Практическая работа «Реакции ионного обмена» (оформление работы)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 1. 9 оформление.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А. Практическая работа  «Реакции ионного обмена» (оформление работы) В а р и а н т  I Задание 1: 1 – в; 2 – г; 3 – б. Пояснения к заданию 2.  Растворы веществ, находящихся в пробирках без этикеток, – сульфат калия (1), хлорид железа (III) (2), серная кислота (3). Реактивы Цвет раствора Проба индикатором Проба раствором  BaCl2 Формула вещества № пробирки, результат наблюдения I бесцветный нейтральная осадок белый  молочный K2SO4 II темно­желтый слабокислая – FeCl3 III бесцветный кислая осадок белый  молочный H2SO4 2–  – наличие избытка H+  в растворе определяет кислую Уравнения реакций:   2H→ +  + SO4 H2SO4  реакцию среды. K2SO4 + BaCl2 = 2KCl + BaSO4↓ H2SO4 + BaCl2 = 2HCl +  BaSO4↓ SO4 В ы в о д :  чтобы   определить   качественный   состав   вещества,   необходимо провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа: на 2–  качественным     ионом   является   Ba2+  .   При   этом   выпадает   белый ион   SO4 молочный осадок. 2– + Ba2+ = BaSO4  ↓ Задание 3. Реактивы: CuO(тв.), CaCO3(тв.), р­ры: NaOH, H2SO4, CuSO4, BaCl2,  AgNO3. Р е ш е н и е   з а д а ч и : а) 2NaOH +  H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O      б) CaCO3 + H2SO4 = Ca SO4 H+ + OH– = H2O CaCO3 + 2H+ + SO4 в) CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2  + H↓ 2– = Ca SO4 ↓ 2O + CO2↑  + H↓  + Na 2O + CO2↑ 2SO4  Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓В ы в о д : данные вещества можно получить при связывании ионов в растворе в малодиссоциирущие вещества. Задание 4.  Действия 1. К раствору KHSO4 приливаю раствор  Na2CO3  2. К раствору KHSO4 приливаю раствор  Na2SiO3 Наблюдения Выделяются пузырьки газа Выпадает гелеобразный осадок, раствор  мутнеет Уравнения реакций:  1) 2KHSO4 + Na2CO3 = H2O + CO2 2– = H2O + CO2↑     2H+ + СO3 2) 2KHSO4 + Na2SiO3 = H2SiO3     2H+ + SiO3 В ы в о д :   кислые   соли   в   растворе   могут   проявлять   свойства   кислот   из­за 2­ = H2SiO3↓ 2SO4 + Na2SO4 4 + Na2SO4  + K↑ ↓  + K2SO наличия ионов водорода в их составе. Задание 4А. 1) В состав соли входят ионы Na+. Химически активными являются атомы Na0. 2) Гидроксид бария, карбонат калия, раствор серной кислоты. Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 Ba(OH)2 + K2CO3 = BaCO3  + 2KOH K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2↑  + 2H↓ ↓ 2O О т в е т : можно получить шесть новых веществ. В а р и а н т  II Задание 1. 1 – а; 2 – б;  3 – а. Задание   2.  Растворы   веществ,   находящихся   в   пробирках   без   этикеток,   – гидроксида натрия (1), йодида калия (2), сульфата натрия (3). Реактивы Цвет раствора Проба индикатором Проба р­ром BaCl2 № пробирки, результат наблюдения I бесцветный щелочная – II бесцветный нейтральная – III бесцветный нейтральная осадок белыйФормула вещества NaOH KI молочный Na2SO4 Уравнения реакций:  1)   NaOH     Na→ +  +   OH–  –   наличие   избытка   OH–  в   растворе   определяет щелочную реакцию среды. 2) Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4 В ы в о д :  чтобы   определить   качественный   состав   вещества,   необходимо провести реакции на выделение ионов в виде определяемого осадка или газа: на 2–  качественным     ионом   является   Ba2+.   При   этом   выпадает   белый ион   SO4 молочный осадок.  SO4 2– + Ba2+ = BaSO4↓  ↓ Задание 3.  Реактивы: Fe(тв.), р­ры FeCl3, NaOH, BaCl2, Ca(OH)2, HCl, 10%­ные растворы KHSO4, Na2CO3, Na2SiO3 а) NaOH + HCl  = NaCl + H2O;             б) Ca(OH)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaOH; Ca2+ + CO3 в) FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3  В ы в о д : данные вещества можно получить при связывании ионов в растворе 2– =  CaCO3↓ Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3 ↓ OH– + H+  = H2O  + 3NaCl; ↓ в малодиссоциирущие вещества. Задание 4.  1) С точки зрения теории электролитической диссоциации реакция между хлоридом железа (III) и йодидом калия не идет до конца, так как не выделяются малодиссоциирующие вещества. 2)   При   сливании   этих   растворов   обнаруживается   изменение   окраски (появление бурого цвета), что служит признаком реакции. 3)   Fe3+  может   являться   окислителем,   а   ион   I–  –   восстановителем. Следовательно,   в   растворе   одновременно   с   реакцией   ионного   обмена   идет окислительно­восстановительная реакция. 4) Уравнение реакции:  2FeCl3 + 2KI = I2 ↓  + 2FeCl 2 + 2KCl 2 1 Fe+3 + ē = Fe+2  2I– – 2ē = I2 0 окислитель восстановитель Задание 4А.  Гидроксид натрия – щелочь, которая дает изменение окраски индикатора. При приливании к ней соляной кислоты окраска исчезает, поскольку происходитреакция нейтрализации с образованием воды. Гидроксид цинка – нерастворимое основание,   поэтому   изменения   окраски   индикатора   не   дает.   Реакцию обнаруживают   по   переходу   ионов   гидроксида   цинка   в   раствор,   то   есть   по растворению данного основания. а) NaOH + HCl = NaCl + H2O;       б) Zn(OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + 2H2O; 2) а) Не могут, так как в результате реакции ионного обмена образуется OH– + H+  = H2O Zn(OH)2 + 2H+ = Zn2+ + 2H2O вода:          Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O    б) Могут, так как  их ионы не взаимодействуют друг с другом в растворе.     в) Не могут, так как в результате реакции ионного обмена образовавшиеся вещества выпадают в осадок.          Ca(OH)2 + ZnSO4 = Zn(OH)2 ↓  + CaSO 4↓