Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Реакции ионного обмена» (инструкция к работе)
В а р и а н т I
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами сульфата калия, хлорида
железа (III), серной кислоты;
2) пустые пробирки, универсальный индикатор;
3) реактивы (CuO(тв.), CaCO3 (тв.), рры: NaOH, H2SO4, CuSO4, BaCl2, AgNO3).
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верный ответ.
+;
б) NH4
в) Н+.
1. Кислая среда в растворе определяется наличием ионов:
а) ОН–;
2. Реакции ионного обмена идут до конца, если в результате:
а) выделяется газ; в) выпадает осадок;
б) образуется вода; г) все вышеуказанное верно.
3. Чтобы получить осадок, достаточно слить следующие растворы:
а) K2SO4 и CuCl2;
З а д а н и е 2. Определите каждое из трех веществ (растворы сульфата
калия, хлорида железа (III), серной кислоты), находящихся в пробирках без
этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в
молекулярном и ионном виде.
б) Na3PO4 и AgNO3;
в) Na2CO3 и HCl.
Реактивы
Цвет раствора
Проба индикатором
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
рН:
рН:
рН:Проба качественным
реактивом
Формула вещества
Наличие реакции
Наличие реакции
Наличие реакции
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д ы : Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
на
ион
является
_______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
на
ион
является
_______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
значит,
пробирке
________________________________________________________.
III
в
–
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в
результате которой выделится:
б) углекислый газ;
а) вода;
Действуйте по следующему плану:
1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции.
в) гидроксид меди (II).
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обменяйтесь
(Если сомневаетесь, обратитесь
тетрадями с соседом для проверки.
к учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________3) Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При
каких условиях можно получить заданные вещества?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4 . Проблемный эксперимент.
Испытайте раствор гидросульфата калия следующими веществами: а)
карбонатом натрия; б) силикатом натрия. Что наблюдаете? Попробуйте
объяснить происходящие изменения, используя следующие вопросы:
1) На какие ионы диссоциирует гидросульфат калия?
2) Какой из образовавшихся ионов мог взаимодействовать с карбонатом и
силикатом натрия? (За подсказкой обратитесь к схеме «Свойства солей».)
Действия
Наблюдения
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) Почему натрий, входящий в состав поваренной соли, не взаимодействует с
водой?
2) Сколько новых веществ можно получить, имея в качестве исходных
следующие реактивы: гидроксид бария, карбонат калия, раствор серной
кислоты?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________В а р и а н т II
Ц е л ь : совершенствовать умения решать экспериментальные задачи,
осуществлять превращения, анализировать результаты опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) 3 пронумерованные пробирки с растворами гидроксида натрия, йодида
калия, сульфата натрия;
2) пустые пробирки, универсальный индикатор;
3) реактивы: Fe(тв.), рры FeCl3, NaOH, BaCl2, Ca(OH)2, HCl, 10%ные
растворы KHSO4, Na2CO3, Na2SiO3.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы – выберите и подчеркните верный ответ.
1) Щелочная среда в растворе определяется наличием ионов:
а) ОН–;
2) Верная запись правой части уравнения электролитической диссоциации
+;
б) NH4
в) Н+.
сульфата алюминия:
б) 2Al3+ + 3SO4
2;
2;
а) Al3+ + SO4
в) Al3+ + 4SO2.
3) Чтобы получить газ, достаточно слить следующие растворы:
а) Na2CO3 и HCl;
З а д а н и е 2. Определите каждое из трех веществ (растворы гидроксида
натрия, йодида калия, сульфата натрия), находящихся в пробирках без
этикеток. Заполните таблицу, запишите уравнения соответствующих реакций в
молекулярном и ионном виде.
в) Na3PO4 и AgNO3.
б) K2SO4 и CuCl2;
№ пробирки, результат наблюдения
I
II
III
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакции
рН:
Наличие реакции
Реактивы
Цвет раствора
Проба индикатором
Проба качественным
реактивом
Формула вещества___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В ы в о д ы : Чтобы определить качественный состав вещества, необходимо
провести реакции на выделение ионов в виде нерастворимого осадка или газа:
на
ион
является
______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
на
ион
является
______________________________ (анализирующий ион, цвет раствора или
осадка);
качественным
__________
ионом
значит,
пробирке
________________________________________________________.
III
в
–
З а д а н и е 3. Экспериментальная задача.
Исходя из реактивов, выданных вам, проведите реакцию ионного обмена, в
результате которой выделится:
а) вода;
Действуйте по следующему плану:
1) Определите вещества, необходимые для соответствующей реакции.
в) гидроксид железа (III).
б) карбонат кальция;
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Запишите уравнения предполагаемых превращений и обменяйтесь
тетрадями с соседом для проверки. (Если сомневаетесь, обратитесь к
учителю.)
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Проведите необходимые опыты и сделайте вывод, ответив на вопрос: «При
каких условиях можно получить заданные вещества?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Проблемный эксперимент.Могут ли взаимодействовать растворы хлорида железа (III) и йодида калия?
Проведите опыт. Что наблюдаете? Попробуйте объяснить происходящие
изменения, используя следующие вопросы:
1) Какое из веществ может быть окрашено в бурый цвет?
2) Как может проявлять себя ион Fe3+ с точки зрения ОВР?
Действия
Наблюдения
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) Почему реакцию раствора гидроксида натрия с соляной кислотой
проводят в присутствии индикатора, а гидроксида цинка с той же кислотой – без
индикатора?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2) Могут ли находиться в растворе попарно взятые вещества: а) гидроксид
кальция и соляная кислота; б) гидроксид кальция и гидроксид натрия; в)
гидроксид кальция и сульфат цинка? Почему? Дайте мотивированный ответ.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________