответьте на вопросы:  1)   Почему   реакцию   раствора   гидроксида   натрия   с   соляной   кислотой проводят в присутствии индикатора, а гидроксида цинка с той же кислотой – без индикатора? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) Могут ли находиться в растворе попарно взятые вещества: а) гидроксид кальция   и   соляная   кислота;   б)   гидроксид   кальция   и   гидроксид   натрия;   в) гидроксид кальция и сульфат цинка? Почему? Дайте мотивированный ответ. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Посмотрите также