Практическая работа «Скорость химических реакций» (инструкция к работе)

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 10.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методический материал является подробной инструкцией к порядку выполнения практических работ по школьному курсу химии. Материал содержит тему работы, цель, краткое теоретическое обоснование темы, подробное описание проводимых экспериментов, порядок оформления результатов и формулировки выводов. Может применяться как инструктивная карточка – практикум.
Иконка файла материала п.р. 5. 11 инструкция.docx
Учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Зябкина О.А. Практическая работа  «Скорость химических реакций» (инструкция к работе) Ц е л и :   применить   знания   о   скорости   химической   реакции   в   решении экспериментальных   задач;   совершенствовать   умения   объяснять   наблюдении   и результаты проводимых опытов. О б о р у д о в а н и е   и   р е а к т и в ы :   1) железная скрепка, порошок железа, кр. MnO2, растворы HCl (5%­ный и 10%­ный), Na2CO3, FeCl3, NaOH, СuSO4, H2O2 (3%­ный); 2) спиртовка, зажим, пробирки, лучина. ТБ: 1) аккуратно работать с реактивами и приборами;   2) не смешивать реактивы без согласования с заданием. Х о д   р а б о т ы З а д а н и е   1.  Проверьте   свою   готовность   к   выполнению   практической работы. 1. Выберите и подчеркните верное суждение: а) Катализатором называют вещество, увеличивающее скорость химической реакции, но остающееся без изменения. б) Каждое химически чистое вещество может быть катализатором. в)   Катализатор   увеличивает   выход   продукта   в   необратимой   и   обратимой химических реакциях. 2.  Математическое выражение закона действующих масс для реакции, выражаемой уравнением аА + bB = cC, имеет вид:  в) υх.р. = [А]а ∙ [B]b б) υх.р. = k ∙ [А] ∙ [B];  а) υх.р. = k ∙ [А]а ∙ [B]b;  3. Скорость гетерогенной реакции зависит от: а) объема;    б) площади поверхности реагентов;    в) концентрации реагентов. 4. Повышение давления в системе приводит к: а) повышению энергии активации частиц; б) понижению скорости реакции; в) увеличению концентрации реагирующих веществ; г) ни к чему не приводит.5.  Температурный коэффициент химической реакции, скорость которой выросла в 27 раз при повышении температуры от 30° до 60°, равен: а) 2;  б) 3;  в) 9;  г) вычислить невозможно. З а д а н и е  2. Экспериментальная задача. Предложите способы увеличения скорости следующих химических реакций и Способ  увеличения скорости Теоретическое  обоснование Уравнение  реакции осуществите их:  Химическая реакция 1) Взаимодействие железа  и соляной кислоты 2) Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной  кислоты 3) Разложение гидроксида  железа (III) Ответьте   на   вопрос:   «От   каких   факторов   зависит   скорость   химической реакции?».  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  3. Проблемная экспериментальная задача. 1)   Налейте   в   2   пробирки   по   1   мл   3%­ной   перекиси   водорода   (Н2О2) и добавьте в первую раствор медного купороса, а во вторую – раствор аммиака. Запишите свои наблюдения и ответьте на вопрос: «Взаимодействуют ли данные вещества с перекисью водорода?».  ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________2)   В   чистой   пробирке   слейте   растворы   медного   купороса   и   аммиака (обратите   внимание:   раствор   аммиака   должен   быть   в   избытке)  до получения   прозрачного   раствора   василькового   цвета.  (Подумайте:   что получилось?) 3) В пробирку налейте 1 мл 3%­ной перекиси водорода и добавьте немного полученного   в   предыдущем   опыте   раствора.   Что   наблюдаете?   Попробуйте определить и объяснить происходящее явление. 4) Сделайте вывод. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  3А. Мысленный эксперимент. Подумайте и ответьте на вопросы: 1)   Изменится       ли       скорость       гомогенной       химической       реакции А + В = АВ,   если   одновременно   повысить   давление   в   2   раза   и   понизить температуру на 20оС? (Температурный коэффициент равен 2.) Обоснуйте ответ с помощью расчетов. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________2) При 40 оС реакция протекает за 180 секунд. Температурный коэффициент равен 3. За сколько времени она завершится при 60 оС? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ З а д а н и е  4. Дополнительные проблемные опыты. В две пробирки налейте одинаковые объемы раствора перманганата калия (KMnO4), добавьте раствор серной кислоты и 2 гранулы цинка. Затем в одну из пробирок добавьте на кончике шпателя твердый нитрат калия. Как изменилась скорость реакции? Дайте обоснованное объяснение происходящему. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________

Посмотрите также