Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
п.р. 5. 11 инструкция.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А.
Практическая работа
«Скорость химических реакций» (инструкция к работе)
Ц е л и : применить знания о скорости химической реакции в решении
экспериментальных задач; совершенствовать умения объяснять наблюдении и
результаты проводимых опытов.
О б о р у д о в а н и е и р е а к т и в ы :
1) железная скрепка, порошок железа, кр. MnO2, растворы HCl (5%ный и
10%ный), Na2CO3, FeCl3, NaOH, СuSO4, H2O2 (3%ный);
2) спиртовка, зажим, пробирки, лучина.
ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;
2) не смешивать реактивы без согласования с заданием.
Х о д р а б о т ы
З а д а н и е 1. Проверьте свою готовность к выполнению практической
работы.
1. Выберите и подчеркните верное суждение:
а) Катализатором называют вещество, увеличивающее скорость химической
реакции, но остающееся без изменения.
б) Каждое химически чистое вещество может быть катализатором.
в) Катализатор увеличивает выход продукта в необратимой и обратимой
химических реакциях.
2. Математическое выражение закона действующих масс для реакции,
выражаемой уравнением аА + bB = cC, имеет вид:
в) υх.р. = [А]а ∙ [B]b
б) υх.р. = k ∙ [А] ∙ [B];
а) υх.р. = k ∙ [А]а ∙ [B]b;
3. Скорость гетерогенной реакции зависит от:
а) объема; б) площади поверхности реагентов; в) концентрации реагентов.
4. Повышение давления в системе приводит к:
а) повышению энергии активации частиц;
б) понижению скорости реакции;
в) увеличению концентрации реагирующих веществ;
г) ни к чему не приводит.5. Температурный коэффициент химической реакции, скорость которой
выросла в 27 раз при повышении температуры от 30° до 60°, равен:
а) 2;
б) 3;
в) 9;
г) вычислить невозможно.
З а д а н и е 2. Экспериментальная задача.
Предложите способы увеличения скорости следующих химических реакций и
Способ
увеличения скорости
Теоретическое
обоснование
Уравнение
реакции
осуществите их:
Химическая реакция
1) Взаимодействие железа
и соляной кислоты
2) Взаимодействие растворов
карбоната натрия и соляной
кислоты
3) Разложение гидроксида
железа (III)
Ответьте на вопрос: «От каких факторов зависит скорость химической
реакции?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3. Проблемная экспериментальная задача.
1) Налейте в 2 пробирки по 1 мл 3%ной перекиси водорода (Н2О2)
и добавьте в первую раствор медного купороса, а во вторую – раствор аммиака.
Запишите свои наблюдения и ответьте на вопрос: «Взаимодействуют ли данные
вещества с перекисью водорода?».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________2) В чистой пробирке слейте растворы медного купороса и аммиака
(обратите внимание: раствор аммиака должен быть в избытке) до
получения прозрачного раствора василькового цвета.
(Подумайте: что
получилось?)
3) В пробирку налейте 1 мл 3%ной перекиси водорода и добавьте немного
полученного в предыдущем опыте раствора. Что наблюдаете? Попробуйте
определить и объяснить происходящее явление.
4) Сделайте вывод.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 3А. Мысленный эксперимент.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1) Изменится ли скорость гомогенной химической реакции
А + В = АВ, если одновременно повысить давление в 2 раза и понизить
температуру на 20оС? (Температурный коэффициент равен 2.) Обоснуйте ответ с
помощью расчетов.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________2) При 40 оС реакция протекает за 180 секунд. Температурный коэффициент
равен 3. За сколько времени она завершится при 60 оС?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
З а д а н и е 4. Дополнительные проблемные опыты.
В две пробирки налейте одинаковые объемы раствора перманганата калия
(KMnO4), добавьте раствор серной кислоты и 2 гранулы цинка. Затем в одну из
пробирок добавьте на кончике шпателя твердый нитрат калия. Как изменилась
скорость реакции? Дайте обоснованное объяснение происходящему.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.